ТОП 10:

Изучение сформированности действий контроля



Действия контроля – сравнение осуществляемых учебных действий с их образцами.

Контроль со стороны педагога должен переходить в самоконтроль за правильностью и полнотой выполнения операций, контроль результата. Переход действий контроля со стороны учителя в действия самоконтроля подготавливается вопросами педагога, фиксацией наиболее важного, основного. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный; текущий; итоговый.

Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня знаний учащегося и их достаточности для выполнения конкретного учебного задания.

Например, школьник читает задание к упражнению, просматривает это упражнение и выясняет, что для его выполнения ему необходимо вспомнить определённое правило.

Текущий контроль выполняет следующие функции:

а) соотнесение выполняемого учебного действия с учебной задачей;

б) правильность выполнения учебного действия;

в) оценка степени сформированности учебного действия (автоматизированность, быстрота выполнения и др.).

Итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы. Учащийся должен уметь определять, чему и насколько хорошо он научился, выполняя конкретное учебное задание, какие ошибки он допустил, как их нужно исправлять.

Для изучения действий контроля необходимо пронаблюдать процесс выполнения школьниками конкретных учебных заданий как на уроке, так и по предложению исследователя.

Форма протокола наблюдения

ПРОТОКОЛ №___

Время Действия и движения ученика Эмоциональные реакции Речевые высказывания

 

К протоколу прилагаются выполненные учениками учебные задания в письменной форме или запись устных ответов учеников.

По окончании выполнения учебного задания с учащимися необходимо провести беседу следующего содержания:

· «Как ты думаешь, правильно ли ты выполнил задание?»

· «Как ты узнал, как нужно его выполнять?»

· «Как ты проверил (проверишь) правильность выполнения этого задания?»

· «Как ты обычно определяешь, что ты уже выполнил задание?»

1.1.5 Изучение сформированности действий оценки

Действия оценки – оценка достигнутого результата учебного действия (решена ли учебная задача).

Оценка учителя или преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, должна переходить в самооценку учащегося. А.В. Захарова отметила одну важную особенность этого процесса: переход самооценивания в качество, характеристику самого учащегося (выполнил работу на «отлично» – умный, успевающий, уверенный в себе ученик). Оценочные действия учащегося должны выполнять следующие функции: 1) осознание своего уровня достижений (что я знаю и умею); 2) отношение к этому уровню как к достаточному или недостаточному; 3) принятие решения и осуществление действий по изменению уровня достижений (или его поддержанию).

Действия оценки можно изучать с помощью метода анализа продуктов деятельности (письменные работы, дневник, журнал) и последующей беседы:

· «Какие оценки ты получаешь по разным предметам?»

· «Почему у тебя именно такие оценки?» (можно сравнить успеваемость по разным предметам)

· «Доволен ли ты своими оценками? Почему доволен (недоволен)?»

· «Если ты получаешь не очень высокую оценку, как ты это для себя объясняешь?» (Этот вопрос необходимо выяснять на примере конкретной полученной учеником оценки).

· «Что ты чувствуешь, когда получаешь высокую оценку (когда получаешь невысокую оценку)»

· «Делаешь ли ты что-нибудь, чтобы повысить или исправить оценку? Если делаешь, то что именно?»

· «Как ты думаешь, для чего нужны оценки?»

 

Изучение умственного развития учащихся

Изучение внимания учащихся

Внимание –направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Различают непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание.

Свойства внимания

· концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте;

· объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;

· переключение – перенос внимания с одного объекта на другой;

· распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;

· устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.

Факторы, способствующие привлечению внимания

Ø характер раздражителя (сила, новизна, контраст и т.д.);

Ø структурная организация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);

Ø отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего).

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.004 с.)