Сущность обучения как педагогического процесса: понятие о дидактике, цели и задачи обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность обучения как педагогического процесса: понятие о дидактике, цели и задачи обучения.



Обучение – спланированное, заранее спроектированное общение. Целью этого общения являются образование, воспитание и развитие обучаемо­го, изучение им отдельных сторон опыта человечества. Обучение – двусто­ронний процесс взаимодействия педагога и обучаемого. Педагог передает информацию ученику, и этот процесс называется преподаванием. В про­цессе обучения удовлетворяются познавательные потребности ученика, Обучение в значительной мере порождается мотивацией; Часто обучение характеризуют как передачу информации от учителя к ученику. Но обучение возможно только при встречной активности ученика в ответ на усилия, прилагаемые учителем для его обучения. Учитель должен не просто давать знания ученику, но и стимулировать его активную учебную деятельность. Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. В обучении выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Формы обучения – способы совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения дидактических задач. Формы обучения бывают общими и конкретными – урок, домашняя работа, факультативные занятия, курсовые работы, консультации, дополнительные занятия, формы контроля. Урок – коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Классификация уроков: 1) уроки-лекции (обычно монолог учителя на заданную тему); 2) лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков); 3) уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы); 4) комбинированные уроки (проводятся по следующей схеме: повторение, освоение нового материала, отработка навыков и умений применения знаний на практике, чаще все­го – решение задач по новому материалу, выдача домашнего задания).

Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Ее основой является общая теория образования, основы этой теории являются основополагающими для всех воспитательно-образовательных наук. Объектом изучения дидактики являются реальные процессы обучения.

Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.

дидактика решает ряд теоретических задач:

– установление целей и задач теории;

– анализ процесса обучения, установление его закономерностей;

– обоснование принципов и правил обучения;

– определение содержания и форм организации обучения;

– разъяснение методов и средств обучения;

– характеристика материальных средств обучения.

Сущность педагогического процесса составляет обеспечение единства воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.

Принципы и правила обучения, их характеристика.

В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой. Рассмотрим их и отметим некоторые правила, обеспечивающие реализацию этих принципов.

Принцип научности

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, на­копленному мировой цивилизацией.

Правила реализации требований принципа научности:

· использование логики и языка изучаемой науки;

· изложение основных понятий и теорий должно быть максимально приближенным к уровню современного понимания данных вопросов наукой;

· использование методов конкретной науки;

· изучение объектов в развитии, раскрытие диалектики общественных и природных явлений и формирование диалектического склада мышления;

· обеспечение правильного восприятия изучаемых объектов на основе выделения их существенных сторон;

· использование в обучении научных методов познания природных и общественных явлений.

Принцип доступности

Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нрав­ственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.

Чтобы реализовать на практике принцип доступности, надо соблюдать ряд правил:

· объяснять простым, доступным языком;

· управлять познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший учит ее находить, делая доступным процесс нахождения;

· учитывать различия в скорости восприятия, темпе работы, домини­рующих видах деятельности, интересах, жизненном опыте, особенностях развития разных учеников;

· использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопостав­ление и другие приемы;

· в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому;

· введение каждого нового понятия должно не только логически выте­кать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения;

· доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя ра­ботоспособность, необходимо приучать учащихся осуществлять вес более длительную и интенсивную мыслительную деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.006 с.)