ТОП 10:

Изучение ценностно-ориентационного единства классного коллектива



Цель:изучение совпадения мнений и оценок членов классного коллектива.

Ценностно-ориентационное единство является одним из показателей сплоченности группы, в котором находит свое отражение степень совпадения взглядов, мнений и оценок членов группы относительно самых разных сфер и проблем жизни отдельного человека и коллектива в целом. Принято считать, что наиболее важными для оценки сплоченности является совпадение мнений по отношению к целям совместной деятельности и ценностям, значимым для всей группы.

Показателем ценностно-ориентационного единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов (В.В. Шпалинский). Феномен ценностно-ориентационного единства не отменяет разнообразие интересов, вкусов, мнений и т.п. Так, даже при совпадении представлений об общих целях группы могут обнаруживаться индивидуальные различия в понимании способов их достижения, т.е. близость позиций по одним вопросам может сочетаться с разными мнениями по другим.

Принято считать, что для группы с высоким уровнем развития межличностных отношений характерно совпадение мнений по наиболее важным вопросам жизни и функционирования группы (цели и задачи совместной деятельности; принципы, регулирующие отношения между членами группы; нравственные ценности; смысложизненные ориентации и др.). Помимо внутригруппового совпадения мнений и оценок имеет смысл обсуждать соответствие содержания ценностно-ориентационного единства конкретной группы с целями и ценностями общества в целом. Теоретически допустимо существование группы с высоким уровнем ценностно-смыслового единства, которая, однако, по своим целям и ценностям враждебна обществу (например, преступная группа, экстремистская молодежная группировка неофашистского толка и т.п.).

Этапы выполнения задания

1. На подготовительном этапе следует определить те сферы жизни и те проблемы группы, по поводу которых необходимо изучить степень совпадения мнений. Это могут быть

- сфера учебной деятельности (ценность знаний, образования, роль собственных усилий, личная ответственность за результаты, отношение к отметкам, авторитет учителя и т.п.);

- сфера межличностных отношений со сверстниками (отношение к классу в целом, удовлетворенность межличностными отношениями в классе, принципы, на которых они строятся, важность соблюдения конкретных нравственных норм и т.п.);

- сфера взаимоотношений со взрослыми (родителями, другими родственниками, учителями);

- сфера интересов (музыка, мода и т.п.);

- отношение к общественным событиям, явлениям, институтам (например, к экологическим проблемам, к насилию в семье, к историческим событиям, к институту церкви и т.п.); к конкретным социальным группам (старикам, инвалидам, национальным меньшинствам и т.п.); к универсальным общечеловеческим ценностям и идеалам (добро, любовь, справедливость, свобода, вера в Бога и т.п.).

При определении сфер и конкретных проблем, относительно которых будет исследоваться ценностно-ориентационное единство, можно и нужно учитывать возрастные особенности учащихся. Так, например, для старшеклассников в сфере учебной деятельности важным может быть выявление их представлений о личной ответственности за свою учебу, а в сфере межличностных отношений особую значимость приобретают отношения между юношами и девушками. Не менее важны для старшеклассников и смысложизненные проблемы. Следует также изучить и учесть впоследствии особенности конкретного класса (формальную и неформальную структуру, качества лидеров, актуальные проблемы, которые возникли в классе в последнее время, имевшие место важные события, конфликтные ситуации и т.п.).

2. На следующем этапе необходимо составить список из 20–30 предложений. Предложения должны быть сформулированы в виде конкретных утверждений, ясно и точно фиксирующих какую-либо позицию, точку зрения, мнение по выбранным сферам и проблемам. Эти утверждения (обычно в безличной форме или от первого лица) должны предполагать возможность однозначного ответа «Да» или «Нет», т.е. не должны быть расплывчатыми, запутанными, многозначными. Например, утверждение «Жизнь бывает и матерью, и мачехой» витиевато и запутано, а его смысл не обнаруживает сути того жизненного принципа, которым руководствуется юноша или девушка. Напротив, утверждение «Самореализация в жизни важнее, чем удовольствия» через противопоставление двух жизненных принципов выявляет их соподчинение. В приложении № 2 помещены примеры возможных утверждений. Однако студенту-практиканту следует составить и свои утверждения, соответствующие проблемам конкретного классного коллектива. В качестве утверждений могут использоваться пословицы и поговорки.

3. Целесообразно обсудить полученный «Список утверждений» с руководителем практики, классным руководителем, другими студентами-практикантами. В процессе обсуждения станет ясно, насколько точны и понятны формулировки, насколько актуальны зафиксированные в них темы. Это позволит скорректировать «Список…». Распределить утверждения «Списка…» в таком порядке, чтобы утверждения на одну тему не шли одно за другим, т.е. необходимо чередовать утверждения с разным содержанием. Следует обратить внимание и на чередование утверждений с позитивной и негативной формулировкой. Затем следует заготовить и размножить бланки опросника (см. приложение № 4).

4. Провести исследование, попросив учащихся заполнить бланки (см. инструкцию в приложении 3). Авторство мнений в данном исследовании большой роли не играет, поэтому бланки можно никак не подписывать. Поскольку сам ответ состоит в выставлении соответствующей пометки напротив слов «Да» или «Нет» (см. форму бланка в приложении 4), то и идентификация бланков по почерку также невозможна. Анонимность ответов учащихся может способствовать их большей открытости и искренности.

5. Обработать результаты путем подсчета количества ответов «Да» и «Нет» по каждому из утверждений и преобразования их в процентную долю. Высокий (от 70% до 100%) процент одного из ответов (например, «Нет») означает, что в данной группе существует единство мнений по данному вопросу, выражающееся в несогласии с данным утверждением. Приблизительно равные доли ответов «Да» и «Нет» (например, 45% против 55%) означают, что по данному утверждению между членами группы есть разногласия, т.е. мнения разделились.

6. Составить таблицу, отражающую процент совпадения ответов по каждому из утверждений. В этой таблице целесообразно разместить утверждения не в том порядке, как они шли в бланке, а сгруппировав их по смысловым сферам. Это облегчит анализ.

7. Проанализировать полученные результаты, выделив сферы максимального и минимального совпадения мнений. Попытаться объяснить причину таких результатов, опираясь на данные своего наблюдения за учащимися и на обсуждение с классным руководителем. Оценить степень сплоченности классного коллектива, сделать выводы. Полученные данные (все или их часть, степень сплоченности группы вообще или согласованность мнений лишь по определенным вопросам) могут стать хорошим материалом для обсуждения и на одном из классных мероприятий. Однако его конкретную форму и содержание необходимо обсудить с педагогами – руководителями практики.

2.5 Изучение межличностных отношений в классном коллективе с помощью проективной методики «Сочинение» (М.С. Валитов)

Цель: изучить межличностные отношения старшеклассников с помощью проективной методики «Сочинение».

Изучение межличностных отношений в классном коллективе часто сопряжено с определёнными трудностями, связанными с тем, что подростки не желают сообщать взрослым информацию о характере своих взаимоотношений со сверстниками. Проективное сочинение «Моя встреча с одноклассниками через 10 лет» позволяет преодолеть нежелание «раскрываться», обнаруживать для посторонних свои симпатии или антипатии. Данная методика частично или полностью снимает этот барьер, так как не принуждает подростков говорить об актуальной ситуации взаимоотношений в прямом виде.

Содержание задания. Ученикам во внеурочное время (например, на классном часе) предлагается написать сочинение.

Инструкция: «Ребята, давайте попробуем заглянуть в будущее, немного пофантазируем на эту тему. Опишите, пожалуйста, возможную встречу друг с другом через 10 лет после окончания школы на вечере выпускников. Дайте волю воображению, охарактеризуйте, кто кем станет к тому времени, как будет выглядеть, к чему будет стремиться, как будет вести себя на вечере и другое, что можете добавить от себя. Объем вашего сочинения не ограничен. Напишите столько, сколько позволит Вам воображение. Сочинение подписывать не обязательно».

Анализ результатов. Сочинения нумеруются в произвольном порядке. В текстах сочинений отыскиваются ключевые слова, фразы, смысл которых отражает, по мнению студента, эмоционально-оценочные отношения учащихся друг к другу по следующим категориям: кто из одноклассников и как часто упоминается в тексте сочинения; как они выглядят, кем стали и где работают; как провели время; что понравилось, что нет; кто приятно удивил, а кто, наоборот, разочаровал; как окончилась встреча и др. Выделенные единицы анализа можно занести в таблицу:

 

Упомянутые в сочинениях имена Категории анализа
внешний вид кем стал, кем работает чем приятно удивил другие категории
Вася П. как новый русский (соч. № 5); крут (соч. № 7) стал бизнесменом (соч. № 8) всем одноклассницам подарил цветы (соч. № 1)  
Петя В.                  

 

Далее производится подсчёт частоты встречаемости различных признаков у различных персонажей. По результатам количественного анализа осуществляется воссоздание картины отношений в классе как творческая реконструкция вероятностной картины эмоциональных предпочтений и взаимных интересов учеников. Реконструкция осуществляется на основе гипотезы о том, что на воображаемую предстоящую встречу одноклассников через 10 лет будут проецироваться их сегодняшние мысли, отношения друг к другу.

Следует обратить внимание на имена одноклассников, упоминаемые в различных ситуациях, связанных со встречей. Они могут свидетельствовать о субъективной значимости того или иного одноклассника, эмоциональной близости к нему автора, либо, наоборот, неприязни.

Например, лидером, авторитетом в группе можно считать учащегося, который наиболее часто упоминается в позитивных ситуациях или контексте. Частые негативные, ироничные отзывы о ком-либо из одноклассников могут указывать на «отрицательного героя» класса. О тесных внутригрупповых отношениях можно судить по упоминаемому составу участников, которые, например, решили продолжить вечер встречи в другом месте.

О существующих дружеских симпатиях будут свидетельствовать положительные отзывы о ком-либо из одноклассников. Также о взаимных симпатиях можно сделать вывод в случае, если подобные упоминания одноклассники адресуют друг другу одновременно.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.006 с.)