Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческая фонетика русского языка – это↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Зачетная карточка 1 1. Назовите фонетические процессы, которые определили поступательное развитие- фонетической системы от вокализма к консонантизму. 2. Как появляются позиционные аллофоны к'< к, г'< г, х'< х: руки, монахи, гибель, гибкий, хиреть, слух и дух. 3. Расскажите о происхождении и дальнейшем фонемы [ê] (Ђ). Почему эта фонема оказа- лась неустойчивой в системе вокализма? 4. Перечислите фонетические особенности, отличающие русский язык от украинского и белорусского: мыеши, пеци, помози, блъха, судиja, лавъка, городъ. 5. Напишите слова по-древнерусски: пришелец, камни, чтецы, капель (род. мн.), судейский, сердечный. 6. Суть и приемы сравнительно-исторического метода. Зачетная карточка 2 1. Доказать генетическое родство слов, объяснить обнаруживающиеся в них чередования: тугой – тянуть, облачный – заволокло, ненависть – ненавижу. 2. Приведите примеры, объясняющие происхождение [ê] (*Ђ), и расскажите о его дальнейшей судьбе. 3. Как произошел звук [и] в следующих словах: пастухи, пить, лицо, летний, гибель, дитя. 4. Напишите слова по-древнерусски: прекрасный, желтый, бей, песен, сердечный. 5. Как функционировали данные слова в диалектах древнерусского языка: печь, молния, крошить, красный, крою. 6. Какова роль процесса III лабиализации в становлении системы консонантизма? 7. Назовите следствия падения редуцированных. Зачетная карточка 3 1. Расскажите о происхождении [ш' ч'] и его дальнейшей судьбе в говорах и литературном русском языке. 2. Что такое фонетические законы? Чем отличается фонетическое развитие от фонетического изменения? 3. Написать слова по-древнерусски: тревожный, столбовой, отечество, воржи, падчерица, лей, слепцу, смелый, на руке. 4. Назовите фонетические отличия восточнославянских языков от южно- и западнославянских: Вронский, олень, ночь, день, сон. 5. Как изменились слова после падения в них редуцированных гласных: ремень, полн, воплотить, шепот, восемь, льняной, столб, пел. 6. Расскажите о происхождении фонемы [у]. Зачетная карточка 4 1. Какие фонетические процессы произошли в восточнославянский период формирования и развития русского языка? 2. Назовите слова, имеющие старославянские фонетические черты: прекращать, омоложение, жребий, волокита, прощение, равенство, подсластить, лодка, мощный, Мария, крест, между, судья, единство, агнец.
3. Что Вы знаете о происхождении и дальнейшей судьбе [ы] и [и] и их позиционных вариантов [ы] и [и]? Свой ответ подтвердите примерами. 4. Найдите корень слова и объясните все возможные чередования звуков в нем: обед – еда – есть – яства; лить – лейка – лью; веник – повойник – завиток. 5. Когда и в результате какого процесса прекратил свое существование закон слогового сингармонизма? 6. Затранскрибируйте следующие слова в современном русском литературном языке: мал – мял – мальчик – мяли; пятак – несу – в лесу. Когда и в результате каких процессов стали возможны позиционные мены гласных?
III. Тестовые задания для самопроверки и итогового контроля Историческая фонетика русского языка – это а) раздел языкознания, изучающий звуки данного языка как определённые совокупности в синхронном плане; б) раздел языкознания, который, пользуясь сравнительно-историческим методом, воссоздаёт не засвидельствованные в памятниках прошлые фонетические факты путём планомерного сравнения фактов разных родственных языков, известных по письменным памятникам или живому употреблению; в) раздел языкознания, изучающий развитие звуковой системы данного языка и её становление в современном виде; г) раздел языкознания, занимающийся сравнением фонетических систем разных языков независимо от наличия или отсутствия между ними генетических связей
Какими хронологическими рамками ограничивается существование великорусского языка а) 6 - 9 вв; б) 9-14 вв; в) 14 – 1 ая пол. 17 в.; г) 1 ая пол. 17 в. – 18 в. Палатализация — это а. Ассимиляция согласных с j б. Изменение заднеязычных под влиянием гласных переднего в. Вторичное смягчение согласных
Полногласие - это а. Результат действия закона открытого слога: в восточнославянском диалекте рас крытие сочетаний гласных сплавными согласными в позиции между согласными б. Образование сочетаний типа -оро-, -оло- на стыке морфем в. Древнерусский вокализм
11. Гласная фонема ä - а. Гласный верхнего подъема непереднего ряда б. Гласный нижнего подьема переднего ряда в. Гласный средне-верхнего подъема переднего рада
Лабиализация - это процесс А. Перехода редуцированных гласных в гласные полного образования б. Изменения гласных переднего ряда неогубленных в гласные непереднего ряда огубленные в. Изменения а переднего ряда в а непереднего ряда Второе полногласие» - это А. Развитие сочетаний типа -оро~, -оло- на месте сочетаний редуцированных гласных с плавными после падения редуцированных гласных Б.Чередование сильных и слабых позиций редуцированных гласных в. Развитие гласных между согласными как результат действия закона слогового сингармонизма А. 1 Б. 4 в. 3 г. 2
Ассимиляция - это а. Уподобленйе одного звука другому по каким-либо признакам б. Расподобление одного звука с другим по каким-либо признакам в. Оглушение согласных на конце слова Явление аканья свойственно а. русскому литературному языку б. южнорусскому наречию русского языка в. украинскому языку г. белорусскому литературному языку
61. Возможность появления [ к’], [ г’], [ х’] возникла а. в результате обобщения основ при склонении имён б. в результате передвижения [к], [г], [х] в более переднюю зону в заимствованных словах, которые рано попали в древнерусский язык (хитонъ) в. в результате функционального сближения [и] и [ы] г. в результате давления фонетической системы
Зачетная карточка 1 1. Назовите фонетические процессы, которые определили поступательное развитие- фонетической системы от вокализма к консонантизму. 2. Как появляются позиционные аллофоны к'< к, г'< г, х'< х: руки, монахи, гибель, гибкий, хиреть, слух и дух. 3. Расскажите о происхождении и дальнейшем фонемы [ê] (Ђ). Почему эта фонема оказа- лась неустойчивой в системе вокализма? 4. Перечислите фонетические особенности, отличающие русский язык от украинского и белорусского: мыеши, пеци, помози, блъха, судиja, лавъка, городъ. 5. Напишите слова по-древнерусски: пришелец, камни, чтецы, капель (род. мн.), судейский, сердечный. 6. Суть и приемы сравнительно-исторического метода. Зачетная карточка 2 1. Доказать генетическое родство слов, объяснить обнаруживающиеся в них чередования: тугой – тянуть, облачный – заволокло, ненависть – ненавижу. 2. Приведите примеры, объясняющие происхождение [ê] (*Ђ), и расскажите о его дальнейшей судьбе. 3. Как произошел звук [и] в следующих словах: пастухи, пить, лицо, летний, гибель, дитя. 4. Напишите слова по-древнерусски: прекрасный, желтый, бей, песен, сердечный. 5. Как функционировали данные слова в диалектах древнерусского языка: печь, молния, крошить, красный, крою. 6. Какова роль процесса III лабиализации в становлении системы консонантизма? 7. Назовите следствия падения редуцированных. Зачетная карточка 3 1. Расскажите о происхождении [ш' ч'] и его дальнейшей судьбе в говорах и литературном русском языке. 2. Что такое фонетические законы? Чем отличается фонетическое развитие от фонетического изменения? 3. Написать слова по-древнерусски: тревожный, столбовой, отечество, воржи, падчерица, лей, слепцу, смелый, на руке. 4. Назовите фонетические отличия восточнославянских языков от южно- и западнославянских: Вронский, олень, ночь, день, сон. 5. Как изменились слова после падения в них редуцированных гласных: ремень, полн, воплотить, шепот, восемь, льняной, столб, пел. 6. Расскажите о происхождении фонемы [у].
Зачетная карточка 4 1. Какие фонетические процессы произошли в восточнославянский период формирования и развития русского языка? 2. Назовите слова, имеющие старославянские фонетические черты: прекращать, омоложение, жребий, волокита, прощение, равенство, подсластить, лодка, мощный, Мария, крест, между, судья, единство, агнец. 3. Что Вы знаете о происхождении и дальнейшей судьбе [ы] и [и] и их позиционных вариантов [ы] и [и]? Свой ответ подтвердите примерами. 4. Найдите корень слова и объясните все возможные чередования звуков в нем: обед – еда – есть – яства; лить – лейка – лью; веник – повойник – завиток. 5. Когда и в результате какого процесса прекратил свое существование закон слогового сингармонизма? 6. Затранскрибируйте следующие слова в современном русском литературном языке: мал – мял – мальчик – мяли; пятак – несу – в лесу. Когда и в результате каких процессов стали возможны позиционные мены гласных?
III. Тестовые задания для самопроверки и итогового контроля Историческая фонетика русского языка – это а) раздел языкознания, изучающий звуки данного языка как определённые совокупности в синхронном плане; б) раздел языкознания, который, пользуясь сравнительно-историческим методом, воссоздаёт не засвидельствованные в памятниках прошлые фонетические факты путём планомерного сравнения фактов разных родственных языков, известных по письменным памятникам или живому употреблению; в) раздел языкознания, изучающий развитие звуковой системы данного языка и её становление в современном виде; г) раздел языкознания, занимающийся сравнением фонетических систем разных языков независимо от наличия или отсутствия между ними генетических связей
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.008 с.) |