Психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста



ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста

 

 

Методическое пособие

 

Составители Лобаскова М.М., Мухордова О.Е., Шрейбер Т.В.

 

 

Методическое пособие предназначено для практических психологов образования. Пособие содержит в себе описание диагностических методов: схемы наблюдения, тесты, опросники. В пособие включены наиболее адекватные методики исследования личности дошкольников, познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер. Описанные в пособии методики снабжены стимульным материалом, инструкциями, ключами и способами интерпретации полученных результатов.

Предлагаемые в пособии материалы могут быть использованы в деятельности воспитателей, руководителей детских дошкольных учреждений.

 

Содержание

Введение 3

Организация психодиагностического исследования 5

Рекомендации к составлению психологического заключения 13

Психологическая диагностика в период раннего детства (от 1 года до 3 лет)

Краткая характеристика периода раннего детства 27

Психолого-педагогические параметры готовности поступления ребёнка в

дошкольное учреждение (К.Л.Печора) 28

Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ 29

Диагностика уровня психического развития детей раннего

возраста (по Рычковой Н.А.) 30

Схема наблюдения за различными сторонами поведения маленького

ребёнка (Бейли Н.) 36

Психологическая диагностика в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет)

Краткая характеристика дошкольного возраста 43

Исследование когнитивной сферы

Корректурная проба 45

Методика изучения непроизвольного и произвольного запоминания 46

Методика изучения активного словаря с помощью сюжетных картинок 47

Методика «Нелепицы» 47

Методика «Исключение лишнего» 48

Кубики Коса 48

Методика «Полянки» (Бардина Р.И.) 49

Тест «Дорисовка фигур» (Дьяченко О.М., Кириллова А.И.) 51

Диагностика психологической готовности к обучению в школе

Методика «Домик» 52

Стандартизированная беседа для изучения мотивационнной готовности к школе 53

Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна-Я.Йирасека 54

Графический диктант (Эльконин Д.Б.) 57

Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников

Схема изучения темперамента по жизненным показателям свойств нервной

системы (Ильина А.И., Палей И.М.) 58

Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников

Программа наблюдения за эмоциональными проявлениями детей (Шванцара Й.) 60

Методика изучения развитости самоконтроля 61

Методика «Лестница» 61

Тест тревожности (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.) 62

Диагностика межличностных отношений дошкольников со взрослыми и сверстниками

Социометрия 63

Цветовой тест отношений 64

Тест «Рисунок семьи» 65

Тест сказок Ж.Руайе 75

Методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга 77

Детский апперцептивный тест 82

Методика «Дом-Дерево-Человек» 91

Литература 103

Приложения 105

Введение.

Психологическая диагностика – один из основных видов деятельности практического психолога в дошкольном учреждении. Предметом психодиагностики в ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

Психологическая диагностика проводится психологом по запросу администрации ДОУ, воспитателя или родителей. В зависимости от запроса, цели психодиагностического обследования также могут быть различными: определение общего уровня психического развития детей, решение вопроса об определении ребенка в специализированное дошкольное учреждение (речевой детский сад, ДОУ для детей с задержкой психического развития и пр.), психодиагностика в рамках психологического консультирования по вопросу детско-родительских отношений и т.д.

При заключении договора между ДОУ и родителями в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности и добровольности в принятии психологической помощи.

При подготовке к диагностическому обследованию психолог заранее обязан информировать персонал и педагогов о времени, месте и участниках обследования, подготовить стимульный материал и инструментарий.

Содержание психодиагностического обследования составляют обязательные многократные наблюдения за ребёнком в различных ситуациях общения, игры, занятий (не менее 3 наблюдений в одних и тех же видах деятельности), беседы с воспитателями и самим ребёнком, анализ продуктов деятельности и документации, а также применение диагностических методик, направленных на изучение познавательной, эмоционально-волевой сферы ребёнка, уровня моторного развития, социальных контактов со взрослыми и сверстниками.

Результатом психодиагностики является написание психологического заключения с элементами прогноза дальнейшего развития и формулирования рекомендаций по оптимизации процесса развития в случае необходимости.

Информация о результатах психологического обследования должна предоставляться в строгом соответствии с этическими нормами и принципами диагностической работы профессионального психолога.

Психологическая диагностика должна органично вписываться в целостную систему деятельности практического психолога и соответствовать целям, задачам коррекционной, консультативной и профилактической работы в детском дошкольном учреждении.

 

 


I. Подготовительный этап.

На этом этапе происходит формулирование цели и задач обследования, для чего психолог, в первую очередь, анализирует запрос. Запрос может быть сформулирован родителями или другими лицами, осуществляющими опеку ребенка, а также педагогами дошкольного учреждения. В любом случае родители должны быть информированы об обследовании и должны дать согласие на его проведение.

Необходимо как можно больше собрать информации о ребенке до объективного психодиагностического обследования. Для этого можно провести беседу с воспитателями, родителями, понаблюдать за ребенком в естественных условиях, что позволит выявить некоторые психологические особенности ребенка и особенности его поведения. Следует собрать анамнез, который состоит в анализе истории развития ребенка, включая данные перинатального и пренатального развития, перенесенные заболевания, сведения о раннем психомоторном развитии, особенности протекания адаптации к дошкольному учреждению и другие важные сведения. Предварительные данные позволяют сформулировать психодиагностические гипотезы, на основании которых происходит отбор необходимых методик и соответствующих материалов.

Перед проведением обследования необходимо подготовить диагностический инструментарий и организовать рабочее пространство. Количество методик должно быть больше, чем это необходимо в данный момент времени, должны иметься взаимозаменяемые методики, это позволяет выдвигать и проверять во время обследования альтернативные психодиагностические гипотезы. Рабочее пространство должно быть организовано таким образом, чтобы не было постороннего шума, лишних предметов, чтобы рабочее место соответствовало росту ребенка, чтобы была возможность оптимального контакта ребенка и психолога, то есть таким образом, чтобы обеспечить максимальную объективность психодиагностического обследования.

III. Обработка результатов.

Количественная обработка предполагает подсчет баллов, набранных испытуемым, соотнесение результата с нормативным показателем по данному тесту. Качественная обработка включает в себя анализ и интерпретацию полученного результата. На основании количественной и качественной обработки возможно формулирование психологического диагноза.

Рекомендации к составлению психологического заключения.

Психологическое заключение - обобщенный вывод психолога на основе систематизации полученной информации.

Психологическое заключение строится на основе соответствующего типа психологического диагноза и также может быть:

1. симптоматическим

2. этиологическим

3. типологическим

Содержание психологического заключения зависит от запроса и должно содержать ответы на поставленные вопросы. Например, если задача дать характеристику, отражающую уровень психического развития ребенка, то заключение должно включать в себя подробное описание познавательных процессов, личностных особенностей и особенностей взаимоотношений ребенка с окружающими, на основании чего возможен вывод о соответствии или несоответствии психического развития ребенка возрастным нормативам. Если же задача стоит в исследовании готовности ребенка к школе, то заключение может содержать результаты диагностики и вывод об уровне школьной зрелости. Заключение может включать в себя адресные рекомендации, то есть, должно быть указано, кому предназначено выполнение данных рекомендаций. Прогноз должен формулироваться в двух вариантах. В случае выполнения и невыполнения предлагаемых рекомендаций прогноз развития будет различным. Если есть необходимость анализа динамики психического развития, обследование проводится повторно через определенные промежутки времени.

Примерный план составления психологического заключения.

1. Общие сведения о ребёнке. Имя и фамилия; дата и место рождения; возраст на момент исследования; место проживания ребёнка; родители; детский сад, группа и год пребывания в детском саду.

2. Перечень применявшихся в ходе исследования методов и их назначение.

3. Характеристика поведения ребенка во время обследования:

· контактность

· настроение, общий эмоциональный фон

· наличие или отсутствие интереса к обследованию

· темп деятельности

· продуктивность деятельности

· невротические реакции и пр. (см. критерии наблюдения Шванцара Й. – с.64)

  1. Результаты психологического обследования, полученные на основе различных методов (наблюдения, беседы, эксперимента и др.)

Особенности познавательной деятельности.

Сенсорное развитие ребёнка; владение сенсорными эталонами, особенности восприятия. Развитие внимания, умения сосредотачиваться; устойчивость внимания, его объём, переключение, распределение; степень развития произвольного внимания, какие средства использует для его организации; проявление рассеянности и предполагаемые её причины. Особенности памяти: быстрота, точность и прочность запоминания, объём; какой материал запоминается лучше. Нарушения мнемической деятельности и возможные их причины. Особенности мышления– познавательная активность ребёнка, его вопросы взрослым. Развитие мыслительных операций, характеристика понятий, суждений и умозаключений. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Отклонения в умственном развитии, их предполагаемые причины. Особенности речи, речевая активность, словарь ребёнка (богатство, бедность, специфические особенности); владение грамматическим строем речи; фонетические особенности речи; выразительность речи, развитие фонематического слуха; недостатки речи и их причины. Развитие воображения – воссоздающее и творческое воображение.

Характеристика индивидуальных и личностных особенностей ребёнка.

Темперамент ребёнка. Способности. Какие черты характера проявляются наиболее ярко? К какому виду деятельности замечены склонности. Полоролевое развитие ребёнка. Как протекает процесс половой идентификации? Характеристика мотивационно-потребностной сферы. Интересы, мечты, желания, стремления, ценностные ориентации. Выражение потребности в самоутверждении, признании и т.д. Эмоциональная сфера. Развитие высших чувств (нравственных, познавательных, эстетических), типичные формы их выражения. Отношение к себе, самооценка. Чувство гордости и стыда (степень выраженности, что вызывает эти чувства, какие достижения и неудачи). Преобладающее настроение. Испытывает ли чувство неполноценности, неуверенности в себе? Развитие воли. Умеет ли управлять своим поведением, чувствами? Отношение к трудностям. (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., 1995).

  1. Вывод формулируется на основе запроса и является логичным и обоснованным завершением всей психодиагностической работы.
  2. В случае необходимости заключение может включать рекомендации и прогноз развития.

 

Примеры заключений.

№1.

Заключение

по результатам психологического обследования

Анастасии В., 2 г. 5 мес., дата рождения 15.07.2001г.

Настя очень инициативная девочка, легко вступает в контакт, не стесняется присутствия посторонних лиц. Эмоциональный фон положительный. Темп деятельности ровный, спокойный. Хорошее понимание инструкции.

Ориентировка в пространстве: понимает и безошибочно выполняет инструкции типа «положи ложку в кастрюлю, рядом с ней», «положи куклу под кровать».

Диагностировались способы выполнения деятельности на примере складывания пирамидки. Нанизывает колечки на палочку без учёта размера и очерёдности.

Развиты навыки самообслуживания, знает очерёдность одевания вещей. Сама пытается кушать, отказывается от помощи нянечки, сама подносит ложку ко рту, пьет из бокала.

Просит, чтобы ей почитали. Самостоятельно пролистывает по 2-3 страницы за раз. Производит простейшие манипуляции с игрушками. Может вытягивать губы трубочкой, надувать щёки, растягивать губы в улыбке, выполняя инструкцию.

Внимание фиксированное. Адекватная реакция на поощрения.

На основании проведенного психологического обследования, можно сделать вывод о том, что уровень психического развития Насти соответствует норме в данной возрастной группе.

Использовались следующие методики;

диагностика способов деятельности (складывание пирамидки),

метод наблюдения, беседы,

анализ адаптационных карт,

диагностика пространственного и предметного восприятия

 

Психолог Кунаева Е.С.

дата обследования: ноябрь, 2003г.

№2

Заключение

по результатам психологического обследования

Дианы Б., 4 г. 9 мес., дата рождения 04.03.1999г.

Диана очень серьёзная, ответственная девочка. Малоактивна, очень спокойная, уравновешенная. Легко вступает в контакт, но в незнакомой обстановке ведёт себя немного скованно. Интерес к обследованию проявила, но волновалась, не нарушает ли она режимные моменты. Темп деятельности замедленный. Невротических реакций не отмечено.

При изображении семьи рисует всех рядом, сама же является частью другого рисунка. Прорисовывает все части тела. При ответе на вопросы часто не даёт полного, развёрнутого ответа. Не объясняет своих действий, ограничиваясь ответом: «Хочу». При исследовании уровня развития словесно-логического мышления, показала результаты, соответствующие норме в данной возрастной группе. Диана хорошо понимает и выполняет инструкцию. При ответе на некоторые задания выдаёт конкретно-ситуационный ответ. Характерной отличительной особенностью при выполнении заданий является непринятие помощи. При возникновении трудностей с заданием она отказывается от его выполнения. Диана не справилась с заданием на классификацию. Когда был задан вопрос, почему она раскладывает карточки именно так, Диана решила, что выполняет задание неверно, и отказалась от его выполнения. На попытку предложить помощь и выполнить задание вместе ответила отказом. Таким образом, можно предположить, что у девочки преобладает мотив избегания неудач.

Наблюдая за Дианой на занятиях в группе, можно говорить о том, что её умственное развитие соответствует возрастным нормам. Это подтверждается и результатами обследования. Основная работа должна быть направлена на взаимодействие с родителями, с целью выяснения поведения Дианы в других ситуациях, взаимоотношения с друзьями.

Использовались следующие методы и методики: анализ рисунков, наблюдение, беседа, цветные матрицы Дж. Равена, методика «Классификация».

 

Психолог Кунаева Е.С.

дата обследования: декабрь, 2003г.

№3

Заключение

по результатам психологического обследования

Д. Юлии, 4 г. 11 мес., дата рождения 5.01.1999г.

Юля очень скромная, воспитанная девочка. Общительная, имеет много друзей.
Легко контактирует с новыми людьми. Все задания выполняла с интересом. Темп деятельности ровный, спокойный. Быстро утомляется.

Из анализа рисунка на свободную тему видно, что проявляется обозначение формы, отдельных частей рисунка. Круги и овалы ровные, у солнца прорисовывает лучи, но в целом рисунок очень мелкий, не вырисовываются многие детали.

При исследовании памяти Юля показала отличные результаты, запомнив к пятому повторению из 10 слов все 10. Хорошее различение фигур по цвету, размеру, но не различает формы. Плохое понимание инструкции, требуется повторения несколько раз, более подробное объяснение и разъяснение на примерах. У Юли сформировано восприятие целостного образа, девочка способна выделять информативные точки и по ним воспроизводить целостную картинку. По результатам обследования можно говорить о сформированности наглядно- образного мышления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень психического развития, в целом, соответствует возрастной норме. Однако следует выяснить причину затруднений понимания инструкции, для чего необходима консультация логопеда, так как это может быть связано с выраженной недостаточностью фонематического слуха.

Использовались следующие методы и методики: цветные матрицы Дж.Равена, методика
«Четвёртый лишний», разрезные картинки, методика «10 слов», анализ рисунков,
наблюдение, беседа.

 

ПсихологКунаева Е.С.

дата обследования: декабрь, 2003г.

№4

Заключение

по результатам психологического обследования

М. Артёма, 6 лет, дата рождения: 1.11.1997г.

Артём очень живой, подвижный мальчик. Легко вступает в контакт. С охотой согласился на участие в обследовании. Установился положительный эмоциональный фон. Интерес больше проявлял не к самому обследованию, а к его результатам. Темп деятельности быстрый. Чёткое и правильное выполнение инструкции, порой сам догадывается о том, что нужно делать в том или ином задании.

При изучении наглядно- образного мышления показал результаты, соответствующие норме. Хотя были ошибки и конкретно-ситуационные ответы, но это, скорее всего, объясняется импульсивностью. Легко мотивирует свои действия и ответы. Способен выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ, что говорит о сформированности восприятия целостного образа предметов.

Наблюдаются затруднения с выделением общего, единого признака, по которому можно объединить несколько слов и отсеять одно («4-ый лишний»). Достаточно высокий уровень осведомлённости. Несмотря на то, что перепутал начало и конец истории в сюжетных картинках, Артём дал полный и развёрнутый рассказ.

При исследовании уровня невербального мышления (по Равенну) показал невысокий результат, но это объясняется очень быстрым темпом деятельности, импульсивностью.

Уровень слуховой, кратковременной памяти соответствует нормативам в данной возрастной группе. Из анализа рисунка выявлено хорошее развитие мелкой моторики (аккуратное закрашивание), нет изображения шеи, рта.

Таким образом, уровень развития интеллектуальной, личностной, эмоциональной сферы соответствует норме. Единственно наблюдаются незначительные нарушения в речи, не выговаривает букву «р», в связи с этим рекомендуются занятия с логопедом.

Можно рекомендовать, так же, включать воспитателям Артема в игры на развитие произвольности, например, такие как «Море волнуется раз, море волнуется два», дома с родителями выполнять задания типа «Графического диктанта».

Использовались следующие методы и методики: методика «Классификации», «Четвёртый лишний», сюжетные картинки, кубики Кооса (серия 2), цветные матрицы Равена, разрезные картинки, методика «10 слов», анализ рисунка, метод наблюдения.

 

ПсихологКунаева Е.С.,

дата обследования: октябрь-ноябрь, 2003г.

№5

Заключение

по результатам психологического обследования

Полины Г. 6 лет 4 мес. (дата рождения 24.07.1997г.)

Полина достаточно легко вступает в контакт. Проявила живой, неподдельный интерес к обследованию. На обследование вызвалась по собственной инициативе, изъявила желание встретиться ещё раз. Во время проведения диагностики эмоциональный фон установился положительный. Темп деятельности ровный, спокойный, задания выполняет чётко, постепенно приходя к верному ответу. Принимает помощь, но просит помощи не часто, предпочитая самостоятельно подойти к решению.

При исследовании наглядно-образного мышления показала высокий уровень развития. Чёткое понимание инструкции, быстрое включение в работу. При решении данной задачи было несколько конкретно-ситуационных ответов, что является нормой. Опирается на существенные признаки сходства и различия между предметами при выполнении методики «Классификации». У испытуемой сформировано восприятие целостного образа. Легко выделяет информативные точки и по ним воспроизводит образ предмета. Высокий уровень развития слуховой, кратковременной памяти. Изучение объёма восприятия при предъявлении стимульного материала из 10 картинок показал результат 6 картинок, что свидетельствует нормальному уровню развития восприятия детей данной возрастной группы.

Анализ рисунка показал высокий уровень осведомлённости в изображении животных: правильный подбор цвета, выделение отличительных особенностей. На рисунке семьи Полина изображает себя между родителями, на одном уровне с ними. Выявляется высокий уровень тревожности, что возможно связано с отношениями в семье, так как со сверстниками Полина ведёт себя очень непринуждённо и дружелюбно.

По результатам психологического исследования можно сделать вывод, о том, что уровень психического развития соответствует возрастной норме.

Использовались следующие методики.

Для исследования памяти: методика «10 слов».

Для исследования наглядно- образного уровня мышления: кубики Кооса (серия 2), методика «Классификации», сюжетные картинки.

Для исследования эмоционального сферы: тест тревожности Р.Тэммл - М.Дорки, метод наблюдения, беседа, анализ рисунка.

Для исследования словесно-логического уровня мышления: разрезные картинки, цветные матрицы Равена.

ПсихологКунаева E.C.

дата проведения: октябрь-ноябрь, 2003г.

 


Составитель Лобаскова М.М.

Возраст ребенка Моторная сфера Речь Восприятие Память Мышление Общение, игра Личностное развитие, поведение
2 – 2,5 года Пинает ногой большой мяч, легко наклоняется, чтобы поднять предмет. Недолго стоит и балансирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Переворачивает страницы книги по одной за раз. Правильно держит пальцами карандаш. «телеграфная речь» - преобладает использование существительных и глаголов, редко – другие части речи. Словарный запас около 200 слов. Пассивный словарь значительно преобладает над активным. Многочисленны неологизмы. Может повторять короткие детские стихи и считалки. Внимательно слушает ритмичное и рифмованное. Подбирает по названию разнообразные предметы 4 цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Подбирает по названию следующие формы: шар (круг), куб (квадрат), кирпичик (прямоугольник), крыша (треугольник). Соединяет разрезную картинку из двух частей. Может удержать инструкцию, состоящую из 3 - 4 действий (встань, открой дверь, сядь за столик, открой коробку, возьми карандаш). Запоминает 3 картинки. Наглядно – действенное. Способен к классификации по цвету, форме, величине, подбирает парную картинку на основе данных критериев. Подбирает фигуру, соответствующую прорези, возможно силовое усилие и «метод проб и ошибок». Преобладает игра в одиночку или рядом. Часто игра представляет собой предметную деятельность: ребенок качает куклу, катает машинку, коляску и т.д. Говорит о себе в третьем лице, не использует местоимение «Я». Формируется внешний контроль деятельности, понимает слово «нельзя» и следует инструкции. Преобладает нецеленаправленная деятельность, поведение полевое.
3 года Подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге с открытыми глазами в течение 10 сек. Рисует прямые линии и круги по показу, может нарисовать человека – «головонога». Обеими руками одновременно берет монеты и складывает в коробку. Переход от «телеграфной» к полноценной речи.3х -4х словные предложения включают все части речи. Возможны повторы слов в предложении, запинки, грамматические ошибки. Речь не всегда плавная. Внимательно слушает рассказы, сказки. Прислушивается к тому, что говорят взрослые между собой. Словарный запас 1200-1300 слов. Называет основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. и формы: шар (круг), куб (квадрат), кирпичик (прямоугольник), крыша (треугольник). Соединяет разрезную картинку из трех частей. Может удержать инструкцию, состоящую из 5 действий (встань, открой дверь, сядь за столик, открой коробку, возьми карандаш). Запоминает 4 картинки.   Наглядно – образное мышление. В пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь. Абстрагирует и выделяет форму и цвет предмета. Классифицирует по размеру, цвету, форме. Подбирает фигуру, соответствующую прорези, на основе целенаправленной пробы с элементами зрительного соотнесения. Символическое использование предметов, могут их использовать не по прямому назначению, а в соответствии с замыслом игры. Появляется сюжетная игра, количество ролей 1 -2. Отражение трудовых действий взрослых. Использует местоимение «Я», говорит о себе в первом лице. Формируется внутренний мотив деятельности (вместо полевого поведения), импульсивность
4 года Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. Застегивает пуговицы, кнопки, молнии. Эгоцентрическая речь. Характерны неологизмы. Пересказывают небольшие рассказы, сказки. Могут составить рассказ по сюжетной картине.   Преобладает зрительное над слуховым. Восприятие целостное, активное, предметное. Объем непосредственного воспроизведения не менее 5 элементов. Эффективность выше в зрительной модальности, чем в слухоречевой. Формируется долговременная память. Наглядно – образное. Классификация по конкретно – ситуационному и функциональному принципам, возможна на основе обобщающих понятий (мебель, одежда, животные и т. д.). Может сложить из кубиков простые узоры по образцу. Эгоцентризм мышления. Ролевая игра. 2 -3 роли. Контактен с окружающими, дружелюбен. Не умеет управлять своими переживаниями.
5 лет Умеет прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда. Умеет составлять по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. То же Запоминает прочно, возможно замедленно после нескольких повторений. Преобладает механическое запоминание. Эффективность выше в зрительной модальности, чем в слухоречевой. Начинает развиваться произвольное запоминание. Наглядно – образное. Классифицирует на основе обобщающих понятий, возможна классификация по конкретно – ситуационному и функциональному принципам. Сформированы пространственные представления (право, лево, верх, низ). Ролевая игра. Контактен с окружающими, есть друзья в детском саду или во дворе. Отражение трудовых действий взрослых и отношений между ними. Любят рисовать, конструировать, лепить. Возможна нравственная оценка себя и окружающих («Я хороший, потому что…»)
6 лет Прыгает в длину с места на 70 см. Аккуратно закрашивает круг 2,5 см. за 70 сек. Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Правильное звукопроизношение. Словарный запас 2500 – 3000слов. То же Высокая эффективность механического запоминания. Начинает развиваться ассоциативное запоминание. Преобладает наглядно – образное, начинает формироваться словесно логическое. Творческая игра. Умеет строить сюжет, согласовывая индивидуальные и групповые игровые замыслы. Формирование самооценки и потребности в социально – значимой и социально – оцениваемой деятельности. Полоролевая идентификация.

Аномальное развитие.

Одним из походов определения нормы считается исключение патологических симптомов. Для этого необходимо иметь представление об особенностях аномального развития – дизонтогенеза, и знать в общих чертах признаки основных видов дизонтогенеза.

 

В отечественной психологии выделяются следующие виды дизоногенеза (В.В. Лебединский, 1985):

1. психическое недоразвитие

2. задержанное психическое развитие

3. поврежденное психическое развитие

4. дефицитарное психическое развитие

5. дисгармоническое психическое развитие

6. искаженное психическое развитие

 

Наиболее типичной моделью психического недоразвития является олигофрения, которая характеризуется выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Задержка психического развития встречается значительно чаще, чем олигофрения. Здесь речь идет не о стойком, необратимом недоразвитии, а о замедлении темпа психического развития.

 

Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция, для которой также характерно снижение уровня интеллектуальной деятельности, однако отмечается период в развитии соответствующий возрастной норме. Изменения психической деятельности возникает на фоне какого-либо заболевания (эпилепсия) или после тяжелой болезни (энцефалит).

 

Дефицитарное психическое развитие связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной. Этот вид дизонтогенеза диагностируется достаточно рано и дети, имеющие нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата посещают специализированные образовательные учреждения, поэтому в данном контексте психологическая характеристика дефицитарного развития не рассматривается.

Закономерности искажения психического развития ярко проявляются на примере раннего детского аутизма (РДА) и ранней детской шизофрении (РДШ), которые отличаются сложной структурой психических нарушений

Показательными моделями дисгармонического психического развития являются психопатии и патологическое развитие личности – аномалии психического развития, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально- волевой сферы.

 


Таблица 1. Виды дизонтогенеза и их психологическая характеристика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1060; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.079 с.)