Святые угодники об Именах Божиих и об Имени Иисус 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Святые угодники об Именах Божиих и об Имени Иисус



К числу предтеч имяславия, как осмысленного почитания Имени Иисусова и других Имен Божиих, можно отнести не менее сорока угодников Божиих. Среди них Царь и пророк Давид, пророки Исаия, Иеремия, Даниил и Малахия; апостолы Иоанн Богослов (Евангелие, Послания и Откровение), Марк (Евангелие), Лука (Евангелие и Деяния) и Павел (Послания); Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и Амвросий Медиоланский, Кирилл Александрийский, Кирилл Иерусалимский и Епифаний Кипрский; преподобные отцы Макарий Великий и Ефрем Сирин, Максим Исповедник и Дидим Слепец, Феодор Студит и Симеон Новый Богослов, блаженные Иероним Стридонский и Августин Иппонийский, святые отцы блаженный Феофилакт Болгарский и Исихий Иерусалимский. Среди святых нового времени (последних веков) святители Димитрий Ростовский и Тихон Задонский, прп. Паисий Величковский и свт. Игнатий Брянчанинов. Много писали на эту тему святитель Феофан (Быстров) и митрополит Вениамин (Федченков)… И это далеко не полный перечень. Чтобы не быть голословными, приведем некоторые их изречения.

«Когда Господь возвестит что-нибудь, слушатели не должны перетолковывать слова Его и с любопытством исследовать, но обязаны только принять их. И апостолы посланы были для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы наконец уверовали. Чему же уверовали? О Имени Его. Мы не должны исследовать сущность Его, но веровать во Имя Его, так как и оно творило чудеса. Во Имя Иисуса Христа, говорит Петр, востани и ходи (Деян. 3, 6). Оно и само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом» (свт. Иоанн Златоуст. Т.9. СПб ДА. 1903 на Римляном 1,5).

«Что значит: на Имя Его уповати имут (Ис. 42, 4)? В то время только одно Имя будет делать то, что делал Он Сам. Когда ты призовешь Христа и обратятся в бегство демоны, то как же ты не поверишь в Его Имя?» (он же. Т.6. Спб ДА.1900, с.246 На прор. Исаию).

«Имя же Божие называется святым, конечно, не потому, что в самих слогах имеет некоторую освящающую силу, но потому, что свято и чисто всякое свойство Божие и всякое понятие о том, что преимущественно в Боге усматривается» (свт. Василий Великий. Ч.1. Изд.3. М., 1891, с. 233).

(В толковании слов ап. Петра: “И да крестится кийждо вас во Имя Иисуса Христа”): «Если бы Имя Отца было не Бог, и Имя Сына – не Бог, и Имя Святого Духа – не Бог, то следовало бы сказать: “во Имя Бога Иисуса Христа”, или даже просто только – “в Сына”. Но он (Петр) говорит: “во Имя Иисуса Христа”, зная, что Имя Иисуса есть Бог, равно как и Имя Отца, и Имя Святаго Духа» (Блж. Феофилакт Болгарский. Казань. 1905. На деян. 2.38, с. 52).

«(Дабы все языцы) веровали бы, слыша об Имени Христа, а не о сущности Его; ибо чудеса творило Имя Христово, и Оно Само требует веры, потому и его нельзя постигнуть разумом» (Там же. Толк. на Рим.1,5, с.6).

ВО ХРИСТА ОБЛЕКОСТЕСЯ

 

Задумывались ли вы над смыслом песнопения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», поемого во время совершения чина крещения и в положенные дни на литургии? Каким образом мы во Христа облекаемся? Сразу же приходит на ум определение: Церковь – мистическое тело Христово. Но тогда возникает вопрос: а что это такое – мистическое тело Христово?

Крестились все мы во Имя Христово, а если быть точным, во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Первая огласительная молитва начинается словами: О Имени Твоем, Господи Боже истины, и единороднаго Твоего Сына, и Святаго Твоего Духа… И само крещение (троекратное погружение в воду) совершается со словами священника: Крещается раб Божий, имярек, во Имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь.

Или рассмотрим другой пример: апокалиптичес-кий образ – Жена облечена в солнце (Откр. 12,1). Основной способ толкования этого видения ап. Иоанна: Христова Церковь, облеченная в Солнце Правды Христа Бога нашего. Но если бы здесь имелась в виду именно Личность Спасителя (а не Имя Его), уместнее было бы использовать иной образ – Небесный Жених и Невеста Ангча (Откр. 12,9). Облечься же можно в Имя Иисусово или в Благодать Его. Но Благодать Спасителя, как мы увидим в дальнейшем, неотделима от Имени Его.

Чтобы продвинуться дальше, рассмотрим, каковы важнейшие «строительные материалы» человека, и какие – имени человеческого. Основные философские категории: дух, информация, энергия и материя. Основополагающим для человека, как личности и как индивидуума, является единство материи и духа. Вторичные «компоненты» - информация (например, заключенная в ДНК, в головном мозге и пр.) и энергия (различные виды механической, биологичес-кой, химической энергий и пр.). В имени человека определяющими являются информация и энергия. Остальные компоненты – вторичны. Например, материя в виде чернил, которыми записано имя – лишь носитель информации. Существенными для нас являются не сами чернила, а узор, изображение, нанесенные ими.

Итак, получается следующая схема:

 

Имя человек

 

информация дух

энергия материя

 

Но материя и энергия взаимопереходимы, достаточно вспомнить известное всем со школьной парты соотношение, приписываемое А. Эйнштейну: Е=мс2. Также понятия «дух» и «ум», скажем, у ап. Павла часто используются, как частично взаимозаменяющие друг друга, например: «тот же я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7,25).

Говоря об Именах Божиих, мы должны вместо термина «информация» использовать слова Истина, Всеведение и др., а вместо «энергии» - Божественное действие, благодать, сила:

 

Имя Бог Бог

(в собств. смысле) (обл. икономии)

Истина Сущность Творец

Божеств. Энергия Божественные Действия тварь

 

Итак, получая имя, человек облекается в него, как в некую информационно-энергетическую оболочку.

С. Булгаков пишет: «Именование есть акт рожде-ния… Во имя облекается человек, подобно тому, как облекается в плоть»[29].

«Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность»[30].

В результате же крещения новокрещенный облека-ется в Имя Иисус Христово (= Имя Бога Отца = Имя Пресвятой Троицы, поскольку, по слову свт. Григория Нисского, «с произношением одного какого-либо Имени негласно произносится весь список Имен Божиих»[31]), облекается как в Истину-Благодать.

Благодаря тому, что информация и энергия, хотя и могут быть локализованы, как правило, не знают границ, становятся возможным для близких людей чувствовать друг друга на расстоянии, и вообще отношения любви, симпатии, дружеские отношения между людьми. Благодаря этому возможны также облечения в родовое имя (единение со всеми родственниками, живыми и усопшими), облечение в имя народа, нации (сопричастность своему народу, нации, как соборной личности) и пр.

А вследствие облечения в Истину–Благодать Имени Иисус Христова (= Имен Пресвятой Троицы) становятся возможными не только стяжание благодати Святого Духа и благодаря этому обожение человеческого естества, но и любовь ко всем людям, включая не только неприятных нам людей, но даже и наших личных врагов.

При этом имя человека становится не только свидетельством о его личности, как бы некиим сертификатом, но и печатью личности. Без него человек перестает быть не только образом Божиим, но и вообще личностью.

Причем, облечение в имя – не метафора, а вполне реальная вещь: человек облекается в имя так же, как священник облекается в рясу и фелонь, монах – в мантию, офицер – в военную форму, соответствую-щую его чину, и т.д. Только эта «одежда» нематери-альна, и она не зрится нашими телесными очами, но ее видят Ангелы, души усопших и, разумеется, Бог. Филологическим подтверждением такого облечения может служить сама конструкция начала молитвы: «Во Имя», например «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Не Именем, что, казалось бы естественным (вспомним, например: «именем зако-на», «именем Российской Федерации»), а именно Во Имя. С точки зрения филологии и здравого смысла трудно придумать интерпретацию ее помимо движения внутрь (примеры: «в лес», «в пальто», «в огонь и в воду»).

Возможно, вам довелось это испытать: вы видите, скажем, в тонком сне, святого или усопшего незнакомого вам человека, и тут же в голове вашей появляется, как совершенно точное знание, имя его. Причем, не как предположение, а совершенно четкое убеждение, так что никто из людей вас не в состоянии переубедить. В этот момент вам дано было прикоснуться к имени его.

 

И мя – объект прежде всего духовного мiра, некоторой пародийной копией которого стал виртуальный мiр. Действительно, человек всегда локализован в пространстве (и во времени – но это тема отдельного разговора), а имя его, как информационный объект, доступно в любой точке видимого мiра, не говоря уже о мiре невидимом.

Напомним, имя состоит из двух частей – нарицательной и собственной. В качестве примеров приведем имена: человек Адам, р.Б. Сергий. Другие примеры: монах (инок, схимонах) <имя>, писатель <псевдоним>, товарищ <партийная кличка>, браток (авторитет) <кличка>, брат <имя в секте> и т.д., причем нарицательное имя определяет духовную (лжедуховную, профессиональную, преступную и пр.) сферу, которой причастен человек. Вхождение в новую духовную реальность, духовную сферу (а также околодуховную или лжедуховную) обычно сопровождается переменой имени. И это обусловлено не столько практическими соображениями (конспира-ция, например), они в данном случае второстепенны. Просто так мудро устроен Богом мiр, а все сатанин-ские, масонские, преступные и прочие сообщества и связанные с ними имена – всего лишь жалкие попытки подражать Ему, вариации на тему Сотворения Мiра (а на самом деле искажения его).

Сюда же следует отнести и вместоименные коды (числа). Присвоение их всеми “правдами” и неправдами – явление не просто тайной диверсии князя тьмы против Бога и сотворенного Им мiра, но и почти не скрываемого заговора, т.е. часть плана восстания против Творца, поскольку в данном случае речь идет о вербовке подданных антихриста, хотящего войти в мiр, и которого не допускает пока только десница Вышнего.

Однако, вернемся к теме нашего прежнего разговора. Облекаясь в Имя Иисус Христово мы становимся «причастниками Божественного естества» (2Пет.1,4) и причастными «сиянию Славы» Отца (Евр.1,3).

 

СЫН – ИМЯ ОТЧЕЕ

 

Небезинтересно в этой связи рассмотреть две цитаты из Евангелия. Во-первых, свидетельство Спасителя: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин. 14,6). Это свидетельство о причастности Его Св. Троице. Действительно, Путь – это путь к Отцу, Истина – Сам Сын Божий, а жизнь духовная невозможна без благодати Св. Духа.

Второй фрагмент – молитва Господня, также данная нам Господом Иисусом Христом, точнее обращение и два первых прошения ее. Согласно толкования преподобного Максима Исповедника, в них также идет речь о трех Лицах Пресвятой Троицы:

Отче наш, Иже еси на Небесех,Отец

да святится Имя Твое: –Имя = Слово = Сын

да приидет Царствие Твое: – Царство Божие устрояется действием благодати Св. Дух а.

Таким образом, Сына можно рассматривать не только как образ Отца, «ипостасную Премудрость Отца», т.е. «атрибут Премудрости в порядке Божественного домостроительства»[32], но и как Имя Отца. Эту мысль можно подтвердить лаконичным определением прп. Максима Исповедника: «Имя Бога Отца, пребываю-щее сущностным образом, есть Единородный Сын Его»[33].

И святитель Григорий Богослов говорит: «Мне кажет-ся, что Сын именуется Словом не только по безстраст-ному рождению, но и по соединению с Отцом и потому, что являет Его. Можно было бы сказать также, что Он относится к Отцу как определение к определяемому. Ибо «логос» означает также «определение», и тот, кто знает Сына, знает и Отца (Ин. 14,7). Итак, Сын есть краткое и ясное выражение природы Отца; ибо всякое порождение есть безмолвное определение родившего»[34].

Еще более аргументированно говорит об этом иеросхимонах Антоний (Булатович) в своей «Апологии»:

«Одной из главных целей воплощенного домостроительства Божия было то, чтобы открыть людям Имена: «Иисус», «Отец», «Утешитель», «Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух», как о том ясно свидетельствует Сам Господь: «Явих Имя Твое человеком» (Ин.17,6). – «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа… сказах им Имя Твое, и скажу» (Ин.17:3,26)»[35].

«Писание свидетельствует, что Бог послал Сына Своего на землю не только, чтобы явить Имя Свое человекам, но еще и – чтобы прославить его.

– «Благословен Грядый во Имя Господне!» (Лк.19,38). – То есть благословен Иисус, грядущий прославить Имя Господне! И в то время, как отроки Иерусалимские восклицали эти слова и «Осанна Сыну Давидову!» – Господь возвел очи Свои к небу и сказал: «Отче, прослави Имя Твое! Прииде же глас с небесе: и прославих, и паки прославлю» (Ин.12,28). Этими словами Господь ясно показал, что Он есть не только Слово Отчее, но и Имя Отчее, и что прославление Его воскресением по вольной крестной смерти есть прославление Имени Отчего. Что это так надо понимать, свидетельствуют и последующие Его слова ученикам на просьбу Филиппа: «Покажи нам Отца, – Господь отвечал: – видевый Мене, виде Отца» (Ин.14,8-9). – Также и пророк Исаия ясно именует Сына Божия – Именем Божиим: «Се Имя Господне идет!»(Ис.30,27)»[36].

«В молитве иерейской на «Достойно и праведно есть» в литургии св. Василия Великого Сын Божий именуется: «Печать равнообразная, в Себе показуя Тя Отца, Слово Живое, Бог истинный». – Печати, существовавшие при Василии Великом, были печати именные; следовательно, что же иное выражает этим словом св. Василий Великий, как не то, что Сына Божия он именует Именем Отца. В самой печати трудно прочесть врезанное в нее имя, но на оттиске оно читается ясно и понятно, подобно сему и во Отце совершенства Его непостижимы, но в Сыне, как в оттиске, они явились каждому, и каждый может прочесть имя совершенств Отчих. Итак, Сын Божий есть Имя Божие, равнообразное Отцу, и Бог Истинный»[37].

Резонный вопрос: а почему совершенства Отца непостижимы для нас, а в Сыне они были явлены каждому? Очевидно, потому что Бог Отец – чистый дух, а Сын Божий, также будучи духом, единосущным Отцу, еще и воплотился и вочеловечился, т.е. облекся в душу и тело, так что Его можно было не только видеть и слышать, но впоследствии и вложить персты в язвы гвоздиныя, т.е. телесно осязать Его.

Отец послал Сына Спасителем мiру(1Ин. 4,14), и Он, Спаситель, стал нашим Учителем, Наставником, Искупителем, Главой созданной Им Церкви и Краеугольным Камнем в деле нашего спасения. Без Него не совершается ни одно таинство.

И аналогично: Бог оставил нам вместо Себя Имя Свое, и это Имя написано на фронтоне и дверях Церкви, без Имени Божия не мыслима ни одна молитва, без Него не совершается ни одно таинство, без Него невозможно наше спасение.

Но, разумеется, Сын – не только Имя Отца, и Бог не исчерпывается Своим Именем. Также и Имя Божие не единосущно Богу, и, следовательно, не может быть названо новой (четвертой) Ипостасью.

Итак, Имя Отца – Сын, а Имя воплотившегося Сына Божия – Иисус, что может быть представлено следующей схемой:

Отец à Сын à Иисус.

Это напоминает другую схему:

Отец à Сын à Святой Дух,

где Бог Сын – образ Отца, а Святой Дух – образ Сына. Именно потому хула на Духа Святого по слову Спасителя и не простится ни в сей век, ни в будущий (Мф. 12, 32), что Он открывает Дверь, которая ведет к Отцу, а Дверь эта – Сам Спаситель Иисус Христос: ибо никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор. 12, 3), и Аз есмь Дверь, мною аще кто внидет, спасется (Ин.10,9). Поэтому прп. Серафим Саровский и назвал целью христианской жизни стяжание Духа Святаго: Он научит нас всему (Ин.14,26) и, в конечном итоге, к Отцу приведет.

То же самое можно сказать и о Имени Иисус, поскольку звуки и буквы этого сладчайшего Имени неотделимы от присущей Ему благодати, только расположены они на разных уровнях. Нам заповедано непрестанно молиться (1Сол.5,17), повторяя сначала устами, затем умом и, наконец, сердцем сладчайшее Имя Иисусово. Благодаря этому, если удастся с Божией помощью благополучно пройти все искушения и испытания, Господь Иисус Христос Сам действием Своей благодати очистит ум и сердце и в благодатном союзе, как Небесный Жених, соединится с любящим Его и верным Ему сердцем.

Итак, повторением сладчайшего и спасительного Имени Иисус стяжаем благодать, и тогда Сын приводит нас к Отцу: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14,23).

Но, говоря словами школьной грамматической шпаргалки, Имена Божии, в том числе и чрезвычайно значимое для нас в деле нашего спасения Имя Иисус (Несть бо иного Имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян.4,12)) можно не только «видеть, слышать», но, увы, и «обидеть, гнать, держать и ненавидеть», что, к сожалению, и произошло в начале XX века, получив свое позорное завершение в 1913 г.

 

Н аконец, нельзя обойти вниманием обетования Спасителя верным, изложенные в «Апокалипсисе»:

«Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2,17).

«Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем Имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и Имя Мое новое» (3:12).

Это тема отдельного разговора, а пока заметим лишь, что верные Христу, Его «малое стадо» облекутся в новые имена, присвоенные Самим Спасителем в знак усвоение их Себе, как избранных и верных, и в ознаменование того, что они входят в новую духовную реальность – Жизнь Вечную в Небесном Иерусалиме. Облечены они будут и в имя этого града Божия, сходящего с Неба от Отца. Это станет своего рода пропуском в Жизнь Вечную, Небесной пропиской. Но самое главное – достойные и верные будут облечены в Имя Отца, и в новое Имя Христово, данное Ему от Отца за подвиг Любви к нам, грешным, двухтысячелетнее Самораспятие за наши грехи, и как Пастырю нового, испытанного стада Своего, на этот раз уже вечного, непоколеблемого, которое уже некому будет искушать. Это то новое Имя, которое видел ап. Иоанн Богослов написанным на главе (вместе с венцами многими) Победоносного Всадника на белом коне, Верного и Истинного, и Правосудного и Воинственного (Откр. 19,12), появившегося во главе Небесного Воинства, чтобы ввергнуть в озеро огненное, горящее серой, зверя и лжепророка.

 

БЕЛЫЙ КАМЕНЬ И НОВОЕ ИМЯ

 

Побеждающему дам ясти от манны сокровенныя, и дам ему камень бел, и на камени имя ново написано, егоже никтоже весть, токмо приемляй (Апок. 2, 17).

 

Как мы уже выяснили ранее, новое имя – это своего рода пропуск на вход в Небесный град Святой Иерусалим, сходящий от Бога с Неба на новую землю, а может быть, и на участие в воскресении первом и в Тысячелетнем Царствовании со Христом.

Первое, что обращает на себя внимание, – то, что новое имя никто не знает, кроме того, кто получает. Разумеется, никто, кроме Дающего. Иными словами, новое имя верного не для людей, а исключительно для Бога.

Кстати, и о Всаднике на белом коне из 19-ой главы «Апокапсиса» повествуется примерно то же: «И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим; Он имел Имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» (Откр. 19,12).

Также и «начертание, или имя зверя, или число имени его», без которого никому нельзя будет ни покупать, ни продавать (Откр. 13,17), как мы сейчас уже знаем, не известно никому, кроме чиновников, а во время антихриста эта работа должна быть переложена на технику, так что для людей по-прежнему будет старое имя, а для князя тьмы – новое “имя”, т.е. вместоименное число.

Посмотрим прежде всего, в каких контекстах использовалось слово «камень» в Ветхом Завете (рассмотрение драгоценных камней пока отложим).

Говоря о Деяниях Божиих, упомянем краеугольный камень, положенный в основание земли (Иов 38, 4-7) и каменные скрижали откровения, на которых перстом Божиим были написаны ветхозаветные заповеди (Исх. 24,12; 31,18; 34,1).

Люди использовали камни как:

– памятники для обозначения мест, где угодникам Божиим являлся Сам Господь или Ангел Господень (Быт. 24,26; 28,18; 31,45; 35,14);

– жертвенники (1 Цар. 6,14; 14,33);

– “боеприпасы” для метания из пращи (1 Цар. 17,49);

– камнями побивали смертных грешников (3 Цар. 12:18);

– ими закрывали колодцы, двери гробниц (Быт.29,10 и др.);

– из них изготовляли ложных “богов” (3 Цар. 19,18) и пр.

Особо следует отметить пророчества о Христе. Не будем их перечислять, они достаточно хорошо известны.

В Новом Завете слово «камень» употребляется преимущественно не в прямом смысле слова, а символически, в притчах или иносказаниях. Это прежде всего:

– Христос – «Камень, который отвергли строители» (Мф. 21,42);

– камень веры, на котором Спаситель основал Свою Церковь (Ин 2,42);

– исполнение заповедей – прочный фундамент для строительства «дома собственной души» (Мф. 7,23);

– «каменистая почва» души, неблагоприятная для восприятия слова Божия (Мф. 13, 3-9) и пр.

Поэтому, уже можно достаточно уверенно утверждать, что Апокалиптический камень белый – символ, а не реальный камень, во всяком случае, не земной минерал. Тем не менее, памятуя о том, что события, явления и предметы ветхозаветные (человеческие, земные, телесные) многократно прообразовали новозаветные события, явления или предметы (Божии, Небесные, духовные), обратимся еще к Книгам Ветхого Завета в поиске таких прообразований.

Первым таким прообразованием, несомненно, можно считать переименование Богом Иакова:

«И явился Бог Иакову по возвращении его из Месопотамии, и благословил его, и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль. […] И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему Бог, памятник каменный, и возлил на него возлияние, и возлил на него елей; и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль»(Быт. 35: 9-15).

Теперь, как и обещали, перейдем к рассмотрению драгоценных камней. Прежде всего, обращает на себя внимание камень оникс. В Книгах Ветхого Завета он упоминается 10 раз. Приведем некоторые из них:

«Имя одной [реки] Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс» (Быт. 2,11-12).

«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь, […], камень оникс и камни вставные для ефода и для наперсника» (Исх. 25,1-8).

«Князья же приносили камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника» (Исх. 35,27).

«И сказал царь Давид всему собранию: […] Всеми силами я заготовил для дома Бога моего золото для золотых вещей и серебро для серебряных, и медь для медных, железо для железных, и дерева для деревянных, камни оникса и камни вставные, камни красивые и разноцветные, и всякие дорогие камни, и множество мрамора» (1 Пар. 29, 1-2).

«Но где премудрость обретается? и где место разума? […] Не дается она за золото и не приобретается она за вес серебра; не оценивается она золотом Офирским, ни драгоценным ониксом, ни сапфиром» (Иов. 28, 12-16).

«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякимидрагоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс,яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, […]Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28,15).

Краткая справка: цвет оникса варьируется в чрезвычайно широких пределах: от молочно-белого и бежевого – до синего, красного, темно-зеленого и даже коричнево-черного. Он обусловлен содержанием в камне определенных примесей. Чистый, безпримес-ный оникс – белый. Легко поддается обработке. Во многих странах древности оникс почитался священным камнем. Его использовали для создания талисманов. Известен он как “камень вождей и воинов”. Благодаря уникальной высокой просвечивае-мости (до 50-60 мм) оникс может служить витражом без всякой специальной инкрустации. По легенде в Иерусалимском храме Соломона местный мраморный оникс использовали в качестве окон. Интересно, что на греческом языке слова «имя» и «оникс» созвучны.

Надо сказать, что облачение ветхозаветного первосвященника включало в себя ефод – короткую верхнюю одежду с нарамниками на плечах, на каждом из которых был камень оникс с вырезанными на каждом из по шесть имен колен Израилевых и наперсник с 12 драгоценными камнями, на каждом из которых было вырезано по одному имени колена Израилева, с таинственными урим и тумим; а также верхнюю ризу, хитон стяжной, кидар и пояс.

Вот как описано изготовление облачения первосвя-щенника в книге «Исход»:

«Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона, и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и из крученого виссона, искусною работою. У него должны быть на обоих концах его два связывающие нарамника, чтобы он был связан. И пояс ефода, который поверх его, должен быть одинаковой с ним работы, из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона. И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов Израилевых: шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом камне, по порядку рождения их; чрез резчика на камне, который вырезывает печати, вырежь на двух камнях имена сынов Израилевых; и вставь их в золотые гнезда и положи два камня сии на нарамники ефода: это камни на память сынам Израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти. […] Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его; он должен быть четыреугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною; и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, — это один ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен. […] И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом. На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лице Господне» (Исх. 28,4-30).

Итак, на драгоценном или полудрагоценном камне вырезали одно или даже сразу шесть имен для постоянной памяти пред Господом. Сейчас мы для этих целей используем месяцеслов (для призывания молитв святых) и синодик (для молитв за живых и усопших).

Имя (человеческое) применимо только к личности человека, одаренной душой и (во время земной жизни) телом. Спаситель после Воскресения Своего многократно являлся ученикам Своим в новом, вечном теле, предназначенном для пребывания в Царстве Небесном. И всем нам предстоит предстать пред Лице Царя Славы на Страшном суде Его, будучи облеченными в новые тела. Вот как повествует об этом праведная девица Евдокия, душу которой Спаситель в середине XIX в. водил по аду и по раю для вразумления современников:

«И увидела я в пропасти той (в аду – е.К.) народ, кипящий как бы в негашеной извести, и, увидевши, ужаснулась, и напал на меня страх, как бы и мне не упасть в эту пропасть… Из пропасти этой кто-то как бы железными щипцами извлек одну грешную душу, и мне было повелено следовать за нею. Я спросила:

– Куда она идет?

И мне было отвечено:

– Душа эта идет отыскивать свое место.

И увидела я мертвое, обезображенное тело, которое при земной жизни принадлежало этой душе. И когда эта душа приблизилась, […] то возопила та душа:

– Господи! Неужели мне надо войти в этот отвратительный труп?

И начала она плакать и сетовать и стенать жалобно:

– Господи! Лучше умножь во сто крат мои мучения, которые я терплю во аде, но не посылай меня в это тело отвратительное!

И просила я, чтобы мне был объяснен смысл этого видения.

– Это – образ будущего воскресения грешников, – поведал мне незримый голос. – Ты видишь из него, что для грешной души самым тяжелым мучением будет войти в прежнее свое тело, которое уже тогда станет вечным, и в нем душа будет испытывать сугубые мучения, так как ее плоть, ставшая вечной, будет служить возгнещением вечному огню…»[38].

Из другого повествования того же С. Нилуса узнаем, что у многих из людей (если не у всех), еще при земной жизни в Царствии Господнем другое имя. Княгиня А.Ф.Голицына, пережив в течение нескольких минут клиническую смерть, возвращена была Господом на малое время в наш грешный мiр. Она настолько была во власти Небесной сверхреальности, что долго не узнавала никого, будучи при ясном сознании. Вот она, спустя некоторое время, отвечает своей тетке, вопрошавшей ее, видела ли она умерших детей:

«– Да ты-то кто такая, что у меня спрашиваешь?

– Я – твоя тетка, М…я Д…вна, кума твоя, которая твоих детей принимала от купели.

– Ну, – сказала княгиня, – у тебя там другое имя… А меня как у вас здесь зовут? – неожиданно спросила княгиня.

– Тебя зовут Анной, милая!

– У вас тут еще как-то величают друг друга, – сказала, немного помолчав, княгиня, – как меня здесь величали?

– Ваше сиятельство, княгиня Анна Феодоровна Голицына, – ответили ей.

– Какой у вас вздор! Там ничего такого нет…»[39].

Конечно, материала этого слишком мало для того, чтобы делать далеко идущие выводы. Княгиня Анна Федоровна засвидетельствовала, что у нее и у М. Д. (в то время еще здравствовавшей) в Царстве Небесном имена другие.

Камень белыйсимволизирует также чистые (омы-тые, очищенные) ризы, брачную одежду, без которой вход на Небесный брачный пир возбранен. Сопоставьте две цитаты из «Апокалипсиса»:

«Побеждающему дам […] белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2,17);

и

«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр. 3,5).

Такое ощущение, что обе фразы повествуют об одном и том же, иными словами, что белый камень = белые (брачные) одежды. Разумеется, имя, которое обещал исповедовать Господь – это новое, Небесное имя.

Многие из тех, кто были в Иерусалиме, говорят: больше всего их поразило господство, доминирование в городском пейзаже белого цвета. Зелени почти нет, а практически все дома выстроены из белого камня. Иерусалим – город белокаменный, «белый город». Но ведь и Москву, Третий Рим, тоже еще не так давно называли белокаменной, но по мере накопления греховности жителями ее она становилась сначала краснокаменной (цвет стен Кремля), а затем и краснозвездной (это к вопросу о диалектике белого и красного (точнее, чермнаг о, т.е. багряного) цветов). Ибо, как мы помним, великая блудница сидит на звере багряном (Откр. 17,1-3), а верные Христу и победившие, так же как и 24 старца, облечены будут в белые одежды (Откр. 3, 4-5; 4,4; 6,11; 7,9; 7,13). Добавим к этому еще белый престол, на котором сидит Господь Вседержитель (Откр. 20,11) и, наконец, белый камень.

Если говорить о символических толкованиях, нельзя не вспомнить слова Спасителя: «Ты еси Петр (т.е. Камень), и на сем камени созижду Церковь Мою» (Мф.16,18). Создание чего-бы то ни было начинается с присвоения имени, и поэтому последние слова можно перефразировать так: на сем камени напишу Имя Мое (т.е. Имя Христово).

И пророк Исаия в 65-ой главе своей Книги пророчеств говорит о том, что Господь Бог рабов Своих назовет иным именем. Поскольку слово «имя» употреблено в единственном числе, толкователи изъясняют это место так: это иное (новое) имя – Христиане, т.е., народ, облеченный в Имя Христово:

«Ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11,26).

И с этим нельзя не согласиться. Но давайте прочитаем этот фрагмент целиком:

«Господь Бог … рабов Своих назовет иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, — потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих. Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце»(Ис. 65,15-17). Почти весь текст подтверждает такое толкование, но последний стих говорит о том, что речь здесь идет также и о Небесном, апокалиптическом имени, и в первую очередь о нем.

Нынешние наши имена – безусловно, в Адаме, начатке Божием, от Бога, но посредством священника, родителей и восприемника в крещении. Господь благословляет выбор имени, а в обряде имянаречения принимает имя новокрещенного, подобно тому, как воспреемник принимает самого младенца из вод купели видимо из рук священника, а невидимо из рук Самого Спасителя. Новые же имена все непосред-ственно от Бога.

Давайте вспомним слова «Откровения», относящие-ся к рассматриваемому событию:

«И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходя-щий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человека-ми, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. […] Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр. 21,1-7).

«Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше» (Ис. 66: 22).

Итак, у каждого из нас на Небесах другое, Небесное, или лучше сказать, Ангельское имя. Подобно тому, как при постриге (иноческом, монашеском или в великую схиму) постригаемый все в большей мере отрекается от мiра сего, во зле лежащего, умирает для него и рождается для Христа, и в ознаменование этого получает иное имя.

Причем, оба имени: Горнее и дольнее существуют параллельно и одновременно, как параллельно и одновременно существуют и сами сотворенные мiры: видимый и невидимый.

Проведем аналогию со спецификой писательской.Многие писатели помимо имени, данного при рождении или крещении, имеют еще одно имя – литературный псевдоним. Оба имени существуют одновременно, причем каждое действует в своей сфере применения и для своих «абонентов»: первое имя – для семьи, знакомых и органов правопорядка, а второе – для читателей. Причем, читатели часто не знают первого имени (обычно его называют настоящим именем), а семейные в принципе, могут не знать о существовании у их мужа и отца другого имени. А сам писатель практически ежедневно переходит из одной реальности в другую, облекаясь в то или иное имя.

Те же соображения применимы и к вору в законе, и к разведчику. Только последнему приходится годами или десятилетиями жить под втор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.004 с.)