Владимирцов Б.Я. (1884-1931) – монголовед 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Владимирцов Б.Я. (1884-1931) – монголовед



Бори́сЯ́ковлевичВлади́мирцов(8 (20) июля 1884, Калуга — 17 августа 1931,Сиверская) — российский востоковед,монголовед, академик АН СССР (1929). Выдающийся специалист в области монгольского языкознания, литературы, а также истории и этнографии монгольских народов. Принял буддизм.

Окончив в 1909 г. факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета по китайско-маньчжурскому разряду, Владимирцов остался работать в AlmaMater на кафедре монгольской и калмыцкой словесности.

В 1911 г., получив степень магистра после сдачи соответствующих экзаменов, он отправился в Кобдоский округ Западной Монголии, для сбора информации по языкудербетов и байтов, которое было начато им ещё в студенчестве. С 1911 по осень 1915 гг., с небольшим перерывом, Владимирцов производил лингвистические и этнографические исследования, путешествуя по Западной и Центральной Монголии. В Петербург он вернулся с материалами по монгольским говорам и наречиям, монгольскому эпосу, шаманизму,буддизму, а также большой коллекцией монгольских и ойратских книг.

Учёный приступил к подготовке публикаций, параллельно читая лекции в университете и занимаясь приведением в порядок собрания монгольско-ойратских рукописей Азиатского музея АН. В декабре 1918 г. Владимирцову было присвоено звание профессора.

Борис Яковлевич был не только большим ученым, но и прекрасным педагогом. Его лекции отличались тонким анализом источников, критическим к ним подходом, обилием фактического материала. Несмотря на свою занятость, он много времени и внимания уделял ученикам, брал их в экспедиции, где под его руководством они получали навыки полевых исследований.

Умер 17 августа 1931 года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище [2] в Санкт-Петербурге.

Б.Я.Владимирцов сотрудничал в редакции «Всемирная литература» и опубликовал в журнале «Восток» целый ряд статей по монголистике.

В 1928 г. Б.Я.Владимирцов сдал в печать первую часть большой работы «Сравнительная грамматика монгольского языка и халхаского наречия. Введение и фонетика», которая вышла в 1929 г. и которая «знаменует собой целую эпоху в монгольском языкознании»

Б.Я.Владимирцов был одним из основателей Ленинградского института живых восточных языков им. А.С.Енукидзе, где руководил монгольским отделением и вел семинар по подготовке монголоведческих кадров из трудящейся молодежи Бурятии, Калмыкии и Монголии.

БИЛЕТ№11.

Этническая культура - это культура в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения, расовые антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи. Э. является культура, носители которой связаны единством «крови и почвы».
Этническая культура:
1. Язык;
2. Традиции --> психология поведения;
3. Быт (материальная культура);
4. Литература.
Функции этнической культуры:
1. Функция познания мира;
2. Функция психологической защиты индивида

«Иудеи ненавидели римлян за то, что те ели свинину, а римляне считали противоестественным обычай обрезания. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам» (Гумилев 1990: 93). У европейцев сложился целый культ носовых платочков, а китайцы не понимали, зачем носить «нечистоты» в своих карманах. У многих народов ровные белые зубы считались признаком красоты, а вьетнамцам они казались признаком дикости — «как у собаки», говорили они о белых зубах и еще в начале прошлого века покрывали свои зубы черным лаком… Аналогичных примеров можно привести бесконечное множество, и все они будут свидетельствовать о различии культурных установок соответствующих народов (этносов)29, их этнокультурных особенностях30.

Сложившийся комплекс специфических черт традиционной культуры того или иного народа (этноса), обусловленных природными особенностями зоны проживания, типом хозяйства, спецификой исторического развития и межэтнических контактов, преобладающей системой религиозных верований и другими обстоятельствами, при-

Понятие «этнос», впервые введенное в научное употребление в 1923 г. С. М. Широкогоровым и развитое впоследствии советскими учеными в теорию этноса, стало базовым для отечественного обществознания в последние десятилетия ХХ в. Под этносом принято понимать исторически сложившуюся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими особенностями языка и культуры, а также сознанием своего единства и отличия от других (самосознанием), выраженном в самоназвании. В западной научной традиции понятие «этнос» в описанном выше значении не используется; близким к нему понятием является понятие «эт - ничности» (ethnicity, набор этнических признаков). Очевидно, что вне рамок теории этноса понятие «этнос» вполне соотносимо с таким понятием, как «народ» (англ.nation); в русскоязычной научной иобщественно-пуб-лицистической литературе «этнос» и «народ» зачастую используются в качестве синонимов.

Принято называть этнокультурными особенностями. Этнокультурные особенности наряду с этническим самосознанием и языком рассматриваются в качестве основных критериев разграничения этнических общностей. Изучение этнокультурного разнообразия народов Азии и Африки — интереснейшее поле деятельности для исследователя востоковеда.

Как правило, большинство явлений этнической культуры реализуются в различных подсистемах, например:

1)любая из религий (христианство, ислам, буддизм и другие) через теологию, религиозную философию, храмовое искусство будет связана с гуманитарной сферой; а через религиозное право, определяемые религией этические установки, через религиозные праздники и ритуалы — с соционормативной культурой;

2)любой продукт, составляющий основу этнической системы питания (хлеб, рис, мясо определенного животного и др.), в процессе своего производства будет относиться к производственной культуре; способы и формы его приготовления и употребления — к культуре жизнеобеспечения; обычаи и ритуалы, связанные с данным продуктом35, — к соционормативной культуре; совокупность практических знаний о данном продукте, связанная с ним мифология и устное народное творчество (пословицы, поговорки, загадки, народные песни) — к гуманитарной;

3)народная медицина в целом должна быть отнесена к гуманитарной культуре этнического сообщества; однако на этапе заготовки лекарственных материалов — к культуре жизнеобеспечения; а при выполнении обрядовых действий, которые могут сопровождать процесс врачевания, — к соционормативной.

Никита Яковлевич Бичурин

Бичурин, Никита Яковлевич (в монашестве Иакинф) [29.VIII(9.IX).1777-11(23).V.1853] – русский востоковед, путешественник, писатель. Родился в семье сельского дьячка, чуваша по национальности. Окончил духовную академию в Казани. В 1807 году был командирован в Китай в качестве главы церковной миссии в Пекине. Во время 14-летнего пребывания в Пекине изучал китайский язык, историю Китая и его культуры. Был членом-корреспондентом АН (с 1837) и Азиатского общества в Париже. Вел огромную научную работу, опубликовал много книг и статей. Собрал, исследовал и перевел на русский язык большое количество китайских исторических и географических трудов, составил описание Китая и других стран Азии. Написал две книги о Тибете. В трудах Б. освещены многие вопросы древней, средней и новой истории Китая, истории его культуры и философии, а также его внешних сношений. Б. установил, что древние китайские летописи являются более полным и достоверным источником для истории народов Средней Азии, чем греческие. Б. резко критиковал работы иезуитов-миссионеров и средневековых китайских схоластов, фальсифицировавших историю, разоблачал экзотические вымыслы о Китае. Большой интерес к трудам Б. проявляли А.С.Пушкин, В.Г. Белинский. Его ценили также ссыльные декабристы, с которыми он подружился во время поездок в Сибирь. В трудах Б. содержится богатейший фактический материал, позволяющий детально изучить быт, духовную и материальную культуру многих народов. Собранная им во время пребывания в Китае и после поездок в Монголию китайская и тибетская литература, а также музейные коллекции хранятся в институтах востоковедения и этнографии АН СССР.

Родился в семье дьякона. В 1786 (или 1787) поступил в Казанскую духовную семинарию, в 1799 окончил Казанскую духовную академию. В 1800–1802 был учителем грамматики в той же академии. В 1802 принял монашество и в сане архимандрита был назначен настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря и первым ректором иркутской духовной семинарии. В 1803 обличен в нарушении монастырского устава и отрешен от должности настоятеля. В духовной семинарии требовал дисциплины, что вызывало жалобы и доносы. По указу Св. Синода от 29 января 1806 лишен сана архимандрита, отрешен от должности ректора с запрещением священнослужения и отправлен преподавателем риторики в Тобольскую духовную семинарию, где работал более года. В мае 1807 назначен начальником пекинской духовной миссии и в июле 1807 выехал из Иркутска в Пекин.

После возвращения на родину в 1821 был обвинен в расстройстве миссии, нерадивости к миссионерским обязанностям, вторично лишен сана архимандрита в 1823 и простым монахом сослан пожизненно в Валаамов монастырь. В 1826 возвращен в Петербург в Александро-Невскую лавру с обязательством обслуживать переводами Азиатский департамент МИДа. В 1828 за исследования по истории Монголии и Китая избран членом-корреспондентом АН. В 1830 в составе экспедицииП. Л. Шиллинга был командирован в Забайкалье.

С марта по май 1830 находился в Иркутске – перед отъездом в Кяхту для научных занятий, где пробыл 18 месяцев и начал преподавание китайского языка. В феврале 1835 вновь был откомандирован в Кяхту на должность преподавателя китайского языка в училище, которое было официально открыто. Специально для Кяхтинского училища написал «Китайскую грамматику» и учебное пособие по китайскому языку. Вернулся в Петербург в 1837.

Автор многочисленных научных трудов и переводов по истории Китая, Монголии, других азиатских народов. По эрудиции, объему изученных им вопросов и масштабу использованных для исследования и переводов китайских источников далеко опередил западноевропейских современников. Сочувственно относился к простому народу Китая. Бичурин общался с Пушкиным, Одоевским, Крыловым, поддерживал знакомство, начатое в 1830, с братьями Бестужевыми, Торсоном и другими декабристами. Награжден тремя Демидовскими премиями, член Азиатского общества в Париже.

Умер в Александро-Невской лавре. В Научной библиотеке Иркутского университета хранятся книги с его автографами.

БИЛЕТ №12.

Любая цивилизация обладает только ей присущим набором признаков, относящихся к области материальной и духовной культуры. В число таких признаков входит и национальный характер (психический склад этноса, этническое сознание). Эти признаки изучает особая дисциплина — этнопсихология. Возможно, особенно важна этнопсихология там, где мы имеем дело с национальной психологией народов Востока.

Под этносом понимается большая социальная группа людей, объединенных общими установками и диспозициями, стереотипами поведения и взаимосогласованными ожиданиями типичных реакций на различные события жизни. Подсоциумом понимается социальная группа людей, объединенных на основе общей территории, экономики и политики, выработавшая единые поведенческие требования к различным событиям жизни. Таким образом, социальная общность имеет две взаимопроникающие формы: этнос и социум.

Специфические способы восприятия и понимания членами этнической общности (или «этнофорами») различных сторон окружающей действительности, передающиеся из поколения в поколение, зависят, в первую очередь, от психического склада этноса, в котором, в свою очередь, различают этнический характер, этнический темперамент, этнические традиций и обычаи. Рассмотрим эти понятия более подробно.

Этнический характер — это не простая сумма психических признаков, а определенная целостная структура. Природа этой структуры неоднозначна. Одни ученые под этим понимают структуру мотивов, другие — структуру ценностных ориентаций, третьи — структуру инстинктивных стремлений. В любом случае это описание целой этнической группы, а не отдельной личности. Этнический характер определяется совокупностьюсоциально-экономических,исторических и географических условий существования этноса. Он наиболее ярко проявляется в литературе и искусстве, в народных мелодиях, танцах, пословицах, поговорках, иначе говоря, проявляется в культуре народа, исходит из него и далее оказывает на него обратное влияние.

Этнопсихология: статическая(этническое самосознание) и динамическая (этнический вкус и этнические чувства).
Стереотип – это устоявшиеся отношения к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д. (Помогают формировать своё личное мнение об объекте)
Этническая психология – это явление целостное, синтез общего и особенного.
Этнический характер:
1. Черты отражающие общественно психологический характер личности;
2. Черты характеризующие отношение личности к другим людям(уважение, неприязнь, грубость, доброжелательность и т.д.);
3. Отношение к самому себе. Самость – эгоизм;
4. Отношение личности к своему труду;
5. Отношение к вещам (жадность, расточительство)
Этнический характер – это наиболее ярко выраженные социально психологические черты личности.
Темперамент – это свойство личности. Устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности.
Этнический темперамент – это внешнее проявление этнического характера.
Этническое самосознание – это принадлежность индивида к конкретной этнической группе. Формируется путём так называемой социализации.
Социализация – включение личности в конкретное общество.
Этническое чувство имеет конкретно исторический характер. Имеет как положительные (патриотизм, национальная гордость), так и отрицательные чувства (национализм – крайняя форма появления этнического самосознания, шовинизм, расизм).
Национализм – крайняя форма появления этнического самосознания.
Признаки национализма:
1.исключительность этноса;
2. Историческое обоснование;
3. Патетическое обоснование;
4. Экономическое обоснование.
Этнопсихология занимается вопросами исследования универсальных и маниакальных характеристик конкретной этнической группы.
Анализ этнопсихологических характеристик этнической группы необходимо проводить с учётом стереотипизации, но избегая абсолютизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.013 с.)