ТОП 10:

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ



ВВЕДЕНИЕ

Успешная педагогическая деятельность современного учителя невозможна без высокой психологической культуры, которая проявляется в опосредованности психологическими знаниями отношения к себе и взаимоотношений с другими людьми. Психологическая культура педагога включает в себя определённый уровень компетентности в области психологической теории, интерес к внутреннему миру другого человека, уважение особенностей его личности, желание и умение разобраться в собственных отношениях, переживаниях, поступках. Психологическая культура проявляется также в умении организовать свою педагогическую деятельность и деятельность учащихся, опираясь на психологические закономерности.

Педагогическая практика в школе является одной из ведущих форм подготовки будущего учителя, поскольку требует от студентов осознания сущности процессов обучения и воспитания. Эффективная отработка педагогических умений предполагает осознанное установление связи педагогической деятельности с психическим развитием ученика, умение осуществлять познание личности школьника и школьного коллектива, способность анализировать мотивы, цели и способы осуществления собственной деятельности.

Целью психологической части практики студентов педагогических специальностей является формирование психологической культуры будущего учителя. Достижение этой цели конкретизируется в следующих задачах:

Ø формирование навыков профессиональной рефлексии;

Ø освоение методов исследования индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, межличностных взаимоотношений в группе школьников, а также особенностей личности и деятельности педагога;

Ø формирование профессиональных коммуникативных навыков;

Ø овладение навыками психологического анализа урока.

Психологическая часть педагогической практики предполагает необходимость актуализации и применения тех теоретических знаний, которые были получены студентами в процессе изучения психологических дисциплин. Успешность прохождения студентом психологической части практики оценивается по следующим критериям:

1) выполнение всех заданий в полном объеме;

2) владение понятиями, описывающими изучаемые в заданиях психические явления;

3) умение применять психологические понятия для анализа конкретных психических явлений и психологических фактов, наблюдаемых в педагогической практике;

4) умение осуществлять и организовывать наблюдение, беседу, экспериментальное исследование, вести протоколы и анализировать зафиксированные в них факты;

5) умение применять психологические знания при анализе собственной педагогической деятельности.

Данное пособие включает в себя задания, которые могут быть использованы как в педагогической практике, так и в процессе практических занятий, для написания курсовых работ по психологии.

 

Форма отчёта

Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:

1) название задания;

2) цель задания, краткое описание методики исследования;

3) анализ полученных результатов;

4) выводы как оценка достигнутой цели;

5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований.

Требования по оформлению отчёта

Отчёт оформляется в отдельной папке и сдаётся руководителю-психологу в установленные сроки. Титульный лист оформляется следующим образом:

 

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Кафедра психологии развития

 

ОТЧЁТ

по психологической части практики

 

студента (ФИО)_____________________________________________

_____________________________________факультета________курса

Форма обучения (очная, заочная)_______________________________

Место прохождения практики _________________________________

(район, школа, класс)

Сроки практики ________________________

Руководитель психологической части практики (ФИО)_____________

20___г.

РАЗДЕЛ 1

Изучение внимания учащихся

Внимание –направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Различают непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание.

Свойства внимания

· концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте;

· объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;

· переключение – перенос внимания с одного объекта на другой;

· распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;

· устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.

Факторы, способствующие привлечению внимания

Ø характер раздражителя (сила, новизна, контраст и т.д.);

Ø структурная организация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);

Ø отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего).

 

Изучение памяти учащихся

Памятьпсихический процесс, обеспечивающий организацию, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. В результате возникает возможность повторного использования прошлого опыта в деятельности субъекта. У человека наряду с врождённой способностью непроизвольно запечатлевать прошлый опыт прижизненно формируется способность преднамеренно и осознанно запоминать и воспроизводить опыт своей деятельности. Поэтому необходимо различать непроизвольные и произвольные виды памяти. К процессам памяти относят:

· запоминание – процесс, обеспечивающий организацию и удержание в памяти какого-либо опыта. В зависимости от характера материала и активности субъекта выделяют различные виды памяти (произвольная и непроизвольная; механическая и опосредствованная; слуховая, зрительная, моторная, эмоциональная и др.) и закономерности запоминания.

· сохранение – удержание материала различного содержания в течение некоторого времени. О сохранении можно судить по результатам воспроизведения и повторного заучивания.

· воспроизведение – процесс восстановления и реконструкции содержания. Бывает в виде узнавания и активного воспроизведения. Характеризуется разной степенью точности.

· забывание – процесс постепенного уменьшения возможности воспроизведения материала. Закономерности забывания обусловлены характеристиками других процессов памяти.

 

1.2.2.1 Методика изучения объема кратковременной памяти (субтест № 6 теста Д. Векслера)

Цель:определить объем кратковременной памяти школьника.

Материал и оборудование:бланк с наборами цифр.

Для определения объема кратковременной памяти обычно берется материал, несущий минимум смысла. Удобнее всего использовать цифры. Именно такая методика была включена Д. Векслером в разработанную им шкалу измерения интеллекта. Методика состоит из двух частей. Первая часть направлена на определение объема памяти и состоит из цифровых рядов разной длины. Длина каждого последующего ряда увеличивается на единицу. Всего имеется семь рядов. Во второй части предлагается проба на концентрацию внимания, также состоящая из цифровых рядов.

Общая оценка кратковременной памяти при использовании всей шкалы Векслера дается по результатам обеих частей субтеста. Но для проведения последующей коррекционно-развивающей работы разделенность пробы на две части очень важна, так как позволяет делать акцент на том или ином ее аспекте.

Процедура исследования

Часть 1. Прямой счет

Инструкция:«Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай попробуем. Внимание!»

Прямой счет:

Серия 2 серия

3—8—6 6—1—2

3—4—1—7 6—1—5—8

8—4—2—3—9 5—2—1—8—6

3—8—0—1—7—4 7—9—6—4—8—3

5—1—7—4—2—3—8 9—8—5—2—1—6—3

1—6—4—5—9—7—6—3 2—9—7—6—3—1—5—4

5—3—8—7—1—2—4—6—9 4—2—6—9—1—7—8—3—5

Предложить первый ряд цифр из первой серии. При правильном воспроизведении дать следующий ряд этой серии. При неправильном воспроизведении какого-либо ряда первой серии дать аналогичный по величине ряд второй серии. В случае правильного его воспроизведения вернуться к первой серии и предложить следующий по величине ряд. При неправильном воспроизведении двух одинаковых по величине рядов из первой и второй серии пробу прекратить и перейти к обратному счету.

Часть 2. Обратный счет

Инструкция:«Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только начинать будешь с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю: «Один – два» (показать рукой на разные места стола), а ты скажешь: «Два – один» (опять показать рукой на эти места стола, но в обратном порядке). Понятно? Ну, давай попробуем. Внимание!»

Обратный счет:

Серия 2 серия

2—5 6—3

5—7—4 2—5—9

7—2—9—6 8—4—9—3

4—1—3—5—7 9—7—8—5—2

1—6—5—2—9—8 3—6—7—1—9—4

8—5—9—2—3—4—2 4—5—7—9—2—8—1

6—9—1—6—3—2—5—8 3—1—7—9—5—4—8—2

 

Порядок работы такой же. При неправильном воспроизведении двух одинаковых рядов пробу прекратить.

Проведение этой методики требует соблюдения нескольких правил:

1) Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 секунду (в ритме стартового отсчета времени).

2) В период от окончания счета экспериментатором до начала его воспроизведения испытуемым не должны произноситься никакие звуки.

3) Один и тот же ряд дважды не повторять.

4) Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.

Обработка и анализ результатов. В этом задании часть 1 (прямой счет) направлена на определение объема кратковременной памяти, часть 2 (обратный счет) – на определение степени концентрации внимания. Необходимость такого детального анализа связана с тем, что при отсутствии концентрации внимания даже хорошая память может выглядеть слабой. Количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при прямом счете является показателем объема кратковременной памяти. Количество цифр, правильно названных при обратном счете, – показатель концентрации внимания.

Возрастные нормативы. Для детей 5–7 лет объем кратковременной памяти равен 3–5 единицам, показатель объема внимания – 2–4 единицам. Показатель кратковременного запоминания меньше трех единиц при прямом и обратном счете обычно свидетельствует о наличии органического поражения мозга.

Ø 8–9 лет – объем кратковременной памяти равен 3–6 единицам (среднее значение – 4), внимания – 2–5 единицам (среднее значение – 3).

Ø 10–11 лет—объем кратковременной памяти равен 4–7 единицам (среднее значение–5), внимания – 3–6 единицам (среднее значение – 4).

Ø 12–14 лет – объем кратковременной памяти равен 5–9 единицам (среднее значение – 7), внимания – 3–7 единицам (среднее значение – 5).

 

Изучение типа памяти

Тип памяти – это характерное для данного человека преимущественное использование в запоминании и воспроизведении какого-либо одного вида памяти (зрительного, слухового, моторного) или одновременно нескольких видов (смешанная память – зрительно-слуховая, слухо-моторная, зрительно-слухо-моторная). Человеку легче запоминать и вспоминать, если материал предъявляется в том виде, который соответствует его типу памяти.

Цель: изучить тип памяти учащегося.

Материалы и оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках размером 20x8 см.

Проведение исследования. Исследование проводится в индивидуальной форме в отдельном помещении без присутствия посторонних лиц. Испытуемому даётся следующая инструкция: «Сейчас мы проверим, какой способ запоминания для тебя является самым удобным. Вначале я буду читать тебе слова, а ты постарайся их запомнить». Экспериментатор читает первый ряд слов, делая промежуток в 4–5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает слова и отдыхает 10 минут.

«А теперь я дам тебе карточку, на которой написаны слова. Прочитай эти слова про себя один раз и постарайся запомнить» (зрительное запоминание). Испытуемый читает и затем записывает запомнившиеся слова.

Через 10 минут предъявляется третий ряд: «Я буду читать слова, а ты повторяй их шёпотом и «записывай» в воздухе пальцем». Исследователь демонстрирует пример записывания (моторно-слуховое запоминание). Затем запомнившиеся слова этого ряда записываются на листке бумаги.

С перерывом в 10 минут воспринимаются слова четвертого ряда: «Я буду читать слова, а ты следи за словами зрительно по карточке и повторяй их шёпотом» (зрительно-слухо-моторное запоминание). Запомнившиеся слова этого ряда записываются на листке бумаги.

 

Список слов для исследования

Слуховое запоминание Зрительное запоминание Моторно-слуховое запоминание Зрительно-слухо-моторное запоминание
Троллейбус Лампа Яблоко Карандаш Гроза Утка Обруч Мельница Попугай Листок Самолёт Чайник Бабочка Ноги Бревно Свеча Тачка Журнал Малина Столб Пароход Собака Парта Сапоги Сковородка Калач Роща Гриб Шутка Сено Волк Бочка Коньки Самовар Пила Весло Загадка Прогулка Книга Трактор

Анализ полученных результатов. Необходимо подсчитать количество правильно воспроизведённых слов в каждом ряду и сделать вывод о том, какой способ запоминания (зрительный, слуховой, моторный или смешанный) наиболее эффективен у данного ученика.

Изучение мышления учащихся

Мышление –обобщенная и опосредованная форма отражения действительности в её связях и отношениях.

Мыслительные операции

· анализ – расчленение объекта на составляющие части;

· синтез – соединение различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое;

· сравнение – установление отношений сходства или различия;

· абстрагирование – мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предметов;

· обобщение – объединение предметов или явлений по определенному признаку;

· конкретизация – переход от общего к единичному, соответствующему понятию.

Виды мышления

1) по используемым средствам установления связей между предметами и явлениями:

· наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними;

· наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы;

· словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями;

2) по характеру решаемых задач:

· теоретическое

· практическое

3) по степени новизны и оригинальности:

· репродуктивное (воспроизводящее);

· продуктивное (творческое).

Формы мышления

Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Суждение – одна из логических форм мышления, в которой устанавливается связь между двумя понятиями.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключение может выстраиваться двумя основными способами: индуктивным (движение мысли от общего к частному) и дедуктивным (от частного к общему).

Самооценка»

Инструкция:«Какая рука, по вашему мнению, является у вас ведущей, т.е. более активной».

Аплодисменты»

Инструкция:«Давайте представим, что мы на концерте и аплодируем выступающим. Ведущей является рука, которая более активна, т.е. ударяет по ладони другой. Если вы держите ладони параллельно, то доминирования не выявлено и по данному тесту вы – амбидекстр».

Поза Наполеона»

Инструкция:«Скрестите руки на груди. Ведущая рука определяется по пальцам, расположенным сверху плеча».

Переплетение пальцев»

Инструкция:«Поставьте локти на стол, соедините ладони. По команде сплетите пальцы. Ведущая рука определяется по большому пальцу, оказавшемуся сверху, закрывающему другой».

Поднимите упавшую ручку»

Инструкция:«По команде уроните ручку на пол, а затем поднимите ее. Ведущая рука – это рука, в которой вы держите поднятую ручку».

Динамометрия»

Инструкция 1:«Возьмите динамометр и поочередно правой и левой рукой выжмите наибольшее усилие. Ведущая рука определяется по лучшему результату».

Инструкция 2:«Возьмите динамометр сначала правой рукой, выжмите усилие, а затем 1/2от данного усилия. Аналогичную процедуру выполните левой рукой. Ведущая рука определяется по меньшему отклонению от идеального 1/2 усилия. Например, вы правой рукой показали 32, а 1/2 усилия – 22 (ошибка составила +5). А левой рукой – 30 и 13 (ошибка –2). Следовательно, по точности воспроизведения заданного усилия ведущей является левая рука».

Рисунок»

Инструкция:«Возьмите в каждую руку по ручке (карандашу). По команде одновременно рисуете правой рукой квадрат, левой – круг. Под фигурами проведите черту и по команде рисуете левой рукой круг, а правой – квадрат. Сравните фигуры, нарисованные правой и левой рукой. Более точные рисунки выполнила ведущая рука. Если точность рисования примерно одинакова, то доминирования не выявлено и по точности движений вы являетесь амбидекстром».

Поймать мяч»

Инструкция:«Встаньте в парах на расстоянии 3–5 шагов друг напротив друга. По команде один бросает теннисный мяч партнеру, тот его должен поймать одной рукой. Поменяйтесь. Та рука, которой вы поймали мяч, является ведущей».

9. «Бросок»

Инструкция:«Перед собой вы видите мишень. Каждый выполнит по два броска правой и левой рукой, стараясь попасть в нее шариком из пластилина, стоя на линии, расположенной на расстоянии двух метров от мишени. Ведущая рука определяется по более точному попаданию».

Протокол исследования

№ п/п Название задания Правая Левая
«Самооценка»    
«Аплодисменты»    
«Поза Наполеона»    
«Ручка»    
«Переплетение пальцев»    
«Динамометрия»    
  а) максимальное усилие    
  б) 1/2максимального усилия    
«Рисунок»    
«Поймать мяч»    
«Бросок»    
  Итого:    
  Ведущая рука:    

Задания для определения ведущей ноги

Самооценка»

Инструкция: «Представьте, что к вам катится мяч. Какой ногой вы бы его отбили? Эта нога является ведущей (маховой)».

Нога на ногу»

Инструкция:«Сядьте удобно. По команде примите положение сидя, нога на ногу. Нога сверху – ведущая».

Шаг вперед»

Инструкция:«Задание выполняется из исходного положения стоя. По команде поднимитесь на носки, а затем перенесите вес тела вперед, делая шаг. Нога, которой вы сделали шаг, является ведущей.

Ступенька»

Инструкция:«Задание выполняется у лестницы. По команде поднимитесь на несколько ступенек вверх. Нога, с которой вы начинали движение, является ведущей (маховой)».

5. «Длина шага»

Инструкция: «Задание выполняют одновременно несколько человек. Стоя у линии на полу, по команде выполните шаг вперед правой ногой. Ваши партнеры определяют длину шага от линии до пяток по сантиметровой ленте (как в прыжках в длину). Теперь то же – левой. Ведущая нога определяется по лучшему результату».

Проба на равновесие»

Инструкция:«Задание выполняется поочередно в парах. Один принимает исходное положение стоя, руки вперед с закрытыми глазами. По команде следует поднять правую ногу вперед и сохранить это положение как можно дольше. Отсчет времени ведется мною вслух. Партнер фиксирует время (сек) по постановке ноги на пол. Наименьшее время удержание определяет ведущую ногу».

Удар по мячу»

Инструкция:«Представьте себя футболистом. Перед вами ворота, вы бьете пенальти... Разбегаетесь – удар! Какой ногой вы ударили по мячу? Она ведущая при ударе ногой».

Протокол исследования

№ п/п Название задания Правая Левая
«Самооценка»    
«Нога на ногу»    
«Шаг вперед»    
«Ступенька»    
«Шаг в длину», см    
«Прыжок в длину толчком одной ноги»    
«Проба на равновесие»    
«Удар по мячу»    
  Итого:    
  Ведущая нога:    

Самооценка»

Инструкция: «Как вы считаете, какой глаз у вас ведущий?»

2. «Проба на зрение»(у врача-окулиста).

Инструкция:«Каждый знает, какое у него зрение. Если различий нет, то доминирования глаза по остроте зрения не выявлено. Если один глаз видит лучше другого, он является ведущим по данному показателю. Например, острота зрения правого глаза – 1,0; левого – 0,8; значит, ведущий глаз – правый».

Подмигивание»

Инструкция:«Упражнение выполняется в парах. Развернитесь лицом друг к другу и по команде подмигните партнеру. Вы подмигнули ведущим глазом».

Телефонный разговор»

Инструкция:«Перед вами телефонный аппарат, он звонит. Ответьте абоненту. К какому уху вы приставили снятую с аппарата телефонную трубку? Попробуйте еще раз, каким ухом вам удобнее слушать?»

 

Протокол исследования

№ п/п Название заданий Левый(ое) Правый(ое)
«Самооценка» (какой глаз ве­дущий)    
«Данные врача-окулиста»    
«Прицельная способность глаза»    
«Подмигивание»    
«Телефонный разговор»    

1.3.2.3 Исследование психических асимметрий

Методики определения доминирования правого/левого полушария

Метод самооценки

Инструкция:«Как вы считаете, какое полушарие у вас ведущее? Если сложно, подумайте, какие предметы в школе вам легче давались: математика, физика или литература, история? Если точные науки, то ведущее – правое полушарие. Если затрудняетесь с ответом, значит, явного доминирования нет и, скорее, вы относитесь к смешанному типу».

Задача Арнхейма

Инструкция:«Представим, что сейчас 3 часа 40 минут. Сколько времени будет через 40 минут? Если вы оперировали цифрами, значит, ведущим является левое полушарие. Если представляли стрелки или электронные часы, то правое».

Цифры и фигуры»

Инструкция:«Закройте глаза. Сейчас я покажу вам плакат, на котором что-то изображено. По команде вы открываете глаза, через секунду я плакат убираю, а вы воспроизводите на бумаге первое, что вам бросилось в глаза, на что вы обратили внимание. Ведущим является левое полушарие, если вы записали цифру или цифры, и правое, если сначала обратили внимание на фигуры».

5. Тест на полушарное доминирование(Н.М. Тимченко)

Инструкция:«Отвечаете на вопросы, используя ответ либо «да», либо «нет».

1. Иногда я люблю помечтать.

2. Я скорее сам стремлюсь разобраться в ситуации, чем доверяюсь мнению другого.

3. Меня очень волнует и вдохновляет пребывание на природе.

4. Я скорее обдумываю свои поступки, чем действую импульсивно.

5. Я больше люблю грустную музыку, чем веселую.

6. Я лучше, чем большинство людей, предвижу последствия собственных решений.

7. У меня выразительная мимика.

8. Я часто и подолгу сомневаюсь в чем-либо.

9. Иногда я чувствую себя артистом.

10. Как правило, я довожу дело до конца.

11. У меня более выражены склонности к конкретным наукам, чем к абстрактным.

12. У меня плавная, спокойная речь.

13. Я предпочитаю яркую оригинальную одежду.

14. Я люблю спокойно поразмышлять очем-либо.

15. Я очень люблю посидеть у телевизора (больше, чем другие люди).

16. Я очень тщательно выбираю своих знакомых, приятелей, друзей.

17. Я могу довольно долго и эффективно работать в условиях шума.

18. Самокритика – мое правило.

19. Меня считают открытым и непосредственным человеком.

20. Опаздывать – не в моих привычках.

Обработка данных опыта по тесту Н.М. Тимченко

1. Подсчитать количество ответов «да» на четные и нечетные вопросы. Если сумма баллов НЕЧЕТ > ЧЕТ, то более активно правое полушарие, а если ЧЕТ > НЕЧЕТ, то более активно левое полушарие. Это предварительный вывод.

2. Подсчитать количество ответов «нет» на четные вопросы и сложить эту сумму с количеством ответов «да» на нечетные вопросы. Сравнить значение с нормативной шкалой: до 7 баллов – доминирование левого полушария; 8–12 баллов – смешанный тип; 12–20 баллов – доминирование правого полушария.

 

Протокол исследования

№ п/п Название методики Левое Правое
«Самооценка»
«Задача Арнхейма»
«Способ запоминания номера телефона»
«Цифры и фигуры»
Тест Н. М. Тимченко: а) предварительный вывод б) основной вывод
  ИТОГО:
  Доминирующее полушарие мозга:

Изучение личности учащихся

Личностьпсихическое новообразование индивида, приобретаемое им в общении и в совместной с другими людьми деятельности. Личность обнаруживает себя в качественно новом уровне саморегуляции. Этот новый уровень саморегуляции позволяет человеку осознавать собственную систему мотивационных образований и преднамеренно воздействовать на нее в соответствии с теми ценностями и личностными смыслами, которые были присвоены субъектом. В структуру личности входят потребностно-мотивационная сфера и самосознание (или образ-Я). В эмоционально-волевых процессах раскрывается динамика функционирования личности.

РАЗДЕЛ 2

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом, я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом, я стараюсь ясно определить то, в чёмсостоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Обработка результатов. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях:

Соперничество: 3А, 6Б, 8А, 9Б, 10А, 13Б, 14Б, 16Б, 17А, 22Б, 25А, 28А.

Сотрудничество: 2Б, 5А, 8Б, 11А, 14А, 19А, 20А, 21Б, 23А, 26Б, 28Б, 30Б.

Компромисс: 2А, 4А, 7Б, 10Б, 12Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б, 26А, 29А.

Избегание: 1А, 5Б, 6А, 7А, 9А, 12А, 15Б, 17Б, 19Б, 23Б, 27А, 29Б.

Приспособление: 1Б, 3Б, 4Б, 11Б, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25Б, 27Б, 30А.

 

Социометрия

Социометрия представляет собой один из самых объективных методов изучения межличностных отношений в группе, т.е. системы взаимосвязей, скрытой от непосредственного наблюдения. Однако слишком частое и, что особенно важно, неправильное использование этого метода школьными психологами привело к снижению диагностической значимости социометрии. Студенты-практиканты часто встречаются с отрицательным отношением школьников к социометрическому исследованию («С нами уже это проводили…», «Сколько можно задавать одни и те же вопросы?» и т.д.). Однако при правильной подготовке исследования и его грамотном проведении можно избежать подобного отношения и получить важную информацию о межличностных отношениях в классе. Информативность социометрии может быть существенно повышена, если одновременно с ней проводятся также аутосоциометрия и референтометрия. Охарактеризуем данные методики в целом.

Социометрическое исследование было предложено американским психологом Дж. Морено, который первым начал изучать симпатии и антипатии, возникающие между членами группы, с помощью вопросов о выборе партнеров для какой-либо совместной деятельности. Поэтому социометрию часто определяют как «способ для измерения связей предпочтения, возникающих в ситуации выбора». Это означает, что при проведении социометрии особенно важным становится основание (критерий) выбора, сформулированный в виде вопроса к участникам исследования.

Например, если сравнить между собой следующие вопросы: «С кем из одноклассников Вы хотели бы участвовать в подготовке спектакля?», «К кому из одноклассников Вы могли бы обратиться за помощью в учебе?», «С кем из одноклассников Вы хотели бы поехать на экскурсию?» и «С кем из одноклассников Вы хотели бы сидеть за одной партой?», то станет очевидно, что основание выбора здесь существенно отличается, т.к. зависит от той деятельности, которую предполагается совместно выполнять. И тот одноклассник, с кем приятно оказаться рядом в экскурсионном автобусе, совсем не обязательно будет хорошим партнером по учебной деятельности.

Критерии выбора бывают специальные (частные), т.е. ориентированные на выявление отношений, связанных с какой-либо конкретной деятельностью, ситуацией («спектакль», «экскурсия», «подготовка реферата», «помощь по физике» и т.д.) и общие, предполагающие выявление «глобального» отношения к членам группы.

Примером таких общих критериев выбора являются следующие вопросы: «С кем из одноклассников Вы хотели бы остаться в одном классе в том случае, если Ваш класс будет расформирован?»; «Если бы все ученики Вашего класса жили в общежитии, то с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?»; «Если бы Вам пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников Вы бы взяли в новый класс?».

Кроме этого, следует учитывать, что критерии выбора могут быть ориентированы на выявление отношений по поводу общей деятельности, отношений, основанных на деловых качествах членов группы.

Например, «Кто лучше справится с обязанностями старосты, редактора газеты и т.п.?», «С кем Вы хотели бы вместе работать во время летней практики?» и т.д.

Эти критерии называют инструментальными. В некоторых случаях могут применяться вопросы, направленные на выявление исключительно эмоциональных предпочтений и отношений доверия. Это так называемые эмоционально-оценочные критерии.

Например, «Кому из одноклассников Вы могли бы доверить свой секрет?», «К кому из одноклассников Вы могли бы обратиться за советом в трудной жизненной ситуации?» и т.п.

При проведении социометрии довольно часто используют несколько критериев выбора, которые могут дополнять друг друга. Это определяется конкретными задачами изучения классного коллектива. Следует также избегать слишком общих или шаблонных и житейских формулировок критерия выбора, таких, как «Кто Ваши лучшие друзья?», «Кто из класса Вам нравится больше всего?» и т.п.

Особую гр







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.062 с.)