Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение мотивационной сферы и временной перспективы личности
Цель: изучить временную перспективу учащихся с помощью методики неоконченных предложений Ж. Нюттена. Сущность человека как личности выражается в способности быть субъектом сознательного ответственного поведения, совершать обдуманные поступки, принимать решения. Особенности потребностно-мотивационной сферы личности определяют «направление», в котором человек движется. Иерархичная структура мотивов обеспечивает подчинение отдельных сиюминутных желаний определенным ведущим мотивам. Устойчивость и структурированность потребностно-мотивационной сферы личности обеспечивает устойчивость поведения человека. Временная перспектива – одна из ведущих характеристик личности, которая выражается в способности человека мысленно представить своё будущее. Особенности временной перспективы выступают одним из факторов, обеспечивающих способность к планированию как отдельных деятельностей, так и целостной жизни. Глубина временной перспективы выступает в качестве необходимого условия развития личности, а также ее способности к самоорганизации. Особое значение характеристики временной перспективы приобретают в контексте проблемы профессионального самоопределения. Отношение учащегося к отдельным предметам и учению в целом во многом определяется способностью «увидеть» предъявляемые учебные задания в перспективе своего будущего. Расширение временной перспективы может рассматриваться как одно из направлений работы по оптимизации личностного развития учащихся, а также профилактике девиантных форм поведения. Содержание задания: выявить особенности временной перспективы двух подростков, различающихся по какому-либо признаку (пол, успеваемость, интересы, поведение и т.д.): выявить содержание мотивов; описать ведущие мотивы (описать иерархию мотивационных образований); определить наличие и специфику мотивов нравственного содержания. Результаты исследования соотнести с реальным поведением и успеваемостью учащихся, высказать предположения о возможных причинах проблем школьников, предложить варианты оказания помощи. Процедура исследования. Исследование проводится с каждым испытуемым отдельно. Ученику предлагают буклеты с неоконченными предложениями и просят их завершить. Буклет изготавливается таким образом, чтобы на каждой странице было написано только одно предложение с тем расчётом, чтобы испытуемый при их завершении каждый раз переворачивал страницу и не видел уже сделанных записей. Исследователь не должен помогать ученику заполнять буклеты.
Инструкция испытуемому: «На каждой странице обеих книжечек, напечатано начало фразы. Закончи эту фразу так, как тебе хочется. Не надо долго думать над ответом. Надо писать то, что первым пришло в голову, когда ты примеришь эти первые слова к себе. Старайся отвечать так, чтобы каждая страница была понятна сама по себе».
I БУКЛЕТ Я надеюсь…; Я очень хочу…; Я намереваюсь…; Я мечтаю…; Я стремлюсь…; Я буду очень доволен (-льна)…; Я хочу…; Я все сделаю для того, чтобы…; У меня есть большое желание…; Я бы хотел(а) быть способным (ной)…; Я бы так хотел (а)…; Я стремлюсь…; Я решил (а)…; Я буду очень рад (а), если…; Я имею определенное намерение…; Я сделаю все возможное, чтобы…; Я буду очень рад (а), если мне разрешат…; Я бы ничего не пожалел (а) для того, чтобы…; Я всем сердцем надеюсь…; Всеми своими силами я стремлюсь….
II БУКЛЕТ Больше всего я буду расстроен (а), если…; Я не желаю…; Я буду протестовать, если…; Мне не понравится, если…; Я стараюсь избежать…; Я боюсь, что…; Я буду очень жалеть, если…; Я не хочу…; Мне не нравится думать о том, что…; Я бы не хотел (а)…. Анализ полученных результатов осуществляется путём приписывания каждому высказыванию испытуемого двух кодов: временного кода и кода анализа содержания. Операция временного кодирования состоит в том, что каждому мотивационному объекту, каждому событию, цели, о которой думает, мечтает субъект, даже если он не указывает точного времени его наступления, приписать свой временной знак, который можно более или менее точно установить, имея представление о социокультурной жизни субъекта, рассуждая приблизительно следующим образом: «Если предположить, что человек будет жить обычно, нормально, так, как большинство людей его социальной группы, когда случится то событие, или будет достигнута та цель, о которой пишет этот человек?» Или для отрицательного суждения: «Когда то, чего хочет избежать субъект, его настигнет?»
Для временного кодирования используются следующие термины-символы: Т – (теперь) настоящий момент; Д – (день) в интервале дня; Н – (неделя) в ближайшую неделю; М – (месяц) в ближайший месяц; Г – (год) в течение года, через год; О – (обучение) в период обучения; В – (взрослость) в период продуктивной жизни, или взрослости; С – (старость) в период старости; Ж – (жизнь) весь период предстоящей жизни или локализация во времени затруднена. Использование временного кода позволяет измерить глубину временной перспективы человека. Можно вычертить временной профиль, когда на оси абсцисс откладываются соответствующие временные индексы, а на оси ординат – процент высказываний, в которых встречались мотивационные объекты с соответствующими временными индексами. Код анализа содержания приписывается мотивационным объектам и характеру активности, которая устанавливается в отношении этого объекта. Например, если человек пишет о желании помогать своим родителям, то «родители» выступают в роли объекта, а активность субъекта, связь, которую он устанавливает с данным объектом, может быть охарактеризована как активность помощи, альтруизм. Можно выделить 4 основных категории объектов: 1) «Я», сам человек, завершающий неоконченные предложения; 2) другие люди (мать, отец, друзья, любимая девушка, просто люди и др.); 3) объекты природы; 4) различные идеальные объекты (наука, свобода, любовь, независимость и др.). Формы активности, которые субъект устанавливает с объектами, необходимо выделить самостоятельно и отнести их к одной из 10 категорий активности: 1. Тот или иной аспект личности самого субъекта. 2. Активность, связанная с саморазвитием, самореализацией, развитием всей личности или каких-либо её сторон. 3. Всякая активность, направленная на то, чтобы что-то сделать. В эту категорию входит и активность вообще, и профессиональная деятельность, и учёба. 4. Всё, что касается контактов с другими людьми, общения. 5. Активность, связанная с познанием, получением информации. 6. Мотивация, связанная с идеальными (трансцендирующими) объектами (религия и т.д.). 7. Мотивация, связанная со стремлением к обладанию определёнными материальными ценностями. 8. Активность, связанная с отдыхом, развлечениями. 9. Всё, что касается процедуры и ситуации тестирования. 10. Бессмысленные или неклассифицируемые объекты. Например, завершённое предложение «Я надеюсь хорошо написать контрольную работу» может быть проанализировано следующим образом: временной код – Н (неделя), если контрольная работа ожидается в течение недели; код содержания – идеальный объект (контрольная работа), характер активности – учёба (3 категория). После кодирования каждого ответа можно посчитать частоту встречаемости различных встречаемых категорий мотивационных объектов, категорий характера активности и соотнести их с временными кодами. Далее необходимо сделать вывод о мотивационной направленности испытуемого и особенностях его временной перспективы. Полученные результаты можно соотнести с особенностями образа Я испытуемого, его поведением, особенностями учебной деятельности и на этой основе выработать направления оказания помощи в случае необходимости.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.006 с.) |