Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология девиантного поведения: определение, объект, предмет, современные направления исследований.

Поиск

Социология девиантного поведения: определение, объект, предмет, современные направления исследований.

Социология девиантного поведения - это дисциплина, которая изучает проявления девиации, ее причины как социально-психологические и общественные факторы, а также систематизирует весь имеющийся материал, все научные источники, подходы изучения, касающиеся поведения, деятельности людей и групп, которые не соответствуют общепринятым нормам. Объектом социологии девиаций выступают субъекты девиантного поведения - люди, группы людей, организации. Предмет социологии девиантного поведения составляют закономерности развития и функционирования таких социальных феноменов, как девиация, процессы дезорганизации и социального контроля, присущие в различных своих проявлениях всем сферам человеческой жизнедеятельности, всем типам обществ. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Основные подходы к изучению девиантного направления: биологический (антропологический (отклоняющееся и преступное поведение рассматривается без должного внимания к историческим, культурным и социальным взаимодействиям девианта, а последний рассматривается как «биологический продукт», наследственный фактор, автор тюремный врач Чезаре Ломброзо)); психологическое направление в изучении девиаций тесно связано с биологическим в том смысле, что оно индивидуалистично, а сами отклонения в поведении выступают как продукт тех или иных врожденных или приобретенных особенностей биологии и психики человека (Р.Гарофало и Г. Тард); социологическое направление (исследования социологов конца XIX - начала XX в. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей); экономические теории социологии девиантности связаны с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Бонгера, Г. Беккера (девиантное поведение как побочный продукт экономических условий, отношений); теория аномии (это, по Дюргейму, состояние общества, возникающее, когда старые социальные нормы уже не работают, а новые еще не освоены или когда некоторые социально значимые сферы жизнедеятельности остаются неурегулированными; теория дифференцированной ассоциации, Э. Сатерленд (определенным поведенческим формам, как законопослушным, так и девиантным, обучаются, взаимодействуя с другими людьми в процессе общения. Основной причиной образования дифференцированных связей (ассоциаций) служит конфликт культур, а главной причиной систематического девиантного поведения - социальная дезорганизация); теория субкультур (возникла в результате исследований подростковой преступности и бандитизма.

Психологический подход к исследованию девиаций.

Основатели: Р.Гарофало и Г.Тард.

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Человек осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки.

Большинство психологических теорий видят причины девиантного поведения в структуре личности человека: конфликт между бессознательным и сознанием, психологические реакции на невозможность удовлетворения базовых потребностей, особенности характера. При этом данный подход не исключает роль среды обитания и влияния наследственных факторов на стадии становления личности, склонной к проявлению девиантного поведения.

Позитивные девиации.

Соответствие поведенческих реакций человека общим стандартам отражает такая характеристика как «ненормальное и нормальное поведение». «Нормальным» считается такое поведение, которое полностью соответствует ожиданиям социума, без явных признаков болезни психики. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распр. и устоявшихся общественных норм. Социальные девиации бывают позитивными или негативными. Негативные нарушают развитие либо существование социума. Примеры: девиантное поведение подростков, суицид, бродяжничество. Девиантное поведение может выражаться в широком диапазоне социальных явлений, а критерий его позитивности или негативности имеет субъективный характер. Одна и та же девиация может оцениваться позитивно или негативно. Позитивные помогают социальному прогрессу и развитию личности. Позитивная девиация - это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как необычное, странное или даже, возможно, как «ненормальное», но в тоже время в основном не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости и сочувствие и т.д. Примеры: Эйнштейн разрушил существующие представления о физической реальности и открыл Закон относительности. То есть все гении в науке — девианты.

 

Понятие социальной нормы.

Социальные нормы - это такие регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) повеления (норму).

Социальные нормы характеризуются обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

Соц. нормы обусловлены уровнем развития общества, и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное повеление человека, они создаются коллективами людей. Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций в отношениях друг с другом.

Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:

· правилами повеления людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;

· правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);

· не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Благодаря названным свойствам социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть. Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых:

· обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;

· моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;

· нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;

· правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;

· эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;

· политические нормы — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;

· религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;

· корпоративные нормы — правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.

Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, желать следовать им, выполнять предписанные ими действия.

Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе.

Девиации в семье.

Семья, как и любой другой социальный организм, может иметь различного рода отклонения, которые оказывают влияние на индивида. Статистика говорит сама за себя — для подростков, которые выросли в неблагополучных семьях, риск совершения преступления возрастает в 45 раз по сравнению с их сверстниками из обычных семей. По результатам многих опросов, дети, подвергшиеся физическому и сексуальному насилию, чаще уходят из дома, начинают употреблять алкогольные и наркотические вещества. Можно выделить некоторые наиболее часто встречающиеся негативные отклонения в семьях. Физическое насилие. Данное отклонение является, пожалуй, наиболее распространенным среди семей, где у ребенка наблюдаются девиации различного рода (наркомания, проституция, бродяжничество и пр.). В отличие от сексуального насилия, у жертв избиений чаще проявляется агрессия, в том числе и скрытая. Злоба, ненависть, а также различные психические расстройства превращают нормального ребенка в ущемленного и боязливого асоциала. Насилие позже становится «естественной средой обитания» для подростка, который не принимает никаких других путей решения проблем, что всегда приводит к неблагоприятным последствиям. Вседозволенность. Либо чрезмерная любовь к ребенку, либо равнодушное отношение могут проявляться в том, что родитель будет слишком много позволять своему чаду. В таком случае у индивида будут размыты представления о границах между нравственными и безнравственными поступками. И если в раннем возрасте в безобидных поступках вседозволенность еще никому не вредит, то впоследствии, во взрослой жизни, вполне может спровоцировать привлечение как к административной, так и к уголовной ответственности. Отсутствие или переизбыток родительского контроля; Сексуальное насилие; Низкое материальное положение; Неблагоприятные условия проживания (Конкретные бытовые условия проживания также имеют большое значение); Неполная семья. Воспитание ребенка в неполной семье (без участия матери или отца), как правило, оставляет отпечаток на его личности в дальнейшем. Нарушается, к примеру, половая идентичность, а также возникают другие психические отклонения, способные повлиять на жизнь взрослого индивида в обществе. Зачастую злую шутку с детьми играет дефицит воспитания и внимания, что может привести как к плохим оценкам в школе, так и к вовлечению в неблагоприятную компанию. Таким образом, рассмотрев наиболее часто встречающиеся негативные отклонения в семье, отметим, что все они крайне опасны для ребенка и могут способствовать формированию его девиантности негативного характера. Однако даже в неблагоприятных семьях не всегда дети становятся девиантами. В некоторых случаях они относительно безболезненно переживают недостатки своей семьи и выходят во взрослый мир, вполне соответствуя общепринятым нормам поведения.

Деструктивное поведение.

Деструктивное поведение — это поведение, не соответствующее общепринятым нормам и направленное на неприятие каких-либо альтернативных точек зрения. Оно может привести не только к возникновению социальных проблем у человека, но и к нарушениям физического здоровья.

Деструктивное поведение человека имеет две основных формы:

· Делинквентная форма представляет собой цепь поступков, которые противоречат правовым нормам, принятым в обществе (семейно-бытовые конфликты, ДТП, несоблюдения дисциплины, грубые проступки);

· Девиантная форма представляет собой поведение, которое противоречит нравственным общественным нормам (алкоголизм, наркомания, склонность к суициду).

Все формы деструктивного поведения представляют собой некую защитную реакцию на окружающий мир, однако имеют связь с нарушениями деятельности нервной системы и в основном связаны с детскими переживаниями. В группе риска находятся дети, которым не хватает родительского внимания и поддержки, и дети, у которых есть родительская любовь, но нет поддержки в нужный момент. Причины деструктивного поведения могут таиться и в наследственности. Люди, в семьях которых были случаи психологического расстройства родных, нуждаются в большем внимании и заботе со стороны окружающих.

Но кроме генов и детских переживаний существует целый ряд других причин проявления деструктивного поведения:

· Психическое здоровье, состояние которого может меняться на протяжении жизни в зависимости от наличия раздражающих факторов.

· Физическое здоровье, которое может резко и бесповоротно ухудшиться. Таким образом, человек не видит смысла в дальнейшем соблюдении каких-либо правил.

· Неудачи в профессиональной сфере, когда человек ощущает свою неполноценность, неспособность отвечать определенным требованиям, когда происходит разрушение его репутации и самооценки, или когда он испытывает на себе несправедливость наказания или предвзятое отношение.

· Материально-бытовые трудности.

· Алкогольное или наркотическое опьянение, которое относится к специфическим факторам.


 

Социология девиантного поведения: определение, объект, предмет, современные направления исследований.

Социология девиантного поведения - это дисциплина, которая изучает проявления девиации, ее причины как социально-психологические и общественные факторы, а также систематизирует весь имеющийся материал, все научные источники, подходы изучения, касающиеся поведения, деятельности людей и групп, которые не соответствуют общепринятым нормам. Объектом социологии девиаций выступают субъекты девиантного поведения - люди, группы людей, организации. Предмет социологии девиантного поведения составляют закономерности развития и функционирования таких социальных феноменов, как девиация, процессы дезорганизации и социального контроля, присущие в различных своих проявлениях всем сферам человеческой жизнедеятельности, всем типам обществ. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Основные подходы к изучению девиантного направления: биологический (антропологический (отклоняющееся и преступное поведение рассматривается без должного внимания к историческим, культурным и социальным взаимодействиям девианта, а последний рассматривается как «биологический продукт», наследственный фактор, автор тюремный врач Чезаре Ломброзо)); психологическое направление в изучении девиаций тесно связано с биологическим в том смысле, что оно индивидуалистично, а сами отклонения в поведении выступают как продукт тех или иных врожденных или приобретенных особенностей биологии и психики человека (Р.Гарофало и Г. Тард); социологическое направление (исследования социологов конца XIX - начала XX в. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей); экономические теории социологии девиантности связаны с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Бонгера, Г. Беккера (девиантное поведение как побочный продукт экономических условий, отношений); теория аномии (это, по Дюргейму, состояние общества, возникающее, когда старые социальные нормы уже не работают, а новые еще не освоены или когда некоторые социально значимые сферы жизнедеятельности остаются неурегулированными; теория дифференцированной ассоциации, Э. Сатерленд (определенным поведенческим формам, как законопослушным, так и девиантным, обучаются, взаимодействуя с другими людьми в процессе общения. Основной причиной образования дифференцированных связей (ассоциаций) служит конфликт культур, а главной причиной систематического девиантного поведения - социальная дезорганизация); теория субкультур (возникла в результате исследований подростковой преступности и бандитизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 3061; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.237 (0.008 с.)