Урбанизация, её региональные особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урбанизация, её региональные особенности.



Несмотря на то, что урбанизация стала общемировым, глобальным процессом, который обладает многими сходными чертами, современный урбанистический мир нельзя назвать однородным. Для него характерны очень большое многообразие, различные оттенки, свойственные составным его частям – регионам, странам.

При самом генерализованном подходе обращают на себя внимание существенные различия между двумя основными типами урбанизации, один из которых характерен для экономически развитых стран, а другой – для развивающихся.

В экономически развитых странах ее процесс в известной мере стабилизировался. Отток населения из сельской местности в города уже не носит массового характера, так что городское население растет в основном благодаря собственному естественному приросту. Более того, в этих странах происходит процесс дезурбанизации, т.е. отток населения – прежде всего представителей среднего класса – в сельскую местность. В результате темпы прироста городского населения в развитых странах снизились в среднем до 0,6 – 0,8%. В последнее время урбанизация в них идет преимущественно «вглубь», проявляясь в новых формах городского расселения – агломерациях, урбанизированных районах и зонах, мегалополисах, в развитии процессов субурбанизации, рурбанизации [2, с. 25].

Субурбанизация – развитие пригородов. Первоначально она проявляется в возникновении вокруг крупных городов пригородов. В итоге формируются городские агломерации. Затем начинается более быстрое развитие пригородов по сравнению с центральным городом. Наконец, пригороды начинают развиваться за счет центрального города: идет интенсивное переселение в пригородную зону жителей из центрального города, перенос туда промышленных и других функций. Численность населения в центральных районах постепенно сокращается.

Причины этого процесса многочисленны. Можно выделить «выталкивающие» причины. Обычно указывают высокую стоимость хорошей недвижимости в городе, перенаселенность и моральный износ жилья в центральных городах, острые экономические проблемы, высокие местные налоги, обострение социальных проблем, непрестижность адреса. Существенны и такие причины, как возрастание потребности в большой жилой площади, специальные правительственные программы по деконцентрации населения, развитие пригородной инфраструктуры.

Необходимое условие субурбанизации – развитие транспорта для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как переселяющиеся в большинстве продолжают работать в центральном городе. Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в развитых странах после развития в них пригородного железнодорожного и трамвайного сообщения. Но интенсивная субурбанизация началась с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает высокую степень свободы относительно размещения мест жительства и мест работы.

В соответствии со сказанным выше первоначально из центрального города в пригороды переселяются наиболее обеспеченные слои населения, элита общества. Этим они создают образец поведения для остального населения, не реализуемый по материальным причинам: люди хотели бы переселиться, но не могут себе этого позволить со своим уровнем доходов. По мере повышения благосостояния в переселение вовлекаются все более широкие слои населения. Интенсивная субурбанизация начинается с переселением многочисленных представителей среднего класса.

Дальнейшее развитие процесса субурбанизации вылилось в интенсификацию переселений жителей не только в пригородную зону городских агломераций, но и на внеагломерационные территории.

Рурбанизация - процесс распространения городских форм и условий жизни на сельскую местность, развитие здесь промышленности, сферы обслуживания.

В США с 1960-х гг., а в некоторых странах Западной Европы с 1970-х гг. стал преобладать рост городов в периферийных районах по сравнению с высокоурбанизированными. В США растут города на Юге и Западе, во Франции, Швеции, Италии, Канаде происходит сдвиг населения из городских агломераций в малые и средние города за счёт изменения направлений миграционных потоков.

Развивающиеся страны, ступив на путь урбанизации фактически только в середине ХХ в., ориентируются во многом на иную модель этого глобального процесса. Для них характерен так называемый «городской взрыв». Последний выражается здесь прежде всего в высоких и очень высоких темпах роста городского населения: в среднем они составляют примерно 3,5% в год, т.е. в 4,5 – 5 раз выше, чем в развитых странах. Другое важное отличие этого типа урбанизации заключается в том, что он распространяется преимущественно «вширь», охватывая все новые территории. А главной его движущей силой по-прежнему остается приток мигрантов из сельской местности, которых принимающие города не могут полностью обеспечить ни жильем, ни работой.

В развивающихся странах урбанизация приняла стремительный и неуправляемый характер. В Латинской Америке, где уровень урбанизации наиболее высок из всех регионов развивающихся стран (70%), особенно ярко выражена одна особенность урбанизации этих стран. Она называется «ложной урбанизацией». Это такая разновидность, при которой доля городского населения немного превышает долю экономически активного населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Главная причина такой урбанизации — постоянный приток в города неимущего сельского населения. Безземелье и отсутствие возможности получить заработок в деревне «выталкивают» миллионы людей в город, который уже не в состоянии обеспечить их жильем и работой. Благодаря этому притоку рост города носит взрывной характер. Происходит формирование трущобных районов с антисанитарными условиями жизни. Такие районы называются «пояса нищеты». В них может проживать от 30 до 50% населения многих крупных городов. Такая «трущобная» урбанизация во многом определяет картину расселения в развивающихся странах.

Для ускоренной и даже взрывной урбанизации в развивающихся странах более всего характерна «концентрационная модель» растущего сосредоточения населения и всех сфер экономики в немногих ведущих и крупнейших центрах. Их рост будет продолжаться и при постепенном снижении рождаемости, что отмечается в большинстве развивающихся стран. Отток населения из сельской местности в города (особенно в крупные и крупнейшие центры) будет продолжаться высокими темпами. Это обусловлено тем, что сельское хозяйство и сельская местность в развивающихся странах не могут удержать сельское население из-за малоземелья, ухудшения условий, растущей престижности городской жизни. Хозяйственное освоение новых районов в развивающихся странах (некоторое исключение представляет Латинская Америка) не может поглотить сколько-либо значительную часть избыточного сельского населения.

Во многих развивающихся странах (особенно в Тропической Африке) сложился довольно элементарный рисунок городского расселения. Существует один крупный центр общенационального значения при довольно большом количестве малых городов в сельской местности. Отметим, однако, что почти во всех развивающихся странах появились крупные города, имеющие свыше 100 тыс. жителей каждый. В Латинской Америке, например, за 1870-1990 гг. число таких городов увеличилось более чем в 50 раз.

В развивающихся странах формируются и все более сложные формы урбанистической организации: агломерации городов, «городские коридоры», расположенные между крупнейшими центрами. Они сложились в наиболее урбанизированных и индустриальных странах. Среди них Индия, Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Чили и некоторые другие. В Венесуэле, например, формируются 3 мегалополиса, в том числе между столицей Каракасом и побережьем. К концу ХХ века в них было сосредоточено 77% населения Венесуэлы. Сравнивая количество городского населения по типам стран, можно заметить, что в развивающихся странах численность городского населения растет и по прогнозам в 2025 году превысит численность городского населения в развитых странах почти в 4 раза. Начиная с 1950 г. па 2000 г. количество городского населения в развивающихся странах возросло в 6,9 раз, а в развитых странах - в 2,4 раза.

При рассмотрении динамики городского населения мира по частям света, крупным регионам и странам отчетливо видно, насколько этот процесс контрастен. В общей численности городского населения мира во второй половине XX в. заметно уменьшилась доля Европы и Северной Америки, хотя последние сохранили и по прогнозам сохранят наиболее высокую долю городского населения. Правда, их стремительно догоняет по этому показателю Латинская Америка. В Европе и Азии в 1994 г. концентрировалось 67% городского населения мира.

По общему числу агломераций-«миллионеров» и супергородов на первое место уже выдвинулась Азия. На Азию пришлось 40-45% всех новых агломераций-«миллионеров», образовавшихся в 1950-1995 гг. По доле городского населения, приходящегося на агломерации людностью более 1 млн человек, впереди оказываются Австралия с Океанией и Северная Америка, но и в развивающемся мире их доля уже достигает 1/3 или превосходит этот уровень.

Эту же пропорцию можно рассмотреть и на примере группы стран с самой большой численностью городских жителей. Хотя из 15 таких стран на развивающиеся приходится примерно половина, по общей численности горожан они намного превосходят развитые страны. Достаточно сказать, что в одном Китае горожан больше, чем в ФРГ, Великобритании, во Франции, в Италии и Японии вместе взятых.

Соответственно изменились и главные долевые соотношения. Если в 1950 г. в развитых странах проживало почти 60% всех горожан мира, то к 1970 г. эта доля уменьшилась до 50, а к 2000 г. - примерно до 30%.Таким образом, мы наблюдаем в едином процессе урбанизации многие количественные пропорции, определяющие соотношение между развитыми и развивающимися странами, начали изменяться в сторону последних.Например, при сравнении отдельных крупных регионов мира: доля Азии, Африки и Латинской Америки в общей численности горожан на протяжении всей второй половины ХХ в., постоянно увеличивалась, тогда как доля зарубежной Европы, Северной Америки, Австралии уменьшалась. Особенно впечатляют показатели зарубежной Азии, доля которой в мировой численности городских жителей почти в 1,5 раза превышает совокупную долю развитых регионов. По уровню урбанизации страны делятся на три группы. Первая группа – высокоурбанизированные страны, где доля городского населения составляет более 50% (Россия, Канада, США и др.). Вторая группа – среднеурбанизированные страны, где доля городского населения составляет 25-50%. Третья группа – низкоурбанизированные страны, где доля городского населения менее 25% (Картограмма 1).

Анализируя самые высокоурбанизированные страны мира можно увидеть, что более половины этих стран, как и можно было ожидать, относятся к экономически развитым. Среди остальных фигурируют только страны Латинской Америки. К наименее урбанизированным относятся в основном страны Тропической Африки с добавлением нескольких стран Азии. Так, в Руанде и Бутане этот показатель составляет всего 6%, в Бурунди - 8, в Непале - 10, в Уганде и Малави - 13%

Таким образом, процесс урбанизации в экономически развитых и развивающихся странах несомненно имеет свои особенности. Но можно выделить несколько основных закономерностей мирового процесса урбанизации:

· явная тенденция неуклонного роста городов (увеличение числа городов и показателя их людности);

· усиление концентрации населения, хозяйства и культурной жизни в больших и крупнейших городах;

· продолжающийся приток населения в города (особенно в развивающихся странах);

· разрастание городов по территории, возникновение агломераций и мегалополисов;

· ухудшение экологической обстановки в городах и промышленных центрах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1054; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.009 с.)