Историческая фонетика русского языка – это 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческая фонетика русского языка – это



Зачетная карточка 1

1. Назовите фонетические процессы, которые определили поступательное развитие-

фонетической системы от вокализма к консонантизму.

2. Как появляются позиционные аллофоны к'< к, г'< г, х'< х: руки, монахи, гибель, гибкий, хиреть, слух и дух.

3. Расскажите о происхождении и дальнейшем фонемы [ê] (Ђ). Почему эта фонема оказа-

лась неустойчивой в системе вокализма?

4. Перечислите фонетические особенности, отличающие русский язык от украинского и белорусского: мыеши, пеци, помози, блъха, судиja, лавъка, городъ.

5. Напишите слова по-древнерусски: пришелец, камни, чтецы, капель (род. мн.), судейский, сердечный.

6. Суть и приемы сравнительно-исторического метода.

Зачетная карточка 2

1. Доказать генетическое родство слов, объяснить обнаруживающиеся в них чередования: тугой – тянуть, облачный – заволокло, ненависть – ненавижу.

2. Приведите примеры, объясняющие происхождение [ê] (*Ђ), и расскажите о его дальнейшей судьбе.

3. Как произошел звук [и] в следующих словах: пастухи, пить, лицо, летний, гибель, дитя.

4. Напишите слова по-древнерусски: прекрасный, желтый, бей, песен, сердечный.

5. Как функционировали данные слова в диалектах древнерусского языка: печь, молния, крошить, красный, крою.

6. Какова роль процесса III лабиализации в становлении системы консонантизма?

7. Назовите следствия падения редуцированных.

Зачетная карточка 3

1. Расскажите о происхождении [ш' ч'] и его дальнейшей судьбе в говорах и литературном русском языке.

2. Что такое фонетические законы? Чем отличается фонетическое развитие от фонетического изменения?

3. Написать слова по-древнерусски: тревожный, столбовой, отечество, воржи, падчерица, лей, слепцу, смелый, на руке.

4. Назовите фонетические отличия восточнославянских языков от южно- и западнославянских: Вронский, олень, ночь, день, сон.

5. Как изменились слова после падения в них редуцированных гласных: ремень, полн, воплотить, шепот, восемь, льняной, столб, пел.

6. Расскажите о происхождении фонемы [у].

Зачетная карточка 4

1. Какие фонетические процессы произошли в восточнославянский период формирования и развития русского языка?

2. Назовите слова, имеющие старославянские фонетические черты: прекращать, омоложение, жребий, волокита, прощение, равенство, подсластить, лодка, мощный, Мария, крест, между, судья, единство, агнец.

3. Что Вы знаете о происхождении и дальнейшей судьбе [ы] и [и] и их позиционных вариантов [ы] и [и]? Свой ответ подтвердите примерами.

4. Найдите корень слова и объясните все возможные чередования звуков в нем: обед – еда – есть – яства; лить – лейка – лью; веник – повойник – завиток.

5. Когда и в результате какого процесса прекратил свое существование закон слогового сингармонизма?

6. Затранскрибируйте следующие слова в современном русском литературном языке: мал – мял – мальчик – мяли; пятак – несу – в лесу. Когда и в результате каких процессов стали возможны позиционные мены гласных?

 

III. Тестовые задания для самопроверки и итогового контроля

Историческая фонетика русского языка – это

а) раздел языкознания, изучающий звуки данного языка как определённые совокупности в синхронном плане;

б) раздел языкознания, который, пользуясь сравнительно-историческим методом, воссоздаёт не засвидельствованные в памятниках прошлые фонетические факты путём планомерного сравнения фактов разных родственных языков, известных по письменным памятникам или живому употреблению;

в) раздел языкознания, изучающий развитие звуковой системы данного языка и её становление в современном виде;

г) раздел языкознания, занимающийся сравнением фонетических систем разных языков независимо от наличия или отсутствия между ними генетических связей

 

Какими хронологическими рамками ограничивается существование великорусского языка

а) 6 - 9 вв;

б) 9-14 вв;

в) 14 – 1 ая пол. 17 в.;

г) 1 ая пол. 17 в. – 18 в.

Палатализация — это

а. Ассимиляция согласных с j

б. Изменение заднеязычных под влиянием гласных переднего

в. Вторичное смягчение согласных

 

Полногласие - это

а. Результат действия закона открытого слога: в восточнославянском диалекте рас крытие сочетаний гласных сплавными согласными в позиции между согласными

б. Образование сочетаний типа -оро-, -оло- на стыке морфем

в. Древнерусский вокализм

 

11. Гласная фонема ä -

а. Гласный верхнего подъема непереднего ряда

б. Гласный нижнего подьема переднего ряда

в. Гласный средне-верхнего подъема переднего рада

 

Лабиализация - это процесс

А. Перехода редуцированных гласных в гласные полного образования

б. Изменения гласных переднего ряда неогубленных в гласные непереднего ряда огубленные

в. Изменения а переднего ряда в а непереднего ряда

Второе полногласие» - это

А. Развитие сочетаний типа -оро~, -оло- на месте сочетаний редуцированных гласных с плавными после падения редуцированных гласных

Б.Чередование сильных и слабых позиций редуцированных гласных

в. Развитие гласных между согласными как результат действия закона слогового сингармонизма

А. 1

Б. 4

в. 3

г. 2

 

Ассимиляция - это

а. Уподобленйе одного звука другому по каким-либо признакам

б. Расподобление одного звука с другим по каким-либо признакам

в. Оглушение согласных на конце слова

Явление аканья свойственно

а. русскому литературному языку

б. южнорусскому наречию русского языка

в. украинскому языку

г. белорусскому литературному языку

 

61. Возможность появления [ к’], [ г’], [ х’] возникла

а. в результате обобщения основ при склонении имён

б. в результате передвижения [к], [г], [х] в более переднюю зону в заимствованных словах, которые рано попали в древнерусский язык (хитонъ)

в. в результате функционального сближения [и] и [ы]

г. в результате давления фонетической системы

 

Зачетная карточка 1

1. Назовите фонетические процессы, которые определили поступательное развитие-

фонетической системы от вокализма к консонантизму.

2. Как появляются позиционные аллофоны к'< к, г'< г, х'< х: руки, монахи, гибель, гибкий, хиреть, слух и дух.

3. Расскажите о происхождении и дальнейшем фонемы [ê] (Ђ). Почему эта фонема оказа-

лась неустойчивой в системе вокализма?

4. Перечислите фонетические особенности, отличающие русский язык от украинского и белорусского: мыеши, пеци, помози, блъха, судиja, лавъка, городъ.

5. Напишите слова по-древнерусски: пришелец, камни, чтецы, капель (род. мн.), судейский, сердечный.

6. Суть и приемы сравнительно-исторического метода.

Зачетная карточка 2

1. Доказать генетическое родство слов, объяснить обнаруживающиеся в них чередования: тугой – тянуть, облачный – заволокло, ненависть – ненавижу.

2. Приведите примеры, объясняющие происхождение [ê] (*Ђ), и расскажите о его дальнейшей судьбе.

3. Как произошел звук [и] в следующих словах: пастухи, пить, лицо, летний, гибель, дитя.

4. Напишите слова по-древнерусски: прекрасный, желтый, бей, песен, сердечный.

5. Как функционировали данные слова в диалектах древнерусского языка: печь, молния, крошить, красный, крою.

6. Какова роль процесса III лабиализации в становлении системы консонантизма?

7. Назовите следствия падения редуцированных.

Зачетная карточка 3

1. Расскажите о происхождении [ш' ч'] и его дальнейшей судьбе в говорах и литературном русском языке.

2. Что такое фонетические законы? Чем отличается фонетическое развитие от фонетического изменения?

3. Написать слова по-древнерусски: тревожный, столбовой, отечество, воржи, падчерица, лей, слепцу, смелый, на руке.

4. Назовите фонетические отличия восточнославянских языков от южно- и западнославянских: Вронский, олень, ночь, день, сон.

5. Как изменились слова после падения в них редуцированных гласных: ремень, полн, воплотить, шепот, восемь, льняной, столб, пел.

6. Расскажите о происхождении фонемы [у].

Зачетная карточка 4

1. Какие фонетические процессы произошли в восточнославянский период формирования и развития русского языка?

2. Назовите слова, имеющие старославянские фонетические черты: прекращать, омоложение, жребий, волокита, прощение, равенство, подсластить, лодка, мощный, Мария, крест, между, судья, единство, агнец.

3. Что Вы знаете о происхождении и дальнейшей судьбе [ы] и [и] и их позиционных вариантов [ы] и [и]? Свой ответ подтвердите примерами.

4. Найдите корень слова и объясните все возможные чередования звуков в нем: обед – еда – есть – яства; лить – лейка – лью; веник – повойник – завиток.

5. Когда и в результате какого процесса прекратил свое существование закон слогового сингармонизма?

6. Затранскрибируйте следующие слова в современном русском литературном языке: мал – мял – мальчик – мяли; пятак – несу – в лесу. Когда и в результате каких процессов стали возможны позиционные мены гласных?

 

III. Тестовые задания для самопроверки и итогового контроля

Историческая фонетика русского языка – это

а) раздел языкознания, изучающий звуки данного языка как определённые совокупности в синхронном плане;

б) раздел языкознания, который, пользуясь сравнительно-историческим методом, воссоздаёт не засвидельствованные в памятниках прошлые фонетические факты путём планомерного сравнения фактов разных родственных языков, известных по письменным памятникам или живому употреблению;

в) раздел языкознания, изучающий развитие звуковой системы данного языка и её становление в современном виде;

г) раздел языкознания, занимающийся сравнением фонетических систем разных языков независимо от наличия или отсутствия между ними генетических связей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.059 с.)