Инновации: сущность, критерии, значение и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновации: сущность, критерии, значение и виды



 

В производстве научно-технические достижения распространяются в форме инноваций.

Инновации – это вновь созданный материал, продукт или технология, впервые внедряемые в производство, организация или создание рынка для нового, впервые произведенного продукта.

К инновациям относятся:

· научно-техническая продукция – открытия, гипотезы, теории, концепции, экспертные системы, модели, изобретения, рационализаторские предложения, научные и конструкторские разработки, опытные образцы новой техники, новых изделий, продукция информатики;

· создание передовой производственной технологии- разработка технической документации, рабочих чертежей, изготовление необходимого оборудования, испытание и его приемка;

· новые технологии в стране или за рубежом, не имеющие аналогов;

· принципиально новая технология;

· использование передовой производственной технологии – ее внедрение и промышленная эксплуатация, результатом которой является выпуск продукции, оказание услуг;

· технологически новый продукт – продукт, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, состав применяемых- материалов и компонентов) или предполагаемое использование которого являются принципиально новыми либо существенно отличающимися от аналогичных ранее производимых продуктов;

· технологически усовершенствованный продукт – существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более подсистем.

Характерными чертами инноваций, отличающих их от небольших, чисто количественных изменений в техническом базисе производства являются:

1. Качественный скачок в уровне техники в результате реализации изобретений (критерий новизны);

2. Значительный экономический, социальный или другой эффект в результате внедрения инновации (критерий эффективности).

Инновации имеют большое значение для экономики страны в целом, это проявляется в технических, экономических и социальных результатах инноваций:

1. Существенно обновляется и расширяется ассортимент производимой продукции, повышается ее технический уровень и качество.

2. Повышается эффективность производства, экономики, снижается стоимости продукции, повышается ее рентабельность.

3. Характеризуются существенными социальными последствиями, т. к. способствуют созданию новых потребительных стоимостей, удовлетворяющих растущие потребности человека, облегчению труда и сокращению рабочего времени.

Все многообразие инноваций можно классифицировать по следующим признакам:

1. С точки зрения цикличного развития техники:

· крупнейшие инновации распространяются в форме крупнейших изобретений, которые являются основой переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей.

· крупные инновации формируют новые поколения техники в рамках крупнейших инноваций. Они реализуются в более короткий срок и с меньшими затратами, чем крупнейшие, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше.

· средние инновации служат для создания новых моделей и модификаций нового поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными, либо расширяющих сферу применения этого поколения техники.

· мелкие инновации улучшают отрицательные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений.

2. По степени новизны:

· принципиально новые, не имеющие аналогов в мировой практики;

· новшества относительной новизны, не применявшиеся ранее в стране, отрасли, на предприятии.

3. По объектам применения:

· продуктовые инновации;

· процессные инновации;

· технологические инновации;

· организационные инновации;

· управленческие инновации;

· информационные инновации;

· социальные инновации;

· рыночные инновации;

· комплексные инновации.

Содержание инновационной деятельности предприятия

 

Для обеспечения успеха в конкурентной борьбе предприятие должно постоянно заниматься совершенствованием выпускаемой продукции и обновлением ее номенклатуры, т. е. осуществлять инновационную деятельность.

Инновационная деятельность – чисто рыночная категория, характеризующая вид деятельности, направленный на удовлетворение определенного спроса на новый продукт через создание технологии его изготовления.

Инновации предприятия можно разделить на:

Модификации - внесение конструктивных изменений в выпускаемую предприятием продукцию и включают новые модели, марки, цвета.

Небольшие нововведения - изделия, которые ранее не выпускались данным предприятием, но производились и реализовывались на рынке другими предприятиями.

Большие нововведения – новые изделия, которые ранее не производились и не реализовывались на рынке.

Инновационная деятельность предприятия – это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований, разработок для обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии ее изготовления.

Инновационная деятельность предприятия заключается в следующем:

1. Генерация идей осуществляется систематическим поиском возможности создания новых изделий. Источниками идей могут быть работники предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, конкуренты и покупатели. Генерация идей может осуществляться методом мозгового штурма, анализом продукции на рынке, опросом покупателей.

2. Оценка и отбор идей осуществляется на основе оценки товара по трем группам характеристик (общие, маркетинговые и производственные). Для этого в каждой группе по десятибалльной системе оценивается несколько показателей и выводится средневзвешенная характеристика, которая и служит основанием включения продукта в перечень вновь выпускаемых.

3. Проверка концепции идеи проводится на основе оценки ее потребителями, для этого им предоставляют описание (изображение) продукта с целью определения отношения потребителя к данному товару.

4. Сравнительный экономический анализ проводится на основе выявления возможного спроса на новый продукт, на оценке уровня издержек, предполагаемых объемов капиталовложений и размера прибыли.

5. Разработка продукции и пробный маркетинг. С целью наблюдения за реальным поведением покупателей проводится пробная реализация опытного образца в одном или нескольких районах или областях. На этом этапе разрабатывается окончательная конструкция нового продукта, торговая марка, определяется положение товара на рынке.

6. Коммерческая реализация продукта. Осуществляется выведение товара на рынок и его полномасштабное производство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.014 с.)