Процесс развития личности. Влияние Наследственности, среды воспитания и деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс развития личности. Влияние Наследственности, среды воспитания и деятельности.



Развитие личности – это эволюционный процесс количественных и качественных изменений во всех уровнях личности. Все эти изменения происходят либо в результате внешних влияний на человека (среды, воспитания), либо в результате его собственной активности, саморазвития.

Саморазвитие – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала. Иначе говоря, личность – не просто результат биологического созревания или специфических условий жизни, но и результат активного взаимодействия со средой. Основное положение теории развития личности состоит в том, что личность существует, формируется и проявляется в деятельности и общении.

Источником и движущей силой развития человека и формирования его личности являются противоречия (взаимодействия противоположных сторон объекта). Различают внутренние и внешние противоречия, общие (универсальные) и индивидуальные.

С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к безусловным рефлексам(по И.П. Павлову). Это, например, пищеварительные (сосание, слюноотделение), ориентировочные (реакция на свет, звук и т.д.); оборонительные (зажмуривание глаз при ярком свете и др.) рефлексы. Передаются и «собственно человеческие задатки»: предрасположенность к прямохождению, развитию речи, к целенаправленному труду, развитию мышления, самосознания и т.д. Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус фактор, свойства зрительных органов (цвет глаз, дальтонизм).

Генотип определяет также свойства нервной системы. Нервная система новорожденного несет в себе огромные возможности образования новых форм поведения и их нервных механизмов. В частности, человек наследует такие особенности строения и функционирования нервной системы, как сила, уравновешенность, подвижность тормозного и возбудительного процессов. Их сочетания определяют тот или иной тип высшей нервной системы, или темперамент. Типологические свойства нервной системы оказывают влияние на формирование черт характера человека. Важно также знать, что человек наследует природные способности к развитию в виде задатков к различным видам деятельности. Задатки – это природные (потенциальные) возможности развития способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательного аппарата, а также органов чувств. Иначе говоря, это анатомо-физиологические предпосылки развития способностей.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.На развитие личности человека оказывает влияние природно-географическая среда, макросреда – общество, в совокупности всех его проявлений, микро – среда – ближайшее окружение человека. Абстрактной среды не бывает. Есть государство, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, что человек достигает более высокого уровня развития, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Под деятельностью понимают регулируемую сознанием (цели, мотивы) внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, порождаемую его потребностями. Эта активность (по М.С. Когану) может быть направлена на какой-либо объект; на других субъектов и на самого себя.

Активность субъекта, направленная на объект, может привести к его изменению, преобразованию, а может оставить объект неизменным. В первом случае деятельность называют преобразовательной, (практической). Во втором случае активность человека может «возвратиться» к нему:в виде знания, информации о сущности, свойствах и качествах объекта, его связях, отношениях, и т.п. Такую деятельность называют познавательной; в виде информации о значении этого объекта для самого человека или для других людей, т.е. об объекте как об определенной ценности, Такую деятельность называют ценностно-ориентационной (оценочной).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.004 с.)