Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление современной географии↑ Стр 1 из 28Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дифференциация науки географии (оформление системы компонентных физико-географических наук). Вы уже знаете, что в XIX в. В географии, как и в других областях знаний, наступил этап дифференциации (от лат. differentia – разность, различие). Выделение из географии отдельных ветвей происходило особенно бурно. Причиной этому были успехи экспериментальной науки столетия. Достижения физики и химии привели к тому, что природные процессы стали изучаться в лабораторных условиях. Полученные при этом результаты распространялись на широкий круг объектов. К концу XIX в. накопилось такое количество географических знаний, что возникла необходимость оформления самостоятельных географических наук, каждая из которых изучала бы определенный компонент природы. Покомпонентное изучение мира вытекает уже из особенности человеческого познания. Одним из приемов изучения предметов (явлений) является их мысленное разделение на части. Называется он анализом (от греч. analissis – разложение, расчленение). Анализ позволяет по отдельности рассмотреть части целого и раскрыть общие для всех частей отношения. Анализ неотделим от другого метода – синтеза (от греч. syntesis – соединение). Синтез предполагает мысленное соединение всех частей в целое. При этом человек осознает предмет как нечто целостное, состоящее из взаимосвязанных частей. В географии раздельное (аналитическое) изучение компонентов единой природы всегда соединялось с целостным взглядом на мир Земли. Подтверждением этому служат работы основоположников современной географии.После смерти Гумбольдта и Риттера география Запада переживала кризис. Центр географической мысли переместился в Россию.Вторая половина XIX в. знаменательна огромным числом ярких работ в географической науке. П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827– 1914 гг.), В. В. Докучаев (1846–1903 гг.), Д. Н. Анучин (1843– 1923 гг.), А. И. Воейков (1842–1916 гг.) создали основу географической науки в России. П. П. Семенов-Тян-Шанский, возглавлявший с 1871 по 1914 г. Русское географическое общество, составил Н. Н. Пржевальскому программу изучения Центральной Азии, а Н. Н. Миклухо-Маклаю – Новой Гвинеи.По мнению П. П. Семенова-Тян-Шанского, предметом географии является изучение природных особенностей земной поверхности, а также деятельности человека, изменяющего природу. Вершина географических исследований, по Семенову-Тян-Шанскому, изучение общества. Его экономическое районирование России стало классическим.Д. Н. Анучин убедительно показал роль человека в глобальном изменении земной природы. В споре, изучает ли география человека или отдает его изучение другим наукам (истории, этнографии и т. д.), он высказал мысль, что «без человека» невозможно существование частной географии-страноведения.Всемирную известность в изучении климата приобрел А. И. Воейков. По итогам исследований климата разных регионов и стран мира (Европы, Америки, Китая, Индии, Цейлона, Явы, Японии) он в 1884 г. издал капитальный труд «Климаты земного шара, в особенности России». В нем климат был рассмотрен в трех планах – историческом, пространственном и системном, т. е. во взаимосвязи с другими природными компонентами и деятельностью человека. Воейков в совершенстве исследовал снежный покров России и его влияние на погоду и климат.Глубоко изучив виды воздействия людей на природу, он предложил конкретные способы преобразования природной среды на основе законов развития целостной природы (орошения земель в Средней Азии, выращивания лесов и др.).В последнее десятилетие прошлого века необычайно ярко в. в. Докучаев проявился талант великого русского почвоведа В. В. Докучаева. Он явился создателем концепции «единой, цельной и неделимой» природы, а также учения о взаимодействии между компонентами живой и неживой природы. В центре этого учения – закон мировой зональности природы, действующий и на суше, и в океане. Докучаев выделил 5 зон: 1) бореальную (или тундровую); 2) лесную северную (таежную); 3) черноземную (лесостепную и степную); 4) полупустынь и пустынь; 5) субтропическую и тропическую. Оформление системы географических наук. Современный этап исследования природно-территориальных и территориально-хозяйственных систем. Значительными научными работами в XX в. выделяются школа Берга – Борзова в физической географии, биогеографическая школа Сукачева, географо-геохимическая школа Вернадского – Полынова, экономико-географическая школа Баранского – Колосовского и др.JI. С. Берг (1876–1950 гг.) по праву считается одним из основателей ландшафтоведения. Ученик Анучина – Берг – на практике реализовал системный подход в географии. Каждый ландшафт он рассматривал как целостный механизм, части которого определяют целое и наоборот.Особое внимание обращает Берг на анализ влияния ландшафта на человеческую деятельность и обратное воздействие человека на природные комплексы. Он ввел в литературу представление о культурном ландшафте. Ландшафты Берг рассматривает как «атомы», из которых состоит природная среда.Идеи научной школы В. В. Докучаева были развиты ботаником, лесоведом В. Н. Сукачевым. Им создано учение о биогеоценозе – сообществе организмов в их единстве с географическими условиями.Н. И. Вавилов объединил географию и генетику, создав учение о центрах происхождения культурных растений. Он изучал эти центры во время многочисленных экспедиций по всему миру.Наиболее гениальным учеником и последователем В. В. Докучаева является В. И. Вернадский. Он исследовал миграцию химических элементов на Земле и выделил необычайную химическую активность в биосфере.Большое значение в круговороте веществ ученый придавал человеческой деятельности. По Вернадскому, современное человечество становится мощной геологической силой. Область природы, изменяющуюся под воздействием труда и мысли человека, Вернадский назвал «ноосферой» или сферой разума. Географическая оболочка постепенно преобразовывается в ноосферу. Благодаря трудам В. И. Вернадского мы имеем знания об этом процессе.Большой вклад в развитие географии внес С. Д. Муравейский (1884–1950 гг.) – выдающийся гидролог. Он рассмотрел сток как мощный географический фактор развития природы, в том числе и органического мира. Муравейским предложена структурная модель природной географической системы. В ней он связал вместе три основных географических фактора – климат, сток, рельеф и три природных процесса – почвообразование, выветривание и развитие органического мира.Становление современной социально-экономической географии связано с именами Н. Н. Баранского (1881 –1950 гг.) и Н. Н. Колосовского (1891 –1954 гг.). Баранский разработал вопрос о географическом разделении труда как основном понятии в экономической географии.Он ввел экономическую географию в систему географических наук, связал ее с историей, экономикой и, конечно, с физической географией. Колосовский создал теорию экономического районирования и положил начало теории территориально-производственных комплексов (ТПК); ввел в экономическую географию представление об энергопроизводственных циклах (процессах), имеющих важное значение для моделирования экономических районов. Основателям современной социально-экономической географии удалось совершить синтез знаний о природе, истории освоения территории, хозяйстве, населении и заложить основы природно-хозяйственного районирования.Итак, география представляет собой систему, состоящую из тесно взаимосвязанных наук. Идея синтеза всех географических знаний особенно актуальна в наши дни.Примером комплексное, синтетического познания мира Земли являются исследования, проводимые во всех ветвях географии. Современная география, как никакая другая наука, обладает широким взглядом на мир и, кроме того, она тесно связана со многими другими естественными и общественными науками.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.012 с.) |