Туризм как фактор сохранения наследия: исторический опыт и традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Туризм как фактор сохранения наследия: исторический опыт и традиции



37)Этнографический туризм и его формы

Из всех многочисленных видов туризма в настоящий момент наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, деловой, лечебно-оздоровительный туризмы, одним из перспективных направлений считается этнографический туризм (этнотуризм). В современном мире этнографический туризм приобретает все большую и большую популярность.

Под этнографическим туризмом понимается вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории.

Этнографический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. В современном унифицированном мире человек стремится к самоидентификации, ищет и изучает свои этнические корни для того, чтобы почувствовать себя особенным, обладающим глубинной историей и собственными культурными традициями. А познание других культур и этнических особенностей позволяет ему составить целостную картину многогранного мира народов и народностей, уникальных в своей индивидуальности. Этнический туризм содействует более тесным связям, обменом представителей этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследие.

Россия располагает огромным потенциалом как для развития всех видов туризма, в том числе и этнографического туризма. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие. В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие этнографического туризма - делает современных россиян и граждан других государств интересными друг другу.

На сегодняшний день почти в каждом регионе России получают развитие проекты в области этнографического туризма. Так на территории Краснодарского края, благодаря развитию этнотуризма, у всех желающих появилась возможность ближе познакомиться как со своей национальной культурой, так и погрузиться в традиции других народов Кубани.

Отличительной чертой данного вида туризма является то, что он может быть интересен практически любой категории туристов: российским и иностранным гражданам, молодым людям, интересующимся историей, традициями и бытом своих предков, а также более старшему поколению туристов, имеющим различную мотивацию.

Объектом этнографического туризма является культурно-исторический объект (явление), содержащий информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры. Этнографический объект необходимо рассматривать как систему признаков,характеризующих культуру этносав сочетании его оригинальных и специфических конкретных форм.К оригинальным формам относятся явления и предметы традиционно-бытовой культуры, соответствующие данному хозяйственно-культурному типу и характер изующие неповторимые черты этноса (украшения, орнаменты, обряды, фольклор.

 

39)Народные промыслы и ремесла и их значение в туризме

Традиционные ремесла России

Кузнечное дело

Самым древним народным промыслом на Руси стало кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы).

Отдельной отраслью было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Мастера изготавливали искусные ювелирные вещи – бронзовые амулеты и украшения: подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья). Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира.

Гончарное ремесло

Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи.

Обработка дерева

Дохристианская Русь знала литье и чекан, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Киевские художники владели резьбой по кости, чернением, гравировкой по металлу, изготовлением изразцов, стеклоделием.

Но искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли ее облик.

Художественная роспись

Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:

Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с
начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.

Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) - декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.

Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) – так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.
Хохлома - это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

Лубок – русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.

Ремесло в Туле

В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. О появлении первых самоваров в Туле известно с 1778 года. Существует около 200 разновидностей самовара. В Туле есть даже музей самоваров. Но главным русским сувениром считается матрешка - полая внутри, ярко расписанная деревянная кукла, из которой, одна за другой, вынимаются такие же куклы, мал-мала меньше.

 

40)Тематические этнопарки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.005 с.)