ТОП 10:

Схема наблюдения за различными сторонами поведения маленького ребёнка.



(автор Н.Бейли)

Инструкция. Регистрационная карта заполняется непосредственно после тестирования. По каждому показателю нужно выбрать соответствующую оценку (из установленных от 1 до 9), которая наилучшим образом определяет поведение ребёнка. Дополнительные комментарии следует записывать во второй графе регистрационной карты. В конце соответствующего раздела регистрационной карты следует фиксировать отклонения в поведении и развитии ребёнка.

 

 

Шкала оценок Заметки, поясняющие поведение, описанное по шкале оценок
СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
  1. Реакция на людей (одна группа)
1 – отношение к людям не отличается от отношения к предметам 2 – между оценками 1 и 3 3 – слабо реагирует на социальный контакт и не реагирует на присутствие людей 4 – между оценками 3 и 5 5 – реагирует на социальный контакт и присутствие людей меньше половины времени их пребывания 6 – между оценками 5 и 7 7 – реагирует на социальный контакт и присутствие людей продолжительное время, с интересом к ним 8 – между оценками 7 и 9 9 – поведение подвержено постоянному влиянию со стороны присутствующих людей
  1. Реакция на обследователя (одна группа)
1 – избегает или уходит 2 – колеблется 3 – принимает 4 – дружески настроен 5 – приглашает войти с ним в контакт (проявляет инициативу, требует)    
  1. Реакция на мать
1 – избегает или уходит 2 – колеблется 3 – принимает 4 – дружески настроен 5 – приглашает войти с ним в контакт (проявляет инициативу, требует)  
   
  • Застывшее
  • Хмурится
  • Наблюдает враждебно
  • Лицо проясняется
  • Улыбается
  • Смеётся
  • Издаёт звуки
  • Беспокоится
  • Прячется и выглядывает
  · Зовёт · Отворачивается · Поворачивается · Приближается · Особые реакции  
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ
  1. Общение с обследователем, основанное на межперсональных взаимоотношениях
1 – сопротивляется всем предложениям и просьбам 2 – отказывается общаться 3 – отказывается ли сопротивляется проведению одного или двух специальных обследований, или отказывается отвечать на часть вопросов (с самого начала или к концу), или отказывается разговаривать на темы, которые ему хотелось бы избежать 4 – между 3 и 5 5 – отвечает на вопросы или принимает ситуацию обследования, не проявляет ни нежелания контактировать, ни сопротивления общению с исследователем 6 – между 5 и 7 7 – нравится играть с обследователем в «дай - возьми» 8 – между 7 и 9 9 – с готовностью и энтузиазмом играет в предложенные игры или выполняет задания
 
  • Сопротивляется задаче обследования
  • Отказывается отвечать
  • Отворачивается
  • Говорит «нет»
  • Отбрасывает игрушки
  • Играет в них по-своему
  • Говорит «нет», но выполняет задание
  • Соглашается с «волшебным» словом «пожалуйста» и продолжает игру
  • Бросание мяча
  • Начинает игру и вовлекает в неё обследователя
  • Особые реакции
БОЯЗЛИВОСТЬ
  1. Реакция на новое или необычное: на чужих людей, незнакомое окружение, на инструкции обследователя
1 – принимает ситуацию без признаков страха, настороженности или без скованности в действиях 2 – между 1 и 3 3 – некоторая сдержанность и скованность в поведении в течение нескольких минут 4 – между 3 и 5 5 – возбуждённое состояние из-за новой и необычной ситуации, но не чрезмерное и только треть времени 6 – между 5 и 7 7 – проявляет признаки беспокойства в необычной для него ситуации или в присутствии чужих людей большую часть времени обследования 8 – между 7 и 9 9 – явное проявление страха перед необычным, так что его даже нельзя заставить играть ли отвечать на вопросы, предусмотренные обследователем
   
  • Расторможенный
  • Настороженный
  • Уклоняется
  • Спокоен
  • Несколько насторожен
  • Выражение страха
  • Пониженная активность
  • Не издаёт никаких звуков
  • Поворачивается к матери
  • Прижимается к матери
  • Уходит от обследователя
  • Плачет
  • Выражает протест голосом
  • Особые реакции
После первой части обследования предпочитает лёгкую игру: ______ да _________ нет Если «нет», то опишите признаки затянувшегося состояния страха:
  • Продолжительная заторможенность
  • Осторожная игра
  • Слишком большая активность (сверхвозбудимость)
  • Особые отметки
НАПРЯЖЁННОСТЬ
  1. Напряжённость тела
1 – инертный, может быть неподвижен большую часть времени 2 – между 1 и 3 3 – тело расслаблено и общее расслабление 4 – совершает прыжок 5 – время от времени тело напрягается, хотя в основном не напряжено, и быстро расслабляется, возвращаясь в исходное положение 6 – между 5 и 7 7 – тело напряжённое, более половины времени обследования может быть частично застывшим или немного напряжённым; недоумевает, вздрагивает или немного дрожит 8 – между 7 и 9 9 – тело в основном подтянуто или напряжено
 
ОБЩИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН
  1. Уровень радости
1 – ребёнок выглядит несчастным в течение всего времени обследования 2 – между 1 и 3 3 – время от времени выглядит несчастным, но может и радостно реагировать на интересные вопросы и ситуации 4 – между 3 и 5 5 – сдержанно радостен и выглядит довольным; может расстроиться, но очень быстро возвращается к хорошему настроению 6 – между 5 и 7 7 – в основном находится в хорошем расположении духа
   
  • Плачет
  • Беспокоится
  • Гримаса плача
  • Отказ
  • Протест
  • Хмурится
  • Несчастное выражение лица
  • Лицо ничего не выражает
  • Улыбается
  • Гулит с радостными интонациями
  • Смеётся
  • Хныкание, хлюпание носом
  • Кричит
  • Оживлённое выражение
  • Особые отметки
ПРЕДМЕТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
  1. Реакция на предметы, игрушки и объекты обследования
1 – не смотрит или не проявляет необходимого интереса к предметам 2 – между 1 и 3 3 – смотрит на данные ему предметы, берёт их в руки, но не использует 4 – между 3 и 5 5 – играет с данными ему предметами, или теряет к ним интерес после краткой ориентировочной реакции 6 – между 5 и 7 7 – неослабевающий интерес к тестовому материалу, предъявляемому каждый раз 8 – между 7 и 9 9 – неохотно отдаёт тестовый материал
  1. Творчески играет с предметами, т.е. по-новому располагает их, использует в процессе игры
1 – да 2 - нет
  1. Отдаёт предпочтение какой-то одной игрушке или какой-то части своего тела
1 – да 2 - нет
 
  • Прикасается
  • Вертит в руках
  • Рассматривает
  • Бросает
  • Стучит
  • Играет с двумя предметами
  • Тянется к предмету
  • Просит, плачет, чтобы ему дали предмет
  • Прижимает к себе
  • Предлагает кому-нибудь
  • Особые отметки
  Если «да», то выпускает ли он её во время обследования:
  • Да
  • Нет
 
ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ (целенаправ-ленность)
  1. Настойчивость в достижении цели
1 – нет никаких признаков усилий, направленных на достижение целей 2 – между 1 и 3 3 – делает несколько попыток достигнуть цели, легко отказывается от ней или не проявляет заинтересованности в результатах (т.е. в том, чтобы достать предмет) 4 – между 3 и 5 5 – предпринимает явные усилия достигнуть цели или повторяющиеся попытки достать предмет, представляющий интерес 6 – между 5 и 7 7 – настойчивое желание достигнуть цели 8 – между 7 и 9 9 – полная поглощённость задачей, пока она не завершена
 
  • Старается запомнить тестовый материал
  • Злится, когда это ему не удаётся
  • Выражает удовлетворение успехами
  • В восторге от достигнутого
  • Говорит о своей цели
  • Просит помощи
  • Если трудно, хнычет
  • Плачет, кричит
  • Особые реакции
  Опишите какое-нибудь типичное поведение ребёнка при достижении цели и дайте качественную оценку его действиям.
ПЕРИОД ВНИМАНИЯ
  1. Склонность сосредоточивать внимание на каком-нибудь предмете, человеке или деятельности, которая связана с достижением цели
1 – кратковременный период внимания 2 – между 1 и 3 3 – внимание привлекается игрушкой, задачей или человеком, но легко отвлекается 4 – между 3 и 5 5 – обращает внимание на каждую новую игрушку, человека, ситуацию, но вскоре готов переключиться на другую 6 – между 5 и 7 7 – проявляет интерес к человеку, задаче, предмету гораздо более продолжительное время 8 – между 7 и 9 9 – длительно продолжающаяся поглощённость игрушкой, деятельностью или человеком
 
ВЫНОСЛИВОСТЬ
  1. Устойчивость в поведении, адекватность реакций на требования теста
1 – легко устаёт, быстро регрессирует на более низкий уровень деятельности 2 – между 1 и 3 3 – довольно быстро нарастает беспокойство и завершается обследование 4 – между 3 и 5 5 – адекватная устойчивость в течение большинства тестов, беспокойство появляется только в конце обследования 6 – между 5 и 7 7 – удерживается хорошее настроение, активное состояние в течение всего времени обследования 8 – между 7 и 9 9 – отвечает хорошо и с интересом  
 
АКТИВНОСТЬ
  1. Количество крупных движений тела
1 – остаётся спокойным на одном месте, движений по собственной инициативе не совершает 2 – между 1 и 3 3 – обычно спокоен и неактивен, но в ситуации, требующей активности, проявляет себя адекватно 4 – между 3 и 5 5 – умеренная активность, свободно вступает в игру 6 – между 5 и 7 7 – в активном состоянии на протяжении почти всего тестирования 8 – между 7 и 9 9 – гиперактивный, но может быть спокойным во время «сидячего» обследования  
   
  • Мимические движения
  • Движения головы
  • Движения руками
  • Размахивает руками
  • Извивается
  • Вертится
  • Брыкается (сопротивляется)
  • Ползает
  • Бегает
  • Карабкается, влезает
  • Подскакивает
  • Другие особенности
  Отметьте содержательные характеристики активности.
РЕАКТИВНОСТЬ
  1. Лёгкость, с которой ребёнок стимулируется, чтобы вызвать реакцию вообще; его сенситивность или возбудимость; реактивность может быть положительной или отрицательной – по настроению
1 – не реагирующий; кажется мало обращающим внимание на происходящее вокруг; реагирует только на сильные или повторяющиеся стимуляции 2 – между 1 и 3 3 – склонен не реагировать на обычные тестовые стимулы 4 – между 3 и 5 5 – умеренно живой и отзывчивый в реакциях на тестовые и другие стимулы 6 – между 5 и 7 7 – быстро обнаруживает осознание изменений в тестовом материале и ситуации 8 – между 7 и 9 9 – очень реактивен, каждая мелочь возбуждает его, но быстро прекращает реагировать на неё; кажется очень чувствительным ко всему происходящему вокруг
 
  • Спокоен
  • Не трогается с места
  • Дрожит
  • Волнуется
  • Плачет
  • Выглядит настороженно
  • Издаёт звуки
  • Пронзительно визжит
  • Другие особенности
Реагирует на:
  • Взгляды
  • Звуки
  • Температуру
  • Прикосновение
  • Давление
  • Запахи
  • Состояние тряски
  • Состояние перевозки
  • Другие особенности
ЗОНЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЯВЛЕННОГО ИНТЕРЕСА (одна группа для каждого вопроса) Примечание: оценки ранжирования от 1 (никакой) до 9 (чрезвычайной).
  1. Бросает взгляд и смотрит
  2. Слушает звуки
  3. Издаёт звуки голосом
  4. Издаёт звуки, стуча игрушками или руками по столу, бросая игрушки и т.д.
  5. Манипулирование (обследует что-либо руками)
  6. Движения тела
  7. Кладёт в рот или сосёт большой палец или другие пальцы
  8. Кладёт в рот или сосёт соску
  9. Кладёт в рот или сосёт игрушки
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9     1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9
СИЛА И КООРДИНАЦИЯ ПО ВОЗРАСТУ (одна группа для каждого пункта) Примечание: оценка этих пунктов определяется относительно других детей того же возраста от низкого до высокого уровня.
  1. Уровень силы
  2. Уровень координации крупных движений
  3. Уровень координации тонких движений рук и пальцев
    Низкий 1 2 3 4 5 Высокий Ровное Плохая функционирование 1 2 3 4 5 координация Ровное Плохая Функционирование 1 2 3 4 5 координация
ОЦЕНКА ОБСЛЕДОВАНИЯ
  1. Насколько обследование выявляет характеристику ребёнка
1 – минимально 2 – ниже среднего 3 – средне 4 – хорошо 5 - отлично
  Если вы отмечаете оценки 1 ил 2, то назовите причины, по которым обследование не выявило способности ребёнка (ребёнок сонный, голодный, поведение матери, вмешательство посторонних и т.д.)
НЕОБЫЧНОЕ ИЛИ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
  1. Наблюдалось ли при обследовании (или со слов матери) необычное ли отклоняющееся поведение, которое не было названо выше?
1 – да 2 - нет
    Если «да», то опишите такие явления: вспышки гнева, пристальный взгляд, задержка дыхания, перемена настроения, головой, тики, внезапный ужас, аутизм и т.д.
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА 1 – нормальное 2 - исключительное   Если «исключительное», то напишите, в чём это выражается.

 

Кратко опишите общее состояние ребёнка, подчёркивая его поведение во время обследования, а также какие-либо прогнозы его последующего развития, указывая причины вашего прогноза.

 

Психологическая диагностика в дошкольном возрасте (3 – 7 лет).

Основными задачами психологической диагностики дошкольников являются изучение:

· игровой деятельности;

· двигательной сферы;

· особенностей познавательных процессов;

· эмоционально-волевых особенностей;

· мотивационно-потребностной сферы;

· индивидуально-типологических особенностей;

· самосознания;

· взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

· психологической готовности детей к школе.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.006 с.)