Муниципально-территориальное устройство: понятие, элементы, соотношение с административно-территориальным устройством. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципально-территориальное устройство: понятие, элементы, соотношение с административно-территориальным устройством.



Территориальная организация местного самоуправления имеет в России двухуровневую структуру:

1. Городские и сельские поселения.

2. Муниципальные районы.

Наличие обоих уровней обязательно. Исключение из общего правила — городские округа, соединяющие в своей компетенции полномочия обоих уровней, и внутригородские территории городов федерального значения.

МТУ - можно рассматривать как институт муниципального права (совокупность правовых норм, которые регулируют территориальную организацию, органы, компетенцию, границы).

МТУ- представляет собой деление территорий субъектов на муниципальные образования, в пределах которых осуществляется местное самоуправление.

Объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы не означает подчинения первых вторым. Все муниципальные образования в пределах своей компетенции самостоятельны.

«131» Закон не отождествляет территориальную организацию местного самоуправления и административно-территориальное деление. Городские/сельские поселения, муниципальные районы, городские округа территориально могут не совпадать с населенными пунктами, административными районами, сельсоветами, сельскими округами. В границах административного района, допустим, могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ. Если же, например, городское поселение как муниципальное образование совпадает с территорией города как населенного пункта, то изменение границ городского поселения как муниципального образования не означает обязательного изменения границ города и наоборот. Аналогичным образом при совпадении границ муниципального и административного района изменение границ муниципального района не меняет границ административного района, а изменение границ административного района не меняет границ муниципального района.

 

АТУ субъектов РФ первично по отношению к территориальной организации местного самоуправления, поскольку именно в соответствии с административным устройством территории субъекта РФ организуется деятельность не только ОГВ этого субъекта, но и федеральных ОГВ, ОМС.

 

20.Муниципальное образование: понятие, формы, виды. Двухуровневая система муниципальных образований. Модели организации местной власти.

Муниципальное образование – городское/сельское поселение или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется МСУ, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и ОМС.

Признаки МО:

1. Определенная территория..

2. Наличие населения.

3.В пределах МО осуществляется МСУ

4. Наличие органов МСУ.

5. Наличие муниципальной собственности.

6. Наличие местного бюджета.

7. Наличие устава МО.

 

Виды МО:

1. Муниципальные образования общего типа.

а) городское поселение – муниципальное образование из одного города или поселка, в котором МСУ осуществляется населением непосредственно или через выборные иные органы МСУ.

б) сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в котором МСУ осуществляется населением непосредственно или через соответствующие органы МСУ.

в) муниципальный район – это муниципальное образование из нескольких поселений, в границах которых МСУ осуществляется в целях решения вопросов местного значения непосредственно населением или через органы МСУ, которые по закону могут наделяться так же отдельными гос полномочиями.

г) городской округ – МО городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, ОМС которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения населения, а так же могут осуществлять отдельные гос полномочия. Екб – тоже городской округ. А районы, например «Кировский» - это административная единица, которая не является МО.

2.Муниципальные образования специального типа.

а) внутригородские территории городов федерального значения,

б) ЗАТО

в) наукограды,

г) приграничные территории

Отличием поселений от районов и округов:

1 поселение образованы по поселенческому принципу, а районы по территориальному.

2 за разными видами муниципальных образований закрепляются собственные вопросы местного значения;

3 городские и сельские поселения решают вопросы только местного значения, а муниципальные и городские округа решают так же и вопросы гос значения.

4 за каждым из видов муниципальных образований закрепляется собственный перечень объектов муниципальной собственности.

 

21.Преобразование муниципальных образований, установление и изменение границ муниципальных образований.

Преобразование муниципальных образований - это объединение, разделение МО, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статуса городского округа, либо лишение его такого статуса.

Объединение МО - слияние двух или более муниципальных образований в одно новое с переходом прав и обязанностей каждого из объединяющихся МО к вновь образуемому.

Разделение МО - разделение одного МО на два и более МО с прекращением существования разделяемого МО после передачи его прав и обязанностей к вновь создаваемым МО.

Упразднение МО - это прекращение его существования без передачи территорий, прав и обязанностей другим МО в порядке правопреемства к другим МО. Возможно при утрате МО признака населенности.

Принципы лежащие в основе преобразования:

1. Первичности волеизъявления населения, с учетом согласия или мнения населения.

2. Принцип учета исторически сложившейся системы проживания людей, производственных, экономических, социальных связей, и сложившегося уровня единства территорий.

3. Принцип учета целостности территорий субъекта и его административно-территориального деления.

4. Принцип выбора оптимальных территориальных пределов для МО, позволяющих эффективно осуществлять функции МСУ и отдельные государственные полномочия передаваемые органам местного самоуправления.

5. Принцип обеспечения взаимодействия органов МСУ с ОГВ и населения.

6. Принцип создания условий для защиты интересов национальных меньшинств в местах их компактного проживания.

Законом субъекта РФ с учетом плотности населения и доступности территорий населения.

Границы сельского поселения в состав которого входят 2 и более населенных пункта как правило устанавливается с учетом пешеходной доступности до административного центра и обратно в теченииерабочего дня для жителей всех населенных пунктов входящих в состав этого поселения.

А границы муниципальных районов устанавливаются с учетом транспортной доступности.

Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.

Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения.

Закрепление границ муниципальных образований. Правила:

1) если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией административно-территориальной единицы, его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы;

2) если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией нескольких административно-территориальных единиц (населенных пунктов), его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальных единиц;

3) если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц, его граница определяется по границам административно-территориальных единиц в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке, и естественным границам (линиям рельефа, ясно видимым ориентирам, иным характерным точкам: дороги, просеки, мосты и т.п.) в части, в которой границы муниципального образования не совпадают с границами административно-территориальных.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, ОМС, ОГВ субъекта РФ, ФОИВ.

Если изменение границ связано с переходом отдельных поселений, населенных пунктов от одного муниципального образования к другому, то требуется получение согласия населения данных поселений, населенных пунктов. Согласие населения выявляется путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных образований. Если изменение границ связано с переходом от одного муниципального образования к другому ненаселенной территории (например, участка леса), то достаточно учета мнения представительного органа.

 

22.Городское и сельское поселение как муниципальные образования.

Сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляет населением непосредственно или через ОМС.

Городское поселение – это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется непосредственно или через ОМС.

В сельских поселениях, включающих в себя 2 и более населенных пункта, выделяются административные населенные пункты, в которых располагаются ОМС.

В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Требования к определению границ поселений:

1) территория субъекта РФ разграничивается между поселениями.

2) Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов

3) Территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, входят в состав муниципальных районов

4) Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории населения.

5) Территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

6) Территория одного поселения не может входить в состав территории другого поселения

7) В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок

8) Если в сельском населенном пункте численность населения составляет более тысячи человек, то данный населенный пункт, в единственном числе, входит в состав территории сельского поселения

9) В состав территории сельского поселения могут входить объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее тысячи человек.

10) Граница сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта устанавливается с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов входящих в его состав. Административным центром сельского поселения является населенный пункт, в котором находится представительный орган данного поселения. Все поселения, которые не являются городскими округами в обязательном порядке входят в состав муниципального района.

 

23.Муниципальный район: понятие, порядок образования

Муниципальный район – это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, населением непосредственно или органами местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия.

Все поселения, которые не являются городскими округами в обязательном порядке входят в состав муниципального района. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения. Границы муниципального района устанавливаются с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений входящих в его состав. Требования доступности могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Закон предусматривает, что между поселением и муниципальным районом можно заключать соглашения о передачи части полномочий. С передачей полномочий, передается и бюджетные средства для исполнения этих полномочий.

Административным центром муниципального района может считаться город, поселок, имеющий статус городского округа и окруженный территорией муниципального района.

Все муниципальные образования в обязательном порядке подлежат внесению в государственный реестр муниципальных образований. Государственный реестр ведется министерством юстиции и его территориальными подразделениями.

 

 

24.Городской округ как муниципальное образование.

Городской округ – это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и, ОМС которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия. Городским округом, как правило, является городское поселение. Городской округ не входит в состав муниципального района.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ. Такое наделение осуществляется при наличии сложившейся социальной, транспортной, иной инфраструктуры необходимой для самостоятельного решения ОМС вопросов местного значения городского округа, а также вопросов местного значения прилегающего к нему муниципального района. При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения подтвержденные генеральным планом данного поселения.

Все муниципальные образования в обязательном порядке подлежат внесению в государственный реестр муниципальных образований. Государственный реестр ведется министерством юстиции и его территориальными подразделениями. Для внесения муниципального образования в реестр глава муниципального образования представляет в МинЮст следующие документы:

1. Заявление подписанное главой муниципального образования

2. Официальный текст закона субъекта РФ об установлении границ муниципального образования и наделения его соответствующим статусом

3. Копия официально опубликованного устава МО

4. Копия свидетельства о государственной регистрации устава МО

Министерство юстиции производит необходимую запись в государственном реестре и выдает свидетельство о государственной регистрации муниципального образования. В случае преобразования муниципальных образований сведения об этом вносятся в государственный реестр.

 

 

25.Особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах и закрытых административно-территориальных образованиях.

ФЗ от 14 июля 1992 года «о ЗАТО». ЗАТО - это территориальное образование, имеющее ОМС в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработки радиоактивных и иных материалов, военные объекты и иные объекты для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании или упразднении ЗАТО принимается Президентом РФ по предложению правительства. Вся территория ЗАТО является территорией муниципального образования со статусом городского округа. ОМС ЗАТО решают вопросы местного значения определенные ФЗ-131 для городского округа. Закон «О ЗАТО» устанавливает дополнительные полномочия ОМС. Глава муниципального образования ЗАТО является председателем представительного органа этого МО. Также закон устанавливает особенности землепользования, приватизации и совершение сделок с недвижимым имуществом.

ОМС ЗАТО осуществляют полномочия:

1. Координируют деятельность предприятий, подразделений охраны, милиции, ГО и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

2. По согласованию с органами ФСБ имеют право давать разрешение на въезд

граждан в ЗАТО и выезд из него.

3. Осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, экологическим

состоянием ЗАТО и иные полномочия.

Местная администрация ЗАТО выступает заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры.

В доходы бюджета ЗАТО зачисляются все налоги и другие поступления на его территории.

ФЗ от 8 апреля 1999 года «о статусе Наукограда в РФ»

Постановление правительства РФ от 25 ноября 2004 года «Об утверждении порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса Наукограда РФ и прекращения такого статуса»

Наукоград – это муниципальное образование со статусом городского округа имеющее высокий научно-технический потенциал с градообразующим научно-производственным комплексом. Научно-производственный комплекс – это совокупность организаций осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовка кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в РФ. Например, Королев, Петергоф, Кольцово Новосибирской области. Наукоградом может стать любое муниципальное образование. При присвоении статуса муниципальное образование автоматически получает статус городского округа.

Требования к наукограду:

1. Научно-производственный комплекс должен быть расположен на территории данного муниципального образования

2. Численность работающих на научно-производственном комплексе должна составлять не менее 15 % численности работающих на территории всего муниципального образования.

3. Объем научно-технической продукции научно-производственного комплекса в стоимостном выражении должен составлять не менее 5-10 % общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов на территории этого муниципального образования.

4. Организации, входящие в научно-производственный комплекс должны являться юридическими лицами.

Статус и его срок наукограда присваиваются и прекращается правительством РФ.

Досрочное прекращение статуса:

1. В случае несоответствия результатов деятельности научно-производственного комплекса задачам определенным правительством РФ

2. В случае мотивированного ходатайства представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении такого статуса.

3. В случае исключения из числа государственных приоритетных направлений деятельности научно-производственного комплекса. В этом случае статус наукограда может быть прекращен не ранее 5 лет со дня присвоения.

Если до присвоения статуса наукограда муниципальное образование было городским поселением, то после превращения этого статуса муниципальное образование продолжает оставаться городским округом. Если же до присвоения статуса наукограда муниципальное образование являлось сельским поселением, то после прекращения статуса муниципальное образование теряет статус городского округа и становится сельским поселением. Присвоение статуса наукограда является основанием для финансирования из федерального бюджета дополнительных расходов в виде субвенций.

 

 

26.Компетенция муниципальных образований: понятие, общая характеристика.

1 т.з. Компетенция равна.

2 т.з. Компетенция равна предмет ведения + полномочия.

Направления в регулировании компетенции:

- Негативное регулирование - законодатель в рамках принятых законах позволяет решать муниципалитетам вопросы, не указанные в законе и не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления. Это регулирование базируется на концепции естественных прав.

- Позитивное регулирование - муниципалитеты могу осуществлять лишь те вопросы и лишь тот набор компетенции, который напрямую разрешен законом. В ФЗ-131 законодатель использовал только один способ: он встал на путь позитивного регулирования, но с допущением негативного.

Полномочия в сфере местного самоуправления - закрепляемые нормами права за населением, иными субъектами, образуемыми населением, права и обязанности, необходимые для реализации задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории.

Способы реализации:

1. Непосредственно населением

2. Опосредованно через формируемые населением ОМС и ДЛ.

Содержание полномочий местного самоуправления:

А - собственные полномочия - это те полномочия, которые признает за местным самоуправлением государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения и управления муниципальной собственностью.

Б - отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться ОМС законами РФ.

Компетенция ОМС - это 2 элемента:

1 - предмет ведения - это сферы общественной жизни, в которых действует ОМС. Предметы - определенный круг деятельности такого органа, действуя в котором он реализует свои права и обязанности. Предмет и ведение как структурные элементы компетенции выступают способ юридического обозначения тех общественных отношений, которые определяются законом в качестве предмета властных действий соответствующего органа. В зависимости от предметов ведения ОМС можно разделить на органы общей и специальной компетенции.

2 - Права и обязанности (правомочия) - если с определением предметов ведения дается ответ на вопрос, в каких областях местной жизни тот или иной орган компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей

соответствующего органа в той или иной сфере местной жизни. Права дают органам возможность выбрать вариант решения того или иного вопроса. Обязанности жестко регламентируют действия органов.

 

 

27.Вопросы местного значения: понятие, содержание, виды. Символика муниципального образования.

Они исходят из предмета ведения.

Признаки вопросов местного значения:

1 Направленность на непосредственное жизнеобспечение населения

2 Локальный характер этих вопросов

3 Самостоятельное решение этих вопросов муниципалитетом за счет средств местного бюджета

4 Для решения этих вопросов, в законе закрепляется состав муниципального имущества

5 Эти вопросы относятся к компетенции муниципального образования

6 Они определены применительно к конкретным типам муниципальных образований.

Виды:

К1. В зависимости от видов МО:

- Вопросы местного значения городских и сельских поселений.

- муниципальных районов.

- городских округов.

К2. По содержанию, сферам жизнедеятельности:

-финансово-экономические вопросы

-хозяйственного характера вопросы

-социальные вопросы

-вопросы охраны общественного порядка (ст. 132 КРФ)

К3 В зависимости от источника и характера закрепления:

-обязательные вопросы местного значения

-факультативные вопросы местного значения, которые закрепляются в уставах муниципальных образований (по остаточному принципу).

Для осуществления соответствующих функций ФЗ № 131 наделяет ОМС комплексом полномочий (ст. 17 ФЗ № 131).

Виды:

К1. По форме закрепления: конституционная, законодательная, уставная, регламентная.

К2. По содержанию полномочий: представительские полномочия, нормотворческие, организационно-распорядительные, контрольные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.069 с.)