Предотвращение угрозы ядерного терроризма – веление времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предотвращение угрозы ядерного терроризма – веление времени



 

По мере распространения на Земле ядерных технологий и нарастания угрозы их применения диктаторскими режимами и силами международного терроризма становится все более актуальным защитить мировое сообщество от грядущей ядерной катастрофы. Ведущие мировые державы и международные организации всерьез занялись разработкой комплекса активных и превентивных мероприятий по сокращению ядерных арсеналов, нераспространению ядерного оружия и ядерных технологий и предотвращению угрозы ядерного терроризма. Не остается в стороне от этих процессов и Россия, где любые проявления терроризма, а тем более ядерного, относятся к наиболее тяжким преступлениям, наносящим ущерб государственной и общественной безопасности. Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, кандидат исторических наук Станислав Иванов специально для ИА «Оружие России» попытался по-новому взглянуть на эту проблему и предложить, может быть, нестандартные, но, возможно, наиболее эффективные пути ее решения.

Терроризм как явление порождают нерешенность политических, социально-экономических, территориальных, национальных, этнических, религиозных и других внутренних и региональных конфликтов, которые иногда переходят в локальные войны, в рамках которых террористические акты становятся как бы частью боевых действий.

Терроризм также возникает в качестве противодействия политике великих держав, пытающихся распространить свое влияние по всему миру и навязать свои модели поведения странам и народам с другими традиционными, отличающимися от западных моделей, государственными устройствами, обществами и укладами жизни.

Как следствие, возникают экстремистские организации, тайные или полутайные общества и, в частности, псевдорелигиозные, псевдопатриотические, националистические и сектантские, которые вырабатывают «единственно верное» учение спасения своего народа или коренного улучшения его жизни и стараются привлечь на свою сторону как можно больше сторонников.

В последние годы новую волну насилия, экстремизма и терроризма в мире пытаются объяснить обострением борьбы западной и восточной (христианской и исламской) цивилизаций. Вряд ли это можно отнести к научному подходу, но террористы всех мастей умело играют на нарастающих противоречиях современного мироустройства.

Важной особенностью дальнейшей экспансии терроризма является его транснациональный и международный характер. Как правило, террористические организации создают единые руководящие органы, систему управления, финансирования, материально-технического обеспечения, боевые подразделения, сеть опорных пунктов и конспиративных баз по всему миру.

Иногда, наоборот, террористы в целях повышения уровня безопасности своей подпольной деятельности избегают вертикальных связей и действуют разрозненными ячейками, но с единой целью («Аль-Каида»). Терроризм в любых формах превратился в одну из самых опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям современных угроз человечеству.

При этом особую опасность для мирового сообщества представляет угроза использования террористами оружия массового уничтожения и, в первую очередь, ядерных и радиоактивных боезарядов и материалов.

Ядерный терроризм представляет собой совокупность преступных действий, связанных с захватом силой, хищением, противоправным приобретением, перемещением и использованием ядерных или других радиоактивных материалов с намерением причинить масштабный ущерб населению, экономике или окружающей среде в целях устрашения и оказания давления на общество и органы власти.

В широком понимании этого явления подразумевается доступ террористов к любым ядерным и радиоактивным материалам и технологиям, в узком – непосредственно к ядерным боезарядам. Существует широко распространенное мнение, что проблематика ядерного терроризма сама по себе носит лишь условный характер и на сегодняшний день реальной опасности для человечества не представляет.

Действительно, до настоящего времени в мире не было отмечено террористических актов с использованием ядерных взрывных устройств (Только в 1961 году мятежный французский генерал Морис Шале неудачно попытался захватить ядерный полигон в Алжире). Максимум, чего могли бы добиться террористы сегодня – это заполучить небольшое количество радиоактивных материалов для изготовления, так называемой, «грязной бомбы».

Тем не менее, уже имели место попытки террористов получить доступ к ядерным материалам и даже применить их. Так, в 1995 году чеченские террористы скрытно разместили ящик с радиоактивным цезием в одном из московских парков. Установлено, что активно стремились к приобретению ядерных материалов японская религиозно-террористическая секта «Аун Сенрике» и террористическая группировка «Аль-Каида».

В Афганистане в ходе проведения контртеррористической операции в Кабуле были обнаружены документы по изготовлению ядерного боеприпаса – диаграммы, справки и прочее. Захваченные в плен сподвижники Усама бен Ладена дали показания о его настойчивом стремлении к обладанию ядерным оружием или радиоактивными материалами. Радиоактивный «полоний» использовался неизвестными преступниками при убийстве российского диссидента Литвиненко в Лондоне.

Ядерные объекты и научно-исследовательские центры уже давно стали представлять повышенный интерес для террористов всех мастей и их агентуры. Опасения, связанные с хранением, учетом и перевозкой ядерного оружия и радиоактивных материалов, с каждым годом увеличиваются. Они обусловлены возможностями негосударственных субъектов, в том числе террористов, в условиях глобализации приобретать через киберпространство необходимую информацию, ядерные технологии и материалы и создавать реальные угрозы международному миру и безопасности.

В мире накоплено 27.000 единиц ядерного оружия, из которых 12.000 находятся в состоянии боевого развертывания. Россия, США, Великобритания, Франция и Китай располагают огромными запасами ядерного оружия. Также освоили технологии его производства Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея. О планах создания атомно-энергетических установок объявили Алжир, Египет, ЮАР, Марокко, Турция, страны Персидского залива, Индонезия, Иран.

Указанные тенденции подчеркивают необходимость повышения стандартов ядерной безопасности по всему миру, выявления и нейтрализации террористических групп, стремящихся к обладанию ядерными средствами массового уничтожения. Повышенные требования должны предъявляться к эффективности мер по физической защите, учету, контролю и предотвращению контрабанды радиоактивных материалов.

Угроза ядерного терроризма вынуждает все более тесно сотрудничать в борьбе с ним отдельные страны и международные организации:

· ООН

· Интерпол

· Международную организацию экспертов и другие

Центральную роль в координации усилий на данном направлении играет ООН, прежде всего, ее главные органы – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, МАГАТЭ, а также различные многосторонние неформальные партнерства.

В последние годы в рамках ООН и ее учреждений принят ряд международно-правовых документов по различным аспектам предотвращения ядерного терроризма. 12 апреля 2005 года ГА ООН приняла консенсусом основополагающий документ в сфере обеспечения ядерной безопасности мирового сообщества - Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма.

Конвенция, открытая для подписания 14 сентября 2005 года, вступила в силу 7 июля 2007 года. Разработанная в рамках ООН по инициативе Российской Федерации, Конвенция стала первым антитеррористическим документом, принятым государствами на упреждение, то есть до совершения террористических актов с использованием ядерных материалов или других радиоактивных веществ, и первым универсальным международным договором, направленным на их предотвращение.

Ее цель - подвести эффективную правовую базу под международное сотрудничество в деле предотвращения актов ядерного терроризма, включая их пресечение и ликвидацию последствий, осуществление комплексных мер для антитеррористической защиты как мирного, так и военного атома.

Представляется важным, что Конвенция требует определения ядерного терроризма в качестве преступления в национальных законодательствах всех государств и обязывает государства-участники осуществлять международное сотрудничество в предотвращении и расследовании актов ядерного терроризма и уголовном преследовании террористов.

Особенность этого документа заключается и в том, что он не только служит делу борьбы с международным терроризмом, но и способствует укреплению глобального режима ядерного нераспространения. Основное внимание Конвенция уделяет предупреждению использования радиоактивных материалов для совершения террористических актов.

Конвенция содержит подробный перечень действий (лиц или группы лиц), которые рассматриваются в ней как преступные. Особо следует отметить значение конвенционных положений, направленных на обеспечение неотвратимости наказания преступников путем утверждения универсальной уголовной юрисдикции на основе принципа aut dedere aut judicare (либо выдай, либо суди - лат.), согласно которому государство, на территории которого оказался преступник, обязано либо подвергнуть его уголовному преследованию, либо выдать для этих целей другому государству.

Государства-участники обязуются оказывать друг другу максимальную помощь в связи с расследованиями, уголовным преследованием или процедурами выдачи, предпринятыми в отношении преступлений ядерного терроризма, включая содействие в получении имеющихся у них доказательств, необходимых для разбирательства.

После вступления в силу Конвенции принятие государствами-участниками мер, направленных на предупреждение и пресечение актов ядерного терроризма, перестало быть только вопросом их внутренней политики. К 7 июля 2007 года (на момент вступления Конвенции в силу) ее подписали 115 государств и 22 - ратифицировали.

Устранив правовой вакуум в такой чувствительной сфере безопасности мирового сообщества, Конвенция заложила необходимые юридические основы успешной международной борьбы за предотвращение и ликвидацию ядерного терроризма на глобальном уровне. Вместе с тем, международно-правовая и уголовно-процессуальная основы борьбы против угрозы ядерного терроризма все еще находятся в процессе формирования.

В связи с этим уместно отметить, что более точно смыслу и назначению рассмотренной выше конвенции отвечало бы название «Международная конвенция о предотвращении и ликвидации ядерного терроризма и борьбе с ним», что позволило бы более полно и точно раскрыть логику конвенции, ее ориентированность не только на предупреждение отдельных ядерных терактов и устранение их последствий, но и на искоренение этого зла.

Осознание угрозы ядерного терроризма в мировом сообществе остается все еще недостаточно глубоким. О недооценке опасности свидетельствует такой факт: ее пока ратифицировали менее 30 государств, то есть лишь 15% членского состава ООН.

Конвенция еще далека от приобретения характера универсальной. По-видимому, общее признание угроз со стороны ядерного терроризма еще не трансформировалось у целого ряда стран в понимание того, что они напрямую затрагивают международную и национальную безопасность.

В 2006 году Россия и США выдвинули Глобальную инициативу по предотвращению ядерного терроризма. Эта инициатива – эффективный инструмент международной безопасности. Ее участниками в настоящее время являются 76 государств и 4 международные организации. 14 апреля 2010 года в рамках этой инициативы в Вашингтоне состоялся очередной саммит, на который были приглашены главы государств и правительств 45 стран, а также руководители ряда международных организаций, в том числе МАГАТЭ.

Его участники обсудили вопросы повышения ядерной безопасности и предотвращения угрозы ядерного терроризма, а также конкретные меры, которые помогли бы в будущем полностью обезопасить хранение и транспортировку ядерных материалов. Особое значение этому саммиту придал тот факт, что он состоялся через три дня после подписания президентами России и США нового Договора о стратегических наступательных вооружениях – СНВ-3, который предусматривает значительное сокращение ядерных арсеналов обоих государств.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.206 (0.012 с.)