Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Василий Владимирович Бартольд

Поиск

(15.11.1869 - 19.08.1930)

Большая советская энциклопедия: Бартольд Василий Владимирович [3(15).11.1869, Петербург, - 19.8.1930, Ленинград], советский востоковед, академик (1913). В 1891 окончил Петербургский университет (факультет восточных языков) и там же занимался научной и преподавательской деятельностью (с 1901 профессор). За двухтомную монографию «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» ему была присуждена ученая степень доктора истории Востока.
Сформировавшийся как ученый в условиях буржуазного общества, Б. стоял в основном на позициях идеалистического понимания исторического процесса. Однако его всегда интересовали вопросы социально-экономической истории и положения народных масс. Большое научное значение имеют труды Б. по истории Средней Азии, в которых использован богатейший материал арабских, персидских и местных авторов. Б. - автор работ по истории ислама: «Ислам» (1918), «Культура мусульманства» (1918), «Мусульманский мир» (1922), «Мусейлима» (1925) и др. В них он дал критический обзор важнейших трудов арабских и западноевропейских авторов, произвел проверку мусульманских сведений, собрал огромный, хорошо отобранный фактический материал, во многом по-новому осветил историю начального ислама, его распространения у народов Востока и развития мусульманской культуры. Выводы и наблюдения Б. обогатили мировое исламоведение, но отдельные его положения и объяснения спорны. Большой научный результат был достигнут Б. в труде «Халиф и султан» (1912), в котором он доказал, что представление о передаче духовной власти аббасидского халифа турецкому султану Селиму I в 16 в. является легендой, появившейся лишь в 18 в.
В трудах Б. о монгольских завоеваниях можно встретить односторонние объяснения; в частности, недостаточно учитывается, что монгольские завоевания принесли разрушение производительных сил и привели к длительному порабощению покоренных народов.
Б. плодотворно и много занимался изучением арабских авторов, писавших о древних славянах («Новое мусульманское известие о русских», 1896; «Арабские известия о русах». 1918, опубликовано в 1940). Большое внимание Б. уделял истории востоковедения. Им опубликован капитальный труд «История изучения Востока в Европе и в России» (1911, 2-е издание 1925), «Обзор деятельности факультета восточных языков Петербургского университета за 1855-1905 гг.» (1909) и др. Богатый материал и обобщения содержат его труды по Ирану и по истории некоторых народов СССР (киргизы, таджики, туркмены и др.).
Б. был организатором и редактором журнала «Мир ислама» (1912-13), а затем «Мусульманский мир» (1917). Один из основателей русской школы востоковедения, после Октябрьской революции Б. возглавил Коллегию востоковедов, созданную в 1921 при Азиатском музее, и ее печатный орган «Записки коллегии востоковедов» (1925-30), вел большую педагогическую работу, участвовал в комиссии по переводу алфавитов многих народов СССР с арабской основы на латинскую, выполнял поручения Советского правительства по организации Среднеазиатского университета (1918), созданию востоковедческих библиотек и собиранию восточных рукописей. Многие монографии Б. переведены на иностранные языки (английский, немецкий, турецкий, французский, арабский, персидский и др.). Автор ряда статей в «Энциклопедии ислама».
Труды Б. издаются в 9 томах: том 1 - Туркестан в эпоху монгольского нашествия; том 2, часть 1 - Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы, часть 2 - Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии; том 3 - Работы по исторической географии; том 4 - Работы по археологии, нумизматике, эпиграфике и этнографии; том 5 - Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов, по истории Центральной Азии и Дальнего Востока; том 6 - Работы по истории ислама и Арабского халифата; том 7 - Работы по истории и филологии Ирана и Афганистана; том 8 - Работы по источниковедению; том 9 - Работы по истории востоковедения.

Осн. направления науч. деятельности — история народов и гос-в Центр. и Сред. Азии, взаимодействие культур Востока и Запада, история ислама.

БИЛЕТ №13.

1)Восточное христианство — условный обобщающий термин, объединяющийПравославные церкви византийской традиции, Древневосточные церкви и отделившиеся от них сообщества, которые в богослужении и обрядах сохранили традиции либо древневосточных церквей, либо византийского православия (как, напримерстарообрядчество и восточнокатолические церкви).

Название связано с тем, что указанные направления христианства, сохраняющие свои древние литургические обряды и традиции, исторически возникли на территории Восточной Римской империи, в Восточной Европе или на Ближнем и Среднем Востоке (Церковь Востока, Армянская апостольская церковь, Грузинская православная церковь).

Как правило, сами представители этих конфессий себя «восточными христианами» не называют. Этот термин более употребим среди приверженцев западного христианства, а также религиоведов и специалистов, изучающих историю христианства.

Восточное христианство существовало в условиях сильной централизации государственной власти в Византии, и церковь сразу же оказалась придатком государства, а главой ее фактически являлся император. Западное христианство постепенно превратилось в организацию, стремившуюся к господству / но всех сферах общества, включая и сферу политики.

Напротив, восточное христианство сложилось как система независимых друг от друга (автокефальных) патриаршеств, которые находились между собой в отношениях ревнивого соперничества за власть над душами и умами своих верующих. Такое рассогласование резко снижало способность церковных властей противостоять власти политической. Автокефальный статус различных церквей восточного христианства означал не только независимость друг от друга, но и их зависимость от государства, выступавшего как гарант веры.

Из трех авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), восходящих к библейскому пророку Аврааму, христианство первым сумело стать по-настоящемумировой религией: преодолеть политические, языковые и этнические границы. Сегодня более 33% населения нашей планеты исповедуют христианство разных толков и течений. Как у всякой религии, у христианства есть своя конкретная история — время и место возникновения, направление и этапы развития.

2.Принципиально новый этап в изучении стран Востока в России наступил в период реформ Петра Великого. Именно к этому времени отечественные ученые относят «зарождение востоковедения как науки» в России. Радикальные петровские преобразова-

Билет 14.

14. Основные положения ислама.
Исла́м
— монотеистическая авраамическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам; отстранение от многобожия и придания сотоварищей Аллаху.

Исторически ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман. Согласно учению ислама пророки и посланники, в том числе посланные ранее Муса (Моисей) и Иса ибн Марьям (Иисус Христос), отправлялись к разным народам для наставления народов на путь к единобожию и до эпохи Мухаммеда, однако, как считают мусульмане, со временем люди стали впадать в заблуждения, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды. Мухаммед, которому Аллах ниспослал своё священное учение — Коран, главную священную книгу ислама — считается в исламе самым великим пророком, замыкающим череду из посланных ранее пророков и посланников.

Приверженцев ислама называют мусульманами. Язык богослужения — классический арабский. В мире на данный момент насчитывается, по разным оценкам, от около 1,2-1,3 до 1,57 млрд. мусульман (то есть 22,74 % населения Земли). Исламские уммы охватывают более 120 стран, в основном в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, и Северной Африке, из которых в 35 составляют большинство населения, а в 28 странах являются государственной религией — Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.007 с.)