Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек, отвергающий божественность имен Божиих, по неотделимости их от Бога, отвергает тем самым самого Бога со всеми вытекающими отсюда последствиями.
ЦАРСКИЙ СРЕДИННЫЙ ПУТЬ ИМЯСЛАВИЯ
В настоящее время определились три разных подхода к почитанию Имени Божия. Первый подход – материалистический и рацио-налистический, в логическом завершении своем отрицающий мистическое начало и, следовательно Самого Бога и религию. Это тот путь, по которому в VIII в. пошли иконоборцы, а шесть веков спустя – Варлаам и Акиндин. По этому пути пошел в 1913 г. Синод Русской Церкви, направляемый его «серым кардиналом» Антонием Храповицким. Он и ныне составляет официальный курс Московского Патри-архата и остатков Зарубежной Церкви. Второй путь – тоже экстремистский, но справа: обожествление букв и звуков, уклонение в магизм, и, как логическое завершение его, – софианство. Этого соблазна не избежали священники Павел Флоренский и особенно Сергий Булгаков. Истинный, незаблудный путь, есть царский путь следования Истине, не уклоняясь ни одесную, ни ошуюю. Его четко сформулировал виднейший идеолог имяславия иеросхимонах Антоний (Булатович): «Так как Имя Божие есть понятие многозначущее, то выразимся определеннее, в каком смысле исповедуем мы Божество Имени Божия в нем. Мы видели, что в самом высоком смысле своем Имя Божие есть Слово Божие, есть именуемое Имя Божества, обладающее всеми Божественными свойствами. Во-вторых, в именуемых Именах Божиих мы почитаем их Божественное достоинство, ибо они суть истинные лучи истинного неименуемого Имени и, поелику суть словесное действие Божества, обладают Божественными свойствами. Впрочем, этих Божественных свойств: единосущия, присносущия, Духовного существа и прочего мы не приписываем тем буквам, которыми условно выражается Божественная Истина, но лишь самому слову истины. Поэтому, когда мы говорим о Имени Божием, имея в виду сущность самого Имени, которым именуем Бога, то мы говорим, что Имя Божие есть Сам Бог, когда же мы имеем в виду буквы и слоги, коими условно выражается истина о Боге и Имя Божие, то мы говорим, что Бог присутствует во Имени Своем»[22].
РАСКРОЮ Я ПСАЛТИРЬ СВЯТУЮ и не смогу сдержать возгласа удивления: как благого-вел Царь Давид пред Именем Божиим и как часто в самых возвышенных выражениях воспевал Его: Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа (134: 1);
Благослови, душе моя Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его (102: 1); Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою Имени Твоему Вышний (9:3, 7:18, 12:7, 17:49, 53:3, 62:2, 65:4, 68:31, 85:9-12, 91:2, 98:3, 141:8 и др.); Ради Имене Твоего, Господи, и очисти грехъ мой, многъ бо есть (24:11, 22:3, 30:4, 142:11 и др.); Принесите Господеви Славу Имени Его (28:2, 65:2); Боже, во Имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми (53:3, 32:21); Возвеличите Господа со мною, и вознесемъ Имя Его вкупе (33:4, 73:21 и др.); Изведи из темницы душу мою, исповедатися Имени Твоему (141:8, 43:9, 62:5); Далъ еси достояние боящимся Имени Твоего (60:6, 101:16); Да восхвалятъ Имя Господне: яко вознесеся Имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси (148:13); Защититъ тя Имя Бога Иаковля (19:2); Вси языцы обыдоша мя, и Именемъ Господнимъ противляхся им: обышедше обыдоша мя, и Именемъ Господнимъ противляхся им: обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии: и Именем Господним противляхся им (117:10-12); А.Ф. Лосев делает краткий обзор свидетельства силы и значимости Имен Божиих в книгах Священного Писания: «В Ветхом Завете Имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3, 15); третья заповедь закона запрещает употреблять Имя Божие напрасно (Исх. 20, 7); строго запрещено осквернение Имени Божьего (Лев. 18,21; 20,3; 22,1-2; 24,16); оно славно и страшно (Втор. 28, 58-61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома Имени Божьего (2 Пар. 2,1:3, 1. 3; 4, 11; 5, 1. 13—14; 7, 1—3; 6, 2. 5—6—10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется Имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8, 2.10), оно защищает в беде (Пс. 20, 2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19, 8—10), Именем Божьим достигается искупление (Пс. 54, 3; 116, 4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66, 4; 44, 6; 118, 10—20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72, 18—19; 113, 2); служение Богу – это служение Его Имени (Пс. 68, 5; 92, 2; 103, 1;106, 47; 114, 9; 118, 26—27; 134, 1; 148, 21; 149, 13), оно великое и страшное (Пс. 99, 3; 11, 9) и т. д. […] Но и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в Имя Божие — это заповедь. "А заповедь Его та, чтобы мы веровали во Имя Сына Его Иисуса Христа" (I Ин. 3, 23; 5, 13). "Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во Имя Единородного Сына Божия" (Ин. 3, 18). "А тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин. 1 12). Все искупительное странствие Иисуса Христа по земле является откровением Имени Божьего: "Отче! прославь Имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю" (Ин. 12, 28); "Я открыл Имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира" (Ин. 17, 6); "Отче Святый! соблюди их во Имя Твое; тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во Имя Твое" (Ин. 17, 11.12). Искупление людям придет только лишь через Имя Божие. "И будет: всякий, кто призовет Имя Господне, спасется" (Деян. 2, 21); "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4, 12); "но омылись, но осветились, но оправдались Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (I Кор. 6, 11). Именем Бога совершается таинство (Мф. 28, 19; Иак. 5, 14). Только Имя Божие прощает долги и только Оно одно достойно поклонения (Флп. 2, 10—11); все добрые дела, чудеса святости совершаются лишь во Имя Бога (Кол. 3, 17; Деян. 3, 6; 4, 29—30 и т. д.) Деяния Апостолов вообще — книга о победоносном шествии Имени Бога, после преславного восшествия на небо Иисуса Христа (4, 16—18. 29—30; 5, 28. 40. 41; 8, 12—16; 9, 13—16; 9, 21. 27. 28; 10. 43. 48; 14.10; 15, 17. 25-26; 16, 18; 19, 5.13-17; 21, 13; 22, 16; 26, 9)»[23].
ИМЯ ИИСУСОВО С в. Писание гласит: Богъ … дарова Ему (Иисусу Христу – е.К.) Имя, еже паче всякаго имене: да о Имени Иисусове всяко колено поклонится, Небесныхъ, и земныхъ, и преисподнихъ (Флп.2,9-10). И еще: Несть бо инаго имене под Небесемъ, даннаго въ человецехъ, о немже подобаетъ спастися намъ (Деян.4,12). Почему так? Почему Имя Господа Иисуса Христа имеет для нас особое значение? Во-первых, потому, что Сам Носитель Его стал Спасителем всего рода человеческого, совершил Свой искупительный подвиг за первородный грех Адама и Евы и за все остальные грехи человечества. Он создал Церковь Свою, которую не одолеют врата ада, и Сам стал Главой ее и ее Мистическим Телом. Но и это далеко не все. Подобно тому, как в самом Богочеловеке таинственно и неизреченно соедини-лось Божество и человечество, так же и в Имени Его Имя Бога таинственно соединилось с именем человеческим. Как это? Он Бог? – Несомненно, Он Бог-Сын, одно из Лиц Пресвятой Троицы. Следовательно, как Бог, должен иметь Имя Божие. Он человек? – Да, совершенный человек, ибо Он таинственно воплотился и вочеловечился, став во всем подобен нам, кроме греха. Значит, Ему приличествует имя человеческое. Но оба эти имени соединяются в Имени Его Иисус. И пренебрежение той или иной стороной Его спасительного Имени неизбежно приводит к той или иной ереси. Отринем Божественную природу Сладчайшего Имени Иисус, как это делали Антоний Храповицкий и Никон Рождественский – станем новыми арианами. Ибо Антоний Храповицкий утверждал, что были и другие люди с именами Иисус (Иисус Навин, Иисус, сын Сирахов и др.). И достодолжное почитание Имени Богочеловека по его странной логике неизбеж-но приводит к хлыстовству. Святитель Феофан Полтавский говорил, что на такую ересь едва ли способны и бесы. Пренебрежем человеческой стороной Святейшего Имени Иисус – пойдем по пути монофизитов и иже с ними.
Иными словами, соображения о двух природах Спасителя должно переносить и на Его сладчайшее Имя. Безусловно, Имя Иисус есть Богооткровенная Истина о Боге. И, как заметил святитель Игнатий Брянчанинов, «как Господь наш Иисус Христос есть единственный источник нашего спасения, единствен-ное средство нашего спасения; так и человеческое имя Его заимствовало от Божества Его неограничен-ную, всесвятую силу спасать нас»[24]. В-третьих, Богочеловеческое Имя Иисус, как и любое другое Имя, подобно лествице Иакова, утвержденной на земли, еяже глава досязаше до Небесе (Быт. 28,12) нижним концом Своим имеет чувственно воспринимаемыми буквы и звуки, а верхним – нетварные Божественные Энергии, т.е. Действия Сущности Божией. Поэтому и молитва Иисусова, сердцевину которой составляет Имя Христово, начинается молитвой устной, а завершается созерцательной и зрительной молитвой, когда душа человека непосредственно предстоит пред Престолом Божиим и зрит великие тайны Домостроительства Божия; а благодаря этому является самой удобной для спасения лестницей нашего духовного восхождения. И, наконец, в дальнейшем мы обоснуем тезис: «Сын – Имя Отчее». Суть его в том, что Сына можно рассматривать не только как образ Отца, «ипостасную Премудрость Отца», т.е. «атрибут Премудрости в порядке Божественного домостроительства»[25], но и как Имя Отца. Эта мысль подтверждается лаконич-ным определением прп. Максима Исповедника: «Имя Бога Отца, пребывающее сущностным образом, есть Единородный Сын Его»[26]. А иеросхимонах Антоний (Булатович) так говорит об этом: «Пророк Исаия ясно именует Сына Божия – Именем Божиим: «Се Имя Господне идет» (Ис.30,27)»[27]. «Одним из великих обещаний Божиих Моисею при заключении с ним завета было обещание Ангела, на Котором будет Имя Бог: «Вот, я посылаю пред тобою Ангела (Моего) хранить тебя на пути … блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, … ибо Имя Мое на Нем» (Исх.23,20-21). Слышите? – не сказано: «Имя Мое с Ним», – но: «Имя Мое на Нем». Но кто же этот Ангел, у которого Имя Божие на Нем? – Это – Сын и слово. К этому месту … имеется следующее примечание: «Ангел, имеющий идти пред Израилем – не простой Ангел. Таинственное существо, имеющее право прощать, и на котором покоится Имя Иеговы, есть Сам Господь во Второй Ипостаси Святой Троицы»»[28]. Итак, Имя Отца – Сын, а Имя воплощенного Сына – Иисус. Именно поэтому это Имя – ключевое в деле нашего спасения. Здесь прямая аналогия с Лицами Пресвятой Троицы: Отец – Дом (в Дому Отца Моего обители многи суть (Ин.14,2)), Сын – Дверь (Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется (Ин.10,9)), а Дух Святый – Ключ к Двери. Вот почему так значимо в деле нашего спасения сладчайшее Имя воплощенного Сына Божия, Богочеловека Иисус.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.012 с.) |