Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие системы. Системы статические, динамические и развивающиеся. Системы механические, органические и гармоничные.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие системы не является категорией в определенном нами смысле. Но его целесообразно рассмотреть, потому что оно является дериватом целой группы категорий. Примерно с 60-х годов XX века оно заняло прочное место в научном мышлении, но существует оно с античных времен. Греческое слово тйтфзмб означает упорядоченное целое, составленное из частей. Сегодня этот смысл сохраняется. Но не только. В понятие системы входит идея упорядоченности, и в этом аспекте оно связано с категорией материя/форма, поскольку форма выражает идею способа организации. Система как целое имеет внутреннее содержание и внешние границы - тем самым она связана с категорией внутреннее/внешнее. Система обладает большим или меньшим внутренним многообразием и тем самым характеризуется мерой сложности. Другие категории тоже находят отражение в понимании системы. Это позволяет сказать, что идея системы есть общенаучное выражение категориального строя рационального мышления. Мысля системно, мы мыслим категориально правильно и эффективно, если мы ориентируемся на адекватное понимание системы и системного метода. Последний заключается не в чем ином, как в рациональном применении рефлексивного знания о категориях, снятом в идее системы. Система как таковая имеет свое внешнее и свое внутреннее. Внутренне системы - это ее организация и системное качество. Внешнее системы - это ее функции, которые представляют собой не что иное, как свойства, проявляющиеся в отношениях системы с ее средой, то есть то, каким образом система демонстрирует себя во вне. Можно говорить о внутренних функциях системы. Внутренние функции - это функции элементов /подсистем/, направленные на другие элементы /подсистемы/ этой же системы, и тем самым выполняющие определенные роли в организации самой системы и в поддержании ее целостности. Все это полностью коррелирует с экспликациями простого и сложного, внутреннего и внешнего, которые были даны раньше. Простые и сложные системы отвечают экспликациям простого и сложного, которые были даны в нашем пособии. Сложная система - это система, субстрат и структура которой отличаются богатством внутреннего многообразия, из чего вытекает многообразие как внутренних, так и внешних функций /свойств/ и значительное своеобразие системного качества. Онтологически все системы по определению сложные, так как содержат многообразие элементов, связей и свойств. Но мера сложности бывает разная. Онтологически самой простой является система, элементы которой просты, то есть не являются подсистемами, а связи однородны (однотипны). Например, табуретка. В ней можно выделить такие части-элементы: сиденье, ножки и крепежный материал. Конечно, каждый из этих элементов как вещь - сложны, имеют какую-то молекулярную, атомную структуру и т. п. Но эти составляющие частей табуретки в структуру табуретки непосредственно не входят, не определяют ее функции, ее системное качество как табуретки. Поэтому в логическом смысле части табуретки просты. Связи однородны - они все механические. Поэтому табуретка - простая система. Онтологически сложная система может быть представлена как логически простая. Например, представление организма как системы, состоящей из трех элементов - анатомической, физиологической и поведенческой составляющих - это представление организма в качестве простой системы /простой модели/. Статические и динамические системы различаются тем, что в первых отсутствует внутрисистемное движение и изменение, а во вторых оно имеется. Как те, так и другие могут быть простыми и сложными. Примерами простых статических систем являются многие простые бытовые вещи: стул, стол, шариковая ручка и пр. Сложные статические системы сложнее простых лишь количественно /например, такой может быть некое архитектурное сооружение/. Простые динамические системы, например, солнечная система, механические часы, имеют в своем составе движущиеся части /элементы/. Сложные динамические системы, например, большой станок-автомат или даже цех-автомат отличаются от простых количеством элементов и движений, но могут быть и качественно более сложными. Например, можно представить себе автоматическое технологическое устройство, в котором имеют место не только механические движения, как в станке-автомате, но и другие типы движения и изменения, например, электрические процессы, химические реакции, заполнение и освобождение каких-то резервуаров /как элементов системы/ и т.п. Сложность существенно возрастает, если в системе имеются движения стохастического /случайного/ характера. Сложные динамические системы подразделяются на те, в которых сам динамизм устойчив, то есть, характер движений не изменяется (солнечная система, станок-автомат), и на те, в которых в процессе их функционирования происходит изменение характера внутренних движений (живые системы, компьютерные игры, в которых при достижении некоторого уровня меняются правила игры). Особым типом динамических систем являются развивающиеся системы. Они характеризуются тем, что в процессе их существования и функционирования в них возникают новые подсистемы и уровни подсистем, система становится все более сложной и иерархизированной, возникают новые свойства и может возникать новое системное качество. Эти процессы характеризуют восходящую ветвь развития. Её можно назвать прогрессом в том случае, если движение идет в направлении к реализации объективной цели. Этим вообще определяется логический смысл термина «прогресс». Пример - оплодотворенная яйцеклетка, из которой возникает организм с его органами /подсистемы, которых не было в исходной клетке/. Развивающимися системами являются многие социальные институты и подсистемы общества, например, экономика в целом. Развивающиеся системы обычно имеют нисходящую ветвь развития, то есть движение системы в направлении упрощения и деградации. Это можно назвать регрессом. Примером регресса является старение организма, когда происходит сначала ослабление, а затем и угасание естественных функций. Понятия прогресс и регресс не имеют абсолютного характера, они относительны к объективной цели того объекта, к рассмотрению которого применяются. Следующая типологическая характеристика систем: системы с обратными связями. Таковыми могут быть только динамические системы. Большая часть таких реальных систем - сложные, но могут быть и достаточно простые. Общая логическая суть системы с обратными связями заключается в том, что система реагирует собственными изменениями на изменения, производимые ею во внешней среде. Важнейшим свойством систем с положительной обратной связью является то, что если нет какого-то регулятора, то такая система неизбежно приходит к саморазрушению. Сложные динамические системы с обратными связями обоих типов это самоуправляемые, самоорганизующиеся системы. Среди них можно выделить вид систем с центральным управлением. К ним в реальности следует отнести высокоразвитых животных с головным мозгом и социальные системы /различные сообщества людей с центральным управляющим органом/. Наконец, существуют саморазвивающиеся системы. Это, конечно, только очень сложные динамические самоорганизующиеся системы с обратными связями. К ним относятся растущие живые организмы, биоценозы, биосфера в целом, социум в целом. Крупные подсистемы социума также являются саморазвивающимися - экономика в целом, наука и техника, духовная культура.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.011 с.) |