Возникновения психологии в лаборатории В Вундта: программа развития психологии, экспериментальные исследования сознания, модель сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновения психологии в лаборатории В Вундта: программа развития психологии, экспериментальные исследования сознания, модель сознания.



Обычно появление экспериментальной психологии ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. В 1879 г. немецкий психолог В. Вундт (1832—1920) открывает в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, а затем Институт психологии в 1881 г. Он же дает название новой науке и пишет монументальный труд «Основы физиологической психологии» (1873—1874), где собирает и объединяет в новую дисциплину созданное различными исследователями. С этого момента принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной науки.

Программа Вундта логично вытекала из эмпирической и ассоциативной психологии. Он унаследовал такие исторически сложившиеся принципы, как апперцепция, ассоциация и опыт. Метод самонаблюдения исследователь считал единственным прямым методом психологии, поскольку предмет психологии — непосредственный опыт, как он дан самому человеку.

Задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания— это ощущения, представления и чувствования. Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы перцепции и апперцепции. Апперцепция — это активный процесс, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации. Апперцепция противостоит механистическому принципу ассоциации, так как приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов. В лаборатории Вундта проводились исследования восприятия цвета, простых звуковых раздражителей и исследования времени реакции. Проделанная школой В. Вундта работа заложила основы экспериментальной психологии и была ориентирована на общенаучный экспериментальный метод.

Однако прежде всего ученые конца XIX в. трактовали психологию как науку о «непосредственном опыте» и ставили перед собой задачу исследования сознания человека. Ум одновременно получает идеи и занимается их рассмотрением. Человек может исследовать этот «непосредственный опыт» с помощью метода рефлексии, а затем рассказать о своих ощущениях экспериментатору. Метод интроспекции, или самонаблюдения, предложенный Вундтом, развил в своих экспериментах его ученик Э. Титченер. Он рассматривал следующие задачи структурной психологии: 1) разложение душевного состояния на составные части; 2) установление того, каким образом соединены эти части; 3) установление соответствия законов комбинации этих частей с физиологической организацией.

Одновременно со структурной психологией Вундта и Титченера развивалась теория актов сознания Франца Брентано. Главным предметом психологии Брентано считал не содержание и структуру сознания, а активность сознания.

После работ французских психиатров М. Ж. Шарко, И. Бернгейма и особенно австрийского психолога 3. Фрейда стало совершенно ясно, что сознание — это не вся психика. Кроме осознаваемого человеком существуют многие психические явления, которые им не осознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бессознательным. Интроспективная психология сознания не смогла объяснить многие явления психики.

Структурализму Вундта также противостоял функционализм Вильяма Джеймса, он предложил альтернативный аналитической интроспекции способ изучения сознания. Он использовал метафору «поток сознания», которая фиксировала динамичность психических явлений. Если остановить поток сознания, он терял свои свойства, превращаясь в мертвый «срез» реальности психической жизни. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне».

В. Джеймс выделяет два вида его состояния: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие. Когда мы, например, размышляем, мысль останавливается на тех образах, в которые облекается предмет нашего размышления. Наряду с этим бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой. Весь процесс в целом похож на полет птицы. Движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний В. Джеймс отразил в понятии "поток сознания". Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознание не повторяется. Тождественным может быть только объект внимания, а не впечатление о нем. Кстати, удерживается внимание на объекте только в том случае, если в нем открываются все новые и новые стороны. Далее, можно обнаружить, что процессы сознания делятся на два больших класса. Одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются субъектом. Первые процессы называются непроизвольными, вторые - произвольными.

В психологической науке начали открывать собственно психологические закономерности, действующие независимо от сознания, иначе говоря — объективно. Психология выходила на новый виток своего развития и осваивала практическую область. Предметом анализа стали не только элементы и акты сознания, познаваемые только методом интроспекции, а телесные реакции, изучаемые объективным методом. С опытами первых психологов-экспериментаторов рушится воззрение на сознание как на замкнутый в себе внутренний мир.

Структурализм Э Титченера.

На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Основатель этой школы Э.Титченер.

Титченер называл свою теорию структурализмом, поскольку считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к вопросу о том, как эта структура работает. Главные задачи структурализма он видел в предельно точном определении содержания психики, выделении исходных ингредиентов этого содержания и законов, по которым они объединяются в структуры. При этом психика и сознание отождествлялись Титченером, а все, что находится за пределами сознания, относилось им к физиологии.

В своем четырехтомном труде «Экспериментальная психология» (1901-1905) Титченер изложил основные достижения этой науки с позиций структурализма. Сознание Титченер понимал как человеческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта. Сам этот опыт, по его мнению, состоит из простейших элементов - ощущений, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря особым образом организованной интроспекции. Для того чтобы выделить и описать исходные элементы структуры, Титченер стремился усовершенствовать метод интроспекции с тем, чтобы он открывал экспериментатору истинную картину сознания, так как под сознанием, согласно его мысли, следует понимать совсем не то, что сообщает обычное самонаблюдение, свойственное каждому человеку. Он подчеркивал, что понимает под сознанием «экзистенциальный термин», т. е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. В конце жизни он даже термин структурная психология часто заменял определением экзистенциальная психология, подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии).

Сознание имеет собственную структуру и содержание, скрытое за протекающими в нем явлениями, подобно тому как от обычного восприятия действительности скрыты реальные процессы, изучаемые физикой и химией. Для того чтобы понять истинную картину сознания, необходима специальная тренировка испытуемых, поскольку они склонны сообщать о внешнем объекте (стимуле), вызвавшем ощущение, а не о собственных ощущениях. Например, говорят, что видят яблоко, но не предмет определенной формы, цвета или размера. Так как объект почти всегда влияет на процесс восприятия, интроспекция эффективна только тогда, когда избегает «ошибки стимула», т.е. не смешивает ощущение объекта с объектом ощущения. Придя, как и ученые Вюрцбургской школы, к выводу о необходимости систематической экспериментальной интроспекции, Титченер кардинально расходился с ними в анализе полученных результатов. Он отверг также их концепцию, согласно которой к выделенным Вундтом элементам сознания следует присоединить особые образования в виде умственных образов или значений, лишенных сенсорного характера. Это положение противоречило и основаниям структурализма, так как сенсорные элементы (ощущения, образы) не могут создать несенсорные, чисто интеллектуальные структуры. В противовес этому Титченер предложил «контекстную теорию значения». Речь шла о разграничении образа и значения. Свободное от чувственных образов психическое содержание, названное Вюрцбургской школой значением, сводится, согласно Титченеру, к особой разновидности чувственно-образного опыта. Представление о каком-либо объекте строится из совокупности чувственных элементов. Значительная их часть может покидать сознание, в котором остается лишь сенсорная сердцевина, достаточная, чтобы воспроизвести всю совокупность. Таким образом, наш опыт состоит из множества психических элементов, образующих контекст, в котором имеются «темные» мышечные и органические ощущения. Они составляют «сердцевину» неосознаваемого контекста и служат реальным психическим эквивалентом безобразной мысли. Если испытуемый при решении умственной задачи не осознает чувственнообразного состава значений, то это связано только с недостаточной тренированностью интроспекции.

Хотя обращение к ощущениям, связанным телом, подрывало один из исходных тезисов Титченера об особой материи сознания, данной исключительно в переживаниях, внутреннем опыте субъекта, однако оно соотносило опыт с реальным поведением. При этом контекстная теория сохраняла в неприкосновенности более важный постулат о сенсорной ткани сознания. В то же время сам факт интроспекции при получении совершенно противоположных результатов структурной психологией и Вюрцбургской школой все больше доказывал несостоятельность этого метода.

В еще большей степени, чем концепции Вюрцбургской школы, Титченер противопоставлял свой подход функциональному направлению. Полемизируя с функционалистами, Титченер доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, так как считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.

Поскольку функционализм в 10-е годы XX в. стал господствующим направлением в американской психологии, Титченер противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям. Чтобы организационно обособиться от них, он не вошел в Американскую психологическую ассоциацию и создал свою группу «Эксперименталисты», проводившую ежегодные конференции. В дальнейшем он издавал «Журнал экспериментальной психологии».

9. Ф ункционализм У.Джеймса

Возник как реакция, критика на структурализм, возмущение, что вундт и титченер выделяют элементы, редуцируют психику.

Ф-зм – напр-ие, к-е изуч не структуру психики, а ее функции, через них исследователи пытались открыть особенности взаимосвязи живого организма со средой.

Предвестник ф-зма-ФРАНЦ БРЕНТАНО (представитель европейского ф-ма). Он создалинтенциональную психологию.

Сознание постоянно активно, оно имеет направленность на объект, то есть сознание имеет интенцию,именно направленность отличает психические процессы от физических (метод – внутреннее наблюдение за их течением).

Психология – наука об актах сознания (не о содержании, а об актах, то есть цель – изучить не содержание представления, восприятия, а то, КАК образ воспринимается, восстанавливается в памяти. Акты: представливания, суждения о чем либо, акты эмоциональной оценки). Вне акта объект не существует, но и акт возникает только при направленности на объект.

ГЕРБАРД СПЕНСЕР, эволюционная идея развития: Жизнь (в т.чис. и психика) – «непрерывное приспособление внутренних отношений к внешней среде». Сэтой точки зрения должен рассматриваться и психический процесс. Психические явления – это один из видов жизненных проявлений в процессе приспособления организма к среде. Функция сознания –биологическая адаптация человека, способствует борьбе за жизнь. Сознание – орудие выживания.

Психика, по Спенсеру, как и жизнь в целом, является приспособлением внутренних отношений к внешним, т.е. к внешней среде.

Сознание тем самым анализировалось в плане биологической адаптации. Его существование и развитие не имеет иного смысла, кроме приспособительного. Если бы оно не служило этой цели, не способствовало борьбе за жизнь, его появление и развитие было бы чудом.Естественный отбор создает его с неумолимой необходимостью, и оно служит одним из орудий выживания.

Идеологом направления ф-лизм был Уильям Джеймс(1842-1910) (Америка).

Благодаря психике организм приспосабливается к окр. Среде, а именно сознание помогает приспосабливаться к окр среде

Сознание по Джеймсу это жизненная функция всех высокоразвитых существ, необходимая для адаптации. Психику надо изучать не разделяя на элементы. Сознательный опыт неделим. Говорил, что результаты вундта и титченере это способности внимания, а не изучения психики.

· Признавал ед-во всей психической жизни (нельзя сводить к элементарным ощущениям). Выразил идею потока сознания, оно нах-ся в непрерывном движении и постоянно видоизменяется, мы не можем пережить одну и ту же мысль или ощущение более одного раза.

· Процесс мышления также непрерывен. В потоке сознания могут быть пробелы, например, во время сна, но, просыпаясь, мы тут же без труда восстанавливаем движение потока сознания.

· психика избирательна. Критерий выбора: мозг выбирает такие раздражители, благ-ря которым сознание может работать логически, в результате формируется разумное умозаключение.

· Основой психологии считал биологию. Джемс рассматривал психические процессы как полезную, функциональную деятельность живых организмов в их попытках выжить и приспособиться к окружающему миру.

· Джемс подчеркивал нерациональные аспекты человеческой природы. Люди – создания не только мыслящие, но еще и импульсивные, подверженные страстям. Даже интеллект работает под влиянием тела, мнения складываются под воздействием эмоциональных факторов, на формирование суждений и понятий оказывают влияние потребности и желании людей. Таким образом, Джемс не рассматривал человека как существо всецело рациональное.

· цель сознания.: сознание обладает биологической полезностью, в противном случае оно не выжило бы. Цель, или функция сознания – дать человеку способность – в виде умения выбирать – приспособиться к окружающей среде.

· Джемс различал сознательный выбор и «привычку», он считал, что привычки бессознательны и непроизвольны. Сознание начинает действовать, когда мы сталкиваемся с новой проблемой и необходимостью выбирать путь ее решения.

Методы психологии

10. Поскольку психология изучает индивидуальное и непосредственное сознание, лучшим инструментом для этого является самоанализ.

«В первую очередь и всегда мы должны полагаться на интроспективное наблюдение… взгляд внутрь себя и описание того, что нам открылось. Никто не станет спорить, что откроется нам состояние сознания»

2. Экспериментальный метод пригоден и полезен для психологического исследования – в особенности для психофизики, анализа восприятия пространства, изучения памяти.

3. Сравнительный метод. Исследуя психические функции детей, людей со слабо развитым интеллектом и с психическими расстройствами, Джемс пришел к выводу, что психология должна изучать психические отклонения.

Вклад: расширяет горизонты психологии за счет разнообразных методов в психологии, подчеркивает ценность прагматизма для психологии: теория должна рассматривать с т.зр. практических последствий.

Идеи, заложенные Джемсом, были развиты Д.Дьюи (1859-1952):

На Дьюи серьезное влияние оказала теория эволюции. В борьбе за выживание сознание и поведение обеспечивают функционирование организма: сознание вызывает соответствующее поведение, которое дает возможность организму бороться за свое существование. Предмет Функциональной психологии, следовательно, занимается изучением организма в процессе его жизнедеятельности.

Джеймс Роулэнд Энджелл (1869-1949)

превратил движение функционализма в настоящую психологическую школу.

Функция сознания – совершенствовать адаптивные способности организма. Целью психологии провозглашалось изучение того, как психика помогает организму в его приспособлении к окружающей новой, все время усложняющейся среде. Фактической разницы между сознанием и движением (разумом и телом), с точки зрения адаптации организма к среде, нет, они слиты, переход др в др. Задачей функционализма является изучение законов психических процессов и условий, в которых они протекают. Ме: интроспекция, наблюдение и генетический метод. Большое внимание уделялось исследованию мышечной адаптации и развитию потребностей. Изучал?: в чем именно роль сознания, и таких псих проц, как суждения и воля

Гарвей А. Кэрр (1873-1954, США). Также Психическая деятельность как инструмент, который помогает организму приспособиться к окружению.

Чикагская школа функционализма перенесла акцент с изучения сознания (субъективная составляющ) на исследование поведения (объективная сост).

Т.О., Функционализм способствовал тому, что американская психология медленно, но верно шла к фокусированию своего внимания только на поведении, оставляя в стороне вопросы мышления. Функционалисты перекинули мост от структурализма к следующему революционному движению – бихевиоризму Уотсона.

Достижения

- критика структурализма, возникновение нового направления в психологии

- 2 течения: европ и амер ф-зм. Американские функционалисты рассматривали функцию как деятельность, охватывающую и сознание, и поведение. Европа – анализировали в первую очередь акты (функции) сознания.

- Началом психиче деяти яв-ся субъект, операциями и актами которого определяется характер мира, где он функционирует (то есть от того, как челк приспос-ся зав-т его окр мир).

- каждое человеческое действие целенаправленно (субъективно – для самого субъекта и объективно – по структуре деятельности), т.о.любая функция приобретает определенную цель, или интенцию.

- В то же время объективный психологический анализ направленности не мог быть осуществлен ни путем наблюдения или самонаблюдения, ни путем тех экспериментов, которые в то время существовали в психологии. Это во многом определило позицию последователей американского функционализма – бихевиористов, которые предложили полностью исключить сознание из предмета психологии, ограничившись изучением самого акта поведения, связи между стимулом и реакцией, которую он вызывает.
- В то же время вклад этого направления в развитие психологии очень важен, так как именно его представители объективно показали значение поведения, которое наравне с сознанием должно быть включено в предмет психологии.

- Не менее важной была и идея целостности, рассмотрение не только сознания и поведения, но и той социальной среды, в которой развивается живое существо. Именно эти положения, так же как методы изучения психической деятельности, разработанные в рамках функционализма (интроспекц, наблюдение, опросы), определили пути дальнейшего развития психологии.

- прикладное значение функц-ма: Психологию функционалисты определяют широко: сюда входит и изучение психического развития детей всех возрастов и людей с психическими расстройствами.

Гештальтпсихология

Гештальт-психология (нем. gestalt - образ, форма) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Представители: Вольфганг Кёлер​, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин

Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальт-психология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Представители гештальт-психологии подчеркивали, что восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. В сознании человека части собираются в целое, организуют гештальт.

Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) - центральное понятие гештальт-психологии. Гештальт - качество формы, функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Гештальт — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Кёлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

"Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт", - писал Карл Дункер.

Представители гештальт-психологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена - принять определенную, завершенную форму.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальт-психология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Принципы гештальта

Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

· близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),

· схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),

· целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),

· замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),

· смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),

· общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Психика человека и животного понималась гештальт-психологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строением. Согласно гештальт-психологии, основными свойствами восприятия являются закон константности восприятия и отношение фигура/фон.

Феноменальное поле - совокупность переживаемых субъектом в данный момент времени явлений. Конструкт, использованный в гештальтпсихологии и других феноменологических направленияхпсихологии. Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль.

Фигура и фон

Вы можете менять фигуру и фон, видя здесь то молодую женщину, то старуху.

Основными компонентами феноменального поля являются фигура и фон. Часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Первое - фигура, второе - фон. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Константность восприятия

Закон константности восприятия говорит о том, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов. Вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1010; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.254.36 (0.047 с.)