Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мирза Казембек А.К. (1802-1870) – тюрколог и иранист

Поиск

Александр КасимовичКазем-Бек, Мирза Казым-Бек (1802—1870) — российский ученый-востоковед, первый декан Факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета (ныне Восточный факультет СПбГУ). Иногда называется одним из организаторов российского востоковедения[1]. По мнению известного русского востоковеда и ираниста В. В. Григорьева, Казем-Бек был одним из тех, кто поставил изучение Востока в России на научные, академические рельсы, вывел российскую науку о Востоке на уровень, не уступающий европейскому, а подчас и превосходящий достигнутое востоковедами Западной Европы[2]. Гражданин и патриот России, Александр Казем-Бек «соединял в себе европейскую ученость с ученостью восточной»[3] (академик А. Н. Кононов). Казем-Бек в совершенстве говорил и писал на персидском,азербайджанском, русском, татарском, турецком, арабском, английском, французском языках, владел также немецким идревнееврейским языками.

Мирза Мухаммед Али Казем-бек родился 22 июля 1802 года в городе Решт в Персии, где его отец хаджи Мухаммед КасимКазем-бек находился по делам службы

Главнейшие труды Казембека[править | править вики-текст]

Ас-Саб' ус-Сеййар, или Семь планет: История крымских ханов, сочиненная на турецком языке Сейид Ризою, с введением на русском языке. Казань, 1832

Грамматика турецко-татарского языка. Казань, 1839

Исследование об уйгурах. — Журнал Министерства Народного Просвещения. 1841, ч. XXXI

Мюхтесерул-вигкает, или сокращённый вигкает. Курс мусульманского законоведения. Казань, 1845

Объяснение русских слов, сходных со словами восточных языков. — Известия II отделения Императорской Академии Наук. 1852

Полный конкорданс Корана, или ключ ко всем словам и выражениям его текстов, для руководства к исследованию религиозных, юридических, исторических и литературных начал сей книги. СПб., 1859

Мюридизм и Шамиль. — Русское Слово. 1859, № 12

История ислама. Обозрение Востока в политическом отношении перед появлением Мухаммада. — Русское Слово. 1860, № 2, 5

Баб и бабиды. Религиозно-политические смуты в Персии. СПб., 1865

Основные вехи жизни, карьера вне университета

Преподаватель арабского, персидского и турецкого языков 1-й Казанской гимназии (1826-1842); заведующий вновь учрежденной кафедрой турецко-татарской словесности Философского факультета Казанского императорского университета (1828-1846) в звании адъюнкта-профессора с 1831 г. и экстраординарного профессора с 1836 г., декан 1-го отделения Философского факультета Казанского императорского университета (1845-1849), заведующий вновь учрежденной кафедрой арабской и персидской словесности Философского факультета Казанского императорского университета (1846-1849), действительный член Великобританского Королевского Азиатского общества (с 1829), член-корреспондент Санкт-Петербургской АН (с 1835).

Область научных интересов, значение в науке

К.-Б. считается филологом, философом, историком, ведущим специалистом в области ислама и мусульманского права, но научные его интересы в первую очередь были связаны с тюркской словесностью.

К.-Б. принадлежал к числу тех российских классических ориенталистов, которые создали научную школу, занявшую в дореволюционной России ведущее место в мировой науке о Востоке, и продолжающую свои лучшие традиции в советский и постсоветский периоды. Уникальность личности К.-Б. состоял в том, что мусульманская религиозная образованность в нем сочеталась с традициями русской и западноевропейской светской науки XIX в. К.-Б. был в равной степени востоковедом мирового уровня и талантливым, дальновидным организатором научного востоковедения в России. Это он поставил изучение восточной словесности в Российской империи на научные, академические рельсы, вывел российскую науку о Востоке на мировой уровень. Поэтому он по праву считается патриархом российского школы востоковедения.

БИЛЕТ№10.

Этнос.

Этнос –исторически сложившаяся на определенной территории и состоящая из многих поколений общность людей, обладающих общими чертами и устойчивыми особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, представлениями об общности происхождения, единой исторической судьбе и т.п.

Приведенное определение этноса носит описательный характер. В нем собраны разнопорядковые признаки и свойства, с которыми следует разобраться более внимательно. Прежде всего, необходимо развести “отличительные признаки этноса”, с одной стороны, и “факторы или условия его формирования” – с другой. К первым, относятся особенности культуры – язык, народное искусство, обычаи, обряды, нормы поведения, привычки, – которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют некоторый устойчивый стиль жизнедеятельности – так называемую этническую культуру. Ко вторым принадлежат некоторые общие условия жизнедеятельности – общая территория, общность экономической жизни, общие политические порядки или формы самоуправления и т.п.

Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной жизни, но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают это единство. Что же остается? Остается общность этнической культуры – нравы, обычаи, нормы поведения и т.д. Вместе с тем, следует иметь в виду, что большинство компонентов этнической культуры не может служить надежным признаком для выделения какого-либо этноса. Это относится и к такому, на первый взгляд, устойчивому этническому признаку как язык. Например, евреи говорят не на одном общем, а на двух различных языках: иврите и идише.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.143 (0.006 с.)