Типовая учетная политика строительной (подрядной) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типовая учетная политика строительной (подрядной)



ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА СТРОИТЕЛЬНОЙ (ПОДРЯДНОЙ)

ОРГАНИЗАЦИИ

 

/"Налоги" (газета), 2013, N 44/

 

В.В. СЕМЕНИХИН

 

Строительная деятельность, как и любая иная отрасль экономики, имеет свою специфику, сказывающуюся в том числе и на порядке ведения бухгалтерского и налогового учета строительных фирм. Подрядные организации, как и все иные компании, для ведения учетной работы в обязательном порядке формируют и утверждают такой внутренний регламент, как учетная политика организации.

В данной статье мы приведем особенности строительной деятельности, которые должны быть учтены подрядной организацией при формировании своей учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета.

 

Вначале отметим, что с 1 января 2013 г. основным нормативным документом в сфере бухгалтерского учета выступает Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Обязанность экономического субъекта по формированию своей учетной политики, под которой понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета, установлена ст. 8 Закона N 402-ФЗ. Причем на основании п. 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Так как федеральные и отраслевые стандарты пока не утверждены, то большинство коммерческих фирм, в том числе и строительные компании, на основании п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ применяют правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России до 1 января 2013 г. При этом указанные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ. На это указывает Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Следовательно, пока строительные фирмы при ведении бухгалтерского учета по-прежнему руководствуются действующими Положениями по бухгалтерскому учету, Методическими рекомендациями по учету конкретных объектов, а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета).

Особенностью строительной деятельности признается длительный цикл производства, ведь большинство объектов возводится в рамках длящихся договоров, что не может не сказываться на порядке учета доходов, расходов и финансовых результатов строительных фирм.

В настоящий момент все коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, учет своих доходов и расходов ведут в соответствии с общими правилами, установленными:

- Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н (далее - ПБУ 9/99);

- Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (далее - ПБУ 10/99).

Этими же нормативными документами бухгалтерского учета пользуются и строительные фирмы - подрядчики (субподрядчики). Кроме того, в части договоров строительного подряда долгосрочного характера строительные фирмы руководствуются нормами Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008), утвержденными Приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. N 116н (далее - ПБУ 2/2008). Об этом сказано и в Письме Минфина России от 1 ноября 2011 г. N 07-02-06/211.

 

Обратите внимание! Если компания относится к субъектам малого предпринимательства или представлена социально ориентированной некоммерческой организацией (далее - НКО), то в своей учетной политике ей необходимо отразить информацию о применении ПБУ 2/2008.

Пунктом 2.1 ПБУ 2/2008 для субъектов малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) и социально ориентированных НКО закреплено право инициативного применения ПБУ 2/2008.

Так как для указанных категорий фирм применение ПБУ 2/2008 носит добровольный характер, то решение об отказе в применении ПБУ 2/2008 нужно внести в учетную политику.

В этом случае строительная организация при ведении бухгалтерского учета будет руководствоваться общими правилами определения доходов и расходов в части своей деятельности.

 

Напомним, что доходом организации согласно п. 2 ПБУ 9/99 признается увеличение экономических выгод организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению ее капитала. Перечень поступлений от юридических и физических лиц, не признаваемых в бухгалтерском учете доходами организации, содержится в п. 3 ПБУ 9/99. В частности, таковыми не признаются поступления в виде сумм налогов, экспортных пошлин и иных обязательных платежей, предварительной оплаты, авансов, задатков и т.д.

На основании п. 5 ПБУ 9/99 доходами от обычных видов деятельности строительной фирмы признается выручка от выполнения работ по договорам строительного подряда. Выручка подрядчика равна сумме поступлений от заказчика строительства или величине дебиторской задолженности последнего. На основании п. 3 ПБУ 9/99 авансы, перечисленные заказчиком, не включаются в выручку строительной фирмы.

Размер выручки подрядчика определяется исходя из цены договора, заключенного строительной компанией с заказчиком строительных работ. Выручка признается в бухгалтерском учете организации-подрядчика при одновременном выполнении условий, перечисленных в п. 12 ПБУ 9/99.

 

Обратите внимание! Субъекты малого бизнеса, не размещающие публично ценные бумаги, а также социально ориентированные НКО могут определять выручку в бухгалтерском учете кассовым методом. Такое право им предоставляет сам п. 12 ПБУ 9/99. Понятно, что реализовать такую возможность строительная фирма - "малыш" может лишь при прямом указании на это в своем учетном регламенте. Отметим, что это является удобным в случае применения строительной компанией упрощенной системы налогообложения, при использовании которой налогоплательщик признает доходы и расходы также кассовым методом.

Имейте в виду, что при использовании кассового метода признания доходов в бухгалтерском учете организация обязана признавать кассовым методом и свои бухгалтерские расходы.

 

/"Налоги" (газета), 2013, N 45/

Заметим, что в части договоров с длительным циклом ПБУ 9/99 содержит специальное положение, касающееся признания выручки в бухгалтерском учете. Так как строительство объектов - дело не одного дня, то понятно, что оно напрямую касается строительных фирм. Так, п. 13 ПБУ 9/99 установлено, что организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ по мере готовности работы или по завершении выполнения работы в целом. Выручка от выполнения конкретной работы признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность работы. Следовательно, в учетной политике подрядной организации в обязательном порядке нужно установить критерии, которыми фирма будет руководствоваться при определении готовности своих работ.

Для обобщения информации о законченных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета), предназначен счет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам".

Если учетной политикой организации закреплено, что выручка определяется подрядчиком по мере готовности, то стоимость законченных организацией работ учитывается по дебету счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" в корреспонденции со счетом 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка". Обычно эта запись производится на сумму договорной стоимости этапов работ, предусмотренных самим договором подряда.

 

Обратите внимание! Пунктом 14 ПБУ 9/99 определено, что, если сумма выручки не может быть определена, она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по выполнению работ, которые будут впоследствии возмещены организации. В этом случае дебетовая запись по счету 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам", корреспондирующая со счетом 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка", отражается в размере фактических затрат подрядчика по выполненным работам.

По окончании всего объема работ оплаченная стоимость этапов выполненных работ, числящаяся на счете 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам", закрывается в дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

 

Обратите внимание! Пунктом 13 ПБУ 9/99 закреплено, что в отношении разных по характеру и условиям выполнения работ организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки, предусмотренные названным пунктом. Если в отношении разных по характеру и условиям выполнения работ подрядчиком применяются разные способы признания выручки, то это в обязательном порядке также отражается в учетной политике. Кроме того, здесь же имеет смысл закрепить условия выполнения таких работ.

 

Обратите внимание! В условиях применения ПБУ 2/2008 строительная фирма обязана вести бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов отдельно по каждому исполняемому ею договору подряда, на это прямо указано в п. 3 ПБУ 2/2008. Иными словами, объектом бухгалтерского учета у нее выступает сам договор подряда.

Напоминаем, что основания для объединения договоров в один объект бухгалтерского учета либо разделения одного договора на несколько объектов приведены в п. п. 4 - 6 ПБУ 2/2008.

Согласно п. 7 ПБУ 2/2008 доходы по долгосрочным договорам строительного подряда или же договорам, сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные периоды, признаются в соответствии с общими правилами признания доходов, закрепленными в ПБУ 9/99. Причем эти доходы признаются доходами от обычных видов деятельности фирмы-подрядчика (выручкой).

Так как в структуре оборотного капитала строительных компаний значительную долю составляет незавершенное производство, то строительным организациям при определении своего состава прямых расходов следует руководствоваться перечнем прямых расходов, рекомендованным п. 1 ст. 318 НК РФ. На это, в частности, указано в Письме Минфина России от 2 марта 2006 г. N 03-03-04/1/176. Хотя в более позднем Письме специалисты Минфина России допускают возможность для строительных фирм устанавливать минимальный состав прямых расходов, о чем говорит Письмо Минфина России от 11 ноября 2008 г. N 03-03-06/1/621.

 

Обратите внимание! Несмотря на то что определение состава прямых расходов относится к компетенции самого подрядчика, отнесение отдельных затрат в состав косвенных может признаваться обоснованным только в случае, если отсутствует возможность отнесения таких затрат в состав прямых. Об этом налоговики напомнили налогоплательщикам в Письме ФНС России от 24 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/2952@ "О порядке распределения в целях налогообложения прибыли расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные".

Помните, что правом нулевого состава прямых расходов обладают лишь фирмы, занятые в сфере услуг, на что указывает п. 2 ст. 318 НК РФ и Письмо Минфина России от 15 июня 2011 г. N 03-03-06/1/348.

Деятельность подрядчика с точки зрения налогообложения признается работой, поэтому он не вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. Такой вывод следует из Письма Минфина России от 22 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/114.

 

 

/"Налоги" (газета), 2013, N 46/

 

Расходы, не отнесенные налогоплательщиком в состав прямых расходов, относятся к косвенным расходам. Исключение составляют внереализационные расходы, определяемые в соответствии со ст. 265 НК РФ.

Определяя в учетной политике для целей налогообложения состав прямых и косвенных расходов, следует учитывать, что сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в отличие от прямых расходов, относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода в полном объеме. В таком же порядке включаются в расходы текущего периода и внереализационные расходы. Прямые расходы подрядчик обязан распределять на незавершенные и на выполненные в текущем месяце работы, на что указывает п. 1 ст. 319 НК РФ. Порядок распределения прямых расходов подрядчик устанавливает самостоятельно и закрепляет его в своей учетной политике. При этом следует учитывать, что:

- распределение прямых расходов должно производиться организацией с учетом соответствия осуществленных расходов выполненным работам;

- если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по выполнению работ невозможно, то налогоплательщик вправе использовать свой механизм распределения прямых расходов, основанный на экономически обоснованных показателях. Этот механизм распределения также нужно закрепить в налоговой политике организации. На это обратили внимание специалисты Федеральной налоговой службы в своем Письме от 28 декабря 2010 г. N ШС-37-3/18723@.

 

Налог на добавленную стоимость

 

По общему правилу строительные фирмы признаются плательщиками НДС. Несмотря на то что объектом обложения по НДС у подрядчика выступает реализация работ, обязанность по исчислению налога может наступить у него и раньше - до момента перехода права собственности на результаты выполненных работ к заказчику.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы признается наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Фактически это означает, что момент начисления подрядчиком суммы налога зависит от порядка расчетов между ним и заказчиком, предусмотренных договором подряда. Если оплата работ производится после их приемки заказчиком, то сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, подрядчик должен начислить при их реализации заказчику. Если же договором подряда предусмотрена предварительная оплата работ подрядчика, то налог следует начислить уже в момент получения аванса.

В последнем случае у подрядчика фактически будет два момента определения налоговой базы. Первый раз на основании пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы будет выступать день получения аванса, причем в данном случае подрядчик исчислит сумму налога исходя из суммы полученной предоплаты с учетом налога, применяя расчетную ставку. Вторым моментом определения налоговой базы будет день передачи результатов работ заказчику на основании п. 14 ст. 167 НК РФ. На дату отгрузки налог исчисляется уже со всей стоимости выполненных работ с применением прямой ставки налога 18%, а сумма налога, уплаченная в бюджет с поступившего ранее аванса, принимается подрядчиком к вычету.

Как уже было указано, факт выполнения работ подтверждается актом их сдачи-приемки. Поэтому моментом определения налоговой базы при реализации работ, по мнению автора, следует признавать дату подписания акта заказчиком. Такая точка зрения подтверждается и Письмом Минфина России от 16 марта 2011 г. N 03-03-06/1/14.

 

Обратите внимание! В соответствии с нормами гражданского права предметом договора строительного подряда является результат работы подрядчика в виде построенного объекта строительства или определенного объема работ, связанного со строительством объекта.

Для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и другого назначения применяется акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2). Акт составляется после завершения всех работ либо этапа работ, в случае если у заказчика нет претензий к выполнению работ.

Для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), составляемая на основе акта формы N КС-2.

Документом приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда является, как известно, акт формы N КС-11.

По мнению автора, при решении вопроса о том, когда у подрядчика возникает обязанность начисления налога с объема выполненных работ, нужно руководствоваться самим договором строительного подряда. В том случае, если в соответствии с договором результатом работ подрядчика является построенный объект, моментом определения налоговой базы по НДС у подрядчика будет выступать дата подписания заказчиком акта формы N КС-11. В том случае, если предметом договора строительного подряда является выполнение определенного объема работ, связанных со строительством объекта, моментом определения налоговой базы у подрядчика будет являться дата подписания сторонами акта выполненных работ формы N КС-2.

Заметим, что договором подряда может быть предусмотрена поэтапная сдача работ. По завершении очередного этапа работ также оформляется акт формы N КС-2. В Письме УФНС России по г. Москве от 7 февраля 2007 г. N 20-12/012414 сказано, что датой признания дохода от осуществления строительных работ является дата реализации таких работ, которая может быть определена по дате акта N КС-2.

Практика свидетельствует о том, что зачастую при отсутствии в договоре строительного подряда указаний на поэтапную сдачу работ схема взаимоотношений сторон выглядит следующим образом: заказчик рассчитывается с подрядчиком помесячно на основании актов о приемке работ формы N КС-2, справок по форме N КС-3 и счетов-фактур, выставляемых подрядчиком.

Такая схема взаимоотношений между заказчиком строительных работ - плательщиком НДС и подрядчиком имеет ряд особенностей для подрядчика в плане начисления НДС по выполненным работам.

В том случае, если договором строительного подряда отдельные этапы работы не выделены, унифицированные формы N N КС-2 и КС-3, выставляемые помесячно, рассматриваются как расчетные документы для авансирования строительства объекта и не являются актами приемки результатов строительных работ.

Аналогичная точка зрения изложена арбитрами в п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда".

А раз так, то, по мнению чиновников Минфина России, выполненные подрядные работы не могут быть приняты налогоплательщиком на учет. Что в результате? Не выполняется условие о принятии на учет работ, выполненных подрядчиком, и, как следствие, отсутствует право на вычет даже при наличии выставленного подрядчиком счета-фактуры.

О том, что вычет "подрядного" НДС в таких условиях возможен только после принятия заказчиком результата работ в объеме, определенном договором строительного подряда, говорят разъяснения чиновников, изложенные в Письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. N 03-07-14/20231, от 21 сентября 2012 г. N 03-07-10/24, от 14 октября 2010 г. N 03-07-10/13, от 5 марта 2009 г. N 03-07-11/52, от 20 марта 2009 г. N 03-07-10/07 и др.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что если договором строительного подряда не предусмотрено, что результаты работ передаются заказчику поэтапно, то моментом определения налоговой базы у подрядчика будет являться дата подписания акта формы N КС-11 (если результатом работ подрядчика является построенный объект) или дата подписания акта формы N КС-2 по всему объему выполненных работ. Следовательно, именно на эти даты подрядчиком выставляются счета-фактуры на выполненные им работы.

 

Обратите внимание! Как сказано в Письме Минфина России от 31 мая 2012 г. N 03-07-10/12, при таком варианте исполнения договора строительного подряда счета-фактуры подрядчику следует выставлять как при передаче заказчику результата работ в объеме, определенном в договоре, так и при получении от заказчика оплаты в счет предстоящего выполнения работ. При этом НДС по авансовым платежам, перечисленным в счет предстоящего выполнения работ по капитальному строительству на основании форм N N КС-2 и КС-3, принимается у заказчика к вычету при наличии документов, перечень которых установлен п. 9 ст. 172 НК РФ.

Вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленные генеральным подрядчиком заказчику по выполненным работам, применяются заказчиком в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 171 и п. 5 ст. 172 НК РФ. Одновременно суммы налога, ранее принятые к вычету заказчиком с перечисленной им частичной оплаты в счет предстоящего выполнения работ, подлежат восстановлению в соответствии с порядком, установленным п. 3 ст. 170 НК РФ.

Эту особенность выставления счетов-фактур по выполненным работам строительной организации следует учесть при формировании ею своей учетной политики для целей налогового учета.

 

Обратите внимание! В то же время налоговики считают вполне возможным ежемесячное начисление НДС подрядчиком, на что указывают Письма ФНС России от 21 июня 2013 г. N ЕД-4-3/11246@ и от 6 мая 2013 г. N ЕД-4-3/8255@. Согласно с таким подходом и большинство судов.

В частности, в Постановлении ФАС Московского округа от 19 апреля 2012 г. по делу N А40-77285/11-107-332 арбитры указали, что действующее налоговое законодательство обусловливает право на применение налоговых вычетов заказчиком при приобретении работ, в том числе строительных, приемкой и принятием на учет результатов выполненных работ независимо от того, выделены ли в договоре этапы строительных работ, происходит ли переход от подрядчика к заказчику рисков случайной гибели или повреждения результатов работ, а также вне зависимости от факта окончания или степени законченности строительных работ.

По мнению автора, точка зрения финансистов по вопросу выставления счетов-фактур на реализацию работ подрядными организациями больше соответствует закону. Подход налоговиков скорее вызван недовольством единовременным получением вычета по итогам строительства крупных объектов. Тем не менее решение о порядке выставления счетов-фактур на реализацию подрядчиками в условиях крупных объектов остается за самим налогоплательщиком.

 

В противном случае НДФЛ придется платить по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены, в частности, в Письмах Минфина России от 21 сентября 2011 г. N 03-04-06/3-230 и от 9 декабря 2010 г. N 03-04-06/3-295.

В части организации ведения учета доходов, облагаемых по ставке налога 13%, по мнению автора, строительной компании имеет смысл прописать порядок применения стандартных налоговых вычетов, особенно это касается вычетов на детей.

Если работник работает в организации с начала года, то право на стандартные вычеты возникает у него также с начала года независимо от срока подачи соответствующего заявления на предоставление вычетов. На это Минфин России обратил внимание в своем Письме от 18 апреля 2012 г. N 03-04-06/8-118.

НК РФ не разъясняет, накапливаются ли такие вычеты при отсутствии дохода у физического лица, однако из Письма Минфина России от 6 февраля 2013 г. N 03-04-06/8-36 можно сделать вывод, что вычеты суммируются. В силу того что в самом НК РФ это не предусмотрено, рекомендуем этот порядок прописать в своем налоговом регламенте.

Большинство организаций-работодателей выплачивает своим работникам заработную плату дважды в месяц путем выдачи аванса и окончательного расчета, и строительные организации в данном смысле не исключение.

Естественно, возникает вопрос: нужно ли удерживать НДФЛ с выплаченного аванса?

Нужно сказать, что формулировка п. 2 ст. 223 НК РФ позволяет считать, что удерживать НДФЛ с выплаченного аванса сотрудникам не нужно. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минфина России в своих Письмах от 17 июля 2008 г. N 03-04-06-01/214, от 16 июля 2008 г. N 03-04-06-01/209. Вместе с тем практика показывает, что нередко организации при выплате авансовых сумм своим сотрудникам удерживают суммы НДФЛ. Это представляется логичным только в том случае, если в трудовом договоре, заключенном с работником, предусмотрено, что работнику заработная плата выплачивается за каждую половину месяца отдельно. Ведь это не является нарушением трудового законодательства, тем более что самого понятия "аванс" в Трудовом кодексе Российской Федерации нет.

Если компания удерживает НДФЛ дважды, то, по мнению автора, это лучше закрепить в налоговой политике, т.к. из самого текста НК РФ это не следует. Хотя, насколько обоснованны такие действия организации, сказать сложно: мало того что возрастает трудоемкость бухгалтерской службы, возникают еще и неясности в части предоставления налоговых вычетов.

Пунктом 1 ст. 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Причем формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. При этом регистры налогового учета по НДФЛ в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

- сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика;

- вид выплачиваемых доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утвержденными ФНС России;

- суммы дохода и даты их выплаты;

- статус налогоплательщика (резидент Российской Федерации или нерезидент в соответствии со ст. 207 НК РФ);

- даты удержания и перечисления налога в бюджет;

- реквизиты соответствующего платежного документа.

Следовательно, организации как налоговому агенту нужно разработать форму необходимого налогового регистра и закрепить ее использование в своей налоговой политике. При разработке формы регистра следует исходить из того, чтобы она была удобной в работе и содержала всю необходимую информацию для правильного исчисления и удержания НДФЛ.

Саму форму налогового регистра можно оформить отдельным приложением к своему налоговому регламенту. Порядок ведения налоговых регистров по НДФЛ следует также закрепить в налоговой политике организации.

Также в налоговой политике имеет смысл закрепить процедуру уведомления налогоплательщика о факте излишне удержанного с него налога.

Напоминаем, что с 1 января 2011 г. изменен порядок взыскания и возврата НДФЛ. В соответствии с п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. Такие же разъяснения приведены в Письме ФНС России от 23 января 2012 г. N ЕД-4-3/781@ "О направлении Письма Минфина России".

Причем налоговый агент обязан проинформировать налогоплательщика о каждом ставшем известном ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Так как в НК РФ порядок уведомления налогоплательщика не закреплен, то в налоговой политике нужно закрепить положение о том, что факт обнаружения излишнего удержания налога подтверждается приказом руководителя компании, с которым налогоплательщик должен быть ознакомлен под подпись с указанием даты.

Ну и, конечно, часть учетной политики придется посвятить страховым взносам на обязательные виды социального страхования, порядок исчисления и уплаты которых регулируется нормами Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Напомним, что объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В силу того что в Законе N 212-ФЗ ничего не сказано о том, что в целях исчисления взносов понимается под выплатами в рамках трудовых отношений, рекомендуем в своей учетной политике закрепить понятие, используемое строительной фирмой для этих целей. По мнению автора, такое положение собственного регламента позволит строительной фирме не начислять страховые взносы на некоторые виды выплат работникам, например на оплату дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом. О том, что такой шанс имеется, говорит, например, Постановление ФАС Уральского округа от 17 июля 2013 г. N Ф09-6820/13 по делу N А60-44907/2012.

Напоминаем, что в силу Закона N 212-ФЗ организация определяет базу для начисления сумм страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Исходя из этого, по мнению автора, организации следует разработать форму ведения учета страховых взносов по каждому физическому лицу и закрепить ее использование в своей налоговой политике. Какие регистры учета компания будет применять для этих целей, она вправе решать самостоятельно, т.к. законодательно установленной формы такого учета нет.

 

Обратите внимание! Чиновники Пенсионного фонда и соцстраха рекомендуют использовать для этих целей форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за _____ год, приведенную в Письме ПФР от 26 января 2010 г. N АД-30-24/691, ФСС РФ от 14 января 2010 г. N 02-03-08/08-56П "О порядке учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленных страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам".

В налоговой политике имеет смысл указать, в какой форме строительная организация будет вести указанные регистры. По мнению автора, в своем нормативном документе целесообразно закрепить положение о том, что регистры учета ведутся в электронном виде, а по окончании расчетного периода выводятся на печать.

Кроме того, организация должна закрепить в своей учетной политике методику отражения в бухгалтерском учете сумм возможных штрафных санкций за нарушения законодательства о страховых взносах.

 

 

ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА СТРОИТЕЛЬНОЙ (ПОДРЯДНОЙ)

ОРГАНИЗАЦИИ

 

/"Налоги" (газета), 2013, N 44/

 

В.В. СЕМЕНИХИН

 

Строительная деятельность, как и любая иная отрасль экономики, имеет свою специфику, сказывающуюся в том числе и на порядке ведения бухгалтерского и налогового учета строительных фирм. Подрядные организации, как и все иные компании, для ведения учетной работы в обязательном порядке формируют и утверждают такой внутренний регламент, как учетная политика организации.

В данной статье мы приведем особенности строительной деятельности, которые должны быть учтены подрядной организацией при формировании своей учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета.

 

Вначале отметим, что с 1 января 2013 г. основным нормативным документом в сфере бухгалтерского учета выступает Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Обязанность экономического субъекта по формированию своей учетной политики, под которой понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета, установлена ст. 8 Закона N 402-ФЗ. Причем на основании п. 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Так как федеральные и отраслевые стандарты пока не утверждены, то большинство коммерческих фирм, в том числе и строительные компании, на основании п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ применяют правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России до 1 января 2013 г. При этом указанные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ. На это указывает Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Следовательно, пока строительные фирмы при ведении бухгалтерского учета по-прежнему руководствуются действующими Положениями по бухгалтерскому учету, Методическими рекомендациями по учету конкретных объектов, а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета).

Особенностью строительной деятельности признается длительный цикл производства, ведь большинство объектов возводится в рамках длящихся договоров, что не может не сказываться на порядке учета доходов, расходов и финансовых результатов строительных фирм.

В настоящий момент все коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, учет своих доходов и расходов ведут в соответствии с общими правилами, установленными:

- Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н (далее - ПБУ 9/99);

- Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (далее - ПБУ 10/99).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.085 с.)