Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология девиантного поведения: определение, объект, предмет, современные направления исследований.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социология девиантного поведения: определение, объект, предмет, современные направления исследований. Социология девиантного поведения - это дисциплина, которая изучает проявления девиации, ее причины как социально-психологические и общественные факторы, а также систематизирует весь имеющийся материал, все научные источники, подходы изучения, касающиеся поведения, деятельности людей и групп, которые не соответствуют общепринятым нормам. Объектом социологии девиаций выступают субъекты девиантного поведения - люди, группы людей, организации. Предмет социологии девиантного поведения составляют закономерности развития и функционирования таких социальных феноменов, как девиация, процессы дезорганизации и социального контроля, присущие в различных своих проявлениях всем сферам человеческой жизнедеятельности, всем типам обществ. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Основные подходы к изучению девиантного направления: биологический (антропологический (отклоняющееся и преступное поведение рассматривается без должного внимания к историческим, культурным и социальным взаимодействиям девианта, а последний рассматривается как «биологический продукт», наследственный фактор, автор тюремный врач Чезаре Ломброзо)); психологическое направление в изучении девиаций тесно связано с биологическим в том смысле, что оно индивидуалистично, а сами отклонения в поведении выступают как продукт тех или иных врожденных или приобретенных особенностей биологии и психики человека (Р.Гарофало и Г. Тард); социологическое направление (исследования социологов конца XIX - начала XX в. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей); экономические теории социологии девиантности связаны с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Бонгера, Г. Беккера (девиантное поведение как побочный продукт экономических условий, отношений); теория аномии (это, по Дюргейму, состояние общества, возникающее, когда старые социальные нормы уже не работают, а новые еще не освоены или когда некоторые социально значимые сферы жизнедеятельности остаются неурегулированными; теория дифференцированной ассоциации, Э. Сатерленд (определенным поведенческим формам, как законопослушным, так и девиантным, обучаются, взаимодействуя с другими людьми в процессе общения. Основной причиной образования дифференцированных связей (ассоциаций) служит конфликт культур, а главной причиной систематического девиантного поведения - социальная дезорганизация); теория субкультур (возникла в результате исследований подростковой преступности и бандитизма. Психологический подход к исследованию девиаций. Основатели: Р.Гарофало и Г.Тард. Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Человек осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки. Большинство психологических теорий видят причины девиантного поведения в структуре личности человека: конфликт между бессознательным и сознанием, психологические реакции на невозможность удовлетворения базовых потребностей, особенности характера. При этом данный подход не исключает роль среды обитания и влияния наследственных факторов на стадии становления личности, склонной к проявлению девиантного поведения. Позитивные девиации. Соответствие поведенческих реакций человека общим стандартам отражает такая характеристика как «ненормальное и нормальное поведение». «Нормальным» считается такое поведение, которое полностью соответствует ожиданиям социума, без явных признаков болезни психики. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распр. и устоявшихся общественных норм. Социальные девиации бывают позитивными или негативными. Негативные нарушают развитие либо существование социума. Примеры: девиантное поведение подростков, суицид, бродяжничество. Девиантное поведение может выражаться в широком диапазоне социальных явлений, а критерий его позитивности или негативности имеет субъективный характер. Одна и та же девиация может оцениваться позитивно или негативно. Позитивные помогают социальному прогрессу и развитию личности. Позитивная девиация - это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное или даже, возможно, как «ненормальное», но в тоже время в основном не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости и сочувствие и т.д. Примеры: Эйнштейн разрушил существующие представления о физической реальности и открыл Закон относительности. То есть все гении в науке — девианты.
Понятие социальной нормы. Социальные нормы - это такие регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) повеления (норму). Социальные нормы характеризуются обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения. Соц. нормы обусловлены уровнем развития общества, и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное повеление человека, они создаются коллективами людей. Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций в отношениях друг с другом. Социальные нормы характеризуются тем, что они являются: · правилами повеления людей, указывая на то, какими должны быть их поступки; · правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил); · не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия. Благодаря названным свойствам социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников. Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть. Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых: · обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение; · моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести; · нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.; · правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением; · эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам; · политические нормы — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах; · религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях; · корпоративные нормы — правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций. Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, желать следовать им, выполнять предписанные ими действия. Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе. Девиации в семье. Семья, как и любой другой социальный организм, может иметь различного рода отклонения, которые оказывают влияние на индивида. Статистика говорит сама за себя — для подростков, которые выросли в неблагополучных семьях, риск совершения преступления возрастает в 45 раз по сравнению с их сверстниками из обычных семей. По результатам многих опросов, дети, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию, чаще уходят из дома, начинают употреблять алкогольные и наркотические вещества. Можно выделить некоторые наиболее часто встречающиеся негативные отклонения в семьях. Физическое насилие. Данное отклонение является, пожалуй, наиболее распространенным среди семей, где у ребенка наблюдаются девиации различного рода (наркомания, проституция, бродяжничество и пр.). В отличие от сексуального насилия, у жертв избиений чаще проявляется агрессия, в том числе и скрытая. Злоба, ненависть, а также различные психические расстройства превращают нормального ребенка в ущемленного и боязливого асоциала. Насилие позже становится «естественной средой обитания» для подростка, который не принимает никаких других путей решения проблем, что всегда приводит к неблагоприятным последствиям. Вседозволенность. Либо чрезмерная любовь к ребенку, либо равнодушное отношение могут проявляться в том, что родитель будет слишком много позволять своему чаду. В таком случае у индивида будут размыты представления о границах между нравственными и безнравственными поступками. И если в раннем возрасте в безобидных поступках вседозволенность еще никому не вредит, то впоследствии, во взрослой жизни, вполне может спровоцировать привлечение как к административной, так и к уголовной ответственности. Отсутствие или переизбыток родительского контроля; Сексуальное насилие; Низкое материальное положение; Неблагоприятные условия проживания (Конкретные бытовые условия проживания также имеют большое значение); Неполная семья. Воспитание ребенка в неполной семье (без участия матери или отца), как правило, оставляет отпечаток на его личности в дальнейшем. Нарушается, к примеру, половая идентичность, а также возникают другие психические отклонения, способные повлиять на жизнь взрослого индивида в обществе. Зачастую злую шутку с детьми играет дефицит воспитания и внимания, что может привести как к плохим оценкам в школе, так и к вовлечению в неблагоприятную компанию. Таким образом, рассмотрев наиболее часто встречающиеся негативные отклонения в семье, отметим, что все они крайне опасны для ребенка и могут способствовать формированию его девиантности негативного характера. Однако даже в неблагоприятных семьях не всегда дети становятся девиантами. В некоторых случаях они относительно безболезненно переживают недостатки своей семьи и выходят во взрослый мир, вполне соответствуя общепринятым нормам поведения. Деструктивное поведение. Деструктивное поведение — это поведение, не соответствующее общепринятым нормам и направленное на неприятие каких-либо альтернативных точек зрения. Оно может привести не только к возникновению социальных проблем у человека, но и к нарушениям физического здоровья. Деструктивное поведение человека имеет две основных формы: · Делинквентная форма представляет собой цепь поступков, которые противоречат правовым нормам, принятым в обществе (семейно-бытовые конфликты, ДТП, несоблюдения дисциплины, грубые проступки); · Девиантная форма представляет собой поведение, которое противоречит нравственным общественным нормам (алкоголизм, наркомания, склонность к суициду). Все формы деструктивного поведения представляют собой некую защитную реакцию на окружающий мир, однако имеют связь с нарушениями деятельности нервной системы и в основном связаны с детскими переживаниями. В группе риска находятся дети, которым не хватает родительского внимания и поддержки, и дети, у которых есть родительская любовь, но нет поддержки в нужный момент. Причины деструктивного поведения могут таиться и в наследственности. Люди, в семьях которых были случаи психологического расстройства родных, нуждаются в большем внимании и заботе со стороны окружающих. Но кроме генов и детских переживаний существует целый ряд других причин проявления деструктивного поведения: · Психическое здоровье, состояние которого может меняться на протяжении жизни в зависимости от наличия раздражающих факторов. · Физическое здоровье, которое может резко и бесповоротно ухудшиться. Таким образом, человек не видит смысла в дальнейшем соблюдении каких-либо правил. · Неудачи в профессиональной сфере, когда человек ощущает свою неполноценность, неспособность отвечать определенным требованиям, когда происходит разрушение его репутации и самооценки, или когда он испытывает на себе несправедливость наказания или предвзятое отношение. · Материально-бытовые трудности. · Алкогольное или наркотическое опьянение, которое относится к специфическим факторам.
Социология девиантного поведения: определение, объект, предмет, современные направления исследований. Социология девиантного поведения - это дисциплина, которая изучает проявления девиации, ее причины как социально-психологические и общественные факторы, а также систематизирует весь имеющийся материал, все научные источники, подходы изучения, касающиеся поведения, деятельности людей и групп, которые не соответствуют общепринятым нормам. Объектом социологии девиаций выступают субъекты девиантного поведения - люди, группы людей, организации. Предмет социологии девиантного поведения составляют закономерности развития и функционирования таких социальных феноменов, как девиация, процессы дезорганизации и социального контроля, присущие в различных своих проявлениях всем сферам человеческой жизнедеятельности, всем типам обществ. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Основные подходы к изучению девиантного направления: биологический (антропологический (отклоняющееся и преступное поведение рассматривается без должного внимания к историческим, культурным и социальным взаимодействиям девианта, а последний рассматривается как «биологический продукт», наследственный фактор, автор тюремный врач Чезаре Ломброзо)); психологическое направление в изучении девиаций тесно связано с биологическим в том смысле, что оно индивидуалистично, а сами отклонения в поведении выступают как продукт тех или иных врожденных или приобретенных особенностей биологии и психики человека (Р.Гарофало и Г. Тард); социологическое направление (исследования социологов конца XIX - начала XX в. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей); экономические теории социологии девиантности связаны с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Бонгера, Г. Беккера (девиантное поведение как побочный продукт экономических условий, отношений); теория аномии (это, по Дюргейму, состояние общества, возникающее, когда старые социальные нормы уже не работают, а новые еще не освоены или когда некоторые социально значимые сферы жизнедеятельности остаются неурегулированными; теория дифференцированной ассоциации, Э. Сатерленд (определенным поведенческим формам, как законопослушным, так и девиантным, обучаются, взаимодействуя с другими людьми в процессе общения. Основной причиной образования дифференцированных связей (ассоциаций) служит конфликт культур, а главной причиной систематического девиантного поведения - социальная дезорганизация); теория субкультур (возникла в результате исследований подростковой преступности и бандитизма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.237 (0.008 с.) |