Основные этапы формирования современных отечественных ВИНК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы формирования современных отечественных ВИНК



Первой крупной вертикально интегрированной структурой в отечественном топливном комплексе стал государственный газовый концерн «Газпром» во главе с В.С. Черномырдиным (1938—2010), созданный на основе Министерства газовой промышленности СССР в конце 1989 г. Концерн владел 15% мировых запасов газа, обеспечивал до 90% российской газодобычи, контролировал все магистральные газопроводы в России и Единую систему газоснабжения. Как вертикально интегрированная структура «Газпром» управлял предприятиями, занимавшимися добычей, транспортировкой и переработкой газа. В концерн вошли: 6 предприятий по добыче газа, 17 предприятий по транспортировке, 6 газоперерабатывающих заводов, 27 строительных, экономических и прочих организаций, 26 дочерних компаний, 3 НИИ, 1 НПФ «Газфонд», 13 компаний с долевым участием «Газпрома» («Росшельф», «Газтелеком», «Экогаз», «Стройтрансгаз» и др.). В 1993 г. Министерство финансов одобрило проект приватизации «Газпрома». Согласно утвержденной схеме распределения, 40% оставалось в собственности государства, 28,7% продавалось за ваучеры, 15% принадлежало руководителям концерна, 10% предназначалось для продажи зарубежным компаниям, 5,2% находилось в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, 1,1% переходил в пользование организации «Росгазификация».

18 октября 1991 г., согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 555, по аналогии с «Газпромом» была создана Российская государственная нефтегазовая корпорация «Роснефтегаз», объединившая нефтегазовые предприятия, входившие в систему Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР, не вошедшие в «Газпром». Помимо добывающих предприятий в состав «Роснефтегаза» вошли строительные, научно-производственные объединения, машиностроительный концерн «Нефтегазмаш», производственные объединения магистральных нефтепроводов и др. Председателем «Роснефтегаза» был назначен министр нефтяной промышленности СССР Л.Д. Чурилов. Одна из задач, поставленных правительством перед корпорацией, заключалась в организации в течение ближайших 1–2 лет на территории России 10–12 крупных нефтяных компаний с уровнями годовой добычи нефти 10–60 млн т, в состав которых входили бы предприятия по разведке, добыче, транспорту и переработке углеводородов и реализации продуктов переработки на рынке. Таким образом, курс на создание вертикально интегрированных компаний был поддержан государством. Основными мотивами этого были:

- создание условий для реализации крупных инвестиционных проектов, таких, как освоение новых месторождений в новых районах (это было необходимо для увеличения объемов добычи углеводородов);

- сохранение сложившихся производственно-технологических связей и минимизация в этой связи издержек переходного периода;

- обеспечение благоприятных стартовых условий отечественному нефтяному бизнесу с точки зрения конкурентоспособности на мировых рынках, с учетом того, что среди крупнейших энергетических компаний преобладали ВИНК;

- достижение управляемости нефтегазового сектора (с учетом его ведущей роли в развитии экономики в целом) для поддержания в переходный период экономического «ядра стабильности».

Первым опытом реализации данной задачи стало создание 25 ноября 1991 г. государственного концерна «ЛАНГЕПАСУРАЙКОГОЛЫМНЕФТЬ ("ЛУКОЙЛ")» во главе с заместителем министра нефтяной и газовой промышленности В.Ю. Алекперовым. В состав государственного концерна «ЛУКОЙЛ» вошли: нефтедобывающие предприятия «Урайнефтегаз», «Лангепаснефтегаз», «Когалымнефтегаз»; нефтеперерабатывающие заводы Волгоградский, Новоуфимский (перешедший вскоре под контроль властей Башкортостана), предприятие «Пермьнефтеоргсинтез».

Следующим шагом в реализации задачи по созданию ВИНК стала разработка под эгидой Минтопэнерго и утверждение Правительством в 1992 г. «Концепции по приватизации и реформированию предприятий нефтяной и газовой промышленности РФ». По замыслу правительства акционирование и приватизация при сохранении значительной доли государственной собственности в капитале акционерных обществ обеспечивали переход от централизованного управления к сочетанию государственного регулирования с саморегулированием и сохранению традиционных производственно-технологических связей в рамках крупных организационных структур.

Начало первому этапу создания ВИНК положил Указ Президента РФ № 1403 от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения». Согласно Указу подлежащие приватизации предприятия отрасли были разделены на три группы.

В первую группу вошли нефтегазодобывающие объединения, которые приватизировались как единый технологический комплекс, при этом 38% акций этих АО на три года закреплялись в федеральной собственности и передавались в управление госконцерну «Роснефть».

Во вторую группу вошли «ЛУКОЙЛ» (18 предприятий), «Сургутнефтегаз» и «ЮКОС» (по 12 предприятий). Возглавили ВИНК главы государственных концернов, на базе которых они были учреждены - В.Ю. Алекперов, В.Л. Богданов и С.В. Муравленко. Для этой группы был принят следующий порядок распределения акций: 45% акций передавалось Госкоимуществу РФ и закреплялось в федеральной собственности (в течение трех лет), 15% – шло трудовому коллективу за ваучеры; 15% – поступало на свободный рынок для продажи иностранным инвесторам; 25% – для продажи отечественным инвесторам.

В третью группу вошли две транспортные компании - «Транснефть» (для транспортировки сырой нефти») и «Транснефтепродукт» (для транспортировки нефтепродуктов), 49% акций которых также закреплялась в государственной собственности на три года.

Процесс акционирования в нефтяной отрасли должен был завершиться до 31 декабря 1992 г., но по состоянию на начало 1993 г. из 189 предприятий, входивших в состав «Роснефти», оказалось акционированными только 82 (43,4%). 48 предприятий (25,4%), находившихся в Татарстане, Башкортостане, Чечне и Республике Коми, акционировались в соответствии с законами субъектов Федерации.

С 1995 г., когда истек срок закрепления государственных пакетов акций в управлении ГК «Роснефть», начался второй этап создания нефтяных компаний, отличавшийся большей интенсивностью. В этот период постановлением Правительства РФ были учреждены АООТ «Славнефть», «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания», «Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания» (СИДАНКО), «Оренбургская нефтяная компания» (ОНАКО), «Тюменская нефтяная компания» и «Сибирская нефтяная компания».

К концу 1995 г. в стране работали 13 вертикально интегрированных нефтяных компаний, на долю которых приходилось 56,4% российской нефтедобычи. Объемы добычи нефти ВИНК в 1994–1995 гг. составили: «ЛУКОЙЛ» – 56,4 млн т., «ЮКОС» – 37,3 млн т., «Сургутнефтегаз» – 34,2 млн т., «Сиданко» – 25,6 млн т., «Роснефть» – 12,7 млн т, «Восточная нефтяная компания» –11,2 млн т; «КомиТЭК» – 5,1 мл. т. «Сибнефть», «ТНК», «Славнефть», «НОРСИ-ойл», «ОНАКО», «Башнефтехимзаводы», «Татнефть», «ЮНКО», РМНК «Нефтеотдача» и др. в сумме добывали 112,1 млн т. Объемы переработки составили: «Сиданко» – 21,6 млн т. «ЮКОС» – 18,5 млн т; «ЛУКОЙЛ» – 17,1 мл. т; «Сургутнефтегаз» – 11,6 млн т; «Роснефть» – 5,3 млн т, «ВНК» – 5,2 млн т; «КомиТЭК» – 3,0 млн т. Остальные нефтяные компании перерабатывали 87,3 млн т. нефти. Таким образом, в условиях падения производства основных видов нефтепродуктов ВИНК стабилизировали и даже прирастили выпуск отдельных категорий продукции.

Третий этап (с 1996 г.) развития современных ВИНК связан с дальнейшей приватизацией посредством залоговых аукционов, т.е. передачи государственных пакетов акций в залог и их последующей продажей на рынке. Такое решение не имело цели обеспечения экономического роста нефтяной отрасли, а было принято с целью покрытия дефицита госбюджета. С завершением в 1995 г. периода высокой инфляции начался новый виток бюджетного кризиса, и приватизация рассматривалась в качестве одного из важнейших источников пополнения казны. Правительство прибегло к продаже принадлежащих ему пакетов акций ряда предприятий, весьма привлекательных с коммерческой точки зрения.

Суть процедуры залогового аукциона состояла в следующем: ряд российских банков после аукциона предоставлял кредит правительству под залог принадлежащих ему акций ряда предприятий. По истечении установленного срока правительство организовывало конкурс по продаже заложенных акций и либо возвращало кредит из вырученных денег, либо эти акции переходили в собственность кредиторов. Однако федеральное правительство в 1996 г. не смогло погасить долг, и в результате залоговых и инвестиционных аукционов собственниками ВИНК стали частные лица и финансовые группы – «Менатеп», «Альфа-групп», ОНЭКСИМбанк, Б.А. Березовский, Р.А. Абрамович и др.

В начале 1999 г. в нефтяной отрасли работало 15 ВИНК. В этот период в федеральной собственности были закреплены пакеты акций шести из пятнадцати нефтяных компаний: ОАО «ЛУКОЙЛ» (6,6%), «Славнефть» (45%), ОАО «Оренбургская нефтяная акционерная компания» (51%), «РМНТК «Нефтеотдача» (38%), «Транснефть» (75% или 100% голосующих акций), «Транснефтепродукт» (75% или 100% голосующих акций), ОАО «Роснефтегазстрой» (10,6%), ОАО «Тюменский нефтяной научнотехнологический центр» (100%), «Роснефть» (100%). Если в 1994 г. нефтяной комплекс обеспечивал 6% всех бюджетных поступлений, то в 1998 г. – 22%.

Следует отметить, что «Роснефть», являвшаяся в этот период единственной государственной вертикально интегрированной компанией в нефтяной отрасли, находилась на грани развала. В 1998 г. в ОАО «Роснефть» добыча составляла всего 12,5 млн т, т.е. 4,1% от общероссийской добычи. Во многих крупных предприятиях компании по несколько месяцев не выплачивалась заработная плата, была допущена огромная задолженность перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами. За долги был изъят контрольный пакет акций крупнейшего нефтедобывающего предприятия «Роснефть–Пурнефтегаз», арестованы контрольные пакеты акций ОАО «Роснефть–Краснодарнефтегаз», «Ставропольнефтегаз», «Термнефтегаз». По сути, стоял вопрос о потере единственной в России государственной нефтяной компании.

Характерной чертой четвертого этапа (с 2000 г.) развития ВИНК является завершение процесса консолидации отрасли, когда ведущие ВИНК приватизировали ряд крупных добывающих и перерабатывающих предприятий.

Например, «ЛУКОЙЛ» приобрел все активы «КомиТЭК», сформировав на их основе одно из региональных дочерних обществ компании – «ЛУКОЙЛ–Коми». В этот же период в процессе раздела «СИДАНКО» компания «ТНК» приобрела Саратовский НПЗ, «Варьеганнефтегаз», «Удмуртнефть» и др., в 2000 г. купила «ОНАКО», в 2001 г. – Лисичанский НПЗ.

В 2005 г. контрольный пакет акций ОАО «Сибнефть» (75,68%) был приобретен Группой «Газпром», которая на базе предприятий, входивших в «Сибнефть» 13 мая 2006 г. создала ОАО «Газпром нефть».

В результате консолидации ОАО «НК «Роснефть», завершенной в 2006 г., к компании были присоединены 12 дочерних обществ: 7 нефтедобывающих (ОАО «НК «Роснефть»–Краснодарнефтегаз», ОАО «НК «Роснефть»–Пурнефтегаз», ОАО «НК «Роснефть»–Сахалинморнефтегаз», ОАО «НК «Роснефть»–Ставропольнефтегаз», ОАО «Юганскнефтегаз», ОАО «Северная нефть», ОАО «Селькупнефтегаз»), 2 нефтеперерабатывающих (ОАО «НК «Роснефть»–Комсомольский НПЗ» и ОАО «НК «Роснефть»–Туапсинский НПЗ) и 3 предприятия нефтепродуктообеспечения (ОАО «НК «Роснефть»–Архангельскнефтепродукт», ОАО «НК «Роснефть»–Находканефтепродукт» и ОАО «НК «Роснефть»–Туапсенефтепродукт»). 2007 г. ознаменовался переделом активов «ЮКОСа».

Консолидация позволила завершить процесс формирования вертикально интегрированной структуры нефтегазового сектора с единым центром прибыли и управления. Укрупнение облегчило доступ компаний к рынку капиталов для финансирования новых проектов, упростило процесс структурирования займов, что положительно повлияло на сроки и стоимость финансирования, что, в свою очередь, повысило эффективность капиталовложений и улучшило операционные показатели ВИНК. В результате было обеспечено дальнейшее развитие нефтяной отрасли в рыночных условиях. Если в 2000 г. добыча нефти в России составляла 323,3 млн тонн, то в 2006 г. она достигла 480 млн тонн (превысив уровень 1991 г.), а в 2010 г. – 505,1 млн тонн, из которых 95,6% пришлось на десять крупнейших ВИНК.

12 апреля 2011 г. на заседании Правительственной комиссии по вопросам ТЭК, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики под руководством заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Сечина была утверждена Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 г. и Генеральная схема развития газовой отрасли до 2030 г., что можно считать отправной точкой следующего этапа развития ВИНК. В соответствии с этими документами уровень добычи нефти в 2030 г. может достичь 534 млн тонн. При этом добыча нефти и газового конденсата будет увеличиваться в основном за счет освоения запасов Тимано-Печорской провинции, шельфа арктических морей и Каспийского моря на фоне снижения добычи в Поволжье и на Урале. В Западной Сибири при стабилизации и постепенном снижении добычи нефти в Ханты-Мансийском автономном округе будет происходить ее рост в Ямало-Ненецком автономном округе. В Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) предусматривается освоение и промышленная разработка Ванкорского, Талаканского, Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского и Верхнечонского месторождений. На шельфе о. Сахалин будет осуществляться эксплуатация производственных объектов проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» и перспективных проектов «Сахалин 3-6». Безусловно, главную роль в реализации этих проектов играют ВИНК.

Выводы:

1. Создание современных ВИНК происходило в условиях системного кризиса отечественной нефтяной отрасли, основными причинами которого истощение ресурсной базы, распад СССР и снижение мировых цен на нефть.

2. Важнейшими предпосылками вертикальной интеграции для вновь создаваемых нефтяных компаний были: создание условий для реализации крупных инвестиционных проектов, сохранение сложившихся производственно-технологических связей, необходимость обеспечить экономическую стабильность и конкурентоспособность нефтяной отрасли.

3. Так же, как и в конце XIX–начале ХХ вв., спустя 100 лет деятельность вертикально интегрированных компаний способствовала интенсивному развитию нефтяной отрасли страны, обеспечению экономической и финансовой стабильности, решению многих социальных проблем за счет крупных налоговых поступлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.011 с.)