Поступления по уровням бюджета за январь-май 2012-2013 Г. Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поступления по уровням бюджета за январь-май 2012-2013 Г. Г.



 

Вид бюджета Январь-май 2012-2013 г.г., млрд. руб.
    темп
Консолидированный бюджет РФ 4580,5 4562,8 99,6
Федеральный бюджет 2120,1 2121,7 100,1
Консолидированный бюджет субъектов РФ 2460,4 2441,0 99,2

 

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ

За январь-май 2012-2013 г.г.

 

Виды налогов Январь-май 2012-2013 г.г., млрд. руб.
    темп
НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) 1045,3 1039,9 99,5
НДФЛ (налог на доход физических лиц) 814,3 913,6 112,2
НПО (налог на прибыль организаций) 1139,8 910,3 79,9
НДС (налог на добавленную стоимость 761,2 730,0 96,0
Имущественные налоги 335,0 389,9 116,4
Акцизы 290,7 362,5 124,7

 

ГЛОССАРИЙ

 

Авансовые платежи – предварительные платежи по налогу, уплачиваемые в течение налогового периода.

 

Акци́з (от лат. accido – обрезаю) – один из видов косвенного налога на товары и услуги, включаемый в цену. Фактически плательщиками налога оказываются покупатели, а сборщиками – производители облагаемых налогом товаров.

 

Банки (банк) – коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.

 

Взаимозависимые лица – физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

 

Выездная налоговая проверка – налоговая проверка, проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

 

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

 

Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

 

Законные представители налогоплательщика-физического лица – лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

 

Законные представители налогоплательщика-организации – лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

 

Изменение срока уплаты налога и сбора – перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Имущество – виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

 

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

 

Источник выплаты доходов налогоплательщику – организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

 

Камеральная налоговая проверка – налоговая проверка налоговой декларации (расчета авансового платежа, расчета сбора), проводимая по месту нахождения налогового органа.

 

Консолидированная группа налогоплательщиков – добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.

 

Коэффициент-дефлятор – коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году.

 

Лица (лицо) – организации и (или) физические лица.

 

Льготы по налогам и сборам – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

 

Местные налоги – налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (на территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга).

 

Место жительства физического лица – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Место нахождения обособленного подразделения российской организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

 

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

 

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

 

Налоговая декларация – письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

 

Налоговая санкция – мера ответственности за совершение налогового правонарушения, установленная и применяемая в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ.

 

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

 

Налоговое правонарушение – виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

 

Налоговое уведомление – документ, направляемый налогоплательщику налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на налоговый орган. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

 

Налоговые органы – единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

 

Налоговые правоотношения – властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

Налоговый контроль – деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

 

Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

 

 

Налогоплательщики и плательщики сборов – организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

 

Недоимка – сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

 

Обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

 

Объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

 

Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

 

Пеня – денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

 

Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

 

Расчет авансового платежа – письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

 

Расчет сбора – письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено НК РФ.

 

Реализация товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем – соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

 

Региональные налоги – налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Федерации.

 

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 

Свидетель – любое физическое лицо, которому могут быть известны какие–либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

 

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе – документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица.

 

Специальный налоговый режим – федеральный налог, не указанный в ст. 13 НК РФ. Может предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных.

 

Счета (счет) – расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

 

Счета Федерального казначейства – счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

 

 

Территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, – территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

 

Товар – любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

 

Требование об уплате налога – извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

 

Уведомление о постановке на учет в налоговом органе – документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по основаниям, установленным НК РФ, за исключением оснований, по которым НК РФ предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Уполномоченный представитель налогоплательщика – физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

 

Услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

 

Участники налоговых правоотношений

1) организации и физические лица; признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

 

Учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

 

Федеральные налоги и сборы – налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

 

Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

 

Элементы налогообложения – объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

 

ХРЕСТОМАТИЯ

 

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Конституция РФ. Статья 57 // Собр. законодательства Рос. Федерации, 26.01.2009, № 4, ст. 445.

 

«Изначально уплата налогов регламентировалась обычаем. Зачастую власть передавала право сбора налогов частным лицам – откупщикам за определенную долю от собранных средств. Постепенно государство вместо натуральных налогов стало вводить денежные, роль налогов в формировании доходов государства увеличивалась; обязанность по уплате налогов стала регулироваться правом и была возложена практически на всех подвластных лиц исходя из их экономических возможностей». (Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2012.)

 

«Точно определенные размеры налоговых платежей с населения, во-первых, ограничивали аппетиты сборщиков податей, во-вторых, позволяли государству планировать поступление денежных средств в казну и более эффективно осуществлять управленческие функции, в-третьих, сами налогоплательщики могли уплачивать платежи в предсказуемых условиях. Так, в Древнем Риме в эпоху империи налоги представляли собой уже вполне развитую систему, основанную на довольно точных и сложных приемах измерения податных источников, которые устанавливались правовыми нормами, позднее, в XIX - XX вв., получившими название нормы налогового права». (Финансовое право: учебник / А.Р. Батяева, К.С. Бельский, Т.А. Вершило и др.; отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011. 792 с.)

 

«Реально действующее налоговое право совокупность не только правовых норм, но и судебных подходов к решению проблем налогообложения». (Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права. М., 2007. С. 21.)

«Говоря о налогах и налогообложении, следует учесть, что указанные понятия не тождественны и имеют различные значения. Так, в ст. 57 Конституции РФ устанавливается обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов. Ч. 1 ст. 72 Конституции РФ закрепляет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в России. В соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Нормативного определения термин «налогообложение» в настоящее время не имеет, однако непосредственно в НК РФ и во вводных законах к нему он применяется более 1000 раз». (Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2012.)

«Ст. 57 Конституции РФ, возлагая на налогоплательщиков одну из важнейших конституционных обязанностей…, вместе с тем гарантирует гражданам защиту в тех случаях, когда налоги не являются законно установленными либо когда законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, придана обратная сила. В Конституции речь идет исключительно о дополнительном обременении налогоплательщика; не запрещается придавать обратную силу законам, улучшающим положение налогоплательщика. При этом благоприятный для субъектов налогообложения характер такого закона должен быть понятен как налогоплательщикам, так и государственным органам, взимающим налоги». (Постановления КС РФ от 08.10.97 № 13-П, от 24.10.96 № 17-П).

 

«Обратная сила актов налогового законодательства. По общему правилу законы и иные нормативно-правовые акты имеют перспективное действие, то есть распространяют силу на правоотношения, возникшие уже после вступления акта в законную силу. Общим для всех правовых отраслей является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно, и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет». (Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. 464 с.)

«Анализ правовых позиций КС РФ показывает, что к актам законодательства, иным образом ухудшающим положение налогоплательщиков, могут быть отнесены акты, которые: расширяют понятие объекта (объектов) налогообложения или увеличивают налоговую базу по конкретным видам налогов; отменяют право налогоплательщика на применение налоговых вычетов или налоговых льгот, а также вводят ограничения на их применение; устанавливают более ранние сроки уплаты налога или сроки внесения авансовых платежей по налогу; запрещают или вводят дополнительные ограничения для перехода на специальные режимы налогообложения; увеличивают объем обязательной отчетности или расширяют перечень предоставляемых документов в сфере налогообложения». (Крохина Ю.А. Отражение действия актов о налогах и сборах в правовых позициях Конституционного Суда РФ 2007 г. // Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ 2007 г. С. 77.)

«…в европейском налоговом праве, суд не только защищает закон от неправильного его понимания, но и дает такое толкование его статьям, которое корректирует его содержание и в конечном итоге направляет развитие законодательства». (Толстопятенко Т.П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. М., 2001. С. 119.)

 

«Метод налогового права традиционно характеризуется как императивный с элементами диспозитивности. Для императивного метода существует второе название - публично-правовой метод, поскольку такой метод правового регулирования характерен для административных и иных публичных правоотношений… К императивным предписаниям относятся: обязывающее предписание – устанавливает обязанность граждан и иных субъектов права действовать определенным образом; запрещающее предписание – устанавливает запрет на совершение каких-либо действий (активного действия либо бездействия). Диспозитивное предписание – разрешает гражданам и иным субъектам права по своему усмотрению определять права и обязанности в конкретном правоотношении либо реализовывать права и обязанности, предусмотренные этим предписанием». (Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2012.)

«…в налоговой сфере государство санкционировало региональное и муниципальное правотворчество только относительно регулятивных норм. Охранительные нормы, содержащие меры государственного принуждения к нарушителям налогового законодательства, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать не вправе». (Крохина Ю.А. Налоговое право: Учебник. 3-е изд. М., 2009. С. 74.)

«…полностью отказаться от подзаконного нормотворчества в сфере налогов и сборов не представляется возможным. К причинам, обусловливающим использование подзаконного нормотворчества в сфере налогов и сборов, следует отнести: 1) общий характер актов налогового законодательства, требующий их дальнейшей конкретизации; 2) оперативность подзаконного нормотворчества, позволяющая своевременно устранять пробелы и противоречия налогового права; 3) решение вопросов организационного и юридико-технического характера, которые нецелесообразно регулировать на уровне закона. (Демин А.В. Нормы налогового права. С. 57.)

«Под принципом налогового права, следует понимать исходное нормативно-руководящее начало (императивное требование), определяющее общую направленность правового регулирования общественных отношений по уплате налогов и сборов и связанных с ними отношений». (Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2012.)

«Принципы налогообложения и сборов должны быть направлены на создание такой налоговой системы, которая бы способствовала наиболее полному достижению всех четырех фундаментальных задач в совокупности; 1) увеличение объема продукции и услуг, необходимых населению; 2) обеспечение справедливого распределения производственных товаров и услуг среди индивидов и групп населения; 3) защита прав и свобод граждан при наличии представительной системы, ответственного правительства и правления закона; 4) сохранение и укрепление федерации». (Налоговое право: Учебник / Отв. ред. С.Г. Пепеляев. М., 2004. С. 74.)

«Под источником права традиционно понимается исходящая от государства или признанная им форма выражения и закрепления норм права. Обычно выделяются такие источники права, как правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, договор нормативного содержания, правовая доктрина… Кроме того, уже практически признаны в качестве источников права акты и разъяснения высших судебных органов». (Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2012.)

«НК РФ определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - национальная валюта Российской Федерации…

Следует отметить личный характер налоговых платежей, проявляющийся в том, что они должны быть уплачены непосредственно налогоплательщиком или, во всяком случае, из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Возможность цессии (перевода долга) в отношении налогов не допускается». (Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. 464 с.)

«Элементы закона о налоге (элементы налогообложения) – это внутренние исходные функциональные единицы, которые в своей совокупности составляют юридическую конструкцию налога. …Без указания элементов юридической конструкции налога в нормативном правовом акте налоговая обязанность не возникает вовсе». (Кучеров И.И. Новый концептуальный подход к определению налога // Фин. право. 2008. № 1. С. 18.)

«Налоговая система представляет собой совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся:

1) налоговая платежеспособность граждан;

2) система установленных законом налогов и сборов;

3) налоговая администрация;

4) применяемые государством методы налогообложения». (Бельский К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы // Государство и право. 2006. N 9. С. 50.)

«Существуют три группы участников налоговых правоотношений: государство (в лице своих органов), налоговые органы и налогоплательщиков... Та или другая сторона правоотношения может быть представлена несколькими субъектами в двустороннем правоотношении: например, плательщик налога и налоговый агент, с одной стороны, и система контролирующих органов, с другой стороны, поэтому необходимо проводить строгое разграничение между многосторонними налоговыми правоотношениями, где каждый субъект выражает индивидуальную свободу, и двусторонними правоотношениями со многими субъектами, имеющими единую свободу и цель». (Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков: Легас, 2001. С. 35.)

 

«Субъектом налогового правоотношения может быть любое лицо, поведение которого регулируется нормами налогового права и которое может выступать участником налогового правоотношения, носителем субъективных прав и обязанностей». (Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков: Легас, 2001. С. 36.)

«Налоговые отношения могут существовать исключительно в правовой форме. Множество социальных взаимодействий, приобретающих впоследствии характер правовых, первоначально возникают и развиваются вне сферы правового регулирования, подвергаясь воздействию только неправовых упорядочивающих средств – моральных, корпоративных, религиозных, традиционных и т.п. На каком-то этапе государство признает за такими отношениями особую общественную значимость и в процессе нормативно-правового регулирования придает им качество правоотношений». (Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. 464 с.)

 

«Как любая субъективная налоговая обязанность, обязанность исчислить налог характеризуется таким чертами, как:

– должное поведение состоит в необходимости определенного поведения, предписанного налогово-правовыми нормами;

– предполагается установление определенных рамок, меры необходимого поведения;

– мера должного поведения определяется интересами управомоченного лица;

– мера должного поведения обязанного лица обеспечивается возможностью требования этого поведения, которым наделен управомоченный субъект, при этом презюмируется возможность госпринуждения;

– субъективная налоговая обязанность отличается безусловностью, категоричностью как по содержанию, так и по форме реализации; она не вытекает из какой-либо договоренности, не может быть изменена, и от нее нельзя отказаться». (Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. / Под ред. канд. юрид. наук Д.М. Щекина. М., 2009. Т. 1: Общая часть. С. 323 - 324.)

«…классификация налоговой обязанности по следующим основаниям:

I. В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков:

а) обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения;

б) обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения.

II. В зависимости от императивности возложения обязанности налогоплательщиков можно подразделить на:

а) прямо предусмотренные НК РФ;

б) требующие особого указания на отношение к налогоплательщику.

III. В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика налоговые обязанности подразделяются на:

а) общие для всех категорий налогоплательщиков;

б) специальные, возложенные только на определенные субъекты». (Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов // Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Норма, 2007. С. 239 - 241.)

«Система методов налогообложения охватывает две группы методов:

1) методы построения и нормативного закрепления налогов и сборов, которые применяют законодательные органы;

2) методы налогового администрирования, применяемые налоговой администрацией при взимании налогов и сборов.

Особое значение имеет налоговое администрирование, при реализации которого используют следующие методы:

1) создание условий для добровольного исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов;

2) налоговый контроль, предполагающий в отдельных случаях применение принудительных мер для исполнения обязанности по уплате налогов». (Финансовое право: учебник / А.Р. Батяева, К.С. Бельский, Т.А. Вершило и др.; отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011. 792 с.)

«Налоговое администрирование – это определяющая часть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. Понятие налоговой системы состоит из совокупности двух взаимообусловленных признаков. С одной стороны, это совокупность налогов, сборов, других платежей, закрепленных в качестве государственных доходов. С другой стороны, это совокупность процессуальных отношений по поводу установления, изменения, отмены налогов, платежей, по поводу организации контроля и регламентации ответственности за нарушение налогового законодательства». (Мясникова А.В. Налоги: принципы, функции, законодательство // Государство и право. 2002. № 9. С. 55.)

 

«Следовательно, налоговое администрирование можно определить как урегулированную нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленную на реализацию эффективной налоговой политики. При этом отождествлять налоговую деятельность и налоговое администрирование нельзя, поскольку представляется, что налоговая деятельность шире администрирования». (Лопатникова Е.А. К вопросу о соотношении принципов налогового права с принципами налогообложения // Финансовое право. 2011. № 3. С. 32 - 36.)

«Безусловно, возложение обязанности по исчислению налога на того или иного субъекта исчисления налоговым законодательством взято не произвольно. Связано это, на наш взгляд, преимущественно с владением достоверной, документально оформленной информацией для исчисления налога. Так, к примеру, на российскую организацию, являющуюся работодателем для определенного круга физических лиц, возложена обязанность по исчислению НДФЛ (п.1 ст. 226 НК РФ), подлежащего уплате работниками данной организации, т.е. на организацию возложена функция налогового агента по НДФЛ, т.к. именно она ведет учет доходов по формам бухгалтерского учета, выплачивая, например, заработную плату своим сотрудникам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.11 с.)