Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение мифологического и философского способов мышления.Стр 1 из 27Следующая ⇒
Соотношение мифологического и философского способов мышления. Первичной формой мышления, возникшей задолго до философии, была мифология. Философское мышление возникает из мифологического и вместе с тем разрушает его (хотя мифологическое мышление до сих пор остается очень и очень распространенной формой мышления – в религии, оккультных учениях, астрологии, в различных приметах, гаданиях, суевериях). l Синкретизм. Сравним характерные черты мифологического и философского мышления. l Вещи и явления природы в мифологическом мышлении представляются символами, за которыми скрываются действия, умысел и воля сверхъестественных существ. Философское мышление рассматривает вещи сами по себе, согласно их природным законам и свойствам. Это мышление логическое, а не символическое. l Мифологическое мышление постулирует, а философское – доказывает. Первый философ Фалес доказал и первую геометрическую теорему. l Мифологическое мышление безлично, автор мифов никогда не бывает известен. Философское мышление всегда является личностным. Философ говорит от своего имени, высказывает собственное мнение.
Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой. Приступая к рассмотрению исторических этапов развития философии, необходимо уточнить следующие понятия. Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы. Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми, идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято называть течениями. Философские направления – это наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе (учения, школы), которые имеют общие принципиальные положения и допускают отдельные частные разногласия. Для истории философии, как и для любой истории, важнейшим является вопрос периодизации. Наиболее общепринятый подход периодизации истории философии предложен Г.В.Ф. Гегелем, который назвал философию «духовной квинтэссенцией эпохи».
Выделим следующие исторические типы философии: 1.Философия Древнего Востока. 2.Античная философия (изучает природу и человека в мире). 3.Средневековая философия (изучение Бога) и философия эпохи возрождения (направлена к человеку). 4. Философия нового времени. 5. Немецкая классическая философия. 6. Отечественная философия XI-XIX 7. Диалектика – материалистическая философия 8. Зарубежная философия XX в. Своеобразие философских взглядов и учение каждого исторического типа обуславливается спец-ми экономически, политическими и культурными особенностями каждой эпохи. Но несмотря на особенности все исторические типы сохранились определенными приемствовать.Это позволило говорить о единстве историческо- философского процесса. Категории у Канта По версии Канта мир ощущений и восприятий является полным хаосом, нагромождением беспорядочных чувств и событий. Нужно навести в этом хаосе порядок. Этот мир преобразуется при помощи априорных форм чувственности, какими являются время и пространство. Время и пространство не существуют в реальном мире, а являются формами нашего восприятия, организующими изначальный привходящий в восприятие хаос. Они существуют без опыта и вне опыта в том смысле, что присущи нашему чувственному восприятию как таковому, наличие восприятия само по себе предполагает существование в нем механизмов упорядочивания ощущений в пространственном и временном измерениях. Наложение связей в мире феноменов находится при помощи категорий рассудка. При помощи этих связей познающий превращает хаос в порядок и закономерный движущийся мир. Кант выделяет следующие категории рассудка: Категории количества Единство Множество Цельность Категории качества Реальность Отрицание Ограничение Отношения Субстанция и принадлежность Причина и следствие Взаимодействия Категории модальности Возможность и невозможность Существование и несуществование Предопределённость и случайность Учение Канта, представляет тот же недостаток, что и Аристолево. Кант не выводит К. — формы рассудка — из деятельности рассудка, а берёт их из готовых суждений; случайный характер К. и недостаток выведения — вот упрёки, которые делает Канту Фихте. Нужно вывести все К. из высшего их основания — из единства сознания. Задачу эту полнее, чем Фихте, решил в своей логике Гегель.
Другая классификация Бытие - в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее. Категория бытия это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой быти является ничто. Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал. Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным. Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развити систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.
Это хорошая теория. Эмпирическое познание - это выявляющее и описывающее факты познание, отвечающее на вопрос "как". Теоретическое же познание - сущностное познание, отвечающее на вопрос "почему", на вопрос о внутренних причинах явлений, что в конечном счете дает возможность управлять изучаемыми явлениями и событиями, ускорять их приход или, наоборот, отдалять и предотвращать их, а также предсказывать принципиально новые факты. Стадии перехода от эмпирического к теоретическому: Факт - «утверждение» или «условие», при котором утверждение может быть доказано и признано верным (или опровергнуто и признано неверным) на базе доказательств (в общем случае других фактов). Идея – это умопостигаемая и вечная сущность предмета в противоположность его чувственному, преходящему явлению (Платон). Гипотеза – предположение, опровержимое в принципе, высказанное на основе ряда подтверждающих его наблюдений. Теория – такая характеристика знания, в которой регистрируются всеобщие условия формирования и функционирования исследуемого объекта. Практика должна быть зрелой, целостной, типичной, только тогда она порождает возникновение теорий. Содержание форма. Зависимость их соотношения от уровня развития объекта познания. Содержание вообще есть единство материи и формы, а форма - это организация, метод движения материи, определенность, придающая материи всякий раз данное специфическое неповторимое содержание. Правда, говоря таковым образом, необходимо держать в голове о том, что понятие материя не сводится к понятию "вещь". Материя - это не лишь материя-субстрат, но и материя-субстанция, порождающая из собственных недр все свои формы. Форма бывает внутренняя и внешняя, причем внутренняя форма - это форма, совпадающая с содержанием развитой системы. Из произнесенного следует, что характер соотношения формы и содержания как принципиальный аспект определения сущности зависит от того, в какой стадии - возникновения, становления либо развитого состояния - мы рассматриваем свой предмет.
Категории целого и части. Абстрактно-рассудочное понимание данных категорий является как бы количественным, большим: "целое больше части", "целое равно сумме частей" и т. Д. Но действительное целое - это далеко не лишь совокупность и взаимодействие частей, а процесс самопорождения и самосозидания себя как целого и всех форм собственного существования и развития. Характеризуя целое как характеристику сферы сущности, Гегель отмечал: "Истинное есть целое, но целое есть лишь сущность, завершающаяся через свое развитие". Как это ни феноминально звучит для обыденного сознания, но диалектика целого и частей заключается в том, что лишь одна из частей целого составляет сущность всех остальных частей, лишь она в собственном развитии производит свои остальные части как формы собственного собственного существования. В последних она, эта порождающая целое часть, имеет себя же, но в другой форме.
Единство истории. Историчность человека — это историчность многообразная. Однако это многообразие подчинено требованию некоего единого. Это — не исключительность притязания какой-либо одной историчности на то, чтобы быть единственной и господствовать над другими; это требование должно быть осознано в коммуникации различных типов историчности в качестве абсолютной историчности единого. Все то, что обладает ценностью и смыслом, как будто соотносится с единством человеческой истории. Как же следует представлять себе это единство? Опыт как будто опровергает его наличие. Исторические явления необъятны в своей разбросанности. Существует множество народов, множество культур и в каждой из них, в свою очередь, бесконечное количество своеобычных исторических фактов. Человек расселился по всему земному шару, и повсюду, где представлялась какая-либо возможность, он создавал свой особый уклад жизни. Перед нашим взором возникает бесконечное разнообразие, явления которого возникают параллельно или последовательно сменяют друг друга. Рассматривая человечество таким образом, мы описываем его и классифицируем, подобно явлениям растительного мира. Бесконечное разнообразие случайно создает род «человек», который обнаруживает определенные типические свойства и способен, как все живое, отклоняться от «стандарта» в пределах допустимых возможностей. Однако такое сближение человека с миром природы ведет к исчезновению собственно человеческой сущности.
Ибо при всем многообразии явления «человек» существенным является то, что люди значимы друг для друга. Повсюду, где они встречаются, они интересуются друг другом, испытывают друг к другу антипатию или симпатию, учатся друг у друга, обмениваются опытом. Встреча людей является чем-то вроде узнавания себя в другом и попытки опереться на самого себя в своем противостоянии другому, который признан как этот самый другой. В этой встрече человек узнает, что у него, каким бы он ни был в своей особенности, общее со всеми другими людьми в том единственном, чего у него, правда, нет и чего он не знает, что им, однако, незаметно руководит и на мгновения переполняет его и всех других энтузиазмом. В таком аспекте явление «человек» во всей его исторической разновидности есть движение к единому; быть может, это — следствие общего происхождения, во всяком случае, это не является таким существованием, которое выражает всю глубину своей сущности в разбросанности некоего множества. Соотношение мифологического и философского способов мышления. Первичной формой мышления, возникшей задолго до философии, была мифология. Философское мышление возникает из мифологического и вместе с тем разрушает его (хотя мифологическое мышление до сих пор остается очень и очень распространенной формой мышления – в религии, оккультных учениях, астрологии, в различных приметах, гаданиях, суевериях). l Синкретизм. Сравним характерные черты мифологического и философского мышления. l Вещи и явления природы в мифологическом мышлении представляются символами, за которыми скрываются действия, умысел и воля сверхъестественных существ. Философское мышление рассматривает вещи сами по себе, согласно их природным законам и свойствам. Это мышление логическое, а не символическое. l Мифологическое мышление постулирует, а философское – доказывает. Первый философ Фалес доказал и первую геометрическую теорему. l Мифологическое мышление безлично, автор мифов никогда не бывает известен. Философское мышление всегда является личностным. Философ говорит от своего имени, высказывает собственное мнение.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.014 с.) |