ТОП 10:

II. Проведение объективного психологического обследования ребенка.



На данном этапе предполагается психодиагностическое обследование ребенка на основе запроса, анализа предварительных данных, в соответствии с выдвинутыми гипотезами. Обследование следует начать с беседы, игры, или рисуночного теста, чтобы установить контакт с ребенком, заинтересовать его. Продолжительность обследования зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Чем младше ребенок, тем меньше времени продолжается одно обследование. В среднем продолжительность обследования для детей от 2 до 3 лет составляет 15 – 20 мин., от 3 до 5 лет – 20 – 30 мин., для детей от 5 – 6 лет обследование не должно превышать 40 мин. Продолжительность обследования может зависеть от настроения, самочувствия ребенка, от наличия или отсутствия интереса к исследованию, от его темперамента и др. Во время обследования психолог должен внимательно наблюдать за ребенком и фиксировать в протоколе все ответы, высказывания ребенка, а также особенности его поведения.

III. Обработка результатов.

Количественная обработка предполагает подсчет баллов, набранных испытуемым, соотнесение результата с нормативным показателем по данному тесту. Качественная обработка включает в себя анализ и интерпретацию полученного результата. На основании количественной и качественной обработки возможно формулирование психологического диагноза.

IV. Постановка психологического диагноза и составление заключения.

Конечным результатом психодиагностического обследования является психологический диагноз, который отражается в психологическом заключении. Напомним, что психологический диагноз – это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психологического обследования. (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., 2001)

 

Л.С. Выготский выделяет три вида психологического диагноза:

1. Симптоматический – или эмпирический – диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей, на основании которых строятся практические выводы.

2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных особенностей, но и причины их возникновения.

3. Типологический – заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом, который рекомендуется разбивать на промежуточные этапы и при необходимости проводить повторное обследование.

 

Рекомендации к составлению психологического заключения.

Психологическое заключение - обобщенный вывод психолога на основе систематизации полученной информации.

Психологическое заключение строится на основе соответствующего типа психологического диагноза и также может быть:

1. симптоматическим

2. этиологическим

3. типологическим

Содержание психологического заключения зависит от запроса и должно содержать ответы на поставленные вопросы. Например, если задача дать характеристику, отражающую уровень психического развития ребенка, то заключение должно включать в себя подробное описание познавательных процессов, личностных особенностей и особенностей взаимоотношений ребенка с окружающими, на основании чего возможен вывод о соответствии или несоответствии психического развития ребенка возрастным нормативам. Если же задача стоит в исследовании готовности ребенка к школе, то заключение может содержать результаты диагностики и вывод об уровне школьной зрелости. Заключение может включать в себя адресные рекомендации, то есть, должно быть указано, кому предназначено выполнение данных рекомендаций. Прогноз должен формулироваться в двух вариантах. В случае выполнения и невыполнения предлагаемых рекомендаций прогноз развития будет различным. Если есть необходимость анализа динамики психического развития, обследование проводится повторно через определенные промежутки времени.

Примерный план составления психологического заключения.

1. Общие сведения о ребёнке. Имя и фамилия; дата и место рождения; возраст на момент исследования; место проживания ребёнка; родители; детский сад, группа и год пребывания в детском саду.

2. Перечень применявшихся в ходе исследования методов и их назначение.

3. Характеристика поведения ребенка во время обследования:

· контактность

· настроение, общий эмоциональный фон

· наличие или отсутствие интереса к обследованию

· темп деятельности

· продуктивность деятельности

· невротические реакции и пр. (см. критерии наблюдения Шванцара Й. – с.64)

  1. Результаты психологического обследования, полученные на основе различных методов (наблюдения, беседы, эксперимента и др.)

Особенности познавательной деятельности.

Сенсорное развитие ребёнка; владение сенсорными эталонами, особенности восприятия. Развитие внимания, умения сосредотачиваться; устойчивость внимания, его объём, переключение, распределение; степень развития произвольного внимания, какие средства использует для его организации; проявление рассеянности и предполагаемые её причины. Особенности памяти: быстрота, точность и прочность запоминания, объём; какой материал запоминается лучше. Нарушения мнемической деятельности и возможные их причины. Особенности мышления– познавательная активность ребёнка, его вопросы взрослым. Развитие мыслительных операций, характеристика понятий, суждений и умозаключений. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Отклонения в умственном развитии, их предполагаемые причины. Особенности речи, речевая активность, словарь ребёнка (богатство, бедность, специфические особенности); владение грамматическим строем речи; фонетические особенности речи; выразительность речи, развитие фонематического слуха; недостатки речи и их причины. Развитие воображения – воссоздающее и творческое воображение.

Характеристика индивидуальных и личностных особенностей ребёнка.

Темперамент ребёнка. Способности. Какие черты характера проявляются наиболее ярко? К какому виду деятельности замечены склонности. Полоролевое развитие ребёнка. Как протекает процесс половой идентификации? Характеристика мотивационно-потребностной сферы. Интересы, мечты, желания, стремления, ценностные ориентации. Выражение потребности в самоутверждении, признании и т.д. Эмоциональная сфера. Развитие высших чувств (нравственных, познавательных, эстетических), типичные формы их выражения. Отношение к себе, самооценка. Чувство гордости и стыда (степень выраженности, что вызывает эти чувства, какие достижения и неудачи). Преобладающее настроение. Испытывает ли чувство неполноценности, неуверенности в себе? Развитие воли. Умеет ли управлять своим поведением, чувствами? Отношение к трудностям. (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., 1995).

  1. Вывод формулируется на основе запроса и является логичным и обоснованным завершением всей психодиагностической работы.
  2. В случае необходимости заключение может включать рекомендации и прогноз развития.

 

Примеры заключений.

№1.

Заключение

по результатам психологического обследования

Анастасии В., 2 г. 5 мес., дата рождения 15.07.2001г.

Настя очень инициативная девочка, легко вступает в контакт, не стесняется присутствия посторонних лиц. Эмоциональный фон положительный. Темп деятельности ровный, спокойный. Хорошее понимание инструкции.

Ориентировка в пространстве: понимает и безошибочно выполняет инструкции типа «положи ложку в кастрюлю, рядом с ней», «положи куклу под кровать».

Диагностировались способы выполнения деятельности на примере складывания пирамидки. Нанизывает колечки на палочку без учёта размера и очерёдности.

Развиты навыки самообслуживания, знает очерёдность одевания вещей. Сама пытается кушать, отказывается от помощи нянечки, сама подносит ложку ко рту, пьет из бокала.

Просит, чтобы ей почитали. Самостоятельно пролистывает по 2-3 страницы за раз. Производит простейшие манипуляции с игрушками. Может вытягивать губы трубочкой, надувать щёки, растягивать губы в улыбке, выполняя инструкцию.

Внимание фиксированное. Адекватная реакция на поощрения.

На основании проведенного психологического обследования, можно сделать вывод о том, что уровень психического развития Насти соответствует норме в данной возрастной группе.

Использовались следующие методики;

диагностика способов деятельности (складывание пирамидки),

метод наблюдения, беседы,

анализ адаптационных карт,

диагностика пространственного и предметного восприятия

 

Психолог Кунаева Е.С.

дата обследования: ноябрь, 2003г.

№2

Заключение

по результатам психологического обследования

Дианы Б., 4 г. 9 мес., дата рождения 04.03.1999г.

Диана очень серьёзная, ответственная девочка. Малоактивна, очень спокойная, уравновешенная. Легко вступает в контакт, но в незнакомой обстановке ведёт себя немного скованно. Интерес к обследованию проявила, но волновалась, не нарушает ли она режимные моменты. Темп деятельности замедленный. Невротических реакций не отмечено.

При изображении семьи рисует всех рядом, сама же является частью другого рисунка. Прорисовывает все части тела. При ответе на вопросы часто не даёт полного, развёрнутого ответа. Не объясняет своих действий, ограничиваясь ответом: «Хочу». При исследовании уровня развития словесно-логического мышления, показала результаты, соответствующие норме в данной возрастной группе. Диана хорошо понимает и выполняет инструкцию. При ответе на некоторые задания выдаёт конкретно-ситуационный ответ. Характерной отличительной особенностью при выполнении заданий является непринятие помощи. При возникновении трудностей с заданием она отказывается от его выполнения. Диана не справилась с заданием на классификацию. Когда был задан вопрос, почему она раскладывает карточки именно так, Диана решила, что выполняет задание неверно, и отказалась от его выполнения. На попытку предложить помощь и выполнить задание вместе ответила отказом. Таким образом, можно предположить, что у девочки преобладает мотив избегания неудач.

Наблюдая за Дианой на занятиях в группе, можно говорить о том, что её умственное развитие соответствует возрастным нормам. Это подтверждается и результатами обследования. Основная работа должна быть направлена на взаимодействие с родителями, с целью выяснения поведения Дианы в других ситуациях, взаимоотношения с друзьями.

Использовались следующие методы и методики: анализ рисунков, наблюдение, беседа, цветные матрицы Дж. Равена, методика «Классификация».

 

Психолог Кунаева Е.С.

дата обследования: декабрь, 2003г.

№3

Заключение

по результатам психологического обследования

Д. Юлии, 4 г. 11 мес., дата рождения 5.01.1999г.

Юля очень скромная, воспитанная девочка. Общительная, имеет много друзей.
Легко контактирует с новыми людьми. Все задания выполняла с интересом. Темп деятельности ровный, спокойный. Быстро утомляется.

Из анализа рисунка на свободную тему видно, что проявляется обозначение формы, отдельных частей рисунка. Круги и овалы ровные, у солнца прорисовывает лучи, но в целом рисунок очень мелкий, не вырисовываются многие детали.

При исследовании памяти Юля показала отличные результаты, запомнив к пятому повторению из 10 слов все 10. Хорошее различение фигур по цвету, размеру, но не различает формы. Плохое понимание инструкции, требуется повторения несколько раз, более подробное объяснение и разъяснение на примерах. У Юли сформировано восприятие целостного образа, девочка способна выделять информативные точки и по ним воспроизводить целостную картинку. По результатам обследования можно говорить о сформированности наглядно- образного мышления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень психического развития, в целом, соответствует возрастной норме. Однако следует выяснить причину затруднений понимания инструкции, для чего необходима консультация логопеда, так как это может быть связано с выраженной недостаточностью фонематического слуха.

Использовались следующие методы и методики: цветные матрицы Дж.Равена, методика
«Четвёртый лишний», разрезные картинки, методика «10 слов», анализ рисунков,
наблюдение, беседа.

 

ПсихологКунаева Е.С.

дата обследования: декабрь, 2003г.

№4

Заключение

по результатам психологического обследования

М. Артёма, 6 лет, дата рождения: 1.11.1997г.

Артём очень живой, подвижный мальчик. Легко вступает в контакт. С охотой согласился на участие в обследовании. Установился положительный эмоциональный фон. Интерес больше проявлял не к самому обследованию, а к его результатам. Темп деятельности быстрый. Чёткое и правильное выполнение инструкции, порой сам догадывается о том, что нужно делать в том или ином задании.

При изучении наглядно- образного мышления показал результаты, соответствующие норме. Хотя были ошибки и конкретно-ситуационные ответы, но это, скорее всего, объясняется импульсивностью. Легко мотивирует свои действия и ответы. Способен выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ, что говорит о сформированности восприятия целостного образа предметов.

Наблюдаются затруднения с выделением общего, единого признака, по которому можно объединить несколько слов и отсеять одно («4-ый лишний»). Достаточно высокий уровень осведомлённости. Несмотря на то, что перепутал начало и конец истории в сюжетных картинках, Артём дал полный и развёрнутый рассказ.

При исследовании уровня невербального мышления (по Равенну) показал невысокий результат, но это объясняется очень быстрым темпом деятельности, импульсивностью.

Уровень слуховой, кратковременной памяти соответствует нормативам в данной возрастной группе. Из анализа рисунка выявлено хорошее развитие мелкой моторики (аккуратное закрашивание), нет изображения шеи, рта.

Таким образом, уровень развития интеллектуальной, личностной, эмоциональной сферы соответствует норме. Единственно наблюдаются незначительные нарушения в речи, не выговаривает букву «р», в связи с этим рекомендуются занятия с логопедом.

Можно рекомендовать, так же, включать воспитателям Артема в игры на развитие произвольности, например, такие как «Море волнуется раз, море волнуется два», дома с родителями выполнять задания типа «Графического диктанта».

Использовались следующие методы и методики: методика «Классификации», «Четвёртый лишний», сюжетные картинки, кубики Кооса (серия 2), цветные матрицы Равена, разрезные картинки, методика «10 слов», анализ рисунка, метод наблюдения.

 

ПсихологКунаева Е.С.,

дата обследования: октябрь-ноябрь, 2003г.

№5

Заключение

по результатам психологического обследования

Полины Г. 6 лет 4 мес. (дата рождения 24.07.1997г.)

Полина достаточно легко вступает в контакт. Проявила живой, неподдельный интерес к обследованию. На обследование вызвалась по собственной инициативе, изъявила желание встретиться ещё раз. Во время проведения диагностики эмоциональный фон установился положительный. Темп деятельности ровный, спокойный, задания выполняет чётко, постепенно приходя к верному ответу. Принимает помощь, но просит помощи не часто, предпочитая самостоятельно подойти к решению.

При исследовании наглядно-образного мышления показала высокий уровень развития. Чёткое понимание инструкции, быстрое включение в работу. При решении данной задачи было несколько конкретно-ситуационных ответов, что является нормой. Опирается на существенные признаки сходства и различия между предметами при выполнении методики «Классификации». У испытуемой сформировано восприятие целостного образа. Легко выделяет информативные точки и по ним воспроизводит образ предмета. Высокий уровень развития слуховой, кратковременной памяти. Изучение объёма восприятия при предъявлении стимульного материала из 10 картинок показал результат 6 картинок, что свидетельствует нормальному уровню развития восприятия детей данной возрастной группы.

Анализ рисунка показал высокий уровень осведомлённости в изображении животных: правильный подбор цвета, выделение отличительных особенностей. На рисунке семьи Полина изображает себя между родителями, на одном уровне с ними. Выявляется высокий уровень тревожности, что возможно связано с отношениями в семье, так как со сверстниками Полина ведёт себя очень непринуждённо и дружелюбно.

По результатам психологического исследования можно сделать вывод, о том, что уровень психического развития соответствует возрастной норме.

Использовались следующие методики.

Для исследования памяти: методика «10 слов».

Для исследования наглядно- образного уровня мышления: кубики Кооса (серия 2), методика «Классификации», сюжетные картинки.

Для исследования эмоционального сферы: тест тревожности Р.Тэммл - М.Дорки, метод наблюдения, беседа, анализ рисунка.

Для исследования словесно-логического уровня мышления: разрезные картинки, цветные матрицы Равена.

ПсихологКунаева E.C.

дата проведения: октябрь-ноябрь, 2003г.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.012 с.)