Основные этапы развития детского внимания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития детского внимания



Признаки развития устойчивого непроизвольного внимания у ребенка можно наблюдать в первые недели его жизни: фиксирует взором предмет, разглядывает его. К концу первого года жизни возникает ориентировочно-исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания. В начале второго года жизни под влиянием речевых инструкций взрослых, направления взора на названный ими предмет у ребенка обнаруживаются зачатки произвольного внимания. Эта форма произвольного внимания получает хорошее развитие на втором — третьем годах жизни. Способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого формируется в четыре — пять лет. В пять-шесть лет под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства) возникает элементарная форма произвольного внимания. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания происходит в школьном возрасте.

Память и ее особенности (виды, процессы, мнемоника, возрастная динамика развития).

Память этопсихический познавательный процесс, связанный с запоминанием, сохранением, последующим узнаванием и воспроизведением обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта.

Память, по мнению Л. С. Выготского, означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении. С этой точки зрения память это деятельность.

Память лежит в основе формирования жизненного опыта человека, включая формирование мышления, речи, эмоциональных реакций и чувств. Без памяти сложно представить себе формирование двигательных навыков, трудовых умений, творческих процессов. Представляя собой сложную психическую функцию, память включает в себя процессы запоминания, сохранения и забывания, узнавания и воспроизведения.

Теории памяти

Существуют различные подходы к трактовке памяти. Самый древний подход психологический. В его русле разработано несколько теорий.

Ассоциативная теория памяти

Данная теория возникла в XVII веке, разрабатывалась в XVIII—XIX веках. Наибольшее распространение получила в Англии и Германии. Сторонники ассоциативной теории считают, что все предметы и явления связаны между собой и когда мы запоминаем явление, мы запоминаем и то, что связано с ним. Запомнить с позиций этого подхода — это связать то, что есть в сознании, с новой информацией, это образовать связи между психическими феноменами.

Центральное понятие теории — ассоциация. В психологию понятие «ассоциация» ввел английский философ Дж. Локк (1632—1704). Под ассоциацией понимают связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Ассоциации бывают простые и сложные. Аристотель в свое время выделил три вида простых ассоциаций: по смежности, по сходству, по контрасту. В основе ассоциаций по смежности лежат временные, пространственные связи между предметами, явлениями. Этот вид связейлежитв основе запоминаниятаблицы умножения и алфавита. Ассоциации по сходству возникают между предметами, факторами, похожими друг на друга. Пример: воспринимаемый снег вызывает ассоциации с зефиром, свадебным платьем и т. п. Ассоциации по контрасту отражают связи между предметами, отличающимися друг от друга. Пример: дождь за окном вызывает в памяти картину солнечного летнего дня.

Работая в русле ассоциативной теории, немецкий ученый
Г. Эббингауз определил объем кратковременной памяти (семь объектов) и сформулировал ряд ее закономерностей и механизмов:
а) закон забывания: в течение первого часа после первого безошибочного повторения забывается до 60% полученной информации, а через шесть дней — более 80%; б) «эффект края»: при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец; в) более продуктивно не сплошное повторение заучиваемого материала, а распределение таких повторений в течение нескольких часов или дней; г) то, чем человек особенно интересуется, запоминается без труда; д) лучше запоминается то, что редко, странно, необычно, чем то, что привычно, часто встречается; е) с усилением внимания к заучиваемому материалу число повторений, нужных для его выучивания наизусть, уменьшается.

Слабая сторона ассоциативной теории: она не дает ответа на вопрос, почему при восприятии одних и тех же объектов у людей возникают разные ассоциации.

Гештальттеория памяти

Данная теория разработана в конце XIX века.Главное понятие теории — «гештальт». Гештальт — это целостная организация. С точки зрения гештальтпсихологов, при запоминании и воспроизведении информация выступает в виде целостной структуры, а не набора ассоциаций. Следовательно, чтобы запомнить и воспроизвести материал, его необходимо структурировать. Большую роль в запоминании представители теории отводят потребностям. На основе потребностей, которые носят врожденный характер, возникает установка. На основе установки в сознании оживляются целостные структуры (они тоже носят врожденный характер), на их основе идут процессы запоминания или воспроизведения. При этом установка контролирует процессы памяти. Ученым Б. Зейгарник было проведено исследование в русле гештальттеории памяти и выявлено, что лучше запоминается то, что не было человеком завершено.

В качестве важных законов памяти в русле этой теории выступают следующие: а) при наличии установки на запоминание заучивание идет лучше; б) более продуктивному запоминанию способствует структурирование информации, придание каждой части информации характера завершенного целого.

Слабое место теории — игнорирование проблемы развития памяти в онто- и филогенезе. Кроме того, ошибочно суждение о врожденном характере структур и потребностей, обусловливающих процессы запоминания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.006 с.)