Человек, отвергающий божественность имен Божиих, по неотделимости их от Бога, отвергает тем самым самого Бога со всеми вытекающими отсюда последствиями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек, отвергающий божественность имен Божиих, по неотделимости их от Бога, отвергает тем самым самого Бога со всеми вытекающими отсюда последствиями.



ЦАРСКИЙ СРЕДИННЫЙ ПУТЬ ИМЯСЛАВИЯ

 

В настоящее время определились три разных подхода к почитанию Имени Божия.

Первый подход – материалистический и рацио-налистический, в логическом завершении своем отрицающий мистическое начало и, следовательно Самого Бога и религию. Это тот путь, по которому в VIII в. пошли иконоборцы, а шесть веков спустя – Варлаам и Акиндин. По этому пути пошел в 1913 г. Синод Русской Церкви, направляемый его «серым кардиналом» Антонием Храповицким. Он и ныне составляет официальный курс Московского Патри-архата и остатков Зарубежной Церкви.

Второй путь – тоже экстремистский, но справа: обожествление букв и звуков, уклонение в магизм, и, как логическое завершение его, – софианство. Этого соблазна не избежали священники Павел Флоренский и особенно Сергий Булгаков.

Истинный, незаблудный путь, есть царский путь следования Истине, не уклоняясь ни одесную, ни ошуюю. Его четко сформулировал виднейший идеолог имяславия иеросхимонах Антоний (Булатович):

«Так как Имя Божие есть понятие многозначущее, то выразимся определеннее, в каком смысле исповедуем мы Божество Имени Божия в нем. Мы видели, что в самом высоком смысле своем Имя Божие есть Слово Божие, есть именуемое Имя Божества, обладающее всеми Божественными свойствами. Во-вторых, в именуемых Именах Божиих мы почитаем их Божественное достоинство, ибо они суть истинные лучи истинного неименуемого Имени и, поелику суть словесное действие Божества, обладают Божественными свойствами. Впрочем, этих Божественных свойств: единосущия, присносущия, Духовного существа и прочего мы не приписываем тем буквам, которыми условно выражается Божественная Истина, но лишь самому слову истины. Поэтому, когда мы говорим о Имени Божием, имея в виду сущность самого Имени, которым именуем Бога, то мы говорим, что Имя Божие есть Сам Бог, когда же мы имеем в виду буквы и слоги, коими условно выражается истина о Боге и Имя Божие, то мы говорим, что Бог присутствует во Имени Своем»[22].

 

 

РАСКРОЮ Я ПСАЛТИРЬ СВЯТУЮ

и не смогу сдержать возгласа удивления: как благого-вел Царь Давид пред Именем Божиим и как часто в самых возвышенных выражениях воспевал Его:

Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа (134: 1);

Благослови, душе моя Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его (102: 1);

Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою Имени Твоему Вышний (9:3, 7:18, 12:7, 17:49, 53:3, 62:2, 65:4, 68:31, 85:9-12, 91:2, 98:3, 141:8 и др.);

Ради Имене Твоего, Господи, и очисти грехъ мой, многъ бо есть (24:11, 22:3, 30:4, 142:11 и др.);

Принесите Господеви Славу Имени Его (28:2, 65:2);

Боже, во Имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми (53:3, 32:21);

Возвеличите Господа со мною, и вознесемъ Имя Его вкупе (33:4, 73:21 и др.);

Изведи из темницы душу мою, исповедатися Имени Твоему (141:8, 43:9, 62:5);

Далъ еси достояние боящимся Имени Твоего (60:6, 101:16);

Да восхвалятъ Имя Господне: яко вознесеся Имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси (148:13);

Защититъ тя Имя Бога Иаковля (19:2);

Вси языцы обыдоша мя, и Именемъ Господнимъ противляхся им: обышедше обыдоша мя, и Именемъ Господнимъ противляхся им: обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и Именем Господним противляхся им (117:10-12);

А.Ф. Лосев делает краткий обзор свидетельства силы и значимости Имен Божиих в книгах Священного Писания:

«В Ветхом Завете Имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3, 15); третья заповедь закона запрещает употреблять Имя Божие напрасно (Исх. 20, 7); строго запрещено осквернение Имени Божьего (Лев. 18,21; 20,3; 22,1-2; 24,16); оно славно и страшно (Втор. 28, 58-61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома Имени Божьего (2 Пар. 2,1:3, 1. 3; 4, 11; 5, 1. 13—14; 7, 1—3; 6, 2. 5—6—10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется Имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8, 2.10), оно защищает в беде (Пс. 20, 2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19, 8—10), Именем Божьим достигается искупление (Пс. 54, 3; 116, 4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66, 4; 44, 6; 118, 10—20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72, 18—19; 113, 2); служение Богу – это служение Его Имени (Пс. 68, 5; 92, 2; 103, 1;106, 47; 114, 9; 118, 26—27; 134, 1; 148, 21; 149, 13), оно великое и страшное (Пс. 99, 3; 11, 9) и т. д. […]

Но и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в Имя Божие — это заповедь. "А заповедь Его та, чтобы мы веровали во Имя Сына Его Иисуса Христа" (I Ин. 3, 23; 5, 13). "Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во Имя Единородного Сына Божия" (Ин. 3, 18). "А тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин. 1 12). Все искупительное странствие Иисуса Христа по земле является откровением Имени Божьего: "Отче! прославь Имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю" (Ин. 12, 28); "Я открыл Имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира" (Ин. 17, 6); "Отче Святый! соблюди их во Имя Твое; тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во Имя Твое" (Ин. 17, 11.12). Искупление людям придет только лишь через Имя Божие. "И будет: всякий, кто призовет Имя Господне, спасется" (Деян. 2, 21); "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4, 12); "но омылись, но осветились, но оправдались Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (I Кор. 6, 11). Именем Бога совершается таинство (Мф. 28, 19; Иак. 5, 14). Только Имя Божие прощает долги и только Оно одно достойно поклонения (Флп. 2, 10—11); все добрые дела, чудеса святости совершаются лишь во Имя Бога (Кол. 3, 17; Деян. 3, 6; 4, 29—30 и т. д.) Деяния Апостолов вообще — книга о победоносном шествии Имени Бога, после преславного восшествия на небо Иисуса Христа (4, 16—18. 29—30; 5, 28. 40. 41; 8, 12—16; 9, 13—16; 9, 21. 27. 28; 10. 43. 48; 14.10; 15, 17. 25-26; 16, 18; 19, 5.13-17; 21, 13; 22, 16; 26, 9)»[23].

ИМЯ ИИСУСОВО

С в. Писание гласит: Богъ … дарова Ему (Иисусу Христу – е.К.) Имя, еже паче всякаго имене: да о Имени Иисусове всяко колено поклонится, Небесныхъ, и земныхъ, и преисподнихъ (Флп.2,9-10). И еще: Несть бо инаго имене под Небесемъ, даннаго въ человецехъ, о немже подобаетъ спастися намъ (Деян.4,12).

Почему так? Почему Имя Господа Иисуса Христа имеет для нас особое значение?

Во-первых, потому, что Сам Носитель Его стал Спасителем всего рода человеческого, совершил Свой искупительный подвиг за первородный грех Адама и Евы и за все остальные грехи человечества. Он создал Церковь Свою, которую не одолеют врата ада, и Сам стал Главой ее и ее Мистическим Телом.

Но и это далеко не все. Подобно тому, как в самом Богочеловеке таинственно и неизреченно соедини-лось Божество и человечество, так же и в Имени Его Имя Бога таинственно соединилось с именем человеческим. Как это?

Он Бог? – Несомненно, Он Бог-Сын, одно из Лиц Пресвятой Троицы. Следовательно, как Бог, должен иметь Имя Божие.

Он человек? – Да, совершенный человек, ибо Он таинственно воплотился и вочеловечился, став во всем подобен нам, кроме греха. Значит, Ему приличествует имя человеческое.

Но оба эти имени соединяются в Имени Его Иисус. И пренебрежение той или иной стороной Его спасительного Имени неизбежно приводит к той или иной ереси.

Отринем Божественную природу Сладчайшего Имени Иисус, как это делали Антоний Храповицкий и Никон Рождественский – станем новыми арианами. Ибо Антоний Храповицкий утверждал, что были и другие люди с именами Иисус (Иисус Навин, Иисус, сын Сирахов и др.). И достодолжное почитание Имени Богочеловека по его странной логике неизбеж-но приводит к хлыстовству. Святитель Феофан Полтавский говорил, что на такую ересь едва ли способны и бесы.

Пренебрежем человеческой стороной Святейшего Имени Иисус – пойдем по пути монофизитов и иже с ними.

Иными словами, соображения о двух природах Спасителя должно переносить и на Его сладчайшее Имя.

Безусловно, Имя Иисус есть Богооткровенная Истина о Боге. И, как заметил святитель Игнатий Брянчанинов, «как Господь наш Иисус Христос есть единственный источник нашего спасения, единствен-ное сред­ство нашего спасения; так и человеческое имя Его заимствовало от Божества Его неограничен-ную, всесвятую силу спасать нас»[24].

В-третьих, Богочеловеческое Имя Иисус, как и любое другое Имя, подобно лествице Иакова, утвержденной на земли, еяже глава досязаше до Небесе (Быт. 28,12) нижним концом Своим имеет чувственно воспринимаемыми буквы и звуки, а верхним – нетварные Божественные Энергии, т.е. Действия Сущности Божией. Поэтому и молитва Иисусова, сердцевину которой составляет Имя Христово, начинается молитвой устной, а завершается созерцательной и зрительной молитвой, когда душа человека непосредственно предстоит пред Престолом Божиим и зрит великие тайны Домостроительства Божия; а благодаря этому является самой удобной для спасения лестницей нашего духовного восхождения.

И, наконец, в дальнейшем мы обоснуем тезис: «Сын – Имя Отчее». Суть его в том, что Сына можно рассматривать не только как образ Отца, «ипостасную Премудрость Отца», т.е. «атрибут Премудрости в порядке Божественного домостроительства»[25], но и как Имя Отца. Эта мысль подтверждается лаконич-ным определением прп. Максима Исповедника: «Имя Бога Отца, пребывающее сущностным образом, есть Единородный Сын Его»[26].

А иеросхимонах Антоний (Булатович) так говорит об этом:

«Пророк Исаия ясно именует Сына Божия – Именем Божиим: «Се Имя Господне идет» (Ис.30,27)»[27].

«Одним из великих обещаний Божиих Моисею при заключении с ним завета было обещание Ангела, на Котором будет Имя Бог: «Вот, я посылаю пред тобою Ангела (Моего) хранить тебя на пути … блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, … ибо Имя Мое на Нем» (Исх.23,20-21). Слышите? – не сказано: «Имя Мое с Ним», – но: «Имя Мое на Нем». Но кто же этот Ангел, у которого Имя Божие на Нем? – Это – Сын и слово. К этому месту … имеется следующее примечание: «Ангел, имеющий идти пред Израилем – не простой Ангел. Таинственное существо, имеющее право прощать, и на котором покоится Имя Иеговы, есть Сам Господь во Второй Ипостаси Святой Троицы»»[28].

Итак, Имя Отца – Сын, а Имя воплощенного Сына – Иисус. Именно поэтому это Имя – ключевое в деле нашего спасения. Здесь прямая аналогия с Лицами Пресвятой Троицы: Отец – Дом (в Дому Отца Моего обители многи суть (Ин.14,2)), Сын – Дверь (Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется (Ин.10,9)), а Дух Святый – Ключ к Двери.

Вот почему так значимо в деле нашего спасения сладчайшее Имя воплощенного Сына Божия, Богочеловека Иисус.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.012 с.)