Международное сотрудничество в борьбе с фальшивомонетничеством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное сотрудничество в борьбе с фальшивомонетничеством



 

Фальшивомонетничество относится к преступлениям международного характера. Международный характер преступлений этого вида состоит не только в том, что они предусмотрены международными соглашениями и наносят ущерб в сфере международных отношений, но и в том, что связаны с "международным", "иностранным" элементом.

Значительная роль в развитии международно-правового сотрудничества в борьбе с преступлениями международного характера принадлежит ООН. Большое значение в этом имеют проводимые в рамках ООН конференции и конгрессы15.

Так, VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшийся в 1990 г. в Гаване, выработал основные подходы к понятию организованной преступности, ее структуре и типам, которые получили свое развитие на Международном семинаре ООН по вопросам борьбы с преступностью (Суздаль, СССР, 21—25 октября 1991 г.). Участники семинара условно разделили организованную преступность на несколько видов, в том числе: традиционную преступность, которую составляют мафиозные семьи, существующие по принципу иерархии, имеющие свои внутренние правила жизни, нормы поведения и отличающиеся большим разнообразием противоправных действий, и профессиональную преступность, члены которой объединяются с целью исполнения определенного преступного замысла. Организации такого типа непостоянны и не имеют жесткой структуры, как организации традиционного типа. К этой группе относятся формирования, занимающиеся фальшивомонетничеством.

Поддельные деньги и ценные бумаги используются как средство подрыва экономики развивающихся государств. Например, в 1967 г. в Париже была обнаружена подпольная фабрика, которая печатала банкноты Республики Заир. При этом было изъято денег на сумму 15 млн. франков

По данным Интерпола, только за период с 1946 по 1972 г. г. этой организации удалось с помощью полиции других стран обнаружить и классифицировать около 6 млн. подделок денег и ценных бумаг в 89 странах мира17. Однако специалисты считают, что даже эти по своим масштабам цифры не соответствуют действительности. Случаев фальшивомонетничества гораздо больше, далеко не все из них попадают в поле зрения полиции и раскрываются. Эти преступления совершают хорошо организованные группы, поддерживаемые иногда представителями коррумпированных властей. В 1968 г, например, разоблачена группа международных преступников численностью более ста человек. Они подделывали американские доллары и дорожные чеки с сигнатурой 26 наиболее известных банков различных стран мира. Центр организации находился в Латинской Америке, а один из филиалов — в Италии. Фальшивые чеки и доллары распространялись через «туристов» на всех континентах земного шара. Вскоре в окрестностях Болоньи в Италии была обнаружена типография фальшивомонетчиков, полиграфическое оборудование которой оценивалось в 50 млн. итальянских лир. Участники этого преступного «синдиката» были арестованы и осуждены во многих странах мира.

По информации Интерпола18наиболее часто подделываются (около 80%) американские доллары из-за их универсального использования. 100-долларовая банкнота является наиболее часто подделываемой. В качестве ответной меры, для обеспечения более стойкой защиты от подделки, американские власти в 1996г. выпустили новую 100 долларовую банкноту.

 

9. Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков

Когда во второй половине 20-х г. г. во Франции был отмечен небывалый наплыв фальшивых банкнот, государство опасалось значительных экономических потерь. Это событие явилось одной из причин, побудивших Францию выступить в Лиге наций с предложением о заключении многостороннего соглашения по борьбе с подделкой денежных знаков.

В 1929 году в Женеве была заключена Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков19 и подписан Протокол к ней. В ее составлении приняли участие 26 стран, в том числе СССР. Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков состоит из 28 статей. В них изложены основные начала международно-правового сотрудничества в борьбе с фальшивомонетничеством, определены виды уголовных преступлений, относящихся к категории фальшивомонетничества.

Государства-участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различий между подделкой собственных и иностранных денежных знаков и ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников. Фальшивомонетничество объявлялось экстрадиционным международным уголовным преступлением, поэтому все государства — участники Конвенции должны оказывать помощь заинтересованным странам в розыске и возвращении скрывшегося за границу изготовителя, сбытчика денежных знаков или их соучастников.

Наиболее важным, во многом отличающим Конвенцию от других универсальных международных договоров, является положение, закрепляющее принцип международного рецидива фальшивомонетничества (ст. 6). В Конвенции (ст. 12) определен орган — центральное бюро, который должен вести в рамках национального законодательства дознание по делам подделки денежных знаков. При этом центральное бюро должно быть в тесном контакте: а) с эмиссионными органами, b) с милицейскими (полицейскими) властями внутри страны, c) с центральными бюро других стран. На эти органы возложены функции централизации всех сведений, могущих облегчить розыск случаев подделки денежных знаков, предупреждение и пресечение их. Центральные бюро различных стран должны взаимодействовать непосредственно между собой, регулярно обмениваться необходимыми сведениями о новых выпусках денежных знаков, производимых в стране, об изъятии и аннулировании денежных знаков.

Выработанные Женевской конвенцией универсальные правила оказали значительное влияние на развитие международного сотрудничества в борьбе с фальшивомонетничеством, реально угрожающим экономической безопасности государств, прежде всего европейских. В немалой степени Конвенция повлияла на процесс унификации норм уголовного законодательства о фальшивомонетничестве, совершенствования международной практики борьбы с этим преступлением.

В послевоенный период еще около 50 стран присоединились к Женевской конвенции 1929 г. Первая конференция по борьбе с фальшивомонетничеством была проведена в Женеве в 1931 г. Всего же с 1931 по 1995 г. в рамках требований статьи 12 Женевской конвенции проведено восемь международных конференций по координации деятельности государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с подделкой денежных знаков.

В 1932 году к этой Конвенции присоединился Советский Союз. Необходимость международного сотрудничества в борьбе с этими преступлениями привела к заключению в 1929 г. Женевской конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков. Государства-участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой собственных и иностранных денежных знаков и ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников. Оно объявлялось экстрадиционным международным уголовным преступлением.

Поэтому все страны — участники конвенции должны оказывать помощь заинтересованным странам в розыске и возвращении скрывшегося за границу изготовителя, сбытчика денежных знаков или их соучастников. С 1931 по 1995 г в рамках требований ст. 12 Женевской конвенции проведено восемь международных конференций по координации деятельности государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с этими преступлениями.

К денежным знакам Конвенция относит только находящиеся в обращении бумажные деньги и металлические монеты.

Государства-участники договорились строго наказывать:

1) все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, каков бы ни был способ, употребляемый для достижения этого результата;

2) сбыт поддельных денежных знаков;

3) действия, направленные к сбыту, ввозу в страну или получению, или добыванию для себя поддельных денежных знаков при условии, что их поддельный характер был известен;

4) покушения на эти правонарушения и действия по умышленному соучастию;

5) обманные действия по изготовлению, получению или приобретению для себя орудий или иных предметов, предназначенных по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков или для изменения денежных знаков (ст. 3). К уголовной ответственности привлекаются граждане данной страны и лица, проживающие на ее территории, виновные как в подделке внутренних денежных знаков, так и иностранной валюты.

В соответствии со ст. 12 Конвенции дознание по таким делам ведется в рамках национального уголовного судопроизводства особо созданным Центральным Бюро, которое работает в контакте с банковскими учреждениями, полицией и подобными органами других стран. Это позволяет централизовать в масштабе государства все сведения, могущие облегчить розыск, пресечение и профилактику этих преступлений. В настоящее время все вопросы международного сотрудничества в рассматриваемой сфере международных отношений возложены на Интерпол.

В то же время целый ряд положений Конвенции устарел, а ее текст требует существенных изменений. В первую очередь это относится к расширению понятия «денежных знаков». Сегодня распространены подделки векселей, аккредитивов, чеков, знаков почтовой оплаты и других ценных бумаг. Однако в Конвенции такие деяния преступными не считаются. То же самое можно сказать о подделке денежных знаков, не находящихся в обращении, и о вывозе фальшивых денег за границу. Эти пробелы Конвенции вынуждены восполнять национальные нормы уголовного законодательства, а также двусторонние соглашения.

Данной Конвенцией были установлены основные принципы борьбы с фальшивомонетничеством и предусмотрены карательные меры к лицам, занимающимся изготовлением фальшивых денег, независимо от того, затрагивает ли это национальную денежную систему или денежную систему других стран. На России, как правопреемнице СССР, лежит обязанность унифицировать национальное законодательство по этому вопросу, обеспечить координацию деятельности органов по борьбе с фальшивомонетничеством, обеспечить обмен информацией по выявленным случаям изготовления и сбыта фальшивых денег.

Сотрудничество в борьбе с фальшивомонетничеством, осуществляемое на основе международного договора универсального характера, имеет неоспоримое преимущество, так как оно нацелено на вовлечение в эту деятельность возможно большего числа государств, что позволяет государствам - участникам максимально использовать имеющийся международный опыт Конвенции 1929 г. в борьбе с этим преступлением.

 

Тенденция распространения фальшивомонетничества представляет реальную угрозу для экономической безопасности государств. В этой связи создание эффективной системы противодействия этому социальному злу, все более приобретающему глобальные масштабы, является первостепенной задачей для всех стран.

Сложившаяся в нашей стране практика профилактики фальшивомонетничества ориентирована преимущественно на деятельность правоохранительных органов. Она явно нуждается в реформировании на основе имеющегося международного опыта. Острота проблемы, связанной со значительным распространением фальшивомонетничества на территории государств бывшего Союза ССР в условиях "прозрачности" границ, настоятельно рекомендует развивать региональное сотрудничество государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с подделкой денежных знаков. Важный элемент в профилактике фальшивомонетничества — хорошо организованное и постоянное оповещение населения о признаках, свидетельствующих о подлинности денежных билетов и иных платежных средств.

Таким образом, Российской Федерации, необходимо совершенствовать и развивать как договорно-правовой, так и организационно-правовой механизм в борьбе с фальшивомонетничеством.

В России остро стоит вопрос о проблеме экономической безопасности, в связи с этим регулярно разрабатываются методы пресечения криминала в экономической сфере. Эффективно работает Управление по экономическим преступлениям, Служба Безопасности, создана Ассоциация международного сотрудничества “Безопасность предпринимательства и личности".

Подводя итог настоящей работе, я хочу высказать твердую уверенность, что Россия, совершенствуя свое законодательство, укрепляя и развивая добрососедские отношения со всеми государствами мира и обеспечивая себе все более достойное место в мировом сообществе в XXI веке, сумеет стать одним из наиболее процветающих государств мира.

ТЕРРОРИЗМ

Самая ранняя известная в истории человечества террористическая группировка - секта сикариев - действовала в Палестине в 66-73 годах нашей эры.

В XI веке на Востоке действовали ассасины. Тайную секту, чьё название и доныне считается синонимом коварного убийства, основал Хасаналь-Саббах, которого историки считают основоположником идеологии терроризма. Современники называли его гением зла. Он основал не только идеологию терроризма, но и создал прототип государства новой формации - террористическое государство, в котором существовала чёткая иерархия подчинения и не было единых границ, чётко очерченной территории. Владения аль-Саббаха состояли из отдельных замков-крепостей. Территорию его государства нельзя было захватить, завоевать или покорить. Его сторонники кочевали из крепости в крепость.

Тайные общества древних террористов были также известны на Дальнем Востоке и в Индии. Весьма воинственными были они в Китае. Их члены занимались традиционным вымогательством, а профессиональные киллеры, которых тоже было немало, служили всякому, кто платил.

Мощный толчок распространению терроризма дала Великая Французская революция. Здесь впервые в своей истории человечество столкнулось с политическим терроризмом. Начиная со второй половины XIX века террористические акции в Европе приняли систематический характер, однако они не были столь глобальны, как в конце XX века.

В Америке террористами были убиты президенты США Мак-Кинли и Гарфилд. Предприняты покушения на Бисмарка, германского кайзера. В 1894 году был убит президент Франции Карно, в 1897 году - премьер-министр Испании Кановас, в 1898 году - австро-венгерская императрица Елизавета, в 1900 году - году король Италии Умберто.

В 30-40-е годы XX века терроризм взяли на вооружение экстремистские организации правого толка: «Мусульманское братство» и «Молодой Египет». Даже в Индии с её традиционным отрицанием насилия неожиданную популярность получила террористическая группировка «Бхагат Сингх».

Уже в конце 60-х - начале 70-х годов XX века произошла резкая активизация террористического движения. Эти годы - особый рубеж в истории терроризма.

Символично, что наиболее громкие террористические акты происходят именно в момент наивысшего единения человечества, в частности, во время проведения Олимпийских игр. Старт террористическому разгулу дал Мюнхен, в котором состоялись Олимпийские игры 1972 года. 5 сентября 1972 года боевики террористической группировки «Чёрный сентябрь» захватили в заложники спортсменов Израиля. При штурме погибли и спортсмены, и террористы, и немецкие полицейские.

В последние годы терроризм стал особенно изощрён, кровав и безжалостен. Взрывы происходят в публичных местах, поездах, вокзалах, ресторанах, во время празднеств. Участились похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров, а также убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолётов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный терроризм, ядерный терроризм, биологический терроризм, экологический терроризм и информационный терроризм. Все они носят явные черты политического терроризма. Его цель - не получение денежного выкупа или освобождение из тюрем арестованных боевиков. Она гораздо масштабнее и грандиознее - поставить на колени целые народы и государства.

История показывает, что все самые громкие террористические события современности укладываются в последнее десятилетие XX века. Именно в этот период разрабатывается стратегия современного терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика. Террористы начинают объединяться в интернациональные «бригады», ставят себе на службу новейшие научные достижения человечества, изобретают и приводят в действие невиданные террористические ноу-хау.

 

Террор как способ достижения целей в политической борьбе посредством физического насилия и морально-психологического устрашения известен с момента зарождения человеческой цивилизации. Однако сегодня терроризм превратился в одну из опаснейших глобальных проблем современности, серьезную угрозу безопасности всего мирового сообщества. К сожалению, Россия оказалась в числе стран, столкнувшихся с наиболее агрессивными его проявлениями.

Как криминальное явление терроризм – противоправные, уголовно наказуемые деяния, выражающиеся в совершении взрывов, поджогов или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в этих целях.

Терроризм включает в себя идеологию насилия и террористическую деятельность в различных формах. К террористической деятельности относятся планирование создания и (или) создание террористических структур, вовлечение в террористическую деятельность, финансирование и иное содействие данной деятельности, пропаганда насильственных методов достижения социально-политических целей, а также собственно совершение террористических актов.

Терроризм - многообъектное преступление, главной целью которого является общественная безопасность, равно как посягательства на:

· жизнь и здоровье граждан;

· объекты критической инфраструктуры;

· природную среду;

· информационную среду;

· органы государственного управления;

· государственных и общественных деятелей.

Эксперты – террологи выделяют около 200 видов современной террористической деятельности. Основными из них являются: политический терроризм, националистический терроризм, религиозный терроризм, криминальный терроризм.

Основной метод террористическойдеятельности – шантаж (запугивание) органов власти и населения опасностью гибели людей, причинением значительного имущественного ущерба либо наступлением иных общественно опасных последствий, осуществляемый в целях нарушения общественной безопасности и оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам.

Политический терроризм - это тактика политической борьбы, заключающаяся в применении (или в угрозе применения) субъектами политики организованного насилия в целях коренного или частичного изменения конституционного строя либо экономических порядков в стране. Это метод политической борьбы, который связан с осуществлением насильственных вооруженных акций с целью устрашения и подавления политических противников. Он имеет своей целью нагнетание страха среди населения и оказание вследствие этого воздействия на власть.

Направлен на предотвращение или принятие каких-либо решений, относящихся к государственному устройству.

Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствии со стороны общественного мнения. В условиях полной социально-политической изоляции он обречен на скорое поражение. При этом террористы основную ставку делают на прессу.

Субъектами политического терроризма, как правило, выступают радикальные политические партии, отдельные группировки внутри партий или общественных объединений, экстремистские организации, отрицающие легальные формы политической борьбы и делающие ставку на силовое давление.

Религиозный терроризм проявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо непримиримом противоборстве в рамках одной конфессии.

Зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одного из вероучений.

Тесно связан с этническим терроризмом религиозный, и часто бывает очень трудно понять,где заканчивается один и начинается другой. Но если этнические террористы ведут войну за свою историческую территорию, то религиозные фанатики считают врагом все другие культуры. Наибольшеераспространение в XX в. получил так называемый исламский терроризм. Его идейные лидеры присвоили себе право выступать от имени “чистого” ислама. Свою ненависть к миру они прикрывают зелёным знаменем Пророка. Основные противники – Запад (к которому террористы причисляют и нынешнюю Россию) и традиционный ислам. Для “священной борьбы” используется весь арсенал средств, ибо считается, что против “неверных” любые методы хороши. Ответвлением религиозного терроризма является деятельность некоторых религиозных сект, направленная на массовое “наказание безбожников”. Яркий пример такого рода – химическая атака в токийском метро (Япония), устроенная боевиками секты “Аум Синрикё” 20 марта 1995 года.

Наиболее ярые экстремисты ставят своей целью создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населении религии.

С начала 80-х годов XX в. религиозный терроризм связывается в общественном сознании прежде всего с радикальным исламизмом. Терроризм, прикрывающийся исламскими лозунгами, стал результатом исламизации социального и национального терроризма на Ближнем и Среднем Востоке.

Сегодня он представляет собой мощное интернациональное сообщество, охватывающее все исламские регионы планеты.

С религиозным терроризмом тесно ассоциирован ряд сепаратистских движений - в штате Кашмир (Индия), на Филиппинах, в Чеченской Республике.

Примеры: «Аль-Каида», движение «Талибан» (Афганистан). «Братья-мусульмане» (Египет) и др.

Националистический терроризм выражается в утверждении превосходства определенной нации или расы, направлен на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию представителей иных нардов и преследует цель путем устрашения вытеснить другую нацию, избавиться от ее власти. Националистический терроризм органически связан с сепаратизмом, направленным на изменение существующего государственного устройства, правового статуса национально-государственных или административно-территориальных образований, нарушении территориального единства страны, выход тех или иных территориальных единиц из состава государства, образование собственного независимого государства.

Террористы этого вида обычно ставят своей целью формирование отдельного государства для своей этнической группы. Они называют это "национальным освобождением", про которое, по их мнению, весь остальной мир забыл. Для того, чтобы не утратить поддержку своего этноса, террористы-националисты могут в процессе своей вооруженной борьбы сократить уровень применяемого ими насилия, утверждая, при этом, что они не террористы, а борцы за свободу своего народа.

Типичные примеры - Ирландская Республиканская Армия и Организация Освобождения Палестины. Обе организации в 90-х годах заявили, что они отказываются от террористических методов. К этому же виду террористов относятся организации Баскская Родина и Свобода, которая намерена отделить районы традиционного проживания басков от Испании, и Партия Трудящихся Курдистана, которая хочет создать свое государство на территории Турции.

Осуществляется организациями этносепаратистской направленности с целью ликвидации экономического и политического диктата инонациональных государств (например: Ирландская республиканская армия (Северная Ирландия), Рабочая партия Курдистана (Турция), «Батасуна», «ЭТА» (Испания), «Фронт национального освобождения Корсики» (Франция), «Фронт освобождения Квебека» (Канада) и др.

Отмечается рост опасности кибертерроризма - действий по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба или наступления иных общественно опасных последствий.

Новой тенденцией стало сращивание уголовного терроризма с политическим, националистическим и религиозным. Как правило, руководители всех современных террористических группировок, помимо достижения национальных, религиозных, территориальных, политических целей, стремятся к получению материальных выгод или обеспечению доступа к власти.

В последнее время происходит политизация криминального терроризма, что проявляется в стремлении преступных авторитетов влиять на принятие государственных решений в целях ослабления деятельности правоохранительных органов, торможения законодательных инициатив, которые не выгодны преступной среде, и даже в действиях, направленных на вхождение преступных авторитетов или их покровителей в органы законодательной и исполнительной власти. В результате проявилась тенденция сращивания властных и криминальных структур.

На VIII Международном конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками (Гавана, 1990 г.) коренными причинами терроризма были названы: бедность, безработица, неграмотность, нехватка доступного жилья, несовершенство системы образования и подготовки кадров, отсутствие жизненных перспектив, отчуждение и маргинализация населения (от лат. Marginalis – находящийся на краю социальной жизни – бродяги, нищие), обострение социального неравенства, ослабление семейных и социальных связей, недостатки воспитания, негативные последствия миграции, разрушение культурной самобытности, нехватка объектов культурно-бытового назначения, распространение средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к росту насилия, неравенства и нетерпимости.

 

А) Социально-экономические причины

1) заметное снижение жизненного уровня в сочетании с беспрецедентно возросшей социальной дифференциацией, которые вызывают к жизни такие социально-психологические факторы, как злоба, зависть, ненависть, ностальгия по прошлому и т.п.;

2) экономический и энергетический кризис, рост цен, инфляция;

3) кризисное положение ряда социальных и профессиональных групп, особенно военных, имеющих военный опыт и лиц, имеющих опыт работы со взрывными устройствами и взрывчатыми веществами;

4) рост безработицы, который обуславливает проблемы миграции, бродяжничества, психологической и профессиональной деградации и дезориентации личности в условиях рыночной экономики и т.п.;

5) широкое распространение среди населения оружия, военной подготовки и специфических военных умонастроений, связанное с участием значительной части военных в реальных боевых событиях (афганская и чеченская войны), так и с вынужденным перепрофилированием многих работников спецслужб, нередко оказывающихся в криминальных структурах. Доступность оружия и большое число ищущих себе применения военных;

6) подрыв или свержение своего правительства (к примеру, деятельность западногерманской “Фракции красной армии” (РАФ) и итальянских “Красных бригад”);

7) национальное самоутверждение (к примеру, деятельность Армянской секретной армии за освобождение Армении (АСАЛА))

8) распространение средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к росту насилия, неравенства и нетерпимости, внушение населению всесильности и вседозволенности террористов и др.

Б) Политические причины

1) репрессии со стороны правящей элиты по отношению к оппозиционным политическим партиям;

2) навязывание правящей элитой нетрадиционных для данного общества социально-политических нововведений;

3) обострение внутриполитических конфликтов внутри самого государства;

4) столкновение политических интересов двух государств в каком-либо регионе;

5) ошибки в национальной политике, допускаемые правительством;

6) целенаправленное разжигание национальной розни отдельными людьми, группами, партиями (к примеру, движение ваххабитов);

7) агрессия в отношении другого государства и его оккупация в большинстве случаев влечет за собой вооруженное сопротивление мирного населения (партизан), использующего террористические методы (взрывы важных объектов, поджоги и т.д.);

8) поощрение терроризма на уровне государственной политики, как это делают Ливия, Иран, Ирак, Афганистан;

9) недовольство деятельностью правительства иностранных государств, в связи с чем, совершаются террористические акты против его представителей и учреждений.

В) Религиозные причины

В настоящее время особенно широкое распространение получили религиозная нетерпимость (религиозный фанатизм).

Г) Коррупция

Нельзя не сказать и о провальной работе наших спецслужб. Утеряна всякая оперативная информация, осведомленность. Мы потеряли агентуру. У нас слабая разведка. И, сегодня возвратить все не так просто. А без этого спецслужбы ничего не могут. К тому же и профессионализм потеряли, руководящий состав правоохранительных органов подбирается по знакомству, по принципам землячества с Президентом, личной преданности и угодничества ему. Людей умных, толковых надо подбирать не только в Питере, а и во всей великой России. Их у нас много.

И еше одна особенность. Наша правоохранительная и судебная системы в первую очередь нацелены на то, чтобы обслуживать и оберегать власть, а не защищать людей, общество от насилия, от террористов. До тех пор пока спецслужбы не перестанут бегать за ампиловскими бабками, за комсомольцами, а займутся по-настоящему террористами, ждать безопасности нашим людям не приходится.

 

 

ПОНЯТИЕ «ТЕРРОРИЗМ»

Необходимой предпосылкой создания и функционирования мер противодействия терроризму на национальном и международном уровнях является определение признаков, характеризующих этот специфический вид преступности, отличающийся повышенной степенью общественной опасности, наполнение понятия четким содержанием. На первый взгляд, здесь все достаточно просто. Однако еще древнегреческие ученые предостерегали, что как раз те понятия, которые представляются большинству самыми простыми и даже не стоящими разъяснений, являются на самом деле самыми сложными и неоднозначными. По данным, приводимым в юридической литературе, имеется от 100 до 200 определений терроризма, как доктринальных, так и официальных, в том числе международно - правовых.

В связи с отсутствием единого подхода как внутри отдельного государства, так и разных государств к понятию "терроризм"; из-за большого влияния политического фактора на оценку событий, связанных с совершением террористических актов, а также из-за сложности, динамичности и многоплановости явления терроризма (помимо правовых, он затрагивает целый ряд других проблем - психологические, исторические, технологические и т.д.) современное международное сообщество пока не смогло дать единого определения международного терроризма. Попытки разработать единую, всеобъемлющую конвенцию относительно международного терроризма, которая содержала бы это определение, пока успехом не увенчались.

В ходе обсуждения проблемы в VI Комитете Генеральной Ассамблеи ООН в 1976 г. предпринимались попытки дать определение понятия терроризм. По мнению Р. Арона, акт насилия рассматривается как террористический в том случае, когда его психологический эффект обратно пропорционален его истинным физическим результатам. Э. Арегана определял терроризм как акты, сами по себе являющиеся традиционными формами общеуголовных преступлений, но совершаемые преднамеренно, с целью вызвать панику и беспорядок в организованном обществе, разрушить общественный порядок, парализовать противодействие террору со стороны общественных сил и интенсифицировать беды и страдания общества.лово «террор» - из латинского языка (terror - cтрах, ужас). Аналогичное значение имеют слова: terror (англ.), terreur (фр.) - ужас, страх. Сложность и многоплановость проявлений терроризма как элемента социальной действительности обуславливает множественность теоретических подходов к его определению. Но при очевидном многообразии все они могут быть систематизированы в три основных блока.

Представители первого направления, В. Маллисон и С. Маллисон дают такое определение: «Террор есть систематическое использование крайнего насилия и угрозы насилием и угрозы насилия для достижения публичных или политических целей», в том числе действия по подрыву международных отношений, насильственному изменению существующих общественно-политических режимов. Выделение только двух основополагающих признаков, а именно: применение насилия и политическая направленность, - на мой взгляд, придает определению необоснованно расширенное толкование, подводя под терроризм практически любую противоправную деятельность насильственного характера, имеющую своей конечной целью принуждение к совершению определенных действий или воздержанию от таковых.

Представляется более предпочтительной точка зрения ряда ученых и практиков, определяющих как терроризм только такие насильственные действия, «цель которых - внушить страх и заставить действовать… в нужном террористам направлении», будь то устранение нежелательных государственных или политических деятелей или дестабилизация общественного порядка.

На необходимость оказания устрашающего воздействия на объект посягательства как на обязательный признак терроризма указывалось и в выступлении генерального докладчика на V конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, где отмечалось, что пытки и терроризм представляют собой две стороны одного и того же зла, которое заключается в применении насилия с целью заставить людей под страхом страдания или смерти подчиняться воли государственного аппарата, отдельных лиц или групп лиц.

И, наконец, в рамках третьего направления терроризм рассматривается в узком смысле как борьба против существующего государственного устройства, т.е. единичные акты устрашения и насильственного уничтожения политических противников, оказания влияния на осуществляемую ими деятельность.

Обобщая приведенные формулировки, терроризм можно определить следующим образом: противоправное деяние, совершаемое общеопасными средствами и направленное против основ безопасности и правопорядка, политической системы, государственного устройства, территориальной целостности, личных прав и свобод гражданского населения, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения в интересах террористов. При этом не вызывает сомнений, что терроризм прежде всего - форма преступного поведения: в рамках уголовного закона любой терроризм - уголовный, т.к. представляет собой нарушение уголовного закона. Полагаем, всеобъемлющая борьба с террористическими проявлениями возможна только в комплексном использовании политических, экономических, правовых механизмов предупреждения и пресечения, с безусловным приоритетом уголовно-правовых мер карательного воздействия.

 

ТЕРРОРИЗМ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Одной из наиболее опасных современных угроз, является угроза терроризма. Терроризм как социально-политическое явление имеет глубокие исторические корни, первоначально он носил внутригосударственный или локальный характер. Терроризм как дестабилизирующий фактор социально-политической и других сфер жизни граждан и государства в целом, прочно закрепился в национальном законодательстве каждого государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.124.236 (0.124 с.)