Понятие способностей (дать определение). Сформулировать отличие способностей от психофизиологических функций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие способностей (дать определение). Сформулировать отличие способностей от психофизиологических функций.



МЕТОДИКА

Билет №1

1.Понятие метода (этимология (происхождение) и определение). Виды методов (перечислить дать характеристику каждому на примере из музыкально-исполнительской деятельности).

Метод - это

-этимология - от греч. methodos - путь исследования, теория, учение.

- определение - способ достижения какой-либо цели; система приёмов и действий, необходимых для решения конкретной задачи.

В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в определенном темпе и т.д.

Виды методов:

1. Аналитический (греч analysis-разложение) метод предусматривает выделение части из целого (от известного к неизвестному).

Допустим, у нас есть конкретное муз.произведение. Наличие опр. музыкального звука, средств музыкальной выразительности, музыкальной интонации может указывать на специфику стиля определённого композитора или жанра. Узнаем это, применив аналитический метод.

Он имеет следующие компоненты: осмысленное восприятие информации, выделение существенных признаков и отношений, деление на элементы и расположения исходной структурной единицы; осмысление связей, их синтез части целого характеризуют через сравнение, синтез и другие логические методы. Аналитический метод часто используют на начальном (эмпирическом) этапе познания.

2. Интуитивный – отвергает логику и основывается на эмпатии (сопереживания эмоциям, заключенным в музыкальном материале), является главным творческим двигателем интерпретации

(Анализ и интуиция противопоставляются друг другу по критерию наличия и отсутствия логики)

 

3. Дедуктивный - выведение частного из общего.

4. Индуктивный - наведение на общее исходя из частного.

(Дедукция и индукция дополняют друг друга в формировании чувства стиля, помогают понять жанровую природу сочинения, а также законы развития формообразования в музыке)

 

5. Научный подход – опора на предыдущие объективные достижения предыдущих поколений, на знания.

6. Эксперимент – практика.

(Гипотеза и эксперимент соответствуют теории и практике)

 

7. Диалектический – «Тезис + Антитезис = Синтез», метод создания методов (специфических). От абстрактного к конкретному. Метод создания новых методов.

 

Инструмент прогрессивного развития.

 

8. Обобщённый метод - процесс, в результате которого формируется понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания. Этот метод позволяет понять и домыслить, как система работает с подменённым видовым признаком. (направлен на осмысленное, глубокое определение идеи музыкального произведения. Он используется как после работы над каждым видом музыкальной деятельности, так и в конце всего урока.

 

Билет №2

2.Понятие методического подхода (дать определение). Системный и научный подходы (перечислить свойства системы, охарактеризовать принцип научности). Дать определение понятию методики и перечислить требования к методике.

Методический подход - совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществлением процесса обучения, воспитания и развития

Научный подход:

— совокупность основных способов и методов решения задач с целью получения новых знаний, обобщения и углубления понимания совокупности фактов и теорий в любой области науки.

— совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Принцип научности требует, чтобы предлагаемый учебный материал отвечал современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности. Те элементарные познания об окружающем мире, которые учащиеся получают в младшем возрасте, не должны отвергаться впоследствии, а должны лишь только расширяться и обогащаться. Терминология же должна оставаться единой на протяжении всей учебы.

 

Системный подход – совокупность методов, объединенных в систему, разных по назначению и направленных на одну цель.

Система – множество взаимосвязанных элементов, обособленных от среды и взаимодействующих с ней как целое.

Свойства системы:

1. Целостность (зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого; связь частей системы важнее взаимодействия со средой)

2. Синергичность (сочетание компонентов усиливает эффективность функционирования системы)

3. Иерархичность (каждый элемент системы может быть системой)

 

Методика – система приемов и методов, применяемых в педагогической деятельности для достижения цели

Метод – систематизированная совокупность приемов и действий, необходимых для решения определённой задачи. Метод направлен на решение общей задачи.

В музыке метод, как правило, является авторским или принадлежит определённой творческой школе.

Методический приём - это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения.

 

Приём – вариант применения метода.

 

Требования к методики:

1. Реалистичность (возможно применения в заданных условиях)

2. Воспроизводимость, то есть возможность тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами.

3. Внятность (понятность, доходчивость, общедоступность)

4. Обоснованность (соответствие целям и задачам планируемого)

5. Результативность предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение.

 

Билет №3

Билет №4

Билет №5

Билет №6

Понятие обучение (дать определение). Уровни и стадии обучения (перечислить и дать характеристики). Кратко охарактеризовать структуру отечественной трёхступенчатой системы образования (типы образовательных учреждений и их принадлежность к ступеням).

Обучение - педагогический процесс организации и стимулирования познавательной деятельности учащегося по овладению знаниями, умениями и навыками, а также по развитию творческих способностей и нравственных ориентиров, взглядов.

Уровни обучения (качества):

1. Средний (соответствие совокупности знаний, умений и навыков в объеме, достаточном для среднеэффективной деятельности ученика в рамках профессии)

2. Эталонный (соответствие классификаций ученика и преподавателя, дающий первому перспективу профессиональной преемственности и возможность продолжить развить индивидуальные наработки второго)

3. Возможный (дальнейшее развитие ученика в профессии, результаты которого превосходят возможности преподавателя)

Стадии обучения (по времени):

1. Знания (теория)

2. Умения (практика, знания конвертируемые в умения)

3. Навыки (автоматизм, автоматизированные умения)

4. Профессионализм (стабильность высокого качества в изменяемых условиях)

5. Мастерство (индивидуальность, признак личности в искусстве, вариативность результата при высоком качестве)

Образование - результат учебно-воспитательного процесса.

Современная отечественная модель образования в сфере музыкального инструментализма продолжает опираться на созданные в советскую эпоху ступени:

1. Начальная (школа)

2. Средняя (училище)

3. Высшая (ВУЗ)

 

Сопоставление системы образования со стадиями и уровнями обучения:

Билет №7

Билет №8

Билет №9

Понятие психомоторики (дать определение). Психологическая классификация групп рабочих движений (перечислить виды и дать характеристику каждому). Сформулировать отличие механических характеристик рабочих движений от физиологических.

Психомоторика - процесс, обобщающий психику и мышечные движения; совокупность сознательно управляемых действий, связь психических процессов с деятельностью человека.

Функция психомоторики – управлять моторным навыком, который формируется скрытой памятью.

Психологическая классификация групп рабочих движений:

1. Основные (минимально необходимые для достижения результата, наиболее удобные)

2. Поправочные (уточняющие Основные в случае возникновения отклонений и неудобств)

3. Дополнительные (не относятся к задаче, но необходимые в силу побочных факторов: становятся Аварийными в случае критического влияния этих факторов на процесс; Артистические - отражают собственное отношение исполнителя к процессу)

4. Лишние (мешающие основным рабочим движениям)

5. Ошибочные (выполняемые вместо нужных движений и не достигающие цели)

Механическая классификация групп рабочих движений:

Экономные и Неэкономные (входят в Дополнительные) - влияют на энергозатраты и общую эргономику управления инструментом.

(Наиболее вредными являются Резкие движения (могут включать в себя разные типы), начинающиеся с больших скоросте, или неравномерно ускоренные/замедленные, т. е. движения скачками, которые чаще всего бывают неточными)

Характеристики механической составляющей рабочих движений -

1. Траектория

2. Скорость

3. Темп повторений

4. Сила

Характеристики физиологической составляющей рабочих движений:

1. Мышечный тонус и его изменения

2. Энергетические затраты и т.п.

Билет №10

Билет №11

Билет № 12

Охарактеризовать понятие музыкального произведения (перечислить свойства музыкального произведения и сформулировать его специфические особенности). Перечислить и охарактеризовать этапы исполнительской работы над музыкальным произведением.

Музыкальное произведение – произведение, зафиксированное с помощью нотных знаков и предназначенное для воспроизведения на музыкальных инструментах или пения.

Музыкальным произведениям свойственны внутренняя завершённость и мотивированность целого, индивидуализированность содержания и формы, за которыми стоит личность автора, детальная фиксация нотной (или другого типа) записи, предполагающая искусство исполнительской интерпретации.

Музыкальное произведение с теоретической позиции характеризуется прежде всего формой и содержанием.

Содержание – внутренние особенности организации материала, указывающие на его стилистическую принадлежность.

Музыкальный стил ь – признаки, характеризующие искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру композитора.

Музыкальная форма - организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям.

В триаде композитор (музыкальное произведение) – исполнитель (инструмент) – слушатель – именно исполнителем создаются все свойства музыкального произведения:

- импровизационность,

- виртуозность (исполнительская способность данного музыканта)

-выразительность (сила проявления чувств, переживаний), придающие реальность и остроту зрительно-слуховому восприятию.

Компоненты музыкального произведения.

Неизменные – форма, мелодия принадлежат начальному стилю произведения оригинала; Изменяемые – фактура, инструментовка, гармония отражают черты воздействующего стиля автора транскрипции.

Билет № 13

Дать определения понятия стиля, жанра и художественного образа. Перечислить и охарактеризовать виды художественных образов в музыке.

Музыкальный стиль – совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру композитора. (стиль Баха и стиль Бетхвена).

Важнейшим фактором, к-рый необходимо учитывать при определении стиля, является фактор национальный (восточный стиль, русский). Также, может существовать стиль опр.школы (новой венской, например, Балакиревский кружок, новая русская музыкальная школа), индивидуальный стиль композитора.

Жанр -исторически сложившийся тип музыкального произведения, имеющий такие параметры, как форма и содержание.

Жанры различают по:

способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные)

содержанию (лирический, эпический, драматический),

месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).

 

Жанры отличаются друг от друга особенностями содержания и формы, а вызваны эти отличия жизненными и культурными целями, своеобразными у каждого из них. Возьмем, например, марш. Вся его ритмика, фактура, мелодика и другие выразительные средства идеально приспособлены к шагу. Совсем другой пример — колыбельная. Здесь все иное: иная цель музыки, иное содержание и форма. Музыка колыбельной песни должна успокаивать малыша, окутывать теплой лаской, погружать в размеренный ритм укачивающих движений.

Художественный образ – отражение действительности, любое явление, выраженные средствами любого искусства. Он напрямую воздействует на чувства человека.

Виды художественного образа в академическом музыкальном искусстве:

-чувственно-эмоциональный (тональность, лад, динамика и т.д.)

-изобразительный образ (воображение, зрительное восприятие, подражание звукам окружающего мира, использование шаблонов)

Например, объясняя ученику сущность шопеновского tempo rubato, Лист подводит его окну и говорит: "Видите ветки, как они покачиваются? Листья, как они колышатся? Корень и ствол держат крепкое... - вот это и есть tempo rubato".

-интеллектуальный (символизм)
Символизм в музыке Баха, например:

Хроматический ход в пределах кварты является символом скорби, страдания. Нисходящие секунды, объединенные попарно, - символ вздоха, оплакивания.

Символ креста, состоящий из четырех разнонаправленных нот; если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста - X. Символ креста, например, служит темой фуга до-диез минор 1 тома ХТК.

Нисходящий мотив трех групп по четыре шестнадцатых образует число 444 и является музыкальным символом важнейшего таинства христианства - Евхаристии (Святого Причастия).

 

 

Билет №14.

Дать определения понятиям интерпретации и трактовки. Перечислить и объяснить функции исполнителя.

Интерпретация - процесс осмысления произведения исполнителем. Это работа над произведением.

Трактовка - конечный продукт интерпретации. То есть исполнение произведения на сцене с понятно выраженным худ. образом.
Функции исп.:

-Реализационная (реализация худ. образа, донесения замысла до слушателей)

-Реадаптационная (приспособление худ. образа к конкретным историческим условиям.) Например, исполнение органного произведения Баха на баяне)

-Музыкально-просветительная функция артиста заключается в том, чтобы в актуальный общественный репертуар входило все достойное внимания современной аудитории.
-Развлекательная. Повторение одного и того же, привычного, популярного. Публика любит слушать знакомое, что естественно: меньше внимания для усвоения и больше удовольствия

 

 

Билет №15

Исполнительский аппарат и исполнительская техника (дать определения понятия). Перечислить и дать характеристики основным направления в музыкально-исполнительской педагогике с XVIII по XX в.в.

Исполнительский аппарат – совокупность психофизиологических данных, являющихся условием успешной реализации худ. образа средствами муз. инструмента.

Параметры: скорость процесса, гибкость рук, реакция, принятие решений и оценка действий.

-рефлекторная дуга (путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса)

Исполнительская техника – фундаментальное средство реализации худ. образа, основой которого являются развитые психофизиологические возможности по управлению инструментом.

Билет №16

Билет №17.

Классно-урочная система обучения (дать характеристику системе в её современном виде и указать на истоки). «Шульверк» Карла Орфа (охарактеризовать основной принцип обучения, заложенный в работу, и сопоставить с принципами классно-урочной системы).

Классно-урочная система – это организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в классы с постоянным составом с целью проведения занятий, в форме урока;

организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.

Чешский педагог Ян Амос Коменский, обобщив опыт прогрессивных шко и университетов Европы, в XVIIв. разработал классно-урочно-предметную систему, содержащуюся в его теории всеобщего универсального образования и воспитания.

Классно-урочная система начинает терять эффективность в современных условиях.

Основными недостатками классно-урочной системы следует признать:

невозможность учёта множества социальных факторов, воздействующих на ребёнка, невозможность творческого саморазвития ребёнка,

невозможность впитывать информационные и технологические инновации,

невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.

«Шульверк» на сегодняшний день – одна из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире.

«Шульверк» создавался в середине ХХ века и вобрал в себя многие тенденции развития музыкальной культуры своего времени:

-стремление освободиться от самодовлеющего значения классической гармонии,

-поиск нового в хорошо забытом старом: фольклоре и музыке доклассического периода;

-интерес к тембровому колориту;

-приоритет ритмического начала;

-поиск утраченной культуры свободного импровизационного музицирования.

Идея К.Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”, по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К.Орф считает, что самое главное-атмосфера урока: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.

 

 

Билет №18.

Виды уроков.

1. Комбинированный вид. Это комбинация нескольких видов урока. Например, опрос и изложение нового материала.

2. Изложение нового материала. Такой вид урока, при котором всю основную работу (изложение н.м., его разъяснение и т.д.) выполняет учитель.

3. Урок-закрепление. Это все практические занятие под наблюдением учителя и с его помощью. (например, пение номеров, игра на уроке специальности с уже готовой программой).

4. Урок-самостоятельная работа. Ну тут всё ясно. Работа учеников без помощи учителя.

5. Урок-семенар. (конференция, дискуссия). Вид урока, на котором основным методом является беседа и деятельность обучающихся заключается в том, что они отвечают на вопросы, выступают с сообщениями и сами задают вопросы.

6. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Это повторение и закрепление пройденного материала и его обобщение, а также формулирование полученных знаний в систему.

7. Урок проверки и оценки. Проверка дз. Уроки проверки и оценки помогают ученикам видеть динамику своих учебных достижений, сравнивать свои прошлые результаты и настоящие; ориентируют прежде всего на оценку учебных достижений ребенка, а не на учет недостатков в его работе. Такой подход создает для учащихся "ситуацию успеха", стимулирует их познавательную активность и учебную деятельность.

Уроки проверки и оценки также ставят перед учителями важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

8. Интегрированный урок. Объединения материала нескольких дисциплин. (Например, на уроке литературы какое-либо произведение, можно рассказать о том историческом времени, в каком происходит литературное действие. Т.е. литература + история)

9) Интерактивный урок - это совместная работа не только между учителем и учащимся, но и между самими учащимися, между учебным материалом и учащимся. Значительно чаще интерактивные уроки проводятся с помощью электронной интерактивной доски.. Интерактивная связь обеспечивается с помощью разной аппаратуры: персональных компьютеров, подключенных к локальной сети, электронных ручек, пультов для тестирования и голосования, доски, проектора.

Во время проведения интерактивного урока учитель должен быть в роли направляющего.

Билет №19.

Приёмы работы с учеником на индивидуальном занятии (перечислить, дать характеристику каждому, пояснить специфику применения). Система домашних заданий (перечислить принципы домашних заданий, условия эффективности домашней работы и пояснить роль родителей в ней).

1.Показ. (демонстрация игровых приёмов, варианты исполнения различных трактовок). Приём следует применять в крайних случаях, т.к. в нём отсутствует момент творчества.

2. Художественно-образное сравнение.

3. Дирижирование. (приём попутных поправок, подразумевающий только жесты, используется во время игры ученика)

4. Приём попутных поправок.

Принципы домашних заданий.

1. Чёткость и ясность. (задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать, владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания)

2. Подробная и ёмкая запись д/з. (инструкция)

3. Создание психологических, бытовых и физиологических условий для эффективного выполнения д/з.

4. Роль родителей – обеспечение приемлемых условий и регулярности выполнения д/з.

Условия эффективности домашнего задания:

— -Домашнее задание должно быть посильным и доступным пониманию учащихся. Оно должно быть связано с классным занятием, но не точной копией выполненного в классе.

— Домашнее задание должно быть посильным и доступным пониманию учащихся. Оно должно быть связано с классным занятием, но не точной копией выполненного в классе.

— Должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности.

— задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать(владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания

— задание должно способствовать проявлению способностей ученика

— задание должно развивать мышление ученика

(должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п.)

— Домашнее задание должно быть проверено

— Вместе с домашним заданием должны четко определяться сроки его исполнения

Билет №20

Подготовка учащихся к публичным выступлениям (хар-ка режимов и принципов занятий на предконцертном этапе подготовки, разновидности публичных выступлений и ситуативные компоненты сценического успеха)

Предконцертный режим занятий.

Цель: провести соответствие собственных возможностей с целями худ. образа.

Проигрывание программы целиком и наизусть, стабильность.

Нужно иметь в виду, что поздний отрыв от нотного текста замедляет процесс осознания действий контроля навыков.

Программа должна быть такой, чтобы имелась возможность превышать требования.

Непосредственно перед выступлением совершенно противопоказано подрывать уверенность исполнителя, внушать ему какие-либо сомнения в собственных возможностях, со стороны педагога необходимо постараться настроить исполнителя на успешное выступление.

Очень большое значение для устранения чрезмерного волнения имеют частые выступления. Поэтому педагогу необходимо обеспечить как можно большее количество концертных выступлений для своего воспитанника. Приобретаемый сценический опыт способствует формированию исполнительской уверенности и стабильности.

Таким образом, уверенность на сцене приобретается в процессе интенсивной концертной деятельности. Уверенно на сцене играет тот исполнитель, который часто на ней выступает.

Режимы:

1) Проигрывание на пониженном тонусе (избавление от ненужных зажатий, минимальное напряжение сил, играть произведение так, словно это эскиз, набросок)

2) Проигрывание на повышенном тонусе. Этот режим необходим для контроля и обозначения разницы штрихов, динамики. Однако игра должна быть без отдачи, т.е. минимальное напряжение сил, но без потери качества. Проявляется все, что необходимо для успешного выступления.

3) Концертное исполнение. Полная отдача. Данный режим противопоставляется двум предыдущим. Нужен для проверки выносливости, внимания и теоретической подготовки.

 

Медленные темпы во время предконцертной подготовки нужны для выявления идеальной траектории и точек касания.

 

Принципы:

1) Целостность – играть целиком. Формирует привычку играть без остановок, помогает прочувствовать форму.

2)Идеальный тонус – осознание исполнительских возможностей и их границ. Золотая середина напряжения, реализация художественного образа без качественных потерь.

3) Естественность в движениях – анатомическая доступность движений.

Разновидности публичных выступлений:

учебные(обыгрывание программы перед соучениками),

публичные (мастер-классы, открытые уроки),

концертные.

Билет №21

Организация и планирование учебного процесса в ДМШ (пояснить специфику отечественного методического подхода в обучении музыкально-исполнительской специальности на начальном этапе). Документация в классе специального инструмента (перечислить используемые в работе документы и правила их оформления).

Образовательная деятельность школы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации, Законом «Об образовании», решениями правительства Российской Федерации и органов образования и культуры, конвенцией «О правах ребенка», Уставом школы,

Школа работает по учебным планам, разработанными на основе типовых учебных планов, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации.

Учебный год начинается 1 сентября, на учебные четверти со сроками, установленными для образовательных школ. Осенние, зимние, весенние и летние каникулы проводятся в сроки, установленные для образовательных школ. Продолжительность учебной недели – 7 дней.
Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных мероприятий. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Продолжительность урока 30- 45 минут (академический час). По окончании урока предусматривается перерыв – 10 мин.

Виды работы для обеспечения учебно-воспитательного процесса и полноценного усвоения учащимися учебного материала:
- групповые и индивидуальные занятия с преподавателем (урок);
- самостоятельная (домашняя) работа учащихся;
- выступления на конкурсах, концертах, зачетах и экзаменах.
Знания учащихся оцениваются баллами: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (плохо).

Для осуществления контроля и оценивания результатов работы и обучения педагогического и ученического коллективов в школе ведется следующая учебная документация:


- дневник учащегося, в котором в краткой форме записываются задания по всем предметам, выставляются как текущие, так и итоговые оценки (четвертные, годовые), записываются результаты контрольных прослушиваний, расписание занятий, график внеклассных мероприятий, информация о наиболее интересных мероприятиях в рамках города;


- индивидуальные планы учащихся, в которых фиксируется уровень общего и музыкального развития учащегося, репертуарные списки по полугодиям, качество проработки изучаемого материала (оценки за каждое изученное произведение, оценки за выступления на зачетах, академических концертах, экзаменах, отзывы комиссии с указанием положительных и отрицательных моментов выступления, недостатки учащихся и пути их преодоления);


- журналы индивидуальных и групповых занятий отражают динамику посещения занятий учащимися и качество их подготовки к ним (поурочные, четвертные, годовые оценки), выполнение преподавателями количества часов по учебным планам и педагогической нагрузки, ежемесячно проверяются заместителем директора по учебной работе, а результаты проверок являются основанием для составления табеля начисления заработной платы преподавателя;


- протоколы академических прослушиваний фиксируют программы, исполняемые учащимися, оценку за исполнение и выводы комиссии с рекомендациями преподавателю по работе с каждым учеником;


- протоколы переводных и выпускных экзаменов по специальному инструменту и предметам музыкально-теоретического цикла;

Билет №22.

МЕТОДИКА

Билет №1

1.Понятие метода (этимология (происхождение) и определение). Виды методов (перечислить дать характеристику каждому на примере из музыкально-исполнительской деятельности).

Метод - это

-этимология - от греч. methodos - путь исследования, теория, учение.

- определение - способ достижения какой-либо цели; система приёмов и действий, необходимых для решения конкретной задачи.

В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в определенном темпе и т.д.

Виды методов:

1. Аналитический (греч analysis-разложение) метод предусматривает выделение части из целого (от известного к неизвестному).

Допустим, у нас есть конкретное муз.произведение. Наличие опр. музыкального звука, средств музыкальной выразительности, музыкальной интонации может указывать на специфику стиля определённого композитора или жанра. Узнаем это, применив аналитический метод.

Он имеет следующие компоненты: осмысленное восприятие информации, выделение существенных признаков и отношений, деление на элементы и расположения исходной структурной единицы; осмысление связей, их синтез части целого характеризуют через сравнение, синтез и другие логические методы. Аналитический метод часто используют на начальном (эмпирическом) этапе познания.

2. Интуитивный – отвергает логику и основывается на эмпатии (сопереживания эмоциям, заключенным в музыкальном материале), является главным творческим двигателем интерпретации

(Анализ и интуиция противопоставляются друг другу по критерию наличия и отсутствия логики)

 

3. Дедуктивный - выведение частного из общего.

4. Индуктивный - наведение на общее исходя из частного.

(Дедукция и индукция дополняют друг друга в формировании чувства стиля, помогают понять жанровую природу сочинения, а также законы развития формообразования в музыке)

 

5. Научный подход – опора на предыдущие объективные достижения предыдущих поколений, на знания.

6. Эксперимент – практика.

(Гипотеза и эксперимент соответствуют теории и практике)

 

7. Диалектический – «Тезис + Антитезис = Синтез», метод создания методов (специфических). От абстрактного к конкретному. Метод создания новых методов.

 

Инструмент прогрессивного развития.

 

8. Обобщённый метод - процесс, в результате которого формируется понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания. Этот метод позволяет понять и домыслить, как система работает с подменённым видовым признаком. (направлен на осмысленное, глубокое определение идеи музыкального произведения. Он используется как после работы над каждым видом музыкальной деятельности, так и в конце всего урока.

 

Билет №2

2.Понятие методического подхода (дать определение). Системный и научный подходы (перечислить свойства системы, охарактеризовать принцип научности). Дать определение понятию методики и перечислить требования к методике.

Методический подход - совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществлением процесса обучения, воспитания и развития

Научный подход:

— совокупность основных способов и методов решения задач с целью получения новых знаний, обобщения и углубления понимания совокупности фактов и теорий в любой области науки.

— совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Принцип научности требует, чтобы предлагаемый учебный материал отвечал современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности. Те элементарные познания об окружающем мире, которые учащиеся получают в младшем возрасте, не должны отвергаться впоследствии, а должны лишь только расширяться и обогащаться. Терминология же должна оставаться единой на протяжении всей учебы.

 

Системный подход – совокупность методов, объединенных в систему, разных по назначению и направленных на одну цель.

Система – множество взаимосвязанных элементов, обособленных от среды и взаимодействующих с ней как целое.

Свойства системы:

1. Целостность (зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого; связь частей системы важнее взаимодействия со средой)

2. Синергичность (сочетание компонентов усиливает эффективность функционирования системы)

3. Иерархичность (каждый элемент системы может быть системой)

 

Методика – система приемов и методов, применяемых в педагогической деятельности для достижения цели

Метод – систематизированная совокупность приемов и действий, необходимых для решения определённой задачи. Метод направлен на решение общей задачи.

В музыке метод, как правило, является авторским или принадлежит определённой творческой школе.

Методический приём - это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения.

 

Приём – вариант применения метода.

 

Требования к методики:

1. Реалистичность (возможно применения в заданных условиях)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.65.61 (0.186 с.)