Схема наблюдения за различными сторонами поведения маленького ребёнка.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема наблюдения за различными сторонами поведения маленького ребёнка.



(автор Н.Бейли)

Инструкция. Регистрационная карта заполняется непосредственно после тестирования. По каждому показателю нужно выбрать соответствующую оценку (из установленных от 1 до 9), которая наилучшим образом определяет поведение ребёнка. Дополнительные комментарии следует записывать во второй графе регистрационной карты. В конце соответствующего раздела регистрационной карты следует фиксировать отклонения в поведении и развитии ребёнка.

 

 

Шкала оценок Заметки, поясняющие поведение, описанное по шкале оценок
СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
  1. Реакция на людей (одна группа)
1 – отношение к людям не отличается от отношения к предметам 2 – между оценками 1 и 3 3 – слабо реагирует на социальный контакт и не реагирует на присутствие людей 4 – между оценками 3 и 5 5 – реагирует на социальный контакт и присутствие людей меньше половины времени их пребывания 6 – между оценками 5 и 7 7 – реагирует на социальный контакт и присутствие людей продолжительное время, с интересом к ним 8 – между оценками 7 и 9 9 – поведение подвержено постоянному влиянию со стороны присутствующих людей
  1. Реакция на обследователя (одна группа)
1 – избегает или уходит 2 – колеблется 3 – принимает 4 – дружески настроен 5 – приглашает войти с ним в контакт (проявляет инициативу, требует)    
  1. Реакция на мать
1 – избегает или уходит 2 – колеблется 3 – принимает 4 – дружески настроен 5 – приглашает войти с ним в контакт (проявляет инициативу, требует)  
   
  • Застывшее
  • Хмурится
  • Наблюдает враждебно
  • Лицо проясняется
  • Улыбается
  • Смеётся
  • Издаёт звуки
  • Беспокоится
  • Прячется и выглядывает
  · Зовёт · Отворачивается · Поворачивается · Приближается · Особые реакции  
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ
  1. Общение с обследователем, основанное на межперсональных взаимоотношениях
1 – сопротивляется всем предложениям и просьбам 2 – отказывается общаться 3 – отказывается ли сопротивляется проведению одного или двух специальных обследований, или отказывается отвечать на часть вопросов (с самого начала или к концу), или отказывается разговаривать на темы, которые ему хотелось бы избежать 4 – между 3 и 5 5 – отвечает на вопросы или принимает ситуацию обследования, не проявляет ни нежелания контактировать, ни сопротивления общению с исследователем 6 – между 5 и 7 7 – нравится играть с обследователем в «дай - возьми» 8 – между 7 и 9 9 – с готовностью и энтузиазмом играет в предложенные игры или выполняет задания
 
  • Сопротивляется задаче обследования
  • Отказывается отвечать
  • Отворачивается
  • Говорит «нет»
  • Отбрасывает игрушки
  • Играет в них по-своему
  • Говорит «нет», но выполняет задание
  • Соглашается с «волшебным» словом «пожалуйста» и продолжает игру
  • Бросание мяча
  • Начинает игру и вовлекает в неё обследователя
  • Особые реакции
БОЯЗЛИВОСТЬ
  1. Реакция на новое или необычное: на чужих людей, незнакомое окружение, на инструкции обследователя
1 – принимает ситуацию без признаков страха, настороженности или без скованности в действиях 2 – между 1 и 3 3 – некоторая сдержанность и скованность в поведении в течение нескольких минут 4 – между 3 и 5 5 – возбуждённое состояние из-за новой и необычной ситуации, но не чрезмерное и только треть времени 6 – между 5 и 7 7 – проявляет признаки беспокойства в необычной для него ситуации или в присутствии чужих людей большую часть времени обследования 8 – между 7 и 9 9 – явное проявление страха перед необычным, так что его даже нельзя заставить играть ли отвечать на вопросы, предусмотренные обследователем
   
  • Расторможенный
  • Настороженный
  • Уклоняется
  • Спокоен
  • Несколько насторожен
  • Выражение страха
  • Пониженная активность
  • Не издаёт никаких звуков
  • Поворачивается к матери
  • Прижимается к матери
  • Уходит от обследователя
  • Плачет
  • Выражает протест голосом
  • Особые реакции
После первой части обследования предпочитает лёгкую игру: ______ да _________ нет Если «нет», то опишите признаки затянувшегося состояния страха:
  • Продолжительная заторможенность
  • Осторожная игра
  • Слишком большая активность (сверхвозбудимость)
  • Особые отметки
НАПРЯЖЁННОСТЬ
  1. Напряжённость тела
1 – инертный, может быть неподвижен большую часть времени 2 – между 1 и 3 3 – тело расслаблено и общее расслабление 4 – совершает прыжок 5 – время от времени тело напрягается, хотя в основном не напряжено, и быстро расслабляется, возвращаясь в исходное положение 6 – между 5 и 7 7 – тело напряжённое, более половины времени обследования может быть частично застывшим или немного напряжённым; недоумевает, вздрагивает или немного дрожит 8 – между 7 и 9 9 – тело в основном подтянуто или напряжено
 
ОБЩИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН
  1. Уровень радости
1 – ребёнок выглядит несчастным в течение всего времени обследования 2 – между 1 и 3 3 – время от времени выглядит несчастным, но может и радостно реагировать на интересные вопросы и ситуации 4 – между 3 и 5 5 – сдержанно радостен и выглядит довольным; может расстроиться, но очень быстро возвращается к хорошему настроению 6 – между 5 и 7 7 – в основном находится в хорошем расположении духа
   
  • Плачет
  • Беспокоится
  • Гримаса плача
  • Отказ
  • Протест
  • Хмурится
  • Несчастное выражение лица
  • Лицо ничего не выражает
  • Улыбается
  • Гулит с радостными интонациями
  • Смеётся
  • Хныкание, хлюпание носом
  • Кричит
  • Оживлённое выражение
  • Особые отметки
ПРЕДМЕТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
  1. Реакция на предметы, игрушки и объекты обследования
1 – не смотрит или не проявляет необходимого интереса к предметам 2 – между 1 и 3 3 – смотрит на данные ему предметы, берёт их в руки, но не использует 4 – между 3 и 5 5 – играет с данными ему предметами, или теряет к ним интерес после краткой ориентировочной реакции 6 – между 5 и 7 7 – неослабевающий интерес к тестовому материалу, предъявляемому каждый раз 8 – между 7 и 9 9 – неохотно отдаёт тестовый материал
  1. Творчески играет с предметами, т.е. по-новому располагает их, использует в процессе игры
1 – да 2 - нет
  1. Отдаёт предпочтение какой-то одной игрушке или какой-то части своего тела
1 – да 2 - нет
 
  • Прикасается
  • Вертит в руках
  • Рассматривает
  • Бросает
  • Стучит
  • Играет с двумя предметами
  • Тянется к предмету
  • Просит, плачет, чтобы ему дали предмет
  • Прижимает к себе
  • Предлагает кому-нибудь
  • Особые отметки
  Если «да», то выпускает ли он её во время обследования:
  • Да
  • Нет
 
ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ (целенаправ-ленность)
  1. Настойчивость в достижении цели
1 – нет никаких признаков усилий, направленных на достижение целей 2 – между 1 и 3 3 – делает несколько попыток достигнуть цели, легко отказывается от ней или не проявляет заинтересованности в результатах (т.е. в том, чтобы достать предмет) 4 – между 3 и 5 5 – предпринимает явные усилия достигнуть цели или повторяющиеся попытки достать предмет, представляющий интерес 6 – между 5 и 7 7 – настойчивое желание достигнуть цели 8 – между 7 и 9 9 – полная поглощённость задачей, пока она не завершена
 
  • Старается запомнить тестовый материал
  • Злится, когда это ему не удаётся
  • Выражает удовлетворение успехами
  • В восторге от достигнутого
  • Говорит о своей цели
  • Просит помощи
  • Если трудно, хнычет
  • Плачет, кричит
  • Особые реакции
  Опишите какое-нибудь типичное поведение ребёнка при достижении цели и дайте качественную оценку его действиям.
ПЕРИОД ВНИМАНИЯ
  1. Склонность сосредоточивать внимание на каком-нибудь предмете, человеке или деятельности, которая связана с достижением цели
1 – кратковременный период внимания 2 – между 1 и 3 3 – внимание привлекается игрушкой, задачей или человеком, но легко отвлекается 4 – между 3 и 5 5 – обращает внимание на каждую новую игрушку, человека, ситуацию, но вскоре готов переключиться на другую 6 – между 5 и 7 7 – проявляет интерес к человеку, задаче, предмету гораздо более продолжительное время 8 – между 7 и 9 9 – длительно продолжающаяся поглощённость игрушкой, деятельностью или человеком
 
ВЫНОСЛИВОСТЬ
  1. Устойчивость в поведении, адекватность реакций на требования теста
1 – легко устаёт, быстро регрессирует на более низкий уровень деятельности 2 – между 1 и 3 3 – довольно быстро нарастает беспокойство и завершается обследование 4 – между 3 и 5 5 – адекватная устойчивость в течение большинства тестов, беспокойство появляется только в конце обследования 6 – между 5 и 7 7 – удерживается хорошее настроение, активное состояние в течение всего времени обследования 8 – между 7 и 9 9 – отвечает хорошо и с интересом  
 
АКТИВНОСТЬ
  1. Количество крупных движений тела
1 – остаётся спокойным на одном месте, движений по собственной инициативе не совершает 2 – между 1 и 3 3 – обычно спокоен и неактивен, но в ситуации, требующей активности, проявляет себя адекватно 4 – между 3 и 5 5 – умеренная активность, свободно вступает в игру 6 – между 5 и 7 7 – в активном состоянии на протяжении почти всего тестирования 8 – между 7 и 9 9 – гиперактивный, но может быть спокойным во время «сидячего» обследования  
   
  • Мимические движения
  • Движения головы
  • Движения руками
  • Размахивает руками
  • Извивается
  • Вертится
  • Брыкается (сопротивляется)
  • Ползает
  • Бегает
  • Карабкается, влезает
  • Подскакивает
  • Другие особенности
  Отметьте содержательные характеристики активности.
РЕАКТИВНОСТЬ
  1. Лёгкость, с которой ребёнок стимулируется, чтобы вызвать реакцию вообще; его сенситивность или возбудимость; реактивность может быть положительной или отрицательной – по настроению
1 – не реагирующий; кажется мало обращающим внимание на происходящее вокруг; реагирует только на сильные или повторяющиеся стимуляции 2 – между 1 и 3 3 – склонен не реагировать на обычные тестовые стимулы 4 – между 3 и 5 5 – умеренно живой и отзывчивый в реакциях на тестовые и другие стимулы 6 – между 5 и 7 7 – быстро обнаруживает осознание изменений в тестовом материале и ситуации 8 – между 7 и 9 9 – очень реактивен, каждая мелочь возбуждает его, но быстро прекращает реагировать на неё; кажется очень чувствительным ко всему происходящему вокруг
 
  • Спокоен
  • Не трогается с места
  • Дрожит
  • Волнуется
  • Плачет
  • Выглядит настороженно
  • Издаёт звуки
  • Пронзительно визжит
  • Другие особенности
Реагирует на:
  • Взгляды
  • Звуки
  • Температуру
  • Прикосновение
  • Давление
  • Запахи
  • Состояние тряски
  • Состояние перевозки
  • Другие особенности
ЗОНЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЯВЛЕННОГО ИНТЕРЕСА (одна группа для каждого вопроса) Примечание: оценки ранжирования от 1 (никакой) до 9 (чрезвычайной).
  1. Бросает взгляд и смотрит
  2. Слушает звуки
  3. Издаёт звуки голосом
  4. Издаёт звуки, стуча игрушками или руками по столу, бросая игрушки и т.д.
  5. Манипулирование (обследует что-либо руками)
  6. Движения тела
  7. Кладёт в рот или сосёт большой палец или другие пальцы
  8. Кладёт в рот или сосёт соску
  9. Кладёт в рот или сосёт игрушки
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9     1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9
СИЛА И КООРДИНАЦИЯ ПО ВОЗРАСТУ (одна группа для каждого пункта) Примечание: оценка этих пунктов определяется относительно других детей того же возраста от низкого до высокого уровня.
  1. Уровень силы
  2. Уровень координации крупных движений
  3. Уровень координации тонких движений рук и пальцев
    Низкий 1 2 3 4 5 Высокий Ровное Плохая функционирование 1 2 3 4 5 координация Ровное Плохая Функционирование 1 2 3 4 5 координация
ОЦЕНКА ОБСЛЕДОВАНИЯ
  1. Насколько обследование выявляет характеристику ребёнка
1 – минимально 2 – ниже среднего 3 – средне 4 – хорошо 5 - отлично
  Если вы отмечаете оценки 1 ил 2, то назовите причины, по которым обследование не выявило способности ребёнка (ребёнок сонный, голодный, поведение матери, вмешательство посторонних и т.д.)
НЕОБЫЧНОЕ ИЛИ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
  1. Наблюдалось ли при обследовании (или со слов матери) необычное ли отклоняющееся поведение, которое не было названо выше?
1 – да 2 - нет
    Если «да», то опишите такие явления: вспышки гнева, пристальный взгляд, задержка дыхания, перемена настроения, головой, тики, внезапный ужас, аутизм и т.д.
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА 1 – нормальное 2 - исключительное   Если «исключительное», то напишите, в чём это выражается.

 

Кратко опишите общее состояние ребёнка, подчёркивая его поведение во время обследования, а также какие-либо прогнозы его последующего развития, указывая причины вашего прогноза.

 

Психологическая диагностика в дошкольном возрасте (3 – 7 лет).

Основными задачами психологической диагностики дошкольников являются изучение:

· игровой деятельности;

· двигательной сферы;

· особенностей познавательных процессов;

· эмоционально-волевых особенностей;

· мотивационно-потребностной сферы;

· индивидуально-типологических особенностей;

· самосознания;

· взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

· психологической готовности детей к школе.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.006 с.)