Расследование преступлений, совершенных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расследование преступлений, совершенных



МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

Имени В.Я. КИКОТЯ

Кафедра предварительного расследования

 

 

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 

 

Учебно-методические материалы

для подготовки к практическим занятиям, написания практикума

и самостоятельной работы для преподавателей и курсантов факультета подготовки следователей (ФПС), факультета подготовки иностранных специалистов (ФПИС), обучающихся по специальности 030901.65 – «Правовое обеспечение национальной безопасности»

Квалификация (степень) выпускника: специалист

 

Москва 2014

Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними. Учебно-методические материалы для подготовки к практическим занятиям, написания практикума и самостоятельной работы для преподавателей и курсантов факультета подготовки следователей (ФПС), факультета подготовки иностранных специалистов (ФПИС), обучающихся по специальности 030901.65 – «Правовое обеспечение национальной безопасности». М.: Кафедра предварительного расследования, 2014. 44 С.

 

Авторы:

преподаватель кафедры предварительного расследования, кандидат юридических наук Н.В. Анисимова,

преподаватель кафедры предварительного расследования И.В. Титовец.

 

Рецензент:

профессор кафедры предварительного расследования, доктор юридических наук, доцент А.А. Орлова.

 

 

Учебно-методические материалы обсуждены и одобрены на заседании кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 24 сентября 2014 г., протокол № 2.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Наименование Страницы
1. Общие методические указания  
2. Тематический план  
3. График прохождения дисциплины  
4. Общие методические рекомендации по подготовке практикума  
5. Содержание практикума  
6. Практическое занятие № 1.1  
7. Практическое занятие № 1.2  
8. Практическое занятие № 1.3  
9. Самостоятельная работа по теме № 1  
10. Практическое занятие № 2.1  
11. Практическое занятие № 2.2  
12. Самостоятельная работа по теме № 2  
13. Практическое занятие № 3.1  
14. Практическое занятие № 3.2  
15. Самостоятельная работа по теме № 3  
16. Практическое занятие № 4.1  
17. Практическое занятие № 4.2  
18. Практическое занятие № 4.3  
19. Самостоятельная работа по теме № 4  
20. Список нормативных правовых актов и литературы  
21. Перечень вопросов для подготовки обучающихся к промежуточной аттестации (зачету)  
22. Приложение № 1(График проверки практикума)  
23. Приложение № 2(Образец титульного листа практикума)  

Общие методические указания

С учетом объективной необходимости повышения качества образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности следователя особую актуальность приобретает прикладная направленность процесса обучения.

При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, следователю надлежит учитывать следующие особенности: установление точного возраста несовершеннолетнего, необходимость обеспечения права на защиту и законное представительство; привлечение к участию в следственных действиях педагогов и психологов; доказывание фактов влияния старших по возрасту лиц при вовлечении несовершеннолетнего в преступную деятельность; необходимость установления обстоятельств, подтверждающих беспомощное состояние несовершеннолетнего потерпевшего либо его зависимость от виновного.

К особенностям производства предварительного расследования по уголовным делам в отношении несовершеннолетних следует отнести возможность прекращения уголовного дела (уголовного преследования) в отношении лица, хотя и достигшего к моменту совершения общественно-опасного деяния возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не осознающего в полной мере характер своих действий, а также особенности избрания мер пресечения – заключение под стражу и присмотр за несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым).

Кроме того, уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность выделения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, в отдельное производство, а также прекращение уголовного преследования и освобождение от наказания несовершеннолетнего в связи с применением к нему принудительной меры воспитательного воздействия.

Следователь при расследовании преступлений данного вида должен обладать знаниями в области психологии об особенностях строения детской психики и применять их в ходе производства следственных действий, учитывая при этом ограниченность времени их проведения.

Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними должно осуществляться в тесном взаимодействии с органами дознания органов внутренних дел (подразделениями по делам несовершеннолетних, участковыми уполномоченными полиции), комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами управления социальной защитой населения, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами опеки и попечительства, органами управления здравоохранением и органами службы занятости с выявлением причин и условий, способствующих их совершению.

Указанные обстоятельства обусловили введение учебной дисциплины Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Дисциплина Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними является одним из важных направлений профессионального обучения курсантов (слушателей) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, преподается на заключительном этапе обучения после изучения учебных дисциплин: уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность.

Для изучения настоящей дисциплины курсант (слушатель) должен обладать базовыми знаниями, умениями и навыками по составлению основных процессуальных документов, производству отдельных следственных действий.

Цели дисциплины – формирование у курсантов (слушателей) комплекса специальных теоретических знаний, а также выработка практических умений и навыков, необходимых для расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Задачи дисциплины:

усвоение содержания нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность следователя при производстве по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними;

ознакомление с особенностями предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;

закрепление и систематизация курсантами (слушателями) теоретических знаний, необходимых для осуществления деятельности по расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними;

выработка навыков принятия и исполнения процессуальных и организационных решений при расследований преступлений, совершенных несовершеннолетними;

формирование практических умений и навыков планирования и производства следственных и иных процессуальных действий, надлежащего оформления процессуальных документов при производстве по уголовным делам данной направленности.

При изучении дисциплины обучающиеся закрепляют и комплексно используют знания, полученные при изучении уголовного права, уголовного процесса, криминалистики и некоторых других отраслей права, необходимые для производства предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

По итогам изучения дисциплины Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними обучающиеся должны:

знать:

нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность следователя органов внутренних дел по расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними;

судебную практику, отраженную в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, которую необходимо учитывать при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними;

содержание и особенности процессуальной деятельности следователей органов внутренних дел по расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними;

уметь:

анализировать и правильно применять положения уголовного и уголовно-процессуального закона и иные нормативные правовые акты в ходе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, подследственных следователям органов внутренних дел;

работать с процессуальными документами, принимать процессуальные решения.

Владеть навыками:

анализа и оценки ситуаций, складывающихся на различных этапах расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними;

принятия процессуальных и организационных решений, составления процессуальных документов;

планирования расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними;

организации и производства следственных и иных процессуальных действий при расследовании преступлений несовершеннолетних, подследственных следователям органов внутренних дел.

В процессе изучения дисциплины Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними курсанты (слушатели) должны подготовить практикум, положительная оценка которого является обязательным условием допуска к итоговой форме оценки знания учебного материала данной учебной дисциплины - зачету.

Задания, которые не предусматривают составление документов, по усмотрению преподавателя могут выполняться как устно, так и письменно (например, задания, где требуется оценить действия следователя).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ те- мы Название темы Всего В том числе Примечание
Лекции Семинары Практич. занятия Деловые игры Контр. работы
1. Особенности установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними     -   -    
2. Деятельность следователя по обеспечению прав несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства   -   -    
3. Меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых     -        
4. Особенности окончания предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними   -        
  Практикум              
  ВСЕГО:     -        
  Зачет              

ГРАФИК

последовательности прохождения дисциплины

Всего Порядок прохождения Примечание
  40 учебных часов Л.1-2 (2); П.1.1, П.1.2.(4); П.1.3(4);   П.2.1(4), П.2.2(4);   Л.3-4 (2); П.3.1(4), Д.И.3.2 (4);   П.4.1(4), П.4.2 (4), П.4.3(2)   Зачет - планировать в компьютерном классе(ауд. 617, 624) практические занятия по темам: П.1.1, П.4.2(2) - не более двух групп одновременно; -планировать на криминалистическом полигоне «Зал судебного заседания» (не более одной группы) практич. занятие в форме деловой игры по т. П.3.2 (4) – 1-я пара; - практическое занятие П.4.3 только для ФПС проводится с участием практического работника; планировать курсом все группы вместе в лекционном зале

 

Общие методические рекомендации по подготовке практикума

Установленная законом процессуальная форма предполагает письменный характер уголовного судопроизводства. Вынесение следователем предусмотренных законом процессуальных документов – неотъемлемая часть расследования преступлений. Данные документы не только фиксируют ход и результаты действий следователя, его решения, но и служат свидетельством выполнения им требований УПК РФ.

Практикум по дисциплине Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними составляется курсантами (слушателями) на практических занятиях, согласно расписанию. На подготовку практикума учебным планом отводится 36 учебных часов.Практикумне связан единой фабулой уголовного дела, а представляет собой совокупность процессуальных документов, составленных по различным практическим ситуациям.

Обучающиеся обязаны изучить практические ситуации по теме и затем с учетом количества часов, отведенных на освоение учебной дисциплины, составляют процессуальные документы.

На практическом занятии курсанты (слушатели) готовят чистовой вариант процессуального документа. При этом преподаватель проверяет правильность его составления и дает свои рекомендации. Перечень документов, которые необходимо составить на каждом практическом занятии содержится в настоящих методических рекомендациях.

Для успешной подготовки практикума курсанты (слушатели) обязаны: ознакомиться с рабочей программой учебной дисциплины, планами практических занятий и методическими рекомендациями к ним, изучить рекомендованную литературу, законодательные и ведомственные правовые акты по теме занятия, рассмотреть соответствующие контрольные вопросы, подготовить процессуальные документы, указанные в заданиях.

Для более качественного усвоения материала предпочтительнее составлять процессуальные документы рукописным способом. Все процессуальные документы должны быть составлены от имени курсанта (слушателя), работающего над практикумом. При установлении факта написания практикума другим лицом данная работа зачтена быть не может.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКУМА

(письменное решение практических ситуаций)

По теме № 1

№ п/п Наименование процессуального документа № практической ситуации
1. Постановление о прекращении уголовного дела (уголовного преследования)    
2. Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений  
3. Запрос в подразделение по делам несовершеннолетних  
4. Протокол допроса в качестве свидетеля законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого  

По теме № 2

5. Протокол допроса несовершеннолетнего подозреваемого  
6. Постановление о признании законным представителем несовершеннолетнего подозреваемого  
7. Постановление следователя об отказе в удовлетворении ходатайства  

По теме № 3

8. Протокол задержания несовершеннолетнего подозреваемого  
9. Постановление об избрании меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним обвиняемым  
10. Обязательство о присмотре за несовершеннолетним обвиняемым  
11. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу  

По теме № 4

12. Постановление о прекращении уголовного дела  
13. Постановление о непредъявлении несовершеннолетнему обвиняемому отдельных материалов уголовного дела  
14. Протокол уведомления несовершеннолетнего обвиняемого об окончании предварительного следствия  
15. Протокол ознакомления несовершеннолетнего обвиняемого и его защитника, законного представителя с материалами уголовного дела  
16. Постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия  

 

После подготовки всех вышеперечисленных процессуальных документов курсанту (слушателю) необходимо:

1) расположить процессуальные документы в последовательности их составления, прошить и пронумеровать их;

2) составить опись документов;

3) заполнить титульный лист;

4) предоставить преподавателю практикум в окончательном виде для проверки.

 

 

Тема 1.

Практическая ситуация № 1

17 летний Василенко Иван, проживающий в д. Антушино Удомельского района Тверской области с бабушкой, нигде не обучающийся и не работающий, в ночь на 16 октября 2014 года совершил кражу продуктов питания из продовольственного магазина РАЙПО, расположенного в этой же деревне на общую сумму 3 750 рублей.

В ходе расследования уголовного дела установлено, что Иван родился недошенным ребенком в семье пьющих родителей, которые в настоящее время лишены родительских прав. С 10 лет его воспитывает бабушка Василенко Дарья Степановна. В школе он плохо учился, оставался два раза на второй год. В течение последнего года школу он не посещает в связи с тем, что плохо усваивает материал и не справляется с домашними заданиями. Следователем назначена психолого-психиатрическая экспертиза, согласно заключению, которой Василенко Иван страдает олигофрений в степени легкой дебильности, в связи, с чем он отстает в психическом развитии.

Руководствуясь, какими нормами УПК РФ и какое решение должен принять следователь. Составьте соответствующее постановление.

Практическая ситуация № 2

17 января 2015 г. в ОМВД по Головинскому району г. Москвы поступило сообщение от директора СОШ № 722 Рубцовой о краже из школьной раздевалки пуховика, принадлежащего ученице 10 класса класснице Верхотуровой Оксане.

Прибывшая на место происшествия СОГ в ходе рассмотрения данного сообщения о преступлении, установила следующее.

Школьная раздевалка для старшеклассников находится на первом этаже здания школы, справа от входа, за углом. Специально она не охраняется, а только закрывается на навесной замок охранником после звонка на уроки. Вещи школьники могут повесить и забрать только на школьных переменах либо после окончания уроков (кроме случаев покидания школы вследствие болезни или других уважительных причин). 17 января 2015 г в 7 часов 55 минут Верхотурова Оксана пришла в школу, сняла пуховик и повесила его в раздевалке. Пуховик фирмы «Фин Флаер» белого цвета с капюшоном и отделкой из меха чернобурой лисы купили родители в декабре 2014 года за 17 000 рублей. После четвертого урока она собралась уходить домой, пришла в раздевалку и на том месте, где оставляла свой пуховик, она его не обнаружила. Вместе с одноклассницами Семеновой и Коваленко они искали пуховик по всей раздевалке, но так и не нашли. О пропаже пуховика они сказали охраннику Максимову, а тот доложил о случившемся директору школы. Верхотурова также пояснила, что подозревает в совершении кражи ученицу 10 «Г» класса Фисун Ксению, потому что та из необеспеченной семьи и часто говорила Оксане, что ей очень нравится ее белый пуховик, и она очень мечтает о таком. Фисун К. плохо учится в школе, часто прогуливает занятия, курит и употребляет спиртные напитки. Кроме того, ей известно, что Фисун переводится из их школы в другую, так как у нее не складываются отношения учителями и сверстниками. Охранник пояснил, что после второго урока Фисун Ксения попросила его открыть раздевалку, пояснив, что ее отпустили, так как она переводится в другую школу. Как выходила Ксения из раздевалки, он не видел, так как в это время он ушел к столовой.

По данному факту возбуждено уголовное дело. В ходе расследования установлено, что преступление действительно совершила 16 летняя Фисун Ксения, проживающая с не работающей мамой и бабушкой инвалидом. 17 января 2015 года в вечернее время в ходе производства обыска в квартире Фисун сотрудники полиции обнаружили похищенный пуховик в кладовке и изъяли его.

По данной практической ситуации составьте представление об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

При рассмотрении первого вопроса наряду с положениями уголовно-процессуального законодательства, необходимо изучить Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также приказ МВД России от 13.05.2003 № 323 «Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов», в котором 6 раздел посвящен взаимодействию в расследовании преступлений несовершеннолетних. Следует назвать сроки предоставления сотрудниками ПДН следователю сведений о несовершеннолетнем, а в случае если он состоял на учете в ПДН подробной справки.

При определении тактики допроса свидетеля следует вспомнить тактические приемы, связанные с восстановлением в памяти человека определенных событий, действий и других важных обстоятельств. Следует учитывать, что законный представитель, если он является родителем несовершеннолетнего подозреваемого, допрашивается об обстоятельствах жизни последнего, начиная с его рождения, перенесенных заболеваниях, особенностях характера, внушаемости, подверженности чужому негативному влиянию, об отношениях со сверстниками, увлечениях, успеваемости в школе, других образовательных учреждениях, об уровне материального обеспечения семьи, признания (непризнания) авторитета взрослых членов семьи и по др. вопросам.

 

Документы практикума, которые необходимо составить в ходе занятия:

1. Запрос в подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН) (по практической ситуации № 3).

2. Протокол допроса в качестве свидетеля законного представителя несовершеннолетней подозреваемой (по практической ситуации № 4).

Практическая ситуация № 3

Шестнадцатилетние несовершеннолетние Вишневский Антон и Мазур Владимир договорились о краже продуктов питания из ларька, расположенного у входа в метро «Беляево» в г. Москве. По имеющейся договоренности Вишневский должен был отвлекать продавца расспросами о цене товара, а Мазур, воспользовавшись этим, должен был похитить с витрины пакеты с печеньем, пряниками и конфетами. Когда Мазур схватил с витрины 4 пакета с продуктами и хотел бежать, продавец Мищенко, увидев это, сказала ему: «Положи на место». Однако последний, проигнорировав ее требование, с похищенными пакетами побежал в сторону выхода. Вишневский был задержан продавцом Мищенко, которая вызвала сотрудников полиции.

Прибывший наряд доставил Вишневского в ОМВД по району Коньково, где он пояснил, что приехал в г. Москву из Вологодской области, родители у него умерли (сгорели в собственном доме), документов нет, он занимался попрошайничеством в транспорте. На вокзале он познакомился с Мазуром, который ведет такой же образ жизни и они вдвоем неоднократно совершали кражи продуктов питания.

Задание: Квалифицируйте действия Вишневского Антона и Мазура Владимира. Составьте запрос в ПДН Вологодской области. Как должен поступить следователь, если отсутствуют сведения о дате, месте и времени рождения подозреваемого (обвиняемого). Как правильно исчисляется возраст лица при отсутствии документов?

Практическая ситуация № 4

В ОМВД по району Западное Дегунино г. Москвы поступило сообщение гр. Кузьмина Леонида Ивановича о краже неизвестными лицами в дневное время из его квартиры, расположенной на 4 этаже многоквартирного дома шкатулки с ювелирными украшениями на приблизительную сумму 270 000 рублей.

По данному сообщению на место происшествия выехала СОГ. Вместе с сотрудниками полиции в квартиру прибыли и сотрудники «Скорой помощи» по вызову о сердечном приступе у Кузьминой Надежды Вячеславовны (супруги Кузьмина Л.И.). В ходе осмотра места происшествия установлено, что двойная металлическая дверь в квартиру и окна повреждений не имеют. Кузьмин Л.И. пояснил, что узнав о хищении фамильных драгоценностей, его жене стало плохо с сердцем. В квартире они проживают втроем – он, жена и семнадцатилетняя дочь Марина, учащаяся 10 «Б» класса средней образовательной школы (далее - СОШ) № 727 г. Москвы, которая в настоящее время еще не пришла из школы (у нее дополнительные занятия по английскому языку).

Сотрудник отделения уголовного розыска совместно с сотрудником ПДН, выполняя поручение следователя о производстве ОРМ, направленных на установление очевидцев, обнаружение похищенного имущества и задержание причастных к совершению лиц, выехали в СОШ № 727 г. Москвы.

В ходе беседы с директором СОШ № 727 Залесской Анной Васильевной установлено, что Кузьмина Марина является «отличницей», из хорошей обеспеченной семьи, воспитанная и хорошая девочка. Когда сотрудники полиции рассказали о случившемся в семье Кузьминых, Залесская пояснила, что примерно неделю назад из квартиры одноклассницы Кузьминой Марины - Игнатенко Светланы тоже совершена кража. Похищены денежные средства. Как будто тоже без явных следов взлома преступники проникли в квартиру. Кроме того, Залесская рассказала, что в 10 «Б» учится «проблемная» девочка Полянская Татьяна, которая встречается со взрослым парнем, курит, употребляет спиртные напитки, иногда прогуливает занятия, плохо учится, родители и администрация школы не могут справиться с ее отрицательным поведением.

Сотрудники полиции выдвинули версию о причастности к совершенным преступлениям в отношении потерпевших Кузьмина и Игнатенко несовершеннолетних, обучающихся в СОШ № 727. В ходе отработки данной версии установлено, что в дни, когда совершались преступления, по расписанию в 10 «Б» классе четвертым уроком была физкультура. В спортивном зале, где переодеваются школьники, никаких запирающих шкафов для вещей нет, и поэтому преступники могли воспользоваться ключами от квартир потерпевших.

Данная версия нашла свое подтверждение. В ходе расследования уголовных дел, которые впоследствии были объединены в одно производство, установлено, что кражи из квартир совершила 17 летняя Полянская Татьяна. Она действительно на уроках физкультуры брала ключи от квартир из сумок Игнатенко Светланы и Кузьминой Марины и так как они в детстве близко общались, ходили друг к другу в гости, она знала, где живут последние, каково их материальное положение.

Ей нужны были деньги для того, чтобы красиво одеваться и привлекательно выглядеть, так как у нее взрослый парень. Родители не обеспечивают ей тот уровень материальной обеспеченности, к которому она стремится. Родители не авторитет для нее. Мама работает нянечкой в детском саду, отец - водитель грузового такси. У Татьяны плохие отношения с родителями, она их давно не слушает. В семье есть младший брат 6-ти лет.

Задание: Составьте протокол допроса в качестве свидетеля Полянской Валентины Михайловны - законного представителя несовершеннолетней подозреваемой Полянской Татьяны.

 

Самостоятельная работа по теме № 1 – 3 часа:

Задание курсантам ФПС

Изучить постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», составить конспект.

Методические рекомендации

Для составления конспекта постановления Пленума Верховного Суда РФ необходимо внимательно прочитать его, выделяя при этом основные вопросы, которые разъяснены в постановлении. Затем составить конспект, обращая внимание на положения об обязанностях соблюдения прав несовершеннолетних при производстве предварительного расследования.

Вопросы для самостоятельной работы слушателям ФПИС

1. Организация расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними (на примере анализа законодательства страны обучающегося).

2. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) (на примере анализа законодательства страны обучающегося).

 

 

Тема 2.

Практическая ситуация № 5

В ночь на 27 июля 2014 года в дачном поселке «Яблоневый», расположенном в Дмитровском районе Московской области, из гаража, принадлежащего Антоненко Андрею Петровичу похищен скутер «Ямаха», стоимостью 55 000 рублей. По данному факту возбуждено уголовное дело по п. «б, в» ч. 2 ст.158 УК РФ.

В ходе расследования уголовного дела установлено, что 26 июля 2014 г. Антоненко Виталий, сын потерпевшего Антоненко Андрея Петровича весь день катался на скутере по поселку Яблоневый. Вечером, около 21 часа он поставил его в гараж, который закрыл на навесной замок. Утром 27 июля они с отцом обнаружили, что замок сбит, скутера на месте нет.

В совершении указанного преступления задержан 16 летний Гнатюк Сергей, который пояснил, что испытывает непреодолимую тягу к технике. В дачном поселке «Яблоневый» у него живет бабушка, к которой он приехал 26 июля 2014 г. В течение дня он наблюдал за парнем, который целый день катался на скутере «Ямаха» по центральной улице поселка. Ему очень сильно захотелось иметь такой же скутер, поэтому он решил его украсть из гаража, спрятать, а когда «шумиха» уляжется, уехать на нем в г. Дмитров, где он проживает с родителями, а там спрятать. Ночью, прихватив с собой лом из сарая бабушки, он пришел к дому, где жил парень со скутером. Калитка во двор была незаперта, а еще днем он, проходя мимо, видел, что во дворе нет собаки. Он прошел к гаражу, ломом сбил навесной замок, зашел в гараж, выкатил оттуда скутер и решил спрятать его в лесу недалеко от дачного поселка, полагая, что скутер никто не обнаружит.

Задание: составить постановление о признании законным представителем несовершеннолетнего подозреваемого Гнатюка С.А. – его отца Гнатюка Алексея Сергеевича и протокол допроса несовершеннолетнего подозреваемого Гнатюка Сергея Алексеевича.

Методические рекомендации по проведению ролевой игры

В начале занятия обсуждаются подготовительные действия, которые производятся следователем после принятия решения о допросе несовершеннолетнего подозреваемого.

Для проведения ролевой игры «Допрос несовершеннолетнего подозреваемого» необходимо знать круг участников допроса, процессуальный порядок и тактику его производства, процессуальное оформление результатов допроса.

Перед проведением ролевой игры преподаватель объясняет курсантам (слушателям) суть предстоящих действий: организацию производства допроса по предложенной фабуле.

Во время ролевой игры, проводимой в учебной аудитории, курсанты (слушатели) отмечают правильность (неправильность) действий «следователя», «защитника», «законного представителя», «педагога» (психолога) с целью последующего обсуждения результатов следственного действия.

После проведения игры курсанты (слушатели) приступают к написанию постановления о признании законным представителем несовершеннолетнего подозреваемого и протокола допроса несовершеннолетнего подозреваемого.

 

Задача № 1

У несовершеннолетнего Мальцева Игоря, ученика 11 «Б» класса, когда он находился в школе, неустановленные лица из его сумки тайно похитили ноутбук фирмы «Асус», стоимостью 15 000 рублей, который ему подарили родители на день рождения. По данному факту возбуждено уголовное дело.

Следователь признал Мальцева Игоря потерпевшим по делу, его отца - Мальцева Владимира Ивановича потерпевшим и законным представителем несовершеннолетнего потерпевшего.

Оцените правильность действий следователя.

Задача № 2

При производстве опознания подозреваемого в совершении грабежа с участием несовершеннолетней потерпевшей 15-летней Мироновой Натальи, следователем принято решение о производстве видеозаписи следственного действия. Отец несовершеннолетней - Миронов Виктор Яковлевич, признанный законным представителем несовершеннолетней потерпевшей в целом возражал и против проведения указанного следственного действия, опасаясь за жизнь и здоровье дочери, и против видеосъемки. Следователь на это пояснил, что у каждого в деле свой интерес, ему в первую очередь нужны доказательства, и он их получит.

Оцените ситуацию.

Задача № 3

В отношении семнадцатилетней несовершеннолетней А. в общежитии колледжа 29 декабря 2014 г. совершены насильственные действия сексуального характера гражданином Б.

По данному факту СУ СК ЦАО г. Москвы возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 132 УК РФ. Законным представителем – матерью потерпевшей А. следователю СК при производстве следственного действия – допросе несовершеннолетней потерпевшей, имевшему место 30 декабря 2014 г. заявлено ходатайство о приглашении адвоката для участия в деле в качестве представителя.

Следователь в удовлетворении данного ходатайства отказал, пояснив, что это право может быть реализовано только самим законным представителем. Прав ли следователь?

Документы практикума, которые необходимо составить в ходе занятия:

1. Постановление следователя об отказе в удовлетворении ходатайства.

 

Практическая ситуация № 6

Следователь ОМВД по Дмитровскому району г. Москвы расследовал уголовное дело по обвинению Петренко Петра Васильевича в совершении преступления, предусмотренного ст. 112 ч.2 п. «в» УК РФ.

Петренко П.В. обвинялся в умышленном причинения вреда здоровью двенадцатилетнему Нестеренко Сергею. В ходе расследования уголовного дела установлено, что отец несовершеннолетнего - Нестеренко В.В., проживающий в д. Назаркино Шаховского района Московской области нигде не работает, злоупотребляет спиртными напитками, воспитанием сына не занимается.

Следователь принял решение не допускать к участию в деле Нестеренко Петра Васильевича в качестве законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего и пригласить представителя органа опеки или попечительства.

Последний не согласился с этим решением, пояснив, что является единственным родственником своего сына и просил признать его законным представителем несовершеннолетнего сына Нестеренко Сергея.

Задание: Кто должен являться законным представителем несовершеннолетнего потерпевшего по данному уголовному делу? Составьте постановление об отказе в удовлетворении ходатайства Нестеренко Василия Васильевича.

Самостоятельная работа по теме № 2 – 3 часа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.091 с.)