Приемы, способы и технологии привлечения и поддержания внимания и развития мнемических способностей в процессе учебных занятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы, способы и технологии привлечения и поддержания внимания и развития мнемических способностей в процессе учебных занятий.



Приемы развития внимания

Кто быстрее?

Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок — пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую — горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью — обводить кружком.

Цель такой тренировки — выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осоз­наваемой цели. Время заданий варьируется в зависимости от воз­раста (мл. школьники — до 15 минут, подростки — до 30 минут).

Наблюдательность

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный Двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут де­лать задание письменно, а затем сравнить их между собой а также с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Корректура

Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Учени­ку разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошиб­ки карандашом другого цвета. Возможно проведение сорев­нований в парах.

Концентрация

Концентрация может производиться на внешних материаль­ных объектах, на органах тела или на мыслях. Можно завести будильник и задать время концентрации от минуты до получаса в каждом из последующих упражнений по концентрации. Следу­ет задать время, принять соответствующую позу, расслабить мыш­цы и выбрать объект концентрации. Если мысли начнут пере­ключаться с одного объекта на другой, нельзя резко бороться с этим, переутомляться, одергивать себя, встряхивать головой, от­гоняя посторонние мысли. По мере того, как мысли уходят в сторону, надо мягко возвращать их к цели концентрации. Важ­но, чтобы в течение отпущенного времени мысль уходила «в сто­рону» не более трех раз.

Самый внимательный

Участники должны встать полукругом и определить водяще­го. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по звуку гонга отворачива­ется и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит награ­дить тех, кто не ошибется. Проигравшие должны спеть им хором песню.

Сверхвнимание

Участники разбиваются на две группы: «мешающие» и «вни­мательные». «Внимательные» расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, галстуки и пр.). Им дается инструкция: «Ваша задача — изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего (ведущий по­казывает выражение лица человека с пустым, отсутствующим взглядом). Вы должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами и не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие. Чтобы вам было легче справиться с заданием, попы­тайтесь ярко представить себе, будто вы смотрите увлекательный кинофильм или участвуете в опасном путешествии. Будьте последовательны в своей роли: когда закончится упражнение (по команде "стоп") и вас будут расспрашивать, утверждайте и убеждайте других в том, что вы действительно были поглоще­ны своими мыслями и ничего не видели и не слышали. Ясно? "Мешающие" получат задание во время упражнения. Готовы? Начали!»

Упражнение длится 5—15 минут. За это время ведущий вме­сте с «мешающими» организуют серию провокационных дейст­вий. Они скандируют лозунги, призывы, разыгрывают сценки, рассказывают анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, прося у «внимательных» мило­стыню и прочее. При этом ведущий следит за тем, чтобы дейст­вия «мешающих» не оказались слишком эффективными. Он за­прещает касаться «внимательных» и в критические моменты по­могает им удержаться в своей роли. Затем следует команда «Стоп» и начинается обсуждение. Упражнение следует использовать в уже сложившихся группах, где царит атмосфера творческой ув­леченности.

 

Приемы развития памяти

Трудное - запомни!

Учитель показывает ученикам на 25—30 секунд десять слов с трудным написанием и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

Ассоциация

Учитель говорит ученикам: «Приготовьтесь сейчас как следу­ет поработать со своей памятью. Чтобы иметь хорошую память, нужно ее усиленно тренировать, что мы сейчас и постараемся проделать. Сейчас вам будет зачитано 50 слов, которые вам при­дется запомнить. Причем запомнить твердо, наверняка и в пра­вильной исходной последовательности.

Итак, вы прослушаете сейчас 50 слов, которые вам предлага­ется запомнить. Не пугайтесь! Вам придут на помощь опорные слова — те самые, которые вы видите перед собой на экране. Эти опорные слова все время будут перед вашими глазами. Но как же они вам помогут? А вот как. Ряд слов, которые мы будем сейчас зачитывать, вы образно, наглядно должны связать с рядом опор­ных слов на экране. Например: зачитано первое слово: «город». Вы смотрите на экран, находите первое слово опорного ряда - «великан» и представляете себе великана, осторожно пробираю­щегося между крошечными домами на улицах города лилипутов.

А вот, например, второе слово, которое нужно запомнить - «самолет». А второе опорное слово на экране — «весло». Вы сра­зу же можете представить новую конструкцию самолета, который словно по воде, плывет по облакам, отталкиваясь от них веслами. Такие образные ассоциации помогут вам хорошо за­помнить ряд слов какой угодно длины.

Давайте попробуем! Итак, пожалуйста! Мы медленно будем зачитывать слова, всего 50 слов, а вы в это время устанавливаете их ассоциации с рядом опорных слов на экране. Начали! Виноград, балкон, сигареты, облако, барабан, кошка, йод, бубенчик, платье, огород, полюс, визит, карман, станок, агрессия, шхуна, кобра, бусы, пчела, баррикада, глянец, линия, марганец, шум, вьюнок, забияка, бигуди, веселье, сметана, указка, мышь, адми­рал, астероид, фарфор, кит, брат, мастер, дивизия, барышня, мар­ка, шея, гиря, аукцион, ферзь, баян, консенсус, форма, сессия, зигзаг, телефон. Прекрасно. Вы запомнили сейчас 50 слов. Мы надеемся, что они исключительно ярко запечатлелись в вашей памяти.

А сейчас возьмите лист бумаги и попытайтесь воспроизвести их письменно, используя опорные слова на экране. Если же ка­кое-либо слово так и не вспомнилось, поставьте на этом месте в своем списке прочерк. Пожалуйста.

Спасибо. Надеемся, большинство слов исходного списка вам удалось воспроизвести правильно. А сейчас послушайте список слов еще раз. Отмечайте галочками те слова, которые вы вспом­нили правильно. Пожалуйста. Виноград, балкон, сигареты, об­лако, барабан, кошка, йод, бубенчик, платье, огород, полюс, визит, карман, станок, агрессия, шхуна, кобра, бусы, пчела, барри­када, глянец, линия, марганец, шум, вьюнок, забияка, бигуди, веселье, сметана, указка, мышь, адмирал, астероид, фарфор, кит, брат, мастер, дивизия, барышня, марка, шея, гиря, аукцион, ферзь, баян, консенсус, форма, сессия, зигзаг, телефон.

А сейчас подсчитайте число правильно воспроизведенных ва­ми слов. Это и будет результатом, который вы показали в тести­ровании. Итак, подсчитайте число слов, которые вам удалось вспомнить правильно. Пожалуйста.

Спасибо. Наш ассоциативный тест закончен».

Заблудившийся рассказчик

Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему раз­говора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, сле­дуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стре­мится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово мо­жет быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, т.е. крат­ко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего пред­шественника в обратном порядке — от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

Бег ассоциаций

Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создав­ший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово — уже чет­вертое в этой цепочке — передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участ­вовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право не­ожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.

Домино

Для проведения этой игры понадобятся или набор открыток, или картинки от детского лото, или карточки разрезанной азбу­ки. Участники садятся вокруг стола. Каждому раздают по не­сколько карт, но так, чтобы изображенное на них было скрыто от того, кому они принадлежат. Первый участник кладет одну из своих карт перед собой картинкой вверх и начинает повествова­ние. Это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ, нелепое сновидение — все, что угодно, но обязательно включа­ющее в свой сюжет изображенную на картинки вещь. Рассказав свой отрывок, начавший игру прикосновением передает слово соседу. Тот кладет изображением вверх свою карту и продолжает оборванный сюжет так, чтобы он обязательно захватывал и его изображение. Игра движется по кругу. Каждый вплетает в общее повествование свою картинку, и ряд выложенных в кругу изо­бражений становится все длиннее до тех пор, пока не выйдут все карты. По окончании игры ведущий может перевернуть выло­женные карты рубашкой вверх и предложить группе по памяти восстановить последовательность их расположения.

Калейдоскоп

Все игроки выстраиваются в полукруг перед экраном. Водя­щий выходит к экрану, лицом к участникам. Игроки называют водящему по очереди цвет, который каждый из них предпочита­ет. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются ме­стами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет нравится. Учитель: «Кажется все очень про­сто? Ну, давайте попробуем. Итак, встали лицом к экрану. Водя­щий, запомните цвета и отвернитесь, а затем, вернувшись в ис­ходное положение, угадайте эти цвета. Следующим водящим бу­дет тот, чей цвет не угадали, а затем — все остальные. Итак, начали! Спасибо, игра закончена».

Тахистоскоп

Группа рассаживается в круг. Один или двое участников становятся в центр круга. Гасят свет, и стоящие внутри круга участники принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включают и тут же выключают свет. В момент вспышки сидящие в кругу стараются как можно точнее запомнить положение позирую­щих. После вспышки в темноте позировавшие в центре участ­ники возвращаются на свои места. Затем включают свет, и члены группы, за исключением позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натур­щиков возвращают в круг и «лепят» из них те же позы, в кото­рых, по мнению группы, они находились во время вспышки света. После того, как споры улягутся и группа придет к како­му-то общему решению или к нескольким альтернативным, участники в центре круга демонстрируют свои действитель­ные позы.

Путанка

Выбирают водящего. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. Пожалуйста! По команде водящий выходит из комнаты и возвращается туда, когда его позовут. Пока он отсут­ствует, остальные игроки начинают запутываться, меняя свое по­ложение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Когда водя­щий войдет, ему нужно отгадать, в каком же порядке изначально стояли игроки. Учитель: «Итак, взялись за руки. Водящий, по­смотрите, кто за кем. Выходите, зайдите, когда вас позовут. Начали! Водящий, заходите, определите исходную последователь­ность. Пожалуйста!

А теперь водящим может быть любой из вас. Повторим игру несколько раз. Ведущий, берите инициативу в свои руки. Нача­ли! Спасибо, игра окончена».

Разведчик

Выбирают одного из участников — «разведчика». Ведущий про­износит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается). Его задача — обнаружить все перемены.

Вопросы для самоконтроля

Внимание

1. Что такое внимание?

2. Дайте трактовку внимания с позиций разных теорий.

3. Дайте определение внешнего и внутреннего внимания.

4. Охарактеризуйте виды внимательности учеников по И. В. Страхову.

5. В чем отличия природного внимания от социально обусловленного?

6. В чем отличия произвольного и непроизвольного внимания? опосредствованного и непосредственного?

7. Назовите условия организации и поддержания произвольного внимания учеников на уроке.

8. Назовите условия организации и поддержания непроизвольного внимания учеников на уроке.

9. Что такое объем внимания? распределение внимания?

10. Дайте определение флуктуации.

11. Какие условия необходимосоздать для поддержания устойчивого внимания учеников на уроке?

12. В чем проявляются сдвиги внимания?

13. Назовите основные этапы развития детского внимания.

 

Память

1. Каковы основные положения ассоциативной теории в изучении памяти?

2. Как объясняют память в русле гештальттеории?

3. Как объяснял забывание З. Фрейд?

4. В чем суть деятельностного подхода к изучению памяти?

5. Какие научные данные о памяти получены в русле психофизиологического подхода?

6. Назовите виды памяти в зависимости от длительности сохранения информации на разных уровнях.

7. Какие виды памяти выделяют по степени волевой регуляции?

8. Каковы условия организации произвольного запоминания? непроизвольного запоминания?

9. Какие виды памяти выделяют по объекту запоминания?

10. В чем суть эйдетической памяти?

11. По каким линиям идет совершенствование памяти в филогенезе?

Какие этапы в своем развитии проходит память в онтогенезе?

 

Список литературы

 

Внимание

1. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / М. В. Матюхина [и др.]; под ред. М. В. Гамезо [и др.]. — М.: Просвещение, 1984.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 3.

3. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. —
М.: Просвещение, 1989.

4. Коломинский, Я. Л. Человек: Психология: кн. для учащихся ст. кл. /
Я. Л. Коломинский. — М.: Просвещение, 1980.

5. Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1986.

6. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. (Сер. «Мастера психологии»).

7. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя / А. А. Люблинская. — М.: Просвещение, 1977.

8. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер,
2001. — (Сер. «Учебник нового века»).

9. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — Кн. 1: Общие основы психологии.

10. Пасов, Е. И. Урок иностранного языка в школе / Е. И. Пасов. — Минск: Нар. асвета, 1982.

11. Петровский, А. В. Общая психология / А. В. Петровский. — М.: Просвещение, 1987.

12. Познавательные процессы и способности в обучении / В. Д. Шадриков
[и др.]; под. ред. В. Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 1990.

13. Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

 

Память

1. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — (Сер. «Мир психологии»).

2. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа; пер. с франц. — Изд. 2-е, стереотип. — М.: Мир, 1996. — Т. 1.

3. Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1986.

4. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — (Сер. «Мастера психологии»).

5. Майерс, Д. Псіхалогія / Д. Майерс; навук. рэд. М. Ярчак; пер. з англ.
В. Старавойтавай, І. Карпікава, Л. Рускевіч. — М.: Бел. Фонд Сораса: лекцыя, 1997.

6. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — Кн. 1: Общие основы психологии.

7. Петровский, А. В. Общая психология / А. В. Петровский. — М.: Просвещение, 1987.

8. Познавательные процессы и способности в обучении / В. Д. Шадриков
[и др.]; под ред. В. Д. Шадрикова. — М.: Просвещение, 1990.

9. Стюарт-Гамильтон, Я. Психология старения / Я. Стюарт-Гамильтон. — СПб.: Питер, 2002. (Сер. «Мастера психологии»).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.98 (0.061 с.)