ТОП 10:

Методика изучения непроизвольного и произвольного запоминания.



Готовятся 2 набора картинок по 16-20 штук, изображающие знакомые детям предметы (гриб, лук, заяц, шары, мыло, расчёска, собака, ёлка, петух, замок, утюг, флаг, книга, рыба, коза, кровать, часы, лейка, муха, зонт, очки, дом, забор, кран, окно, платье, чашка, ведро, стол, арбуз, утка, лодка, санки, мяч, карандаш, спички, медведь, юла, конь, дерево, ромашка, сумка и т.п.).

В первом опыте ребёнку последовательно предъявляются картинки. Инструкция: «Я сейчас тебе покажу картинки, а ты внимательно на них посмотри». После демонстрации картинок делается небольшая пауза – 5 секунд, после чего ребёнку неожиданно предлагается воспроизвести по памяти названия всех изображённых на картинках предметов. Стимулировать процесс припоминания можно только вопросами: «А какие ещё картинки ты помнишь? Постарайся вспомнить». Фиксируется порядок воспроизведения картинок.

Во втором опыте, который проводится на следующий день или через сутки, ребёнку предлагается другой набор картинок и инструкция, запомнить как можно больше картинок с тем, чтобы потом припомнить. После показа делается пауза, во время которой можно поговорить с ребёнком на отвлеченные темы, потом просят ребёнка назвать картинки, которые он запомнил. Порядок воспроизведения вновь фиксируется.

Результаты обоих опытов сравниваются, выясняется, какой вид памяти – произвольный или непроизвольный – оказался более продуктивным. Посмотрите, какие картинки запоминаются детьми чаще, одинаковые ли картинки запоминают мальчики и девочки. Проанализируйте поведение детей во время опытов (отношение к задаче, речевые реакции).

 

Методика изучения активного словаря ребёнка с помощью сюжетных картинок.

Для исследования экспериментатор готовит набор сюжетных картинок. Картинка предъявляется ребёнку, который должен сначала внимательно рассмотреть её в течение примерно 2 минут. После того, как рассмотрение картинки закончено, ребёнку предлагают рассказать о том, что он видит на ней. В процессе рассказа ребёнка психолог фиксирует наличие и частоту употребления ребёнком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Схема протоколирования результатов исследования по методике «Сюжетные картинки».

№ п/п Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования Частота употребления
Существительные  
Глаголы  
Прилагательные в обычной форме  
Прилагательные в сравнительной степени  
Прилагательные в превосходной степени  
Наречия  
Местоимения  
Союзы  
Предлоги  
Сложные предложения и конструкции  

 

Интерпретация результатов.

-Высокий уровень развития активного словаря – в речи ребёнка встречаются 8-10 из включённых в таблицу фрагментов речи. Рассказ ребёнка связан и подробен.

-Средний уровень развития активного словаря – в речи ребёнка встречаются 5-7 из включённых в таблицу фрагментов речи.

-Низкий уровень развития активного словаря – в речи ребёнка встречаются 4 и менее фрагментов речи, включённых в таблицу. Рассказ больше похож на перечисление предметов и действий.

Нелепицы.

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребёнка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными и их образом жизни, природой и её явлениями. С помощью этой методики определяется умение ребёнка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Ребёнку показывают картинку, на которой изображены нелепые ситуации с животными (приложение 15). Далее следует инструкция примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно нарисовано. Если что-то тебе покажется не так, то укажи на это и объясни, почему это не так. Потом скажи, как должно быть на самом деле». Время демонстрации картинки и выполнения задания ограничивают тремя минутами. За это время ребёнок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так, и как должно быть на самом деле. Если ребёнок правильно указывает на несоответствия, но не может дать объяснение их причин, то следует более подробно исследовать сформированность операций мышления – анализа, синтеза, обобщения. Кроме того, данный результат может быть вызван общим недоразвитием речи.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.003 с.)