Восток как историко-культурный феномен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восток как историко-культурный феномен.



Восток как историко-культурный феномен.

Народы Древнего Востока первыми вступили на путь цивилизационного развития и оказали огромное влияние на своих соседей. Именно они создали материальные и духовные основы жизни человечества и предопределили дальнейший ход истории. Особенности историко-культурного развития каждой цивилизации отражали многообразные системы письменности, созданные на Востоке на протяжении многовекового развития. Иероглифическое, слоговое письмо и, наконец, алфавитная система письма были разработаны в различных культурах. Развитые системы письменности позволили каждой цивилизации Древнего Востока создать свою уникальную письменную культуру. Она зафиксировала прежде всего ту своеобразную картину мира, в основе которой лежали особенности религиозной системы языческих верований и развитой на ее основе мифологии.

В каждой цивилизации была создана уникальная и многообразная по жанрам литература. Яркие образы, богатый язык отражают этнокультурную неповторимость народов Востока. Еще ярче своеобразие каждой цивилизации и ее культуры передает архитектура, своеобразно отразившая господствовавшие в обществе духовные представления и ценности. Неповторимые архитектурные формы дворцов, храмов и гробниц через тысячелетия сохранили в себе достижения гениальных творцов древних цивилизаций.

Своеобразие черт каждой цивилизации вырастало не только из внутренних основ развития, но и из естественно складывавшихся многочисленных форм контактов и связей древневосточных народов. Политические (в том числе и военное насилие), экономические и культурные контакты добавляли к автохтонным формам новые черты и существенно влияли на направление и темпы исторического развития.

Итогом таких контактов стало распространение передовых достижений по всему древневосточному ареалу и ускорение (правда, весьма относительное) темпов исторического развития, а также историко-культурная преемственность как в материальной, так и в духовной сфере. Феномен историко-культурной преемственности в значительной мере повлиял на медленное эволюционное развитие Древнего Востока без резких революционных скачков и разрывов в традиции при поступательном развитии всех социально-экономических и политических институтов. Этим же феноменом объясняется наличие при многообразии форм жизни общества определенной социокультурной целостности Древнего Востока, в том числе общность отдельных черт государственного строя и соотношение личности и общества, которые были рассмотрены выше. В этом его принципиальное отличие от древних обществ Запада.

Прикладное Востоковедение.

В своих истоках востоковедение носило ярко выраженный практический характер. Благодаря богатой истории нашего государства, России постоянно приходилось контактировать с различными народами Востока, начиная от самого зарождения государства Российского. Это и крещение Руси в 988, которое положило начало связям с Византией, находившейся на стыке Европы, Азии и Африки. Затем монгольское нашествие в XIII веке и начало отношений с Средней и Центральной Азией. Присоединение Казани в 1552 году и Астрахани в 1556 году вывели Россию на путь к Средней Азии и Ирану. Внешняя политика русских царей в XVII веке позволила России продвигаться дальше к Дальнему Востоку, дав возможность установить дипломатические отношения с Китаем и Монголией. Войны, дипломатические и торговые контакты требовали наличие востоковедов-практиков. Серьёзные изменения в практической сфере происходят с эпохой Петра I. Появляются первые школы и учебные заведения, в которой изучались восточные языки и культура. Отправлялись миссии и посольства в Персию, Турцию, Монголию и Китай. 1720 – по указу Петра была создана Коллегия иностранных дел, в которой готовили практиков для работы на Ближнем Востоке. Представители России за рубежом были прежде всего практиками-востоковедами, которые немало сделали для отечественной науки. Именно они заложили основы востоковедения. Во второй половине XVIII века были присоединены территории Северного Кавказа, Причерноморья, Крыма, был получен выход к Чёрному морю. Соседство с Дальневосточными странами также требовало урегулирования отношений. В начале XIX века с приходом Александра I была произведена реформа государственного управления. Вместо коллегий появились министерства. 1802 – Министерство иностранных дел, при котором было создано отделение «по Азиатской части». 1819 – Азиатский департамент МИД, ведавший делами Ближневосточных и Кавказских народов. В начале XIX века практическое востоковедение интенсивно развивается. Внутри государства появляется много восточных народов, победа России в войне 1812 года позволила России утвердиться не только в Европе, но ив Азии. 1823 – Отделение восточных языков при Департаменте, которое готовило дипломатов в Турцию и Персию. В Середине XIX века с завоеванием Средней Азии обособляется исламоведение. Во второй половине XIX века шли войны в Средней Азии и в Закавказье, Россия продвигалась на Ближний Восток, устанавливались дипломатические отношения с Японией и Китаем. В присоединённые территории России отправлялись экспедиции, где участвовали выдающиеся востоковеды-практики. По-прежнему нужны были и дипломаты. К 1917 году практическое востоковедение в России достигло значительных высот. Об этом свидетельствует заметное увеличение дипломатических представительств России а Востоке. Большой вклад в течение XIX века в практику востоковедения вносили и генерал-губренаторы приграничных губерний РИ.

Мягкая сила Россия Указом президента РФ 21 июня 2007 года был создан фонд Русский мир, основными целями которого являются популяризация русского языка и культуры, поддержка программ изучения русского языка во всем мире.

По некоторому мнению, в России доминирует критика «мягкой силы», а не обсуждение возможности ее применения на пользу России. С одной стороны, «мягкая сила» воспринимается как «недостойное» (манипулятивное) средство реализации собственных интересов. С другой стороны, становятся невостребованными поиски нормативного объединяющего идеала, способного сформировать ядро «мягкого» потенциала.[5]

Термин «мягкая сила» как потенциальное направление внешней политики России стал использоваться в российских официальных кругах с середины 2012 года. Улучшением имиджа России за рубежом призвано заняться Россотрудничество.[6]

Китай

С резким развитием Китая в последние десятилетия и усилением его влияния на международной арене китайские руководители ставят на повестку дня вопрос о «мягкой силе» страны. Отмечается, что IV Пленум ЦК КПК 16-го созыва (сент. 2004 года) поставил задачу проекции китайской культуры вовне: «Укреплять комплексную силу культуры Китая. Продвигать китайскую культуру, еще лучше выходить в мир, повышать ее международное влияние»[7]. Отмечалось упоминание термина «мягкая сила» в докладе ЦК 17-го съезда КПК[8].

С 2002 года Китай начал создавать за рубежом центры по продвижению китайского языка и культуры, с 2004 года получиших название Институтов Конфуция.

В качестве отдельных мероприятий в контексте проявления Китаем политики «мягкой силы» особо выделяется проведение Олимпийских игр в Пекине в 2008 году[9].

 

Билет №2

Востоковедение было комплексной научной дисциплиной с самого момента своего возникновения. Его задачами сразу же стало изучение языков, литератур, памятников культуры, обычаев и традиций народов Востока. В дальнейшем сюда вполне естественно прибавилось изучение экономики и политических процессов, происходящих в странах Востока, их экономических и политических отношений с другими государствами.
Каждая из дисциплин, входящих в комплексную науку, каким является востоковедение, развивается и как часть соответствующей науки (лингвистики, истории, этнографии, археологии и т. д.); по мере развития этих дисциплин растет и специализация ученых, что объективно порождает тенденцию к отчуждению, скажем, востоковедов-лингвистов от востоковедов-историков, историков от экономистов, литературоведов от политологов и т. д

Комплексность востоковедения проявляется и в том, что исследования, проводимые представителями этой науки, направлены не только в глубину веков, но и на современные события и процессы и даже в будущее. Знание истории позволяет более глубоко и правильно понять процессы, происходящие в наши дни, прогнозировать дальнейшее развитие народов Востока.
Комплексность востоковедения определяется еще и тем, что она включает в себя как фундаментальные (это, естественно, ее главное предназначение), так и прикладные исследования.
В последние два десятилетия в рамках классического востоковедения сложилась новая отрасль—востоковедное литературоведение. Оно включает изучение творчества крупнейших писателей стран Азии и Африки, исследование восточных литератур в рамках мирового литературного процесса, а также места п роли литератур в жизни и развитии восточных обществ на разных этапах их истории, в идеологической и политической борьбе.
Отдельной отраслью востоковедения стало изучение культуры и науки восточных народов. Эти исследования ведутся параллельно с работой по публикации памятников науки и культуры. Следует подчеркнуть, что именно в этой области востоковедение смыкается с исследованиями по истории и истории культуры народов СССР.
Наиболее широко велось изучение истории средневековой науки в странах Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии и Казахстана, Закавказья, где был распространен арабский язык. Из забвения извлечены материалы, имеющие непреходящую ценность.
Исторические востоковедные исследования, пожалуй, находятся на стыке классического и современного востоковедения. Несмотря на большую специфику отдельных частей этой отрасли востоковедения, как в характере источниковедческой базы, в формах исследований, так и, естественно, в самом их объекте, изучение истории Востока является единым процессом. Об этом убедительно свидетельствует практика, сплачивающая специалистов, изучающих древние периоды истории, медиевистов и ученых, исследующих проблемы современности, в единый коллектив. Общим для всех них стала также потребность в тесном контакте и сотрудничестве с представителями других востоковедных дисциплин. Опыт исследования проблем древней истории показывает, что наиболее значительные результаты достигаются в тех случаях, когда комплексно используются, наряду с письменными источниками, материалы и данные археологии, лингвистики.

Уместно подчеркнуть, что углубленное изучение древнейшей, древней и в определенной степени средневековой истории Востока невозможно без использования археологического материала

За последнее время наметились определенные сдвиги в изучении религий Востока, их влияния на общественную жизнь на различных этапах исторического развития. В течение многих лет у нас наблюдалась недооценка важности исследования проблем, связанных с религиозными традициями, переоценивался процесс секуляризации в странах Востока в период, наступивший после завоевания ими политической независимости.

В истекшие годы сформировалось еще одно, качественно новое направление современного востоковедения — исследование международных отношений в Азии и Северной Африке.
Важнейшее место в системе востоковедных дисциплин занимает и изучение экономики развивающихся стран Востока — самая молодая п динамичная отрасль нашего научного комплекса. Исследование экономики освободившихся стран в широких масштабах началось у нас лишь в начале 60-х годов. Стали появляться обобщающие труды по широкому спектру экономических проблем, где использовался большой эмпирический материал

В истекшие годы сформировалось еще одно, качественно новое направление современного востоковедения — исследование международных отношений в Азии и Северной Африке.
Важнейшее место в системе востоковедных дисциплин занимает и изучение экономики развивающихся стран Востока — самая молодая п динамичная отрасль нашего научного комплекса. Исследование экономики освободившихся стран в широких масштабах началось у нас лишь в начале 60-х годов. Стали появляться обобщающие труды по широкому спектру экономических проблем, где использовался большой эмпирический материал.

Одним из новых направлений в востоковедении стало также прогнозирование экономических, социальных и политических процессов в странах Востока, оценка все возрастающей роли этих стран в международных экономических и политических отношениях. Прогнозирование — молодая, быстро развивающаяся область исследований, в инструментарии которой значительное место занимают логико-математические методы, в частности широкое использование ЭВМ.

Внутри Востоковедение сложились региональные отрасли: египтология, ассириология, семитология, арабистика, иранистика, тюркология, синология, монголоведение, индология, японоведение. В связи с прогрессом науки складываются новые региональные отрасли (шумерология, урартология, кумранистика, кореистика, малаистика и др.); вместе с тем для современного Востоковедение характерна специализация основных его областей — истории, экономики, литературоведения и языкознания, а также тенденция к дифференциации и к вычленению отдельных отраслей, изучающих искусство, философию, религию стран Востока. Полностью выделилась из Востоковедение в самостоятельную научную дисциплину африканистика. Однако Востоковедение продолжает развиваться как комплексная наука. Изучение стран Востока и их истории представителями самих народов Востока началось ещё с древних времён и продолжалось в средние века. Труды древних и средневековых восточных авторов, носившие преимущественно характер исторических хроник и географических описаний, являются ценными источниками для Востоковедение Растущее в социалистических и в развивающихся странах Востока исследование истории и культуры своей страны современными научными методами составляет часть отечественной гуманитарной науки и, хотя в странах Востока в понятие Востоковедение не всегда включается, является ценнейшим и значительным вкладом в развитие Востоковедение

Билет №3.

Язык, общество, государство

. Язык, общество, государство.
Язык - это инструмент развития как материальной, так и духовной культуры. Одно из определений этноса.
язык - это письмо (формируется под влиянием формальности этноса) и речь.
язык имеет и биологическое, и социологическое происхождение => биосоциологическое происхождение.

 

Функции языка:

коммуникативная-основная функция языка, использование языка для передачи информации;

конструктивная-передача информации и её хранение;

когнитивная-формирование мышления индивида и общества;

эмоционально-экспрессивная-выражение чувств, эмоций;

Классификация языка:
- ареальная, по культурно-историческим ареалам(месту распространения);

типологическая.например, по способу выражения грамматического значения;
- генетическая, по происхождению и степени родства.
О́бщество — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.


Общество как объект исследования.
В политологии. В порядке возрастания размеров и организационной сложности выделяются такие формы, как род, племя, вождество и государство.
В Антропологии. Классифицируются в соответствии с тем, каким образом они обеспечивают себе средства к существованию. Исследователи различают общества охотников и собирателей, кочевые, пасторальные, простые и сложные сельскохозяйственные, а также индустриальные и постиндустриальные общества.

Госуда́рство — самостоятельная организация, обладающая суверенитетом, специальными механизмами управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
Понятие «государство» обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие «страна» скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам.
Возникновение государства с точки зрения марксистской теории

Совершенствование орудий труда;

Переход от «присваивающей» экономики к «производящей»;

Возрастает производительность труда, появляется избыток продуктов;

Появление частной собственности;

Социально-классовое расслоение общества;

Формирование органов управления;

Государство как аппарат подавления одного класса другим.

Функции государства
Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет ряд задач:

решение экономических и социальных проблем;

обеспечение целостности государства;

управление хозяйством и обществом;

оборона собственной территории.

Николай Владимирович Ханыков (12 (24) октября 1822, Калужская губерния, Российская империя — 3 (15) декабря1878, Рамбуйе, Третья французская республика) — известный учёный-ориенталист.

Биография.

Николай Ханыков воспитывался в Царскосельском лицее. Самостоятельно изучив восточные языки, был направлен в распоряжение оренбургского генерал-губернатора Перовского.

В конце 1840-х годов поступил на службу на Кавказ при Воронцове, по дипломатической части. Там он усердно занялся исследованием края во всех отношениях. Когда в Тифлисе открылся отдел Императорского русского географического общества (в марте 1851 г.), был избран помощником председателя и поместил в изданиях отдела ряд статей. В то же время он посылал свои статьи в Петербург в археологическое и географические общества, а также Академию Наук. Наиболее ценным трудом его за это время надо признать исследование «О перемежающихся изменениях уровняКаспийского моря» («Записки Кавказского Отделения Императорского Русского Географического Общества», книга II), где обнаружил обширное знакомство с восточной литературой, а также с физикой и геологией. Его «Записка» (1853) об изучении языков и наречий Кавказа впоследствии вызвала труды Шифнера и Услара. В 1853 г. получил должность управляющего генеральным консульством в Тавризе. Там он продолжал свои учёные занятия, устроил метеорологическую станцию, но в сентябре 1857 г. был назначен драгоманом при азиатском департаменте с откомандированием к наместнику кавказскому.

ТРУДЫ.

В 1866 году Ханыков, по случаю изменения штатов в Министерстве иностранных дел, был уволен от службы с пенсией. В том же году совет Императорского санкт-петербургского университета возвёл Ханыкова в степень доктора истории Востока honoriscausa. В 1874 году появился его капитальный труд «Иран» («Землеведение Азии», Риттера), исполненный по поручению Императорского русского географического общества. Никто другой в России не был так подготовлен к этой работе, как Ханыков, но в этом труде имеются и крупные недостатки, которые могли бы быть исправлены в следующем томе, появление которого было обещано, но не осуществилось. Со времени поездки в Париж состоял агентом Министерства народного просвещения по руководству занятиями молодых людей, командированных во Францию для усовершенствования в науках.

Небольших по объёму, но ценных по содержанию статей обнародовал огромное число; любимой формой изложения своих наблюдений и исследований избрал письмо. статьи: о бакинских и дагестанских надписях; поездка в Анн (в «Путешествии» академика Броссе); о книге Хазини «Весы мудрости»; извлечение из Ханаки о походе русских в Закавказье; письмо полковнику Бартоломею о третьей неразобранной надписи сассанидских монет; о результате Хорасанской экспедиции и др. В газете «Кавказ»: о главных результатах археологической деятельности г. Бартоломея в Южном Дагестане и Дербенте; жизнь шейха Абу-Саида; восхождение на Арарат; о мусульманском календаре и многие другие.

БИЛЕТ №4.

Розен В.Р

Виктор Романович Розен происходил из дворян Эстляндской губернии, родился 21 февраля 1849 г. в Ревеле.

В1859 г. он поступил в Эстляндскую дворянскую гимназию Ritter-undDomschule, основанную в 1319 г., которую успешно окончил в начале 1866 г.

Еще будучи в гимназии, В.Р. решил поступить на факультет восточных языков.

Таким образом подготовка В.Р. к намеченной им области была далеко не обычная. Кроме русского языка, которым он владел в совершенстве, немецкий был для него родным, на французском он писал свободно, по английски говорил; из древних языков латинский и греческий не представляли для него затруднений.

При поступлении в 1866 г. в университет В.Р. записался на разряд арабско-персидско-турецко-татарский, увлекаясь по преимуществу арабским, кроме того слушал лекции и по еврейскому разряду у Д.А.Хвольсона.

Однако свой первый научный труд, сочинение на медаль, В.Р. представил не по арабской словесности, а по персидской: «Полная оценка Шахнамэ». За это исследование он был награжден золотой медалью.

Ви́кторРома́нович Розе́н (21 февраля [5 марта] 1849, Ревель — 10 [23] января 1908, Санкт-Петербург) — русскийвостоковед-арабист, академик Петербургской Академии наук (1890), вице-президент (1900) АН, профессор арабской словесности в Санкт-Петербургском университете, почетный член Императорского Православного Палестинского Общества. Тайный советник[1].

Окончив курс на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета, Розен отправился за границу, в Лейпциг, где слушал лекции профессора Флейшера. В 1872 г. получил степень магистра, в 1883 г. — степень доктора арабской словесности. В 1881—1882 заведовал Азиатским музеем. В 1893 был назначен деканом факультета восточных языков. С1885 стоял во главе восточного отделения Императорского Русского археологического общества[2].

. В 1872 г. Розен защитил магистерскую диссертацию "Древнеарабская поэзия и ее критика" и стал штатным доцентом по кафедре арабской словесности Санкт-Петербургского университета. В 1883 г. он защитил диссертацию на степень доктора арабской словесности "Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского" и стал сначала экстраординарным, затем ординарным профессором по кафедре арабской словесности. Розен читал в Университете лекции до самой смерти. С осени 1886 г. по осень 1890 г. Розен был единственным преподавателем арабского языка в Петербургском университете и читал лекции на всех четырех курсах (до 12 лекций в неделю). С 1893 г. он был деканом факультета восточных языков.

Вскоре после первой диссертации В.Р. принялся за составление каталогов арабских и персидских рукописей петербургских собраний: четыре тома этих каталогов могут служить идеалом работ такого рода. Систематическое изучение сотен рукописей значительно расширило его научный кругозор и натолкнуло на целый ряд новых исследований в областях, до него почти не затрагивавшихся. Первой из этих областей была арабская изящная литература IX – X веков с ее выдающимися представителями Джахызом и Ибн-Кутейбой. Второй областью была христианско-арабская историография.

Труды

Труды В. Р. Розена:

«Древнеарабская поэзия и её критика» (СПб., 1872),

«Известия Ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах» (в Приложении к XXXII т. «Записок Императорской Академии Наук», 1878),

«Император Василий Болгарский» (Прил. к XLIV т. «Записок Имп. Академии Наук», 1883),

«Заметка о летописи АгапияМанбиджского» («Журнал Мин. Народного Просвещения», 1884),

БИЛЕТ №5

БИЛЕТ№6.

Биография

В 1891 окончил факультет восточных языков (арабско-персидско-турецко-татарский разряд) Петербургскогоуниверситета. Дополнительно изучал тюркские языки под руководством В. В. Радлова.

В 1894 начал читать лекции на факультете восточных языков университета. Магистр — с 1899, доктор — с1901, ординарный профессор — с 1905.

Исследовал историю тюркских языков, памятники древнетюркской письменности ("Об Орхонских иЕнисейских надгробных памятниках с надписями", 1898; "Памятник в честь Кюль-Тегина", 1899; "О КудаткуБилике Чингиз хана", 1901 и др.), тюркизмы в русском языке.

Библиография

Краткая грамматика казак-киргизского языка. Ч. 1-2, СПБ, 1894-97;

Араб-филолог о турецком языке. СПб., 1900;

Турецкие элементы в языке «Слова о полку Игореве» // ИОРЯС. 1902. Т. 7, кн. 2. С. 273—302;

Вторая статья о турецких элементах в языке «Слова о полку Игореве» // Там же. 1905. Т. 10, кн. 2. С. 66—92

БИЛЕТ№7.

Среди множества религий, которые исповедуются разными обществами, принято различать религии мировые инациональные. Граница между ними не всегда проводится вполне отчетливо. При решении вопроса о статусе религии — национальном или мировом — приходится обращаться к разным критериям; в то же время объективная картина такова, что проведение жестких разграничительных линий, по меньшей мере, затруднительно. Для национальной религии идеализированная картина была бы, вероятно, такой: представитель этноса А всегда исповедует религию Х и наоборот: приверженец религии Х всегда принадлежит этносу А. Но такого идеального совпадения этничности и конфессии, скорее всего, просто не существует — по крайней мере, в настоящее время. Например, каждый караим является иудаистом (это утверждение уже само по себе «натяжка»), но отнюдь не каждый иудаист является караимом. Следовательно, можно говорить лишь о большей или меньшей проявленности тенденций, характерных для национальных религий.

Иудаизм дает иллюстрации и более сложных соотношений между религией и этнической принадлежностью. Исходно иудаизм был, конечно, сугубо национальной религией (первоначально — даже племенной религией колена Иуды); именно с еврейским народом Бог заключает договор («Завет»). В иудаизме огромное значение придавалось «расовой чистоте», которая отождествлялась с чистотой конфессиональной — твердостью в вере. Духовные руководители еврейского народа эпохи второго храма Эзра и Неемия отказывались принимать в религиозную общину тех, кто не прошел через плен вавилонский, оставаясь в Палестине, поскольку оставшиеся смешивались с местным населением и молились чужим богам, тем самым нарушая необходимую чистоту. Лишь значительно позднее этническим неевреям было разрешено вступать в иудейскую общину, для этого достаточным было произвести обряд обрезания и признать авторитет Торы (Пятикнижия Моисеева).

Христианство, как хорошо известно, возникло в недрах иудаизма и поначалу воспринималось как одно из течений последнего. Однако уже с самого начала христианство резко выделилось на фоне «засушливого» религиозного климата того времени своей открытостью и терпимостью. Христианство поставило крест на отождествлении этничности и конфессии, «крови» и духа. Даже семейные и клановые узы для христианства не играли роли, сравнимой с ролью приверженности истинному Богу. Для христианина братья и сестры — это братья и сестры «во Христе», а вовсе не по крови. Апофеозом этих представлений стали слова ап. Павла, «апостола язычников» из его послания галатам о том, что «нет ни эллина, ни иудея». Можно сказать, что именно эта максима утвердила христианство как подлинно мировую религию.

Эта наднациональность христианства сохраняет силу для всех его толков: католичества, православия и протестантства.

Безусловно, мировой религией является ислам. Впитавший в себя многие положения иудаизма и христианства, ислам претендует на «восстановление» их истинных прообразов — в частности, считает уступкой язычеству и многобожию положение о Святой Троице. У ислама, относительно молодой и динамичной религии, достаточно сложные отношения с другими религиями, эти отношения изменялись на протяжении истории. С одной стороны, ислам помнит о своих истоках и признает христиан, мусульман и иудеев «людьми книги», хранителями и продолжателями авраамитской традиции. С другой стороны, мусульмане считают только себя подлинными продолжателями «дела Авраама», других же — в худшем случае заблуждающимися, в лучшем — предшественниками пророка Мухаммеда; к числу таких предшественников относят и пророка Ису (т. е. Иисуса Христа).

В отличие от буддизма, индуизм чаще всего относят к национальным религиям. Зародившись в Индии, буддизм был вытеснен из этой страны индуизмом; главной причиной послужили эгалитарные устремления буддизма: буддизм не склонен был относиться с пиететом к варновой системе Древней Индии, которая всю жизнь человека тщательно регламентировала в зависимости от принадлежности к варне. Можно сказать, что индуизм не был, строго говоря, общенациональной религией, поскольку его установления относились не ко всему этносу как таковому, а к его социальным подструктурам — варнам. Тем более индуизм не мог стать наднациональной — мировой религией. В течение многих веков индуистами были если не исключительно, то по преимуществу индийцы.

Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почетного титула, её основателя Будды, что означает “Просветленный”. Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н. э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (христианство - пять, ислам - 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования - иными словами, целую цивилизацию.
Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги - одна из наиболее экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией Древней Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деление на варны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева - люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей - она включала людей, обслуживавших господствующие слои
Ислам - арабы (Азия).
Буддизм - Индия (Азия)
Индуизм - Индия (Азия)
Христианство - Палестина, Израиль (Азия)
Иудаизм - Израиль (Азия)

Зарубежная Азия — родина трех мировых религий: христианство, ислама и буддизма. При этом в странах Азии распространено множество разнообразных религиозных верований. Среди других национальных религий необходимо отметить конфуцианство, даосизм, синтоизм. Во многих странах межэтнические противоречия основаны именно на религиозных противоречиях. Христианство – одно из крупнейших религиозных направлений - существует почти две тысячи лет. Более 900 млн. людей на земном шаре являются приверженцами этой религии.

Христианство зародилось на заре новой эры в Палестине.

Буддизм – древнейшая из мировых религий; его появление опередило христианство на 5 веков, а ислам на 12 веков. Родина буддизма – Индия.

Ислам – арабское слово и буквально переводиться как «покорность», в религиозном смысле под этим словом подразумевается покорность Аллаху. Ислам – религиозная система со строгим монотеизмом (единобожием). Историческое начало ислама относится к первой половине VII века, возник он в Азии на Аравийском полуострове (ныне - королевство Саудовская Аравия). Мекка – это город, где возник ислам и родился его основатель Мохаммад.

О́сипМиха́йловичКовале́вский (Юзеф Щепан Ковалевски, польск. JózefSzczepanKowalewski;
28 декабря 1800(9 января 1801), село Большая Берестовица, Литовская губерния — 20 октября (7 ноября) 1878, Варшава) — польский и русский учёный первой половины XIX века, монголовед и буддолог, один из основателей научного монголоведения. Получил образование в Виленском университете, после его окончания занимался греческой филологией. Из-за участия в тайном обществе филоматов в 1824 году был сослан в Казань, где заинтересовался востоковедением и радикально сменил род научной деятельности. В 1828—1833 годах участвовал в научной экспедиции в Забайкалье и Монголию, в течение 7 месяцев в 1830—1831 годах находился в Пекине. В 1835—1860 годах — профессор Казанского университета, трижды (в 1837—1841, 1845, 1852—1855 годах) избирался деканом историко-филологического факультета, в 1855—1860 годах являлся ректором. В 1862 году был назначен профессором и деканом историко-филологического факультета Варшавской высшей школы, преобразованной в 1869 году в Варшавский университет, историко-филологический факультет которого возглавлял до октября 1878 года. После переезда в Польшу востоковедением не занимался.

В 1823 году был арестован и после заключения во время следствия в августе 1824 года был выслан под особый надзор в Казань. В Казанском университете изучал восточные языки (арабский, персидский, татарский). Там же написал «Историю Казанского ханства».

Для подготовке к работе на предполагавшейся к открытию в Казанском университете кафедры монгольских языков (открыта в 1833) в 1827 был командирован в Иркутск, откуда до 1831 совершал длительные поездки по Бурятии и Монголии, изучал живые языки, литературу и этнографию монгольских народов, подолгу бывал в Китае. Учился монгольскому языку у В. А. Игумнова. Путешествуя, он встречался с сосланными декабристами. В записной книжке учёного есть автографы 13 декабристов, среди которых С. Трубецкой, С. Волконский, а также автограф Д. Давыдова.

Из Монголии и Китая он отправил в Казань 189 монгольских и тибетских книг в 1433 томах, 48 из которых — рукописи. Во время командировки О. Ковалевским был сделан перевод эпической поэмы «Гэсэр».

Здесь он также занимался просветительской деятельностью: воплотил в жизнь проект создания русско-монгольской войсковой школы в Троицкосавске. Школа официально открылась в 1833 году. В ней готовили бурятских детей к службе писарями, переводчиками и урядниками в Троицкосавском пограничном управлении и в четырех бурятских полках, сформированных в XVIII веке для совместной с русскими казаками охраны государственной границы. Основанную О. М. Ковалевским школу закончил один из первых бурятских учёных Доржи Банзаров.

В 1833—1860 профессор Казанского университета. Под его руководством на кафедре монгольского языка (где помимо монгольского языка и истории преподавался санскрит) в Казанском университете обучались востоковеды А. Бобровников (впоследствии автор грамматики монгольского языка, удостоенной Демидовской премии), Д. Банзаров, Г. Гомбоев, Н. И. Зоммер и др.

В 1855—1860 О. М. Ковалевский — ректор Казанского университета. В 1862 был назначен профессором Варшавской главной школы, преобразованной в 1869 в Варшавский университет.

Почётный член Азиатского общества в Париже (1839). Член-корреспондент (1837), ординарный академик Петербургской академии наук (1847). Почётный член Харьковского и Казанского университетов.

БИЛЕТ№8.

  1. Фольклор народов Востока

Особым видом текстов, исключительно важным для соответствующих культур, выступают мифы. Хотя это не всегда оговаривается, в специальной литературе термин «миф» употребляют в узком и широком смыслах.

В узком смысле миф — это рассказ, произведение (обычно значительного объема), повествующие о событиях, которые для данного этнокультурного сообщества расцениваются как сакральные (священные): это события, чаще всего связанные с жизнью первопредков, которая задает образцы для потомков — в свете праистории (где смешиваются история и вымысел) объясняется и оценивается жизнь современников.

К мифам может восходить эпос; эпические тексты имеют чрезвычайно большую культурную значимость, нередко они входят в число основных этноформирующих факторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.091 с.)