В активных и интерактивных формах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В активных и интерактивных формах



1. Активные и интерактивные формы могут применяться при проведении аудиторных учебных занятий, а также в рамках самостоятельной работы обучающихся.

В соответствии с методическими рекомендациями по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России основными видами аудиторных занятий являются: лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, учения и др.

2. При проведении лекции могут использоваться следующие активные и интерактивные формы: проблемная лекции и лекция-дискуссия.

2.1. Проблемная лекция – аудиторное занятие, во время которого преподаватель ставит перед обучающимися проблемную задачу, представляет вводную информацию, ориентиры поиска решения и побуждает обучающихся к поискам решения, шаг за шагом подводя их к искомой цели.

2.2. Лекция-дискуссия – аудиторное занятие, во время которого преподаватель использует ответы обучающихся на его вопросы и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции.

3. При проведении семинара могут использоваться следующие активные и интерактивные формы: обсуждение в группах, дискуссия, проблемный семинар, сократический диалог, методика «займи позицию», «попс-формула», круглый стол и др.

3.1. Обсуждение в группах – рассмотрение какого-либо вопроса, направленное на нахождение истины или достижение лучшего взаимопонимания в группе.

3.2. Дискуссия – целенаправленное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями. Вид дискуссии выбирает преподаватель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой. Возможно проведение групповых дискуссий.

3.3. Проблемный семинар – аудиторное занятие, во время которого преподаватель ставит проблемный вопрос, требующий аргументированного и комплексного решения, и побуждает обучающихся к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Рекомендуемая методика подготовки и проведения проблемного семинара приведена в приложении 1.

3.4. Сократический диалог – подготовленная преподавателем цепочка вопросов, логически приводящая отвечающего к верному выводу.

3.5. «Займи позицию» – методика, позволяющая выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса.

3.6. «попс-формула» – это краткое выступление, которое состоит из четырех элементов:

П – позиция (в чем заключается точка зрения) …я считаю, что …

О – обоснование (довод в поддержку позиции) … потому, что …

П – пример (факты, иллюстрирующие довод) … например …

С – следствие (вывод) … поэтому …

3.7. Круглый стол – способ организации обсуждения проблемного вопроса, характеризующийся:

обобщением идей и мнений относительно обсуждаемой проблемы;

равноправием участников круглого стола;

выражением мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников;

4. При проведении практических занятий могут использоваться следующие активные и интерактивные формы: деловая игра, ролевая игра, тренинг, мозговой штурм, практикум и др.

4.1. Деловая игра – моделирование разнообразных условий профессиональной деятельности, воспроизведение реальных жизненных ситуаций в игровой форме. Рекомендуемая методика подготовки деловой игры приведена в приложении 2.

4.2. Ролевая игра – игровая деятельность, в процессе которой обучающиеся выступают в разных ролях, и которая позволяет отрабатывать тактику поведения, действий конкретного лица в смоделированных ситуациях.

4.3. Тренинг – форма обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

4.4. Мозговой штурм – метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации, проводимой группой, и отбора лучшего из решений.

4.5. Практикум – форма проведения занятий, в процессе которой обучающиеся под руководством преподавателя выполняют задания деятельностного характера (решают ситуационные задачи, связанные с будущей служебной деятельностью), направленные на получение практических навыков и практическое усвоение основных положений учебной дисциплины. Практикум, как правило, проводится по завершении крупных разделов учебной дисциплины.

5. При проведении лабораторных работ могут быть использованы компьютерная симуляция и разбор конкретных ситуаций (кейс-метод).

5.1. Компьютерная симуляция – моделирование процессов, максимально приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности выпускника, с использованием информационно-коммуникационных технологий.

5.2. Разбор конкретных ситуаций (кейс-метод) – изучение, анализ и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент времени.

6. Учения как один из видов учебных занятий проводятся в интерактивной форме по специальной методической разработке в соответствии с планом его проведения. Учения проводятся с целью приобретения навыков практического исполнения функциональных обязанностей по конкретным должностям при решении оперативно-служебных задач в условиях, максимально приближенных к реальной деятельности учреждений и органов УИС.

7. При организации самостоятельной работы обучающихся могут использоваться активные и интерактивные формы: дерево решений, разработка и презентация проекта и др.

7.1. Дерево решений – выбор оптимального варианта решения, действия путем оценки преимуществ и недостатков различных вариантов.

7. 2. Разработка и презентация проекта – работа от обычного реферата до научного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

8. Универсальные интерактивные формы проведения занятий: просмотр и обсуждение видеофильмов, телеконференция – могут быть использованы в ходе любого учебного занятия и самостоятельной работы.

8.1. Просмотр и обсуждение видеофильмов – можно использовать на любом из видов учебных занятий в соответствии с их темой и целью.

8.2. Телеконференция – это интерактивная форма проведения учебного занятия или организации самостоятельной работы, при которой групповая коммуникация осуществляется между территориально распределенными участниками с помощью информационно-коммуникационных технологий. Телеконференция осуществляется на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей. Телеконференции могут проходить в форме переписки по электронной почте (режим off-line) или в реальном времени (режим on-line).

9. Предложенный перечень активных и интерактивных форм и методов проведения учебных занятий не является исчерпывающим и может быть дополнен в зависимости от особенностей учебной дисциплины, целей и задач, ставящихся на конкретном занятии.

При использовании активных и интерактивных форм проведения учебных занятий преподаватель и обучающийся выступают как своеобразные партнеры. Роль преподавателя заключается в определении общего подхода к выполнению того или иного задания, направления познавательной деятельности обучающихся, осуществления функций консультанта при возникновении затруднений и т.д. Главным источником информации для обучающихся является не преподаватель, а учебно-методические материалы.

III. Требования к организации и проведению занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.005 с.)