Внимание и его особенности (виды, свойства, возрастная динамика развития). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание и его особенности (виды, свойства, возрастная динамика развития).



Внимание—это самостоятельное психологическое явление, заслуживающее специального изучения. У внимания имеются свойства, которыми не обладают другие психологические явления, а также врожденный механизм — ориентировочный рефлекс. Учеными выявлены центры внимания, которые связаны с ретикулярной формацией, ответственной за бодрствование. Функцией внимания является избирательный характер сознательной деятельности человека.

Вместе с тем вниманиене имеет собственного содержания ипредставляет собойспецифический процесс и состояние, которые определяют динамические особенности познавательных процессов человека (памяти, мышления, восприятия).

Теоретическими признаками понятия «внимание» являются:
а) направленность психической деятельности (выделение из окружения значимых для субъекта конкретных явлений, предметов
и т. д.); б) сосредоточенность (большая или меньшая углубленность в деятельность). Следовательно, внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте или явлении при отвлечении от всего остального.

Причины внимания обнаруживаются и в объекте, и в субъекте. Внимание всегда связано с направленностью личности: изменение отношения к предмету вызывает изменение внимания. Во внимании проявляется связь сознания с предметом: чем активнее сознательная деятельность, тем интенсивнее внимание к объекту.

Теории внимания

Свои трактовки внимания находим в трудах ученого И. П. Павлова. По И. П. Павлову, у внимания есть врожденный «пусковой» механизм — ориентировочный рефлекс «Что такое?», который зависит от уровня активации ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды. Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других, с законом индукции нервных процессов. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одном участке мозга, вызывает торможение в других ее областях или сменяется торможением в данном участке. Участок, в котором возникает иррадиация, характеризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь успешно формируются новые условные связи.

А. А. Ухтомский связывал внимание с доминантным очагом возбуждения (господствующим очагом), который образуется в коре головного мозга при действии раздражителя. Данный очаг усиливается под действием дополнительных раздражителей (он накапливает импульсы, поступающие в нервную систему), тормозит возбуждение в соседних участках и придает поведению человека определенную направленность. Шум дождя, тихо звучащая приятная музыка усиливают очаг возбуждения, содействуя тем самым концентрации человека на выполняемой работе.

По Д. О. Хеббу, продуктивность деятельности зависит от уровня эмоционального возбуждения человека. При оптимальном уровне возбуждения наблюдается оптимальный уровень внимания и высокая продуктивность, при низком— человека клонит ко сну, деятельность низко продуктивна. При очень высоких уровнях возбуждения человек переживает дистресс, внимание его рассеянно.

В теории Т. Рибо внимание связано с эмоциями. Интенсивность и продолжительность произвольного (волевого) внимания зависят от интенсивности эмоций, которые вызывает у человека объект внимания. В своей теории моторного внимания основную роль в процессах внимания Т. Рибо отводит движениям. Внимание, всегда связанное с движениями глаз, головы, туловища, сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Специфическим движением является внутренняя речь человека. Движения, их избирательная и целенаправленная активизация концентрируют и усиливают внимание.

С учетом реакций организма Н. Н. Ланге выделял три вида внимания: рефлективное, инстинктивное и волевое. Если рефлективное внимание представляет собой движения, служащие для лучшего восприятия раздражителей, и носит механический характер, инстинктивное вызывается эмоциями любопытства и удивления и совершается без осознания цели, то при волевом внимании, по Н. Ланге, цель и знания о ней заранее известны субъекту.

Советские ученые С. Л. РубинштейниН. Ф. Добрынинотмечали связь внимания с направленностью личности: ее мотивами, потребностями, интересами, идеалами. Н. Ф. Добрыниным было введено в психологию понятие «послепроизвольное внимание».

Грузинский психологД. Н. Узнадзенапрямуюсвязывал внимание с установкой. Под влиянием установки человек выделяет определенный образ или впечатление, которые становятся объектом внимания. Этот процесс был назван ученым объективацией.

По П. Я. Гальперину, внимание — это один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, это психоло-гическое действие. Контрольная часть действия представлена вниманием. При этом внимание не имеет отдельного результата, внимание только способствует улучшению действия. Произвольное внимание — это планомерно осуществляемое внимание.

Виды внимания

Внимание обслуживает разные виды деятельности, поэтому выделяют разные виды внимания: внешнее как сосредоточенность внимания на предметах и явлениях окружающего мира и внутреннее как сосредоточенность на внутреннем мире, на своих мыслях и чувствах. Учитель должен развивать внешнее внимание учеников, призывая их быть внешне внимательными («Сядьте ровно!», «Посмотрите на картину!»), но при этом не забывать о внутреннем внимании своих воспитанников.

ИсследовательИ. В. Страховвыделил четыре вида внимательности учеников:

Действительная внимательность. И внешне, и внутренне школьник сосредоточен на объекте познания.

Кажущаяся внимательность. Внешне ученик выглядит внимательным, а в реальности он сосредоточен не на том, что происходит на уроке.

Кажущаяся невнимательность. Внешне ученик невнимателен, а внутренне он сосредоточен на учебной деятельности.

Действительная невнимательность. Причины действительной невнимательности или рассеянности могут быть социальные (конфликт с учителем), физиологические (аденоиды, головная боль) и психологические (страх, отчаяние).

Кроме внешнего и внутреннего внимания, выделяютприродное и социально обусловленное внимание. Природное внимание этоврожденная способность сосредотачиваться на стимулах, которые несут в себе элемент информационной новизны. Социально обусловленное внимание формируется у человека при жизни в процессе обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией.

Непосредственное внимание связано с объектом, который управляет вниманием. Опосредствованное внимание управляется специальными средствами (жестами, словами).

Интеллектуальное внимание — это сосредоточенность человека на мыслях. Чувственное внимание —это сосредоточенность на эмоциях и чувствах.

По участию воли в процессах внимания выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание — это внимание, которое возникает само по себе, без волевых усилий и без постановки цели. Произвольное внимание, свойственное только человеку, требует постановки цели и приложения волевых усилий. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного, но в процессе деятельности переходит в непроизвольное внимание.

Условия организации и поддержания непроизвольного внимания:

1. Внешние характеристики раздражителя: сила раздражителя; контрастность раздражителя; подвижность раздражителя (изменение учителем силы голоса привлекает внимание учеников); новизна раздражителя; неожиданность раздражителя.

2. Внутренние характеристики связаны с самим субъектом и со структурой его деятельности: интересы;потребности; установки; эмоции и чувства.

Одно из условий организации и поддержания произвольного внимания — осознание целей и задач деятельности. Учитель создает это условие:а) установкой на запоминание задачи; б) просьбой воспроизвести задачу; в) подведением итогов работы (чему научились? что узнали в процессе урока?).Еще одно условие — формирование косвенных интересов. Учитель объясняет ученикам, где пригодится изучаемая по теме урока информация. К необходимымусловиям организации и поддержания произвольного внимания относят формирование чувства долга; создание благоприятных условий для работы (хорошая освещенность помещения, его эстетическое оформление); привычные условия работы (постоянное место работы); контроль (промежуточный, прогностический, итоговый).

Свойства внимания

Внимание имеет отличительные характеристики. Это объем, распределение, переключение и устойчивость.

Объем внимания этоколичество объектов, которые воспринимает человек одновременно за 1 / 10 секунды. Объем внимания имеет возрастную специфику. У младших школьников объем внимания составляет один — два объекта, у подростков — четыре — шесть, у взрослых — пять — семь объектов. Объем внимания связан с техникой чтения. Эта связь взаимообусловленная. При большом объеме внимания лучше техника чтения. И, наоборот, при сформированной технике чтения лучше показатели объема внимания. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточен ученик, а также от его умения связывать и структурировать материал.

Распределение внимания — этоодновременное внимание к двум или более объектам при выполнении действий с ними. Чтобы распределение внимания было продуктивным, одно действие должно выполняться человеком автоматически, т. е. оно должно быть хорошо освоено. У младших школьников малый объем внимания и слабое распределение внимания. В связи с этим учителю рекомендуется ставить конкретные задачи перед выполнением учебного задания, содействовать их осознанию учащимися; осуществлять контроль за выполнением задания; советовать ученикам использовать указки при чтении; не демонстрировать одновременно более двух объектов; не задавать одновременно более двух вопросов; при наличии большого числа наглядных пособий использовать прием «постепенное открытие».

Переключение внимания этопереход внимания от одного вида деятельности к другому, от одного действия к другому в связи с постановкой новой задачи. Существуют правила переключения внимания учеников на уроке, которые должен учитывать учитель. Переход менее болезнен, если он совершается от менее интересного действия к более интересному, от более сложного действия к менее сложному; если используются логические мостики; четко поставлены задачи. Переключение внимания связано с темпераментом человека. Сангвиники и холерики в силу своей пластичности легко переключают внимание. У флегматика и меланхолика внимание вязкое. Для успешного переключения внимания предыдущее действие, выполняемое ими, должно быть завершено.

Устойчивость внимания — этоконцентрация внимания на деятельности или на каком-то объекте в течение длительного времени. Следует знать, что периодическое колебание внимания постоянно имеет место. Колебания внимания,или флуктуации — этопериодические непроизвольные непродолжительные отвлечения внимания при концентрированности на объекте или деятельности. Колебания внимания необходимы для поддержания работоспособности. Сдвиги внимания проявляются в разной степени сосредоточенности человека на разных этапах деятельности. Наиболее низкая степень концентрации внимания учеников в начале и в конце урока.

Чтобы внимание учеников было устойчивым, необходимосоздать условия для организации и поддержания их произвольного и непроизвольного внимания.Деятельность учеников должна быть результативной, приносить им положительные эмоции. Урок должен быть развивающим. Ученикам должна быть предоставлена возможность для творчества (урок-игра, урок-сказка, урок-театр и др.) и общения со сверстниками (работа в парах, в группах и межгрупповая работа).

Развитие внимания

В русле культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский) высшие формы внимания (произвольное, опосредствованное) формируются в онтогенезе. Возникают эти формы внимания в процессе общения ребенка со взрослыми, которые при помощи ряда стимулов и средств направляют и руководят его вниманием, передавая ему средства, которые он впоследствии будет самостоятельно использовать для управления своим вниманием. Первый ряд средств — это сами окружающие предметы, приковывающие своими свойствами внимание ребенка.Второй ряд — это произносимые взрослыми слова, выступающие первоначально в роли стимулов-указаний, направляющих с первых дней жизни внимание ребенка. Произвольное внимание, направляемое взрослым, является процессом его внешнего дисциплинирования.С овладением активной речью ребенок начинает управлять сначала вниманием взрослых, а затем собственным вниманием.

Результаты проведенного А. Н. Леонтьевым исследования показали, что внимание детей с возрастом улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет быстрее, чем его развитие в целом. Перелом в развитии внимания, который происходит в школьном возрасте, характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание превращается во внутренне опосредствованное. Кроме того, в школьном возрасте отмечен максимальный рост различий в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания, которые затем уравниваются. В процессе обучения происходит развитие контрольной функции внимания, т. е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. В этом П. Я. Гальперин видит основное содержание внимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.011 с.)