Вопрос 21 массовое общество и массовый человек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 21 массовое общество и массовый человек



Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. так называемого массового общества.

Материальной основой произошедших в XIX в. существенных перемен стал переход к машинному производству, резко увеличившему и одновременно удешевившему производство товаров. Но индустриальное машинное производство предполагает стандартизацию, причем не только оборудования, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня, рабочей одежды. Затронули процессы стандартизации и духовную культуру.

   

Достаточно четко обозначились две сферы жизни работающего человека: собственно работа и досуг - социально значимое свободное время. В результате возник платежеспособный спрос на те товары и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением типового культурного продукта: книг, брошюр, фильмов, граммофонных пластинок. Они были предназначены прежде всего для того, чтобы помочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда.

Непосредственные связи между людьми, ослабленные с переходом от традиционного общества к индустриальному, отчасти заменили появившиеся средства массовой коммуникации, способные быстро транслировать разного рода сообщения на большую аудиторию.

Массовое общество, как отметили многие исследователи, породило его типичного представителя - человека массы, главного потребителя массовой культуры. Философы начала ХХ в. наделяли его преимущественно отрицательными характеристиками - «человек без лица», «человек как все».

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет одним из первых дал критический анализ этого нового социального феномена - массового человека. Именно с массовым человеком связывает философ кризис высокой европейской культуры, сложившейся системы общественной власти. Масса вытесняет элитарное меньшинство («людей с особыми качествами») с ведущих позиций в обществе, замещает его, начинает диктовать свои условия, свои взгляды, свои вкусы.

Элитарное меньшинство - те, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства. Большинство же не требует ничего, для них жить - это плыть по течению, оставаясь такими, какие есть, не силясь превзойти себя.

Основными чертами массового человека Ортега-и-Гассет считал безудержный рост жизненных запросов и врожденную неблагодарность ко всему, что эти запросы удовлетворяет.

Посредственности с безудержной жаждой потребления, «варвары, которые хлынули из люка на подмостки сложной цивилизации, их породившей» - так нелестно характеризует большую часть своих современников философ.

В середине ХХ в. массового человека во все большей степени стал и соотносить не с «восставшими» нарушителями устоев, а наоборот, со вполне благонамеренной частью общества - со средним классом. Понимая, что они не элита общества, люди среднего класса тем не менее довольны своим материальным и социальным положением. Их стандарты, нормы, правила, язык, предпочтения, вкусы принимаются обществом как нормальные, всеобщие. Для них потребление и досуг не менее важны, чем работа и карьера.

 

Вопрос 23

Начало XXI века характеризуется повышенным интересом к анализу процессов межкультурной коммуникации. Это обусловлено теми колоссальными изменениями, которые произошли в мире во второй половине XX века. Бурное экономическое развитие многих стран и регионов, революционные изменения в технологии, глобализация экономической деятельности, изменения в общественном сознании, связанные с признанием ценности разнообразия локальных культур, и многие другие факторы привели к резкому увеличению интенсивности контактов между представителями различных культур.

Россия не осталась в стороне от этих глобальных изменений и активно развивает стратегическое партнерство с другими странами. В последнее время особенно активизировались контакты со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, среди общественности наших стран непрерывно растет интерес по отношению друг к другу, развивается торгово-экономическое сотрудничество, расширяются контакты в области науки и культуры.

Мир, в котором мы живем, становится все теснее, он становится похож на большую полиязыковую и поликультурную деревню (global village) [3]. И общение в этой планетарной деревне возможно только на основе межъязыкового и межкультурного взаимопонимания, уважения социальных и культурных различий народов мира и практического осуществления основополагающих принципов межкультурной коммуникации. Освоение культурных особенностей других стран является непременным условием интеграции России в общеевропейские и мировые процессы.

Вопрос 25

Межличностная коммуникация – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

Обратим внимание на следующие принципиальные моменты этого определения.

Во-первых, содержание используемого в нем термина “коммуникация” соответствует как исходному латинскому слову communicatio (от communico – делаю общим, связываю, общаюсь), так и пониманию коммуникации в технических (пути сообщения, транспорта, связи) и естественных (сигнальные способы связи у животных) науках. Говоря о межличностной коммуникации, имеют в виду прежде всего процессы обмена, т. е. взаимосвязи, обращенности друг к другу, отклику друг на друга участвующих в общении людей.

Во-вторых, коммуникативные действия это действия, ориентированные на смысловое восприятие их другими людьми, это связь, в ходе которой происходит обмен сообщениями (или информацией). Информация всегда облекается в форму каких-то знаков, иначе она не может быть представлена для человека. Поскольку точного соответствия между различными знаковыми системами не существует, перевод из одной знаковой формы (или системы кодирования) в другую всегда предполагает переформулирование, или интерпретацию. Особенности истолкования и понимания переданного сообщения (как вербального, так и невербального) в контексте межличностного взаимодействия не простоважный ракурс рассмотрения межличностной коммуникации, но сам процесс межличностной коммуникации определяется как процесс совместного созидания и согласования смысла (ов).

В-третьих, межличностный характер коммуникации означает, что имеет место обмен сообщениями между небольшим числом людей; как правило, это непосредственное взаимодействие, когда его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность легко осуществлять обратную связь; это взаимодействие личностно ориентировано, т. е. предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик и в свою очередь рассчитывает на встречное внимание.

Таким образом, межличностное поведение индивидов отличается от их поведения вне ситуации взаимодействия. Каждый из его участников существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, они приспосабливают их к конкретной ситуации общения, содержание полученной информации в значительной мере перерабатывается, переструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки. Анализ межличностной коммуникации это анализ того, при каких условиях и с помощью каких средств личный опыт одного субъекта может быть представлен другому и более или менее точно истолкован им, и как эти сообщения влияют на характер отношений между участниками коммуникативного процесса. Задачей исследования тем самым становится выявление и систематическое описание различных предпосылок, условий и результатов успешной или, напротив, неуспешной, затрудненной коммуникации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.005 с.)