ТОП 10:

Определение психической нормы в детском возрасте.



Определение психической нормы в детском возрасте представляет еще большую трудность, чем у взрослых, так как показатели психической реальности непрерывно меняются в ходе развития. Многие проблемы, которые беспокоят взрослых, могут пройти, даже в том случае, если не наблюдается значительных изменений окружающих условий.

В практике принята и наиболее часто используется статистическая процедура оценки нормальности ребенка. Сравнивается, соответствует ли ребенок данного возраста уровню развития, характерному для большинства детей его возраста. Для этого необходимо знать, каким должен быть ребенок в различных возрастных периодах.

Л.Кошач выделяет следующие критерии нормы развития в детском возрасте (цитата по Л. Пожар):

1) Уровень развития ребенка соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста с учетом развития общества, членом которого он является;

2) Когда ребенок развивается в соответствии с его собственной логикой развития, которая определяет развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения.

3) Когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного и творческого социального функционирования в период взрослости.

Факторами риска в дошкольном воз­расте можно считать следующие особенности поведения ре­бенка, которые могут быть использованы в прогностической психодиагностике ( Абрамова Г.С., 1999):

  • выраженная психомоторная расторможенность; труд­ности выработки тормозных реакций и запретов, которые способствуют возрастным требованиям; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
  • склонность ребенка к косметической лжи — приукра­шиванию ситуации, в которой он находится, а также склонн­ость к примитивным вымыслам, которые он использует как выход из затруднительного положения или конфликта;
  • ребе­нок очень внушаем к неправильным формам поведения, иног­да о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, ребенок имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых;
  • инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
  • импульсивность поведения, эмоциональная заражае­мость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки ребенка даже по незначительному поводу;

· реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлоб­ленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции ответного протеста.


Показатели психического развития детей 2 -6 лет

Составитель Лобаскова М.М.

Возраст ребенка Моторная сфера Речь Восприятие Память Мышление Общение, игра Личностное развитие, поведение
2 – 2,5 года Пинает ногой большой мяч, легко наклоняется, чтобы поднять предмет. Недолго стоит и балансирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Переворачивает страницы книги по одной за раз. Правильно держит пальцами карандаш. «телеграфная речь» - преобладает использование существительных и глаголов, редко – другие части речи. Словарный запас около 200 слов. Пассивный словарь значительно преобладает над активным. Многочисленны неологизмы. Может повторять короткие детские стихи и считалки. Внимательно слушает ритмичное и рифмованное. Подбирает по названию разнообразные предметы 4 цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Подбирает по названию следующие формы: шар (круг), куб (квадрат), кирпичик (прямоугольник), крыша (треугольник). Соединяет разрезную картинку из двух частей. Может удержать инструкцию, состоящую из 3 - 4 действий (встань, открой дверь, сядь за столик, открой коробку, возьми карандаш). Запоминает 3 картинки. Наглядно – действенное. Способен к классификации по цвету, форме, величине, подбирает парную картинку на основе данных критериев. Подбирает фигуру, соответствующую прорези, возможно силовое усилие и «метод проб и ошибок». Преобладает игра в одиночку или рядом. Часто игра представляет собой предметную деятельность: ребенок качает куклу, катает машинку, коляску и т.д. Говорит о себе в третьем лице, не использует местоимение «Я». Формируется внешний контроль деятельности, понимает слово «нельзя» и следует инструкции. Преобладает нецеленаправленная деятельность, поведение полевое.
3 года Подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге с открытыми глазами в течение 10 сек. Рисует прямые линии и круги по показу, может нарисовать человека – «головонога». Обеими руками одновременно берет монеты и складывает в коробку. Переход от «телеграфной» к полноценной речи.3х -4х словные предложения включают все части речи. Возможны повторы слов в предложении, запинки, грамматические ошибки. Речь не всегда плавная. Внимательно слушает рассказы, сказки. Прислушивается к тому, что говорят взрослые между собой. Словарный запас 1200-1300 слов. Называет основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. и формы: шар (круг), куб (квадрат), кирпичик (прямоугольник), крыша (треугольник). Соединяет разрезную картинку из трех частей. Может удержать инструкцию, состоящую из 5 действий (встань, открой дверь, сядь за столик, открой коробку, возьми карандаш). Запоминает 4 картинки.   Наглядно – образное мышление. В пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь. Абстрагирует и выделяет форму и цвет предмета. Классифицирует по размеру, цвету, форме. Подбирает фигуру, соответствующую прорези, на основе целенаправленной пробы с элементами зрительного соотнесения. Символическое использование предметов, могут их использовать не по прямому назначению, а в соответствии с замыслом игры. Появляется сюжетная игра, количество ролей 1 -2. Отражение трудовых действий взрослых. Использует местоимение «Я», говорит о себе в первом лице. Формируется внутренний мотив деятельности (вместо полевого поведения), импульсивность
4 года Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. Застегивает пуговицы, кнопки, молнии. Эгоцентрическая речь. Характерны неологизмы. Пересказывают небольшие рассказы, сказки. Могут составить рассказ по сюжетной картине.   Преобладает зрительное над слуховым. Восприятие целостное, активное, предметное. Объем непосредственного воспроизведения не менее 5 элементов. Эффективность выше в зрительной модальности, чем в слухоречевой. Формируется долговременная память. Наглядно – образное. Классификация по конкретно – ситуационному и функциональному принципам, возможна на основе обобщающих понятий (мебель, одежда, животные и т. д.). Может сложить из кубиков простые узоры по образцу. Эгоцентризм мышления. Ролевая игра. 2 -3 роли. Контактен с окружающими, дружелюбен. Не умеет управлять своими переживаниями.
5 лет Умеет прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда. Умеет составлять по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. То же Запоминает прочно, возможно замедленно после нескольких повторений. Преобладает механическое запоминание. Эффективность выше в зрительной модальности, чем в слухоречевой. Начинает развиваться произвольное запоминание. Наглядно – образное. Классифицирует на основе обобщающих понятий, возможна классификация по конкретно – ситуационному и функциональному принципам. Сформированы пространственные представления (право, лево, верх, низ). Ролевая игра. Контактен с окружающими, есть друзья в детском саду или во дворе. Отражение трудовых действий взрослых и отношений между ними. Любят рисовать, конструировать, лепить. Возможна нравственная оценка себя и окружающих («Я хороший, потому что…»)
6 лет Прыгает в длину с места на 70 см. Аккуратно закрашивает круг 2,5 см. за 70 сек. Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Правильное звукопроизношение. Словарный запас 2500 – 3000слов. То же Высокая эффективность механического запоминания. Начинает развиваться ассоциативное запоминание. Преобладает наглядно – образное, начинает формироваться словесно логическое. Творческая игра. Умеет строить сюжет, согласовывая индивидуальные и групповые игровые замыслы. Формирование самооценки и потребности в социально – значимой и социально – оцениваемой деятельности. Полоролевая идентификация.

Аномальное развитие.

Одним из походов определения нормы считается исключение патологических симптомов. Для этого необходимо иметь представление об особенностях аномального развития – дизонтогенеза, и знать в общих чертах признаки основных видов дизонтогенеза.

 

В отечественной психологии выделяются следующие виды дизоногенеза (В.В. Лебединский, 1985):

1. психическое недоразвитие

2. задержанное психическое развитие

3. поврежденное психическое развитие

4. дефицитарное психическое развитие

5. дисгармоническое психическое развитие

6. искаженное психическое развитие

 

Наиболее типичной моделью психического недоразвития является олигофрения, которая характеризуется выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Задержка психического развития встречается значительно чаще, чем олигофрения. Здесь речь идет не о стойком, необратимом недоразвитии, а о замедлении темпа психического развития.

 

Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция, для которой также характерно снижение уровня интеллектуальной деятельности, однако отмечается период в развитии соответствующий возрастной норме. Изменения психической деятельности возникает на фоне какого-либо заболевания (эпилепсия) или после тяжелой болезни (энцефалит).

 

Дефицитарное психическое развитие связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной. Этот вид дизонтогенеза диагностируется достаточно рано и дети, имеющие нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата посещают специализированные образовательные учреждения, поэтому в данном контексте психологическая характеристика дефицитарного развития не рассматривается.

Закономерности искажения психического развития ярко проявляются на примере раннего детского аутизма (РДА) и ранней детской шизофрении (РДШ), которые отличаются сложной структурой психических нарушений

Показательными моделями дисгармонического психического развития являются психопатии и патологическое развитие личности – аномалии психического развития, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально- волевой сферы.

 


Таблица 1. Виды дизонтогенеза и их психологическая характеристика.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.006 с.)