ТОП 10:

Пространственное восприятие.



Стимулъный материал: мелкие игрушки и картинки, уло­женные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Дос­тань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

  • 2,5-3 года - понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1-2 заданиях, легко корректируется;
  • 3,5-4 года - выполняет все задания.

Исследование памяти.

Исследование памяти

Задание:

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Нормативы:

· 1,5 года - выполняет 3 действия;

  • 2 года - выполняет 3 - 4 действия;
  • 3 года - выполняет 5 действий.

 

6. Исследование памяти.Игра «Что изменилось — чего не стало»

Ребенку предъявляют 4 картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой, либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

 

Исследование внимания.

7. Исследование внимания.Методика «Зрительный диктант» (приложение 8, 9)

Стимулъный материал: 3 таблицы из 16 клеток, где нари­сованы знакомые картинки (не по порядку).

Для детей 2-2,5 лет - найти две повторяющиеся картинки в таблице 5.2.1.

Для детей 3-4 лет - найти две повторяющиеся картинки в таблице 5.2.2.

Для детей 5-6 лет - нахождение картинок в таблице 5.2.3.

Инструкция:

«Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее, но не ошибайся».

Анализ результатов:

Скорость выполнения 1 таблицы - 1,5 минуты.

Нарушения внимания:

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);

2) генерализация внимания (зависимость внимания от вне­шних воздействий);

3) застреваемость внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспри­нять в данный момент нужный объем информации).

 

Исследование мышления.

8. Наглядно – действенное мышление.Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Методика предъявляется детям, начиная с 1,5-2 лет.

Стимулъный материал: 6 пар одинаковых предметных картинок.

Перед ребенком кладут две картинки. Точно такие же две картинки находятся в руках психолога. Психолог со­относит их между собой, показывая, что у него и у ребенка кар­тинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои кар­тинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит дать такую же. После того как ребенок подал одну картинку, психолог кладет ее на прежнее место перед ребенком, просит дать вторую. Убедившись в том, что ребенок осуществляет вы­бор из двух картинок, психолог убирает их и на их место кладет четыре другие.

Нормативы:

выбор из двух картинок - в 2 года;

выбор из четырех картинок - в 3 года.

Детям старше 4-х лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

9. Наглядно – действенное мышление.Методика «Вкладыши».

Стимулъный материал:7 цилиндрических или квадрат­ных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

Ход исследования:

Ребенку предлагают ровно собрать «вкладку», вставить формы одна в другую с учетом величины.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипуляции (использование вклады­ша не по назначению; неадекватные действия);

2) специфические манипуляции (познавательные);

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и вели­чины вкладыша);

4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу);

7) зрительное соотнесение (правильное решение на основа­нии только зрительного анализа).

Нормативы:

До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3-м годам формиру­ется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5 - 3 годам свидетельствуют о снижении ин­теллектуального развития.

Учет способов деятельности важен для определения уров­ня психического развития ребенка. Если ребенок достигает ре­зультатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического разви­тия. Высокая обучаемость, т.е. быстрый переход от низкого способа к более высокому свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат может быть связано с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.

10. Наглядно – действенное мышление.Методика «Почтовый ящик».

(А.А.Венгер, Г.Л.Выгодская, Э.И.Леонгард).

Стимулъный материал: деревянный ящик или пластмас­совая коробка с пятью прорезями - полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

Проведение обследования:

Экспериментатор берет одну из фигур и бросает в соответ­ствующую прорезь. Предлагает ребенку бросить остальные. Допускается предъявление помощи.

Анализ результатов:

До 3-х лет допускается силовая проба. Ребенок действует силой, т.е. толкает фигуру в первую по­павшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил преды­дущую фигуру.

В 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

Пробы:

· ребенок переходит от отверстия к отвер­стию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру;

· примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладыва­ется к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг - к треугольнику, и наоборот. При этом способе быва­ют также затруднения с разворотом треугольника и полукруга.

· Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь;

разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.011 с.)