Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Деятельность как специфический способ существования реального. Анализ общественно-исторической практики, ее материальных и духовных аспектов.
Содержание книги
- Соотношение мифологического и философского способов мышления.
- Генезис философии. Общее представление о философских категориях. Их связь с практикой.
- Природа философских проблем. Соотношение сознания и бытия, материального и идеального как основная проблема философии.
- Проблема метода (стиля) философствования. Диалектика и догматизм.
- Проблема метода (стиля) философствования. Диалектика, софистика, эклектика.
- Философский смысл проблемы бытия. Бытие, материя, субстанция.
- Объективная реальность с точки зрения ее сущности, основания. Понятие субстанции, его мировоззренческое и методологическое значение.
- Философия о разнообразии и единстве мира. Разные течения в философии. Монизм и дуализм. Материализм и идеализм.
- Пространство и время как формы существования материи. Философия и наука об абсолютности и относительности пространства и времени.
- Отражение как атрибут, неотъемлимое свойство субстанции, мира в целом. Причина развития форм отражения.
- Отражение и информация. Внутреннее противоречие информационного отражения как причина его развития.
- Сознание, его возникновение и сущность. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное.
- Предмет, структура и задачи гносеологии. Гносеология и онтология.
- Объективная и субъективная диалектика, их соотношение. Диалектика в функции теории познания. Основные принципи, мтеоды и формы познания.
- Принцип единства диалектики, логики и теории познания.
- Понятие системы. Системы статические, динамические и развивающиеся. Системы механические, органические и гармоничные.
- Необходимость и случайность. Осмысление выводов синергетики для углубления понимания этих категорий.
- Закон отрицания отрицания и его соотношение с другими законами диалектики.
- Деятельность как специфический способ существования реального. Анализ общественно-исторической практики, ее материальных и духовных аспектов.
- Философия о сущности человека. Потребности и интересы. Наиболее важные условия формирования сущности человека.
- Гуманизм как явление и как философское понятие.
- Понятие общественно–экономической формации как структурно-содержательный аспект человеческой действительности.
- Культура как социально-деятельностная форма человеческой действительности.
- Смысл человеческой жизни и смысл исторического процесса развития общества.
- Свобода человека и понятие отчуждения.
- Концепции культурно-исторических типов и этносов.
- Счастье как важнейший аспект проявления основной проблемы философии.
Под деятельностью понимают специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляет изменение этого мира в интересах людей. Синонимами деятельности являются труд, производство. Главное в деятельности - это то, что она является средством изменения не только окружающего мира, но и самого человека. С одной стороны, человек создаёт "вторую природу", то есть, производит то, чего никогда не было: новые вещи, новые материалы, новые устройства и т.д. С другой стороны, производя вещи, люди тем самым производят и самих себя: развивают свой интеллект, свободу, совершенствуют социальную среду. Таким образом, человек является причиной своего собственного существования. Деятельность носит универсальный характер. Маркс по этому поводу писал: "Животное, правда, тоже производит. Оно строит себе гнездо или жилище, как это делают пчела, бобр, муравей и т.д. Но животное производит лишь то, в чём непосредственно нуждается оно само или его детёныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально;... животное производит только самого себя, тогда как человек воспроизводит всю природу... Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также и по законам красоты".35 Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Цель - это то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный или материальный объект устремлений человека. В общем виде целью деятельности является создание чего-то посредством преобразования исходного объекта воздействия в конечный, желаемый объект. К деятельности человека побуждают потребности, удовлетворить которые он не может так, как это делают животные, то есть, просто взяв то, что необходимо в готовом виде, из природы. Традиционно потребности делят на витальные (необходимые для физического существования) и духовные. К первым относится потребность в пище, одежде, крыше над головой и т.д. Духовные потребности - это потребность в музыке, книгах, религии, научном творчестве, общении с другими людьми. Потребность, требующая удовлетворения, выступает в качестве непосредственной причины деятельности. Структура потребностей человека зависит от множества факторов: от культурной среды, воспитания, уровня образования, физического здоровья. Удовлетворение потребности означает создание материального или духовного продукта. Для этого подбираются средства, посредством которых осуществляется воздействие на объект, подлежащий преобразованию в конечный продукт. При выборе средств человек руководствуется объективными и субъективными критериями и принципами. Средство должно, во-первых, соответствовать особенностям объекта, учитывать его строение, физические свойства и характеристики. Во-вторых, применяемое средство не должно вызывать побочных, негативных последствий, препятствовать другим людям в достижении ими своих целей. Для человека неприемлемой является логика, в соответствие с которой "цель оправдывает любое применяемое средство". Деятельность есть единство процессов опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание - это материализация идеальных проектов, схем, образов, перевод их в предметную форму. Созданная человеком вещь представляет собой его интеллект, умения и волю, воплощенные в камень, металл, пластик и т.д. Распредмечивание - это обратный процесс перевода предметов из формы материального бытия в идеальные формы: познавательные образы, схемы, проекты. Распредмечивание означает, по сути, попытку понять людей, которые создавали предметы, вкладывали в них свои знания и умения. Благодаря процессам опредмечивания и распредмечивания осуществляется преемственность между различными ступенями в развитии культуры. В истории человека явно прослеживается закономерность, заключающаяся в том, что деятельность, направленная на производство материальных продуктов постепенно уступает место производству духовного, идеального продукта. Это согласуется с общей тенденцией усиления роли сознания, расширения пространства свободы. Чем богаче созданный человеком мир вещей, тем богаче и разностороннее внутренний мир человека. Деятельность (труд) по своему содержанию является процессом, в основе которого лежит свободное целеполагание человека. Хотя многие человеческие действия детерминированы потребностями, люди все равно вкладывают в производимый ими продукт, - здания, машины, музыку и т.д., - свои субъективные предпочтения. Это означает, что деятельность немыслима без свободы - самой большой субъективной ценности, которой обладает человек.
Таким образом, благодаря материальному производству развивается материальная база существования общества, решения его многочисленных проблем. Уже одно это указывает на его фундаментальную роль в общественном развитии, историческом процессе.
Итак, общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности
|