ТОП 10:

МЕРЫ УКРЕПЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ



 

Меры укрепления доверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения.

Начало юридическому оформлению этого института было положено в 60—70-х годах принятием ряда соглашений (об установлении линий прямой связи, об ограничении военной деятельности, о предотвращении ядерной войны в результате несанкционированных действий), нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.

Особого внимания заслуживают двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают доминирующее положение (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок 1988 г., Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях 1989 г. и др.). Эти меры представляют группу норм, входящих в институт мер укрепления доверия, которые можно охарактеризовать как сопутствующие безопасности и разоружению (уведомление, наблюдение, контрольная деятельность, информация).

Разработка и совершенствование мер укрепления доверия успешно осуществляются на региональном уровне. Это подтверждают некоторые документы СБСЕ, которые представляют самостоятельную группу мер укрепления доверия как института права международной безопасности.

В целях дополнения политической разрядки разрядкой военной в Заключительный акт СБСЕ 1975 г. был включен Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения. В Документе говорится о предварительных уведомлениях о крупных военных учениях сухопутных войск с участием более 25 тыс. человек; о взаимном обмене наблюдателями для присутствия на военных учениях; о содействии обменам по военной линии, включая визиты военных делегаций. Дальнейшую конкретизацию меры укрепления доверия получили в Документе Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и .безопасности и разоружению в Европе (1986 г.) и Венском документе переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности (1990 г.).

Эти документы включают договоренности о неприменении силы или угрозы силой во всех ее видах, в том числе и вооруженной. Предусмотрен ежегодный обмен информацией о военных силах (в отношении военной организации, личного состава, основных системах вооружения и техники) в зоне применения мер укрепления доверия; о планах развертывания основных систем вооружения и техники; о военных бюджетах. Выработан механизм консультаций и сотрудничества в отношении опасных инцидентов военного характера.

Предусмотрена широкая сеть контактов: посещение авиабаз, обмены и визиты между представителями военного руководства, между военными учреждениями, посещение учебных занятий, обмены между командирами и офицерами командного состава до бригадного (полкового) уровня, обмены и контакты ученых в области военных исследований.

Конкретизирован и расширен объем мер уведомительного характера об определенных видах военной деятельности. В частности, военная деятельность подлежит уведомлению, когда в ней участвует в любое время 13 тыс. человек. В этих случаях дается уведомление в письменном виде всем членам ОВСЕ по дипломатическим каналам за 42 дня или более до начала военной деятельности.

В качестве обязательной меры предусмотрен обмен ежегодными планами военной деятельности государств, которые передаются в письменном виде по дипломатическим каналам не позднее 15 ноября каждого года.

Введены ограничительные положения, запрещающие проведение военной деятельности с участием более 40 тыс. человек, если эта деятельность не была включена в ежегодный план до 15 ноября каждого года. За соблюдением всех согласованных мер укрепления доверия предусмотрен контроль в форме инспекции.

Меры доверия предусмотрены и в отношениях с Китайской Народной Республикой. Имеются в виду два документа:

Соглашение между Правительством СССР и Правительством КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы, подписанное 24 апреля 1990 г., и Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики по этим же вопросам от 18 декабря 1992 г. В соответствии с Соглашением Стороны путем консультаций разрабатывают эффективные меры по укреплению доверия в районе границы: отказ от проведения военных учений, направленных против другой Стороны, ограничение масштабов и количества военных учений в районе границы, взаимное уведомление о военных учениях и о крупных передвижениях войск, приглашение наблюдателей Сторон на военные учения, согласование зон, где исключаются проведение военных учений и дислоцирование боевых частей, обмен ежегодными планами военной деятельности. Меморандум подтверждает обязательства по Соглашению и намечает дальнейшие переговоры.

Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом международного контроля. Механизмы контроля, зафиксированные в договорах, сводятся к созданию контрольных органов в рамках международных организаций, учреждению государствами специальных контрольных органов, использованию национальных технических средств контроля.

Успешному осуществлению контроля способствуют согласованные дополнительные меры, такие, как оснащение военных объектов особыми опознавательными знаками (Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.); согласованные правила подсчета систем вооружений; уведомление о предстоящих действиях; обмен количественными данными о вооружениях, местах их расположения и технических характеристиках.

Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международными соглашениями.

 

 

Общепризнанными средствами обеспечения международной безопасности являются меры укрепления доверия и гарантийные меры безопасности. Под мерами укрепления доверия понимается совокупность предусмотренных международными соглашениями мероприятий, направленных на уменьшение угрозы вооруженного конфликта. Меры укрепления доверия направлены на установление доверительных отношений между государствами, углубление международного сотрудничества в области обмена военной информацией. Именно информационный аспект является основным при осуществлении мер укрепления доверия. Иными словами, допускаемая на взаимной основе разумная открытость военной деятельности государств также может рассматриваться как способ укрепления международного мира и безопасности. Как правило, меры укрепления доверия применяются наряду с разоружением, так как служат лучшему достижению целей последнего. Способы обмена информацией между государствами могут быть различными: взаимное наблюдение, информирование о планах военной деятельности (например, об учениях), предварительное уведомление о передвижениях войск, обмен данными о численности и структуре вооруженных сил, совместные учебно-тактические действия, семинары по обмену военным опытом, обучение иностранных военных специалистов и т.п.

Первыми мерами укрепления доверия были соглашения между ядерными державами, предусматривающими улучшение связи, а именно - открытие линий прямой связи. Данные меры позволяли государствам оперативно обмениваться информацией в целях предупреждения взаимного непонимания и обострения обстановки. В дальнейшем стали заключаться двусторонние и многосторонние соглашения, направленные на снижение угрозы вооруженного столкновения как на земле, так и в воздухе и на море. Примером здесь может служить советско-американское Соглашение о предотвращении опасной военной деятельности 1989 года. В соответствии с подобными соглашениями, военная техника государств-участников должна находиться на определенном расстоянии друг от друга, государствам запрещено осуществлять маневры в опасной близости друг от друга, имитировать применение оружие и другие опасные действия.

В настоящее время в рамках ОБСЕ действуют соглашения, согласно которым осуществляется целый комплекс мер укрепления доверия. Они закреплены в Заключительном Акте 1975 года, в Итоговом документе Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе 1986 года, в ряде Венских соглашений по указанным мерам (1992, 1994 и 1999 годов). Сфера действия мер охватывает огромную территорию от Атлантического океана до азиатского континента. Государства, осуществляющие военную деятельность в данном районе, обязаны уведомлять друг друга о любых крупномасштабных учениях, передвижениях и перебросках войск численностью свыше 13 тысяч человек. Кроме того, до 15 ноября каждого года государства должны обмениваться своими ежегодными планами военной деятельности.

Республикой Казахстан ратифицировано Соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Китаем об укреплении доверия в военной области в районе границы от 26 апреля 1996 года. Данное Соглашение дополняет и конкретизирует советско-китайское межправительственное Соглашение о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы 1990 года. В соответствии с Соглашением 1996 года, стороны предпринимают следующие меры:

-обмениваются информацией о согласованных компонентах вооруженных сил и пограничных войск (до 15 декабря каждого года по состоянию на первое января следующего года);

-не проводят военные учения, направленные против другого государства-участника;

-ограничивают масштабы, географические пределы и количество войсковых учений (с количеством участников более 25 тысяч человек - не чаще одного раза в год);

-уведомляют о крупномасштабной военной деятельности и перемещениях войск, вызванных чрезвычайной ситуацией;

-уведомляют о временном вводе войск и вооружений в 100-километровую географическую зону по обе стороны от линии границы;

-взаимно приглашают наблюдателей на войсковые учения (если численность участвующих войск достигает 35 тысяч человек);

-принимают меры по предотвращению опасной военной деятельности;

-запрашивают о неясных ситуациях (запрашиваемая сторона обязана в течение 7 суток, а в экстренных ситуациях - в течение 2 суток дать ответ на соответствующий запрос);

-укрепляют дружественные контакты между военнослужащими вооруженных сил и пограничных войск в районе границы и осуществляют другие согласованные меры доверия.

Другой важной разновидностью мер доверия являются меры, направленные на предотвращение случайного или несанкционированного ядерного конфликта. В данной области действуют Соглашение между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 года, Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны 1973 года, Соглашение между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия 1976 года, Соглашение между СССР и Великобританией о предотвращении случайного возникновения ядерной войны 1977 года, Соглашение между СССР и США о создании центров по уменьшению ядерной опасности 1987 года и два Протокола к нему. Смысл данных договоров заключается в принятии ядерными державами обязательств по немедленному уведомлению другой стороны о всех случаях несанкционированного запуска ракет, аварийных ситуациях на ядерных установках и других ядерных инцидентах. Аналогичную направленность имеет заключенное 31 мая 1988 года в Москве Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок.

Среди относительно новых мер доверия обращает на себя внимание решение Генеральной Ассамблеи ООН об учреждении Регистра обычных вооружений, который был учрежден Генеральным Секретарем Организации 1 января 1992 года. В Регистр вносятся добровольно предоставляемые государствами сведения, касающиеся импорта и экспорта семи категорий основных видов оружия. Число государств, предоставляющих такую информацию, последовательно увеличивается и в настоящее время превышает 120 стран, включая Республику Казахстан.

 

Для обеспечения эффективности реализации норм МП в международном общении используется институт контроля. Под международным контролем понимается деятельность участников международных правоотношений по проверке соблюдения обязательств субъектов МП и содействию их выполнению. Институт контроля в МП - межотраслевой; его нормы "разбросаны" по различным отраслям этой системы права (право международной безопасности, международное гуманитарное право, международное морское право и т.д.). Предметом контроля являются те международные обязательства государств и других субъектов международных отношений, выполнение которых контролируется (контроль в области прав человека, контроль за разоружением, контроль в области охраны окружающей среды и т.п.). Различают виды и формы международного контроля. Вид международного контроля характеризует его субъектов. По этому основанию можно выделять контроль, осуществляемый: государствами (например, инспекции на объекты по уничтожению химического оружия по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.), международными организациями (контроль МАГАТЭ за нераспространением ядерного оружия по Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г.), специально созданными международными органами (контроль Европейского Суда по правам человека по Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г), специально созданными межгосударственными органами (контроль Совета сотрудничества по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами - членами, с другой стороны, 1994 г.). Формы контроля свидетельствуют о порядке организации контрольных функций субъектов контроля. В их числе: уведомления (Соглашение между СССР И США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок 1988 г.), отчеты о выполнении договоров и рекомендации (Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.), доклады (по Договору о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 г.), рекомендации (Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.), обмен информацией (Соглашение о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами, не являющиеся стратегическими баллистическими ракетами 1997 г.), расследования (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.), консультации (Договор по открытому небу 1992 г.), инспекции (Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г.), посещение объектов (Протокол к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.), наблюдатели (Итоговый документ Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе 1986 г.), петиции (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.), рассмотрение споров (Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.), национальные технические средства (Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г.). Перечень видов и форм контроля в настоящее время постоянно расширяется в связи с расширением сферы международного сотрудничества и сужением области "вопросов, входящих исключительно во внутреннюю компетенцию государств".

 

КИБЕРТЕРРОРИЗМ

Глобальная сеть Интернет постоянно совершенствуется: в ней появляются новые сервисы и огромное количество информации. Это открывает не только дополнительные возможности для развития мирового сообщества, но и сопровождается появлением ряда новых глобальных угроз. О кибертерроризме, его особенностях. методах проведения кибератак и использовании интернет-ресурсов организованной преступностью статья ведущего научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, к. и. н. Станислава Иванова и действительного члена Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, к.т.н. Олега Томило.

Террористические организации и группы, включая «Аль-Каиду», активно используют Интернет для связи и обмена информацией, ведения пропаганды, вербовки новых членов и организации подрывной деятельности. Так, Рамзи Юзеф, организовавший взрыв Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., получал по Интернету зашифрованные инструктивные послания от Усамы бен Ладена. Таким образом, в конце XX века появилось совершенно новое явление в сфере информационных технологий: компьютерный или кибертерроризм, использующий для достижения своих преступных целей компьютеры, электронные сети и самые современные информационные технологии.

Под кибертерроризмом понимают совокупность противоправных действий, связанных с угрозами безопасности личности, обществу и государству, деструктивными действиями в отношении материальных объектов, искажением объективной информации или другими действиями с целью получения преимущества при решении политических, экономических или социальных задач. Для достижения своих целей кибертеррористы используют специальное программное обеспечение, предназначенное для несанкционированного доступа, проникают в компьютерные системы и организуют удаленные атаки на информационные ресурсы интересующего их объекта (жертвы). Это могут быть компьютерные программные закладки и вирусы, в том числе и сетевые, осуществляющие съем, модификацию или уничтожение информации, так называемые «логические бомбы», троянские программы и иные виды информационного оружия.

В киберпространстве могут быть использованы различные приемы для совершения кибертеракта:

- получение несанкционированного доступа к государственным и военным секретам, банковской и личной информации;

- нанесение ущерба отдельным физическим элементам информационного пространства, например, разрушение сетей электропитания, создание помех, использование специальных программ, стимулирующих разрушение аппаратных средств;

- кража или уничтожение информации, программ и технических ресурсов путем преодоления систем защиты, внедрения вирусов, программных закладок и т.п.;

воздействие на программное обеспечение и информацию; - раскрытие и угроза публикации закрытой информации;

- захват каналов СМИ с целью распространения дезинформации, слухов, демонстрации мощи террористической организации и объявления своих требований;

- уничтожение или активное подавление линий связи, неправильная адресация, перегрузка узлов коммуникации;

- проведение информационно-психологических операций и т.п.

Эти приемы постоянно совершенствуются в зависимости от средств защиты, применяемых разработчиками компьютерных сетей.

Проведенный анализ явления кибертерроризма показывает, что к его особенностям относятся:

1. Является информационным оружием, так как использует компьютерные системы и сети, специальное программное обеспечение и информационные технологии.

2. Носит международный характер, поскольку преступники находятся в одном государстве, а их жертвы за рубежом.

3. Многообразие целей.

4. Характеризуется высоким уровнем латентности и низким уровнем раскрываемости.

5. Требует сравнительно небольших финансовых затрат и наносит огромный материальный ущерб.

Существует прямая зависимость между степенью развития информационной инфраструктуры, компьютеризации страны и количеством подобных терактов. В настоящее время проблема кибертерроризма особенно актуальна для стран, лидирующих в использовании систем спутниковой связи и глобальных сетей. По мнению экспертов, кибертерроризм – это серьезная угроза Человечеству, сравнимая по эффективности с оружием массового уничтожения. Действительно, в мире не существует государства, которое полностью было бы защищено от атак кибертеррористов, о чем свидетельствует успешно проводившаяся в течение последних пяти лет масштабная операция «Красный октябрь». Основными целями преступников были правительственные и дипломатические ведомства и научные организации наиболее развитых стран мира.

Угроза кибертерроризма вынуждает различные государства сотрудничать в борьбе с ним. Этим занимаются международные органы и организации: ООН, Совет Европы, Международная организация экспертов, Интерпол. Центральную роль в координации усилий на данном направлении играет ООН, прежде всего, ее главные органы: Генеральная Ассамблея (ГА), Совет Безопасности, а также различные многосторонние неформальные партнерства.

В последнее время в рамках ООН и ее учреждений принят ряд международно-правовых документов по различным аспектам предотвращения кибертерроризма. Совет Европы в 2001 г. принял Конвенцию «О киберпреступности», которую также подписали США и Япония. Конвенция определяет перечень преступлений, совершаемых в информационной сфере, против информационных ресурсов или с помощью информационных средств и признает их киберпреступлениями. В частности, незаконный доступ, незаконный перехват, вмешательство в данные и в систему, подлог и мошенничество с использованием информационных технологий, покушение, соучастие или подстрекательство к совершению преступления.

Согласно Конвенции каждое государство-участник обязано создать необходимые правовые условия для предоставления следующих прав и обязанностей компетентным органам в борьбе с кибертерроризмом: выемка компьютерной системы, ее части или носителей; изготовление и конфискация копий данных; обеспечение целостности и сохранности данных, относящихся к делу; уничтожение или блокирование данных, находящихся в компьютерной системе. Конвенция также требует создать необходимые правовые условия для того, чтобы обязать Интернет-провайдеров проводить сбор и фиксацию или перехват необходимой информации с помощью имеющихся технических средств, а также способствовать в этом правоохранительным органам.

При этом рекомендуется обязать провайдеров сохранять полную конфиденциальность о фактах подобного сотрудничества. В течение 2001 – 2005 г. г. Россия активно участвовала в разработке проекта Конвенции Совета Европы 2005 г. «О предупреждении терроризма» и первой ратифицировала ее 21 апреля 2006 г. Согласно Конвенции впервые в мировой практике подстрекательства к терактам, а также вербовка и подготовка террористов признаны уголовными преступлениями.

В настоящее время выполнение положений Конвенций Совета Европы 2001 и 2005 г.г. уже недостаточно для эффектного противодействия террористам. Назрела объективная потребность выработки в различных странах мира законодательств и принятия мер для борьбы с кибертерроризмом. Следует также учесть, что выработка общих для всех стран подходов к этой проблеме потребует большого напряжения сил и длительных усилий.

Инициирование в 2006 г. странами «большой восьмерки» разработки обновленных международно-правовых документов по борьбе с кибертерроризмом дало важный сигнал всему мировому сообществу и привело к созданию национальных и межгосударственных подразделений по борьбе с кибертерроризмом. Так, 18 января 2013 г. в Гааге официально открыт Европейский центр по борьбе с киберпреступностью. Он будет заниматься сбором и обработкой данных по киберпреступлениям, производить экспертную оценку интернет-угроз, а также разрабатывать и внедрять передовые методы профилактики и расследования киберпреступлений.

Организация будет готовить новые кадры, оказывать помощь правоохранительным и судебным органам, а также координировать совместные действия заинтересованных сторон, направленные на повышение уровня безопасности в европейском киберпространстве. В первое время объектами его внимания станут три вида преступной деятельности в Интернете – организованное онлайн-мошенничество, распространение детской порнографии, кибератаки на ключевые объекты инфраструктуры и информационные системы. Аналогичные центры по борьбе с кибертерроризмом открыты и во многих других странах.

Для успешного противодействия кибертерроризму необходимо:

1. Принятие всеобъемлющих законов об электронной безопасности в соответствии с действующими международными стандартами и Конвенциями Совета Европы «О борьбе с киберпреступностью» и «О предупреждении терроризма».

2. Организация эффектного сотрудничества с иностранными государствами, их правоохранительными органами и спецслужбами, а также с международными организациями.

3. Создание национальных подразделений по борьбе с киберпреступностью и международного контактного пункта по оказанию помощи для реагирования на транснациональные компьютерные инциденты.

Указом Президента РФ от 15 января 2013 г. на ФСБ России возлагаются полномочия по созданию государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации компьютерных атак на информационные ресурсы РФ, информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети, находящиеся на территории РФ и в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ за рубежом. В свою очередь, президент США 13 февраля 2013 г. подписал директиву о кибербезопасности, обязывающую создать систему кибербезопасности страны и разработать стандарты и методики, которые помогут снизить риски от кибератак на самые важные объекты инфраструктуры.

Таким образом, ведущие мировые державы признают, что угроза кибертерроризма является актуальной проблемой современности глобального характера, причем она будет неуклонно нарастать по мере развития и распространения информационных технологий. Поэтому эффективное международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации последствий кибератак имеет огромное значение.

 

В современной цивилизации (информационном обществе), главным фактором общественного развития является производство и использование информации. Информация играет ключевую роль в функционировании общественных и государственных институтов и в жизни каждого человека. Мы живем в век бурного технического прогресса, современных стремительно развивающихся и постоянно обновляемых высоких технологий, информационно-компьютерных систем. Компьютеры и телекоммуникационные системы используются во всех сферах жизнедеятельности - от решения проблем национальной безопасности, здравоохранения и управления транспортом до торговли, финансов, и даже просто межличностного общения. Информатизация развивается стремительно и ведёт к созданию единого информационного пространства, в рамках которого производится накопление, обработка, хранение и обмен информацией между субъектами этого пространства - людьми, организациями, государствами. Важнейшей составляющей процессов формирования основ гражданского общества является обеспечение либерализации средств массовой информации, развитие информационно-коммуникационной сферы. Тем не менее, совершенствование технологий способствует не только укреплению общественных связей, но и появлению новых источников риска и опасности. Необходимо принимать во внимание тот факт, что современная преступность носит все более динамичный и инициативный характер. Она мгновенно заполняет все появляющиеся и доступные слабо контролируемые государством ниши, в соответствие с обстановкой меняет виды, формы и способы своей деятельности, не ограничиваясь при этом никакими правовыми, нравственными и техническими нормами и правилами. Выход организованных преступных групп за пределы национальных границ и использование ими возможностей глобальной информационной сети Интернет обусловлено, прежде всего, взаимосвязанным процессом экономической и криминальной глобализации. Анонимность и отсутствие границ делают Интернет эффективным оружием в руках злоумышленников, а расследование и профилактика таких преступления представляет настоящую проблему для сотрудников правоохранительных органов. Терроризм как явление уже превратился в повседневную реальность для многих государств, однако глобализация информационных процессов обусловила появление новой его формы, одной из наиболее опасных разновидностей киберпреступности - кибертерроризма. В отличие от традиционного, этот вид терроризма использует в террористических акциях новейшие достижения науки и техники в области компьютерных и информационных технологий, радиоэлектроники, генной инженерии, иммунологии. Его основными преследуемыми целями являются: оказание давления на органы власти; дестабилизация общественно-политической обстановки за счет устрашения населения либо посягательства на личную безопасность государственных или общественных деятелей; осложнения международных отношений, как следствие воздействия на используемые ими транспортные средства, линии связи и банки данных. Условно, кибертерроризм можно разделить на два вида: совершение с помощью компьютеров и компьютерных сетей террористических действий; использование киберпространства в целях террористических групп, но не для непосредственного совершения терактов. Первый вид кибертерроризма представляет собой умышленные атаки на компьютеры, компьютерные программы, компьютерные сети или обрабатываемую ими информацию, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Такие действия совершаются в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти. Характерными используемыми средствами данного вида терроризма являются: - нанесение ущерба отдельным физическим элементам информационного пространства (такие, как разрушение сетей электропитания, наведение помех, использование специальных программ, стимулирующих разрушение аппаратных средств, а также биологических и химических средств для разрушения элементной базы и др); INSERT INTO `temp_content` (`id`, `title`, `image`, `fulltext`, `smalltext`, `emptytext`, `date`, `somenumber`) VALUES - кража или уничтожение информационных, программных и технических ресурсов, имеющих общественную значимость, путем преодоления систем защиты, внедрения вирусов, программных закладок и т. п.; - воздействие на программное обеспечение и информацию с целью их искажения или модификации в информационных системах и системах управления; - раскрытие и угроза опубликования или само опубликование закрытой информации о функционировании информационной инфраструктуры государства, общественно значимых и военных информационных систем, кодах шифрования, принципах работы систем шифрования, успешном опыте ведения информационного терроризма и др.; - уничтожение или активное подавление линий связи, неправильная адресация, искусственная перегрузка узлов коммутации; Особое внимание вызывает этот вид терроризма у экспертов в связи с высокой уязвимостью компьютерных систем управления критической инфраструктурой (транспорт, атомные электростанции, водоснабжение и энергетика), подключенных к Интернету. Кибертерроризм не имеет государственных границ, в связи с чем, преступники способны в равной степени угрожать информационным системам, расположенным практически в любой точке земного шара. Таким образом, кибертерроризм представляет собой серьезную социально опасную угрозу для человечества сравнимую с ядерным, бактериологическим и химическим оружием, которой подвержено любое государство. Второй вид кибертерроризма - использование киберпространства террористическими группами для осуществления и популяризации своей деятельности - проявляется в следующем: - создание сайтов с подробной информацией о террористических движениях, их целях и задачах; - использование Интернета для обращения к массовой аудитории для сообщения о будущих и уже спланированных действиях на страницах сайтов или рассылка подобных сообщений по электронной почте, а также предание террористами широкой гласности своей ответственности за совершённое; - осуществление информационно-психологического воздействия; - вовлечение в террористическую деятельность ничего не подозревающих соучастников. Всемирная Сеть является идеальной средой для деятельности террористов, поскольку доступ к ней крайне легок, в ней легко обеспечить анонимность пользователей, она никем не управляется и не контролируется, в ней не действуют законы и не существует полиции. На сегодняшний день во Всемирной Сети представлены абсолютно все известные террористические группы, которые публикуют свои материалы, по меньшей мере, на 40 различных языках. Одной из важнейших проблем на сегодняшний день является разрешение вопроса о контроле над информацией, распространяемой в Интернете. Данная проблема носит комплексный, многоплановый характер. С одной стороны, очевидно, что принятое в цивилизованных странах в качестве аксиомы право человека на свободный доступ к информации является одним из краеугольных камней фундамента, на котором зиждется свободное общество. С другой – не секрет, что права и свободы, предоставленные таким обществом без ограничений всем составляющим его индивидуумам, в некоторых случаях с успехом используются террористами для реализации их варварских замыслов, которые осуществляют обмен информации, координацию и пропаганду своих действий, пользуясь для этого возможностями сети. Таким образом, можно констатировать, что угроза кибертерроризма в настоящее время является очень сложной и актуальной проблемой, причем она будет усиливаться по мере развития и распространения информационных технологий. Очевидно, что ни одно государство сегодня не в состоянии противостоять этому злу самостоятельно. Борьба с компьютерным терроризмом, как впрочем, и с терроризмом вообще, не может быть уделом отдельно взятых государств, поэтому необходимо обеспечить взаимодействие спецслужб, включая национальные службы безопасности и специальные подразделения по борьбе с терроризмом на национальном, региональном и международном уровнях

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.015 с.)