Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Владимирцов Б.Я. (1884-1931) – монголовед
Бори́сЯ́ковлевичВлади́мирцов(8 (20) июля 1884, Калуга — 17 августа 1931,Сиверская) — российский востоковед,монголовед, академик АН СССР (1929). Выдающийся специалист в области монгольского языкознания, литературы, а также истории и этнографии монгольских народов. Принял буддизм. Окончив в 1909 г. факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета по китайско-маньчжурскому разряду, Владимирцов остался работать в AlmaMater на кафедре монгольской и калмыцкой словесности. В 1911 г., получив степень магистра после сдачи соответствующих экзаменов, он отправился в Кобдоский округ Западной Монголии, для сбора информации по языкудербетов и байтов, которое было начато им ещё в студенчестве. С 1911 по осень 1915 гг., с небольшим перерывом, Владимирцов производил лингвистические и этнографические исследования, путешествуя по Западной и Центральной Монголии. В Петербург он вернулся с материалами по монгольским говорам и наречиям, монгольскому эпосу, шаманизму,буддизму, а также большой коллекцией монгольских и ойратских книг. Учёный приступил к подготовке публикаций, параллельно читая лекции в университете и занимаясь приведением в порядок собрания монгольско-ойратских рукописей Азиатского музея АН. В декабре 1918 г. Владимирцову было присвоено звание профессора. Борис Яковлевич был не только большим ученым, но и прекрасным педагогом. Его лекции отличались тонким анализом источников, критическим к ним подходом, обилием фактического материала. Несмотря на свою занятость, он много времени и внимания уделял ученикам, брал их в экспедиции, где под его руководством они получали навыки полевых исследований. Умер 17 августа 1931 года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище [2] в Санкт-Петербурге. Б.Я.Владимирцов сотрудничал в редакции «Всемирная литература» и опубликовал в журнале «Восток» целый ряд статей по монголистике. В 1928 г. Б.Я.Владимирцов сдал в печать первую часть большой работы «Сравнительная грамматика монгольского языка и халхаского наречия. Введение и фонетика», которая вышла в 1929 г. и которая «знаменует собой целую эпоху в монгольском языкознании» Б.Я.Владимирцов был одним из основателей Ленинградского института живых восточных языков им. А.С.Енукидзе, где руководил монгольским отделением и вел семинар по подготовке монголоведческих кадров из трудящейся молодежи Бурятии, Калмыкии и Монголии.
БИЛЕТ№11. Этническая культура - это культура в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения, расовые антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи. Э. является культура, носители которой связаны единством «крови и почвы». «Иудеи ненавидели римлян за то, что те ели свинину, а римляне считали противоестественным обычай обрезания. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам» (Гумилев 1990: 93). У европейцев сложился целый культ носовых платочков, а китайцы не понимали, зачем носить «нечистоты» в своих карманах. У многих народов ровные белые зубы считались признаком красоты, а вьетнамцам они казались признаком дикости — «как у собаки», говорили они о белых зубах и еще в начале прошлого века покрывали свои зубы черным лаком… Аналогичных примеров можно привести бесконечное множество, и все они будут свидетельствовать о различии культурных установок соответствующих народов (этносов)29, их этнокультурных особенностях30. Сложившийся комплекс специфических черт традиционной культуры того или иного народа (этноса), обусловленных природными особенностями зоны проживания, типом хозяйства, спецификой исторического развития и межэтнических контактов, преобладающей системой религиозных верований и другими обстоятельствами, при- Понятие «этнос», впервые введенное в научное употребление в 1923 г. С. М. Широкогоровым и развитое впоследствии советскими учеными в теорию этноса, стало базовым для отечественного обществознания в последние десятилетия ХХ в. Под этносом принято понимать исторически сложившуюся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими особенностями языка и культуры, а также сознанием своего единства и отличия от других (самосознанием), выраженном в самоназвании. В западной научной традиции понятие «этнос» в описанном выше значении не используется; близким к нему понятием является понятие «эт - ничности» (ethnicity, набор этнических признаков). Очевидно, что вне рамок теории этноса понятие «этнос» вполне соотносимо с таким понятием, как «народ» (англ.nation); в русскоязычной научной иобщественно-пуб-лицистической литературе «этнос» и «народ» зачастую используются в качестве синонимов.
Принято называть этнокультурными особенностями. Этнокультурные особенности наряду с этническим самосознанием и языком рассматриваются в качестве основных критериев разграничения этнических общностей. Изучение этнокультурного разнообразия народов Азии и Африки — интереснейшее поле деятельности для исследователя востоковеда. Как правило, большинство явлений этнической культуры реализуются в различных подсистемах, например: 1)любая из религий (христианство, ислам, буддизм и другие) через теологию, религиозную философию, храмовое искусство будет связана с гуманитарной сферой; а через религиозное право, определяемые религией этические установки, через религиозные праздники и ритуалы — с соционормативной культурой; 2)любой продукт, составляющий основу этнической системы питания (хлеб, рис, мясо определенного животного и др.), в процессе своего производства будет относиться к производственной культуре; способы и формы его приготовления и употребления — к культуре жизнеобеспечения; обычаи и ритуалы, связанные с данным продуктом35, — к соционормативной культуре; совокупность практических знаний о данном продукте, связанная с ним мифология и устное народное творчество (пословицы, поговорки, загадки, народные песни) — к гуманитарной; 3)народная медицина в целом должна быть отнесена к гуманитарной культуре этнического сообщества; однако на этапе заготовки лекарственных материалов — к культуре жизнеобеспечения; а при выполнении обрядовых действий, которые могут сопровождать процесс врачевания, — к соционормативной. Никита Яковлевич Бичурин Бичурин, Никита Яковлевич (в монашестве Иакинф) [29.VIII(9.IX).1777-11(23).V.1853] – русский востоковед, путешественник, писатель. Родился в семье сельского дьячка, чуваша по национальности. Окончил духовную академию в Казани. В 1807 году был командирован в Китай в качестве главы церковной миссии в Пекине. Во время 14-летнего пребывания в Пекине изучал китайский язык, историю Китая и его культуры. Был членом-корреспондентом АН (с 1837) и Азиатского общества в Париже. Вел огромную научную работу, опубликовал много книг и статей. Собрал, исследовал и перевел на русский язык большое количество китайских исторических и географических трудов, составил описание Китая и других стран Азии. Написал две книги о Тибете. В трудах Б. освещены многие вопросы древней, средней и новой истории Китая, истории его культуры и философии, а также его внешних сношений. Б. установил, что древние китайские летописи являются более полным и достоверным источником для истории народов Средней Азии, чем греческие. Б. резко критиковал работы иезуитов-миссионеров и средневековых китайских схоластов, фальсифицировавших историю, разоблачал экзотические вымыслы о Китае. Большой интерес к трудам Б. проявляли А.С.Пушкин, В.Г. Белинский. Его ценили также ссыльные декабристы, с которыми он подружился во время поездок в Сибирь. В трудах Б. содержится богатейший фактический материал, позволяющий детально изучить быт, духовную и материальную культуру многих народов. Собранная им во время пребывания в Китае и после поездок в Монголию китайская и тибетская литература, а также музейные коллекции хранятся в институтах востоковедения и этнографии АН СССР.
Родился в семье дьякона. В 1786 (или 1787) поступил в Казанскую духовную семинарию, в 1799 окончил Казанскую духовную академию. В 1800–1802 был учителем грамматики в той же академии. В 1802 принял монашество и в сане архимандрита был назначен настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря и первым ректором иркутской духовной семинарии. В 1803 обличен в нарушении монастырского устава и отрешен от должности настоятеля. В духовной семинарии требовал дисциплины, что вызывало жалобы и доносы. По указу Св. Синода от 29 января 1806 лишен сана архимандрита, отрешен от должности ректора с запрещением священнослужения и отправлен преподавателем риторики в Тобольскую духовную семинарию, где работал более года. В мае 1807 назначен начальником пекинской духовной миссии и в июле 1807 выехал из Иркутска в Пекин. После возвращения на родину в 1821 был обвинен в расстройстве миссии, нерадивости к миссионерским обязанностям, вторично лишен сана архимандрита в 1823 и простым монахом сослан пожизненно в Валаамов монастырь. В 1826 возвращен в Петербург в Александро-Невскую лавру с обязательством обслуживать переводами Азиатский департамент МИДа. В 1828 за исследования по истории Монголии и Китая избран членом-корреспондентом АН. В 1830 в составе экспедицииП. Л. Шиллинга был командирован в Забайкалье. С марта по май 1830 находился в Иркутске – перед отъездом в Кяхту для научных занятий, где пробыл 18 месяцев и начал преподавание китайского языка. В феврале 1835 вновь был откомандирован в Кяхту на должность преподавателя китайского языка в училище, которое было официально открыто. Специально для Кяхтинского училища написал «Китайскую грамматику» и учебное пособие по китайскому языку. Вернулся в Петербург в 1837. Автор многочисленных научных трудов и переводов по истории Китая, Монголии, других азиатских народов. По эрудиции, объему изученных им вопросов и масштабу использованных для исследования и переводов китайских источников далеко опередил западноевропейских современников. Сочувственно относился к простому народу Китая. Бичурин общался с Пушкиным, Одоевским, Крыловым, поддерживал знакомство, начатое в 1830, с братьями Бестужевыми, Торсоном и другими декабристами. Награжден тремя Демидовскими премиями, член Азиатского общества в Париже.
Умер в Александро-Невской лавре. В Научной библиотеке Иркутского университета хранятся книги с его автографами. БИЛЕТ №12. Любая цивилизация обладает только ей присущим набором признаков, относящихся к области материальной и духовной культуры. В число таких признаков входит и национальный характер (психический склад этноса, этническое сознание). Эти признаки изучает особая дисциплина — этнопсихология. Возможно, особенно важна этнопсихология там, где мы имеем дело с национальной психологией народов Востока. Под этносом понимается большая социальная группа людей, объединенных общими установками и диспозициями, стереотипами поведения и взаимосогласованными ожиданиями типичных реакций на различные события жизни. Подсоциумом понимается социальная группа людей, объединенных на основе общей территории, экономики и политики, выработавшая единые поведенческие требования к различным событиям жизни. Таким образом, социальная общность имеет две взаимопроникающие формы: этнос и социум. Специфические способы восприятия и понимания членами этнической общности (или «этнофорами») различных сторон окружающей действительности, передающиеся из поколения в поколение, зависят, в первую очередь, от психического склада этноса, в котором, в свою очередь, различают этнический характер, этнический темперамент, этнические традиций и обычаи. Рассмотрим эти понятия более подробно. Этнический характер — это не простая сумма психических признаков, а определенная целостная структура. Природа этой структуры неоднозначна. Одни ученые под этим понимают структуру мотивов, другие — структуру ценностных ориентаций, третьи — структуру инстинктивных стремлений. В любом случае это описание целой этнической группы, а не отдельной личности. Этнический характер определяется совокупностьюсоциально-экономических,исторических и географических условий существования этноса. Он наиболее ярко проявляется в литературе и искусстве, в народных мелодиях, танцах, пословицах, поговорках, иначе говоря, проявляется в культуре народа, исходит из него и далее оказывает на него обратное влияние. Этнопсихология: статическая(этническое самосознание) и динамическая (этнический вкус и этнические чувства).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.013 с.) |