Сущность, функции и виды цен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, функции и виды цен



 

Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время.

К числу наиболее часто используемых определений цены можно отнести следующие:

1) Цена – экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

2) Цена – денежное выражение стоимости и потребительной стоимости;

В законе “О ценообразовании” Республики Беларусь цена определяется как денежная оценка стоимости единицы товара, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Основными функциями цены, отражающими ее экономическую сущность, предназначение и роль в хозяйственной жизни, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями являются:

1. Учетная функция или функция учета и измерения затрат общественного труда, которая определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена показывает, во что обходится удовлетворение той или иной потребности, и отражает величину издержек производства и обращения, размер прибыли.

Цена лежит в основе определения таких стоимостных показателей как ВВП, НД, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции, рентабельность, производительность, фондоотдача.

2. Стимулирующая функция заключается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных товаров. Цены стимулируют производителей через величину заключенной в них прибыли, через возможность повышения прибыли, предоставления надбавок и скидок. Т.о. цены могут способствовать или препятствовать увеличению производства продукции, ориентируют производителя на выпуск продукции, пользующейся спросом, на внедрение инноваций, и, таким образом, приводят к ускорению материально-технического прогресса, улучшению качества продукции.

3. Распределительная функция связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Она состоит в том, что цена участвует в перераспределении НД между отраслями экономики, государственными секторами и субъектами хозяйствования различной формы собственности.

Так, высокие розничные цены на предметы роскоши и престижные товары обеспечивают перераспределение денежных доходов определенной части населения с помощью бюджета для формирования социальных фондов. Эта функция проявляется через акцизы на отдельные группы товаров, НДС, которые поступают в бюджет на решение социальных задач общества.

4. Балансирующая функция заключается в установлении рыночного равновесия между спросом и предложением, между потребителем и производством. Цена является гибким инструментом в достижении равновесия, в преодолении диспропорций в сфере производства и обращения посредством увеличения (сокращения) производства, либо посредством роста (снижения) цены, или одновременно тем и другим способом.

По мере перехода к рыночной экономике роль балансирующей функции будет усиливаться и играть доминирующую роль при установлении цены.

5. Функция цены как средства рационального размещения производства заключается в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капитала в сектора экономики и виды производства с более высокой нормой прибыли. Этот перелив осуществляется под воздействием законов конкуренции и спроса, предприятие само решает, куда ему наиболее выгодно вкладывать капитал (предварительно проведя глубокие маркетинговые исследования).

6. Информационная функция заключается в предоставлении информации об уровне цен для принятия управленческих решений.

Цены можно классифицировать по следующим признакам:

1. В зависимости от стадии товародвижения.

2. В зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения.

2. В зависимости от способа установления.

4. В зависимости от рынка, на который поставляются товары.

5. В зависимости от срока действия.

6. В зависимости от возмещения транспортных расходов и т.д.

1. В зависимости от стадии товародвижения различают следующие виды цен:

· отпускная цена изготовителя;

· отпускная цена оптовика;

· розничная цена.

2. В зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения различают:

§ отпускные цены на продукцию промышленных предприятий - цены, по которым предприятие продает свой товар потребителям или заготовительным организациям;

§ розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети и выбывают из сферы обращения;

§ цены на строительную продукцию (сметная стоимость, прейскурантная цена, договорная цена);

§ закупочные цены - это договорные цены, по которым сельскохозяйственная продукция реализуются для государственных нужд;

§ тарифы грузового и пассажирского транспорта плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;

§ тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;

§ цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

3. В зависимости от способа установления (степень свободы от воздействия государства при определении цен):

o регулируемые цены – цены, устанавливаемые государственными органами;

o свободные цены - цены, складывающиеся на рынке под воздействием конъюнктуры независимо от государственных органов. Включают в себя следующие разновидности:

4. В зависимости от рынка, на который поставляется товар, различают внутренние; внешнеторговые (мировые цены).

5.В зависимости от срока действия различают постоянные, договорные, сезонные.

6. В зависимости от размера возмещения потребителем транспортных расходов:

o цены, сформированные в месте производства продукции;

o единые цены с включением усредненных расходов по доставке (единая цена для всех покупателей);

o цены, определенные на основе базисного пункта.

2. Методы ценообразования

Ценообразованием называется процесс установления, поддержания и изменения цен юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами.

2.1 Затратные методы ценообразования

Данные методы заключаются в определении цены на основе затрат на производство и реализацию продукции.

Достоинства методов:

1. Простота применения, т. к. производители всегда обладают подробной информацией об уровне издержек;

2. Сведение к минимуму ценовой конкуренции, т. к. цены оказываются схожими, если данными методами пользуется большинство производителей;

3. Равенство покупателей и продавцов. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли.

Недостатки методов:

1. Не учитывают связь между реальными затратами и фактическим объемом сбыта. Предприятие определяет затраты на планируемый объем производства и реализации, который устанавливается раньше цены. Однако объем продаж зависит от цены и может оказаться ниже запланированного;

2. Не учитывают спрос и потребительские свойства товаров;

3. Не учитывают конкуренцию;

4. Игнорирование производителями того факта, что цена может не находиться в прямой зависимости от затрат, которые в целях удовлетворения спроса могут быть изменены.

При данных методах ценообразования предприятия не используют цену как эффективное коммерческое средство и тем самым сковывают свою свободу действий. Цена может оказаться ниже той, которую готовы заплатить покупатели.

Затратные методы ценообразования могут применяться:

o при установлении исходной цены на принципиально новую продукцию, когда невозможно сопоставить ее с выпускаемой ранее;

o при установлении цен на опытные образцы и продукцию, которая изготавливается по разовым заказам;

o при определении цен в отрасли, где подавляющее большинство предприятий их используют;

o при определении цен на товары, спрос на которые значительно превышает предложение.

Сущность метода полных издержек заключается в определении полной себестоимости единицы продукции и прибавлении к ней максимально возможную сумму прибыли и налогов.

Модель цены можно представить в следующем виде

,

где Сп– полная себестоимость единицы продукции;

Р - уровень рентабельности продукции, %;

Н – налоги и отчисления, включаемые в цену в соответствии с действующим законодательством.

Формирование отпускной цены на базе издержек осуществляется следующим образом.

1. Определяется нормативная прибыль на единицу продукции по формуле:

,

где – норматив рентабельности (норма прибыли) единицы продукции, %.

Цена без учета налога на добавленную стоимость ()

.

Налог на добавленную стоимость:

,

где – установленная законодательством ставка налога на добавленную стоимость, 20%.

Отпускная цена единицы продукции с НДС

.

Таким образом, реализуя товар, по цене, рассчитанной данным методом, предприятие возмещает все свои издержки и получает прибыль в запланированном объеме. Использование этого метод обеспечивает скорее оптимальную, чем максимальную выручку от реализации товаров.

Сущность метода установления цены на основе прямых (переменных) издержек заключается в определении переменных издержек, которые рассматриваются как прямые, т. е. непосредственно относящиеся на производство конкретного изделия.

Данный метод можно использовать:

· с целью расширения объема продаж и завоевания большей доли рынка;

· с целью выведения продукции на внешние рынки;

· когда на предприятии имеются резервы производственных мощностей, а постоянные издержки возмещаются в ценах, установленных исходя из текущего объема производства;

· при определении цен на товары оптовой и розничной торговли.

Модель цены на продукцию предприятий-изготовителей имеет следующий вид:

,

где Ипер - переменные издержки на единицу продукции;

R - уровень рентабельности продукции, %.

При этом величина прибыли, и, следовательно, уровень рентабельности может быть меньше, чем при расчете цены по методу полных издержек.

Модель цены на товары оптовой и розничной торговли можно представить следующим образом:

,

где Ипер – отпускная цена предприятия-изготовителя для оптовой организации или цена оптовой организации для торгового предприятия с учетом затрат на транспортировку;

Но(т) – оптовая (торговая) надбавка, которая возмещает издержки обращения, прибыль, отчисления в местные и республиканские бюджеты оптовой организации или предприятия торговли.

Метод анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли дает возможность определить уровень цены, обеспечивающий предприятию покрытие всех затрат и получение запланированной прибыли.

Для того чтобы воспользоваться этим методом необходимо:

- определить возможные уровни цены реализации;

- определить выручку от реализации при установленных уровнях цены;

- оценить полные затраты при различных программах выпуска товара;

- оценить предполагаемый в течение планируемого периода объем выпуска товара,

- определить плановую величину прибыли.

Для каждого уровня цены необходимо определить точку нормальной прибыльности, которая позволит покрыть все затраты и получить запланированную прибыль, по формуле:

,

где Ипост - постоянные издержки на объем производства (нат. ед.);

Ц - цена единицы продукции (ден. ед.);

Ипер - переменные издержки на единицу продукции (ден. ед.).

Полученные объемы производства необходимо сравнить с производственной мощностью предприятия, и со спросом при каждом уровне цены, и определить уровень цены, который можно установить на продукцию.

2.2 Методы ценообразования, основанные на качестве и потребительских свойствах продукции, применяются при установлении цен на продукцию, которая не заменяет ранее выпускаемой, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд конструктивно или технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми ими функциями.

К ним относятся:

1. Метод удельной цены;

2. Балловый метод;

3. Метод сложного коэффициента качества;

Метод удельной цены используется для определения и анализа цен товаров, характеризующихся довольно полно одним основным параметром качества, от величины которого в значительной мере зависит уровень цены изделия. К таким параметрам может относиться производительность, мощность, содержание полезного компонента в веществе, емкость.

Механизм этого метода следующий:

1. Определяется удельная цена единицы основного параметра качества по формуле:

,

где Хб - значение основного параметра базового изделия в соответствующих единицах измерения;

Цб – цена базового изделия, ден. ед.

2. Рассчитывается цена нового изделия по формуле:

,

где Хн - значение основного параметра качества нового изделия в соответствующих единицах измерения.

Этот метод можно применять для обоснования уровня и соотношений цен небольших параметрических групп продукции, имеющих несложную конструкцию и характеризующимся одним параметром. Недостатками метода удельной цены являются игнорирование других потребительских свойств изделия, альтернативных способов ее использования, спроса и предложения.

Балловый метод заключается в формировании цен на основе экспертных оценок значимости параметров качества изделия для потребителей. Балловый метод используется в тех случаях, когда цена зависит от многих параметров качества, в том числе таких, которые не поддаются количественному соизмерению. К ним относятся: удобство, эстетические свойства, дизайн. Установление цены по балловому методу включает четыре этапа.

На первом этапе тщательно отбираются технико-экономические параметры. По одному и тому же изделию они могут быть разными в зависимости от сферы использования изделия.

Второй этап состоит в начислении баллов по каждому выбранному параметру, которое осуществляется экспертными комиссиями, состоящими из потребителей и производителей.

Третий этап - определение интегральной оценки технико-экономического уровня изделия. Если все исследуемые параметры продукции считаются равнозначными по значимости, комплексный уровень качества каждого изделия параметрического ряда определяется по формуле:

,

где – показатели качества;

- количество баллов, выставленных по i-му параметру качества соответственно базового и нового изделия;

Если же отобранные для оценки параметры не равнозначны для потребителя, то устанавливаются коэффициенты их весомости. Балловые оценки, выставленные по каждому показателю качества, корректируются на соответствующий коэффициент весомости, полученные баллы суммируются. Комплексный уровень качества с учетом коэффициента весомости определяется по формуле:

,

где - коэффициент весомости каждого параметра.

Определяется цена одного балла по формулам:

или ,

где - цена базового изделия, ден. ед.;

На последнем этапе рассчитываются сами цены по формулам:

, .

Данный метод применяется при обосновании цен на парфюмерно-косметические товары, вина, сыры, животные масла.

Метод сложного коэффициента качества учитывает качество изделия в совокупности по всем технико-эксплуатационным параметрам сравниваемых изделий. Расчет цены нового изделия включает следующие этапы:

1. Выбор технических параметров;

2. Определение коэффициентов весомости параметров качества для потребителей;

3. Расчет сложного коэффициента качества нового изделия по формуле:

,

где - частный коэффициент качества по i-му параметру нового изделия;

- коэффициент весомости i-го параметра.

Частный коэффициент качества рассчитывается следующим образом:

1.Если повышение качества нового изделия связано с увеличением показателя по формуле:

;

2. Если повышение качества нового изделия связано с уменьшением показателя по формуле:

,

где - абсолютное значение i-го показателя базового и нового изделия соответственно в установленных единицах измерения.

4. Определяется цена нового изделия:

,

 

где - цена базового изделия, ден. ед.

Цена нового изделия может быть определена с использованием коэффициента технического уровня, который рассчитывается по формуле:

.

Частные коэффициенты качества рассчитываются путем сравнения абсолютных значений показателей нового и базового изделия со значениями изделия-эталона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.08 с.)