Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь



 

В соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, вступившим в силу 22 июня 2001 г., государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:

1. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

1.1. принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;

1.2. предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;

1.3. предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;

1.4. проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;

1.5. предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам.

2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

2.1. оказания инвесторам государственной поддержки;

2.2. защиты интересов инвесторов;

2.3. создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;

2.4. определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;

2.5. принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;

2.6. определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;

2.7. содействия развитию рынка ценных бумаг;

2.8. проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;

2.9. использования других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В целях создания дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 6 августа 2009 г. Президентом Республики Беларусь был издан Декрет № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». Декретом № 10 введена трехзвенная система заключения инвестиционных договоров и определены субъекты, которые могут выступать от имени Республики Беларусь стороной по договору.

Инвестиционный договор между инвестором и Республикой Беларусь может быть заключен на основании решения:

1.) республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, областного (Минского городского) исполнительного комитета в случае реализации инвестиционного проекта в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы и в пределах компетенции государственного органа или исполнительного комитета;

2.) Совета Министров Республики Беларусь в случаях, когда инвестиционным договором не предусматривается на дату его подписания предоставление инвестору льгот и преференций, кроме установленных законодательными актами;

3.) Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь в случаях предоставления инвестору дополнительных льгот и преференций, ранее не установленных законодательными актами.

В соответствии с Декретом для принятия решения о заключении инвестиционного договора: требуются бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционного договора, и его государственная комплексная экспертиза. Разрабатывать бизнес-план и обеспечивать проведение его государственной комплексной экспертизы должны лишь инвесторы, претендующие на предоставление в рамках инвестиционного договора каких-то специфических дополнительных преференций. Например, если в рамках реализации инвестиционного договора в сфере строительства инвестор пожелает выбирать подрядные и проектные организации без проведения подрядных торгов.

В Декрете сведены в единый перечень «типовые» преференции, воспользоваться которыми сможет каждый инвестор.

Инвестор и (или) организация, созданная в соответствии с установленным порядком этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров имеют право на:

- строительство объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства;

- предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству.

Декретом предусмотрена гарантия стабильности условий оплаты арендной платы за землю и установлено, что она не может повышаться в течение всего срока реализации инвестиционного проекта.

Инвесторы освобождаются от:

- перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка;

- возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;

- уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;

- уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а указанные иностранные граждане и лица без гражданства – от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Республике Беларусь.

Новации расширяют возможности заключения инвестиционных договоров, предоставляя новые инициативные инструменты построения деловых отношений с инвесторами.

Указом Президента Республики Беларусь № 413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право:

1. Предоставлять физическим и (или) юридическим лицам полномочия на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, то есть вводится институт так называемых инвестиционных агентов;

2. Определять инвестиционных агентов по представлению республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, областного (Минского городского) исполнительного комитета на основании обращения физического или юридического лица, претендующего на получение такого статуса;

3. Определять государственный орган для заключения этим органом с инвестиционным агентом договора о представлении интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь с учетом деятельности и опыта работы инвестиционного агента по реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

Полномочия на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь могут предоставляться в целях:

1. Развития административно-территориальных единиц и отраслей экономики Республики Беларусь;

2. Реализации инвестиционных проектов, включая:

- создание и развитие на территории Республики Беларусь организаций с участием инвестора, имеющего стратегическое значение;

- приобретение инвестором объектов, находящихся в государственной собственности, в том числе в процессе приватизации.

Полномочия инвестиционного агента могут предоставляться:

1. Резидентам Республики Беларусь – зарегистрированным в установленном порядке юридическим лицам и физическим лицам в качестве индивидуальных предпринимателей;

2. Нерезидентам Республики Беларусь – юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Республики Беларусь через создание дочерней организации или представительства, физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

В отдельных случаях по решению Совета Министров Республики Беларусь такие полномочия могут быть предоставлены иностранным физическим лицам без их регистрации в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей на территории Республики Беларусь.

 

Вопросы к экзамену

1. Понятие, признаки и виды предприятий.

2. Хозяйственные товарищества и общества: особенности и виды.

3. Акционерные общества: особенности и виды.

4. Производственные кооперативы и унитарные предприятия.

5. Крупные (корпоративные) формы предприятия.

6. Порядок создания и прекращение деятельности предприятия.

7. Персонал предприятия: понятие, состав и структура.

8. Определение потребности в кадрах.

9. Производительность труда: сущность, показатели, методы определения, факторы и резервы роста.

10. Характеристика и классификация ОФ и ОПФ.

11. Методы учета и оценки основных производственных фондов.

12. Износ основных фондов: сущность и виды

13. Амортизация основных фондов: сущность и линейные методы.

14. Амортизация основных фондов: сущность и нелинейные методы.

15. Обобщающие и частные показатели использования основных фондов, пути улучшения их использования.

16. Нематериальные активы предприятия: сущность, виды, учет и оценка.

17. Оборотные средства: понятие, кругооборот и состав.

18. Оборотные средства: понятие, классификация и структура.

19. Показатели использования и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

20. Производственная программа: сущность, измерители и показатели.

21. Производственная мощность: понятие, единицы измерения, методика расчета.

22. Сущность заработной платы. Тарифная система Республики Беларусь: сущность, элементы и область применения..

23. Повременная форма оплаты труда и ее системы.

24. Сдельная форма оплаты труда и ее системы.

25. Аккордная система и бригадная форма оплаты труда.

26. Материальное стимулирование и система дополнительных выплат на предприятии.

27. Бестарифные системы оплаты труда.

28. Сущность, функции и классификация налогов.

29. Налоговая система и ее элементы

30. Налоги, выплачиваемые из выручки.

31. Налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).

32. Налоги, выплачиваемые из прибыли.

33. Издержки производства: понятие, структура и классификация.

34. Классификация издержек по экономическим элементам и калькуляционным статьям.

35. Понятие и виды себестоимости продукции, факторы и источники ее снижения.

36. Методика определения себестоимости единицы продукции.

37. Сущность, функции и виды цен.

38. Затратные методы ценообразования.

39. Методы ценообразования, основанные на качестве и потребительских свойствах.

40. Сущность ценовой политики. Порядок ценообразования на предприятии.

41. Сущность и виды ценовой стратегии.

42. Скидки: сущность и виды.

43. Понятие и показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

44. Доход и прибыль предприятия: сущность, значение и виды.

45. Методика определения основных видов прибыли.

46. Распределение и использование чистой прибыли. Факторы и резервы роста прибыли.

47. Рентабельность: ее сущность и виды. Факторы и резервы повышения рентабельности.

48. Инновации и инновационная деятельность на предприятии.

49. Сущность инвестиций, их классификация. Учет фактора времени в расчетах экономической эффективности инвестиционных проектов (дисконтирование).

50. Учет фактора времени в расчетах экономической эффективности инвестиционных проектов (дисконтирование). Показатели экономической эффективности инвестиционных проектов (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности).

51. Учет фактора времени в расчетах экономической эффективности инвестиционных проектов (дисконтирование). Показатели экономической эффективности инвестиционных проектов (рентабельность, срок окупаемости, точка безубыточности).

 

Практический раздел

 

Контрольные работы

Контрольная работа №1

Указания по выбору варианта контрольной работы

В соответствии с учебным планом при изучении дисциплины «Экономика предприятия» студент должен выполнить одну контрольную работу. Основная цель контрольной работы – более глубокое изучение отдельных тем и вопросов дисциплины на основе проработки литературных источников и инструктивных материалов, закрепление теоретических знаний при решении практических задач.

Контрольная работа служит основным материалом, по которому преподаватель оценивает активность самостоятельной работы студента и качество усвоения курса. Во время зачета студент должен быть готов дать пояснения по существу выполненной работы.

Контрольная работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части студент должен самостоятельно ответить на теоретический вопрос. В практической части необходимо выполнить два расчетных задания:

1. Оценить эффективность использования производственных ресурсов;

2. Оценить эффективность инвестиций в производство нового изделия.

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с общеустановленными нормами и правилами, предъявляемыми к выполнению контрольных работ.

Приблизительный объем контрольной работы – 20-25 страниц печатного текста. При разработке теоретических вопросов необходимо пользоваться несколькими источниками. Списывание текста вопроса из учебников не допускается.

Выбор вариантов теоретических вопросов и контрольных заданий осуществляется студентом самостоятельно на основании двух последних цифр номера зачетной книжки из данных табл..1.

 

Таблица 1- Варианты контрольных заданий

Последние цифры № зачетной книжки Теоретический вопрос № варианта первого задания № варианта. второго задания
       
       
       
       
       
       
       
       

Продолжение табл. 1

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Теоретическая часть (вопросы)

1. Организационно-правовые формы предприятий.

2. Персонал предприятия: понятие, классификация и методы определения численности.

3. Производительность: сущность, показатели, факторы роста производительности труда.

4.Основные средства предприятия: сущность, классификация, способы учета и оценки.

5. Износ и амортизация основных средств предприятия.

6. Воспроизводство и обновление основных средств.

7. Показатели и пути повышения эффективности использования основных средств.

8. Нематериальные активы предприятия: сущность, виды, учет и оценка.

9. Оборотные средства: понятие, состав и классификация.

10. Определение потребности в собственных оборотных средствах (нормирование оборотных средств).

11. Оптимальная партия материальных ресурсов: понятие и методы определения.

12. Показатели эффективности использования и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

13. Производственная программа предприятия: понятие, измерители и показатели.

14. Производственная мощность: сущность, методика расчета и виды.

15. Сущность, формы и системы заработной платы.

16. Регулирование заработной платы в Республике Беларусь.

17. Бестарифные системы оплаты труда.

18. Материальное стимулирование и система дополнительных выплат на предприятии.

19. Основные направления совершенствования организации оплаты труда и обеспечение ее роста.

20. Общая система налогообложения в Республике Беларусь.

21. Особые режимы налогообложения в Республике Беларусь.

22. Эффективность и оптимизация налоговой системы Республики Беларусь.

23. Издержки производства: понятие и классификация.

24. Себестоимость продукции: сущность, виды, пути ее снижения.

25. Методы ценообразования.

26. Государственное регулирование ценообразование в Республике Беларусь.

27. Качество продукции: понятие и показатели.

28. Конкурентоспособность продукции: понятие и методы определения

29. Сущность, показатели прибыли, ее формирование и распределение.

30. Понятие, показатели и пути повышения рентабельности.

31. Инвестиционная деятельность и инвестиционные проекты: виды и принципы оценки.

32. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

 

Практическая часть

 

Контрольное задание №1. Оценка эффективности использования производственных ресурсов предприятия

 

По фактическим данным производственно-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный и базовый годы (табл. 2, 3) выполнить расчет основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности для каждого года и сделать выводы по полученным результатам.

Методические указания к выполнению контрольного задания №1

 

1. Определить рост и прирост объема производства в отчетном году по сравнению с базовым годом.

Рост объема производства (%) определяется по формуле:

,

где Qо и Qб - соответственно объем произведенной продукции в отчетном и базовом годах, ден. ед.

Прирост объема производства (%) определяется по формуле:

2. Рассчитать уровень производительности труда в отчетном и базовом годах, а также темпы роста и прироста производительности труда в отчетном году по сравнению с базовым годом.

Уровень производительности труда определяется по формуле:

,

где ПТ – уровень производительности труда (среднегодовая выработка на 1 работающего на предприятии в стоимостном выражении) в базовом и отчетном году, ден. ед./чел.;

Q – годовой объем продукции в базовом и отчетном году, ден. ед.;

Ч – среднесписочная численность промышленно-производственного персонала в отчетном и базовом году, чел.

Рост производительности труда определяется по формуле:

где ПТО, ПТб – производительность труда соответственно в отчетном и базовом годах, ден. ед./чел.

Прирост производительности труда (%) можно определить двумя способами:

1) Рпт=

2)

Рассчитать долю прироста объема продукции, полученную за счет роста производительности труда (%):

где РЧ – прирост численности в отчетном году, который рассчитывается по формуле:

=

производственных фондов в отчетном и базовом годах:

3. Определить обобщающие показатели эффективности использования основных производственных фондов в отчетном и базовом годах:

3.1. Фондоотдача рассчитывается по формуле:

Фо= ,


Исходные данные к контрольному заданию №1 по вариантам

Таблица 2 - Технико-экономические показатели работы предприятия в базовом году

  Показатель Условное обозначе-ние Варианты
                   
1. Объем продукции в денежном выражении, млрд руб. Q 145,6 138,0 170,5 118,6 158,7 123,8 151,2 128,9 153,2 121,6
2. Численность промышленно-производственного персонала, чел. Ч                    
3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млрд руб. Фс 76,6 76,5 78,6 66,3 76,5 68,3 74,3 57,3 75,4 66,9
4. Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, млрд руб. ОСС 22,8 23,1 25,8 19,4 25,8 20,7 24,6 18,7 24,5 18,9
5. Полная себестоимость произведенной продукции, млрд руб. Спп 118,6 109,1 136,0 94,2 125,5 97,1 119,1 74,5 122,7 95,5
6. Сумма налога на добавленную стоимость, млрд руб. НДС 13,2 12,2 15,8 11,3 15,8 11,6 14,2 8,9 14,7 11,4

Таблица 3.- Технико-экономические показатели работы предприятия в отчетном году

  Показатель Условное обозначение Варианты
                   
1. Объем продукции в денежном выражении, млрд руб. Q 160,0 146,0 185,0 126,0 176,0 130,0 158,0 138,0 162,0 129,0
2. Численность промышленно-производственного персонала, чел. Ч                    
3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млрд руб. ОФС 80,0 77,5 82,5 68,2 78,6 69,5 75,7 58,6 76,2 67,8
4. Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, млрд руб. ОСС 25,0 23,8 26,3 19,3 26,4 20,5 25,3 19,4 24,6 19,4
5. Полная себестоимость произведенной продукции, млрд руб. Спп 128,0 113,9 145,4 98,6 136,4 99,0 122,4 76,9 126,6 98,6
6. Сумма налога на добавленную стоимость, млрд руб. НДС 15,0 13,0 17,5 11,5 16,3 11,8 14,6 9,2 15,2 11,8

 


где ОФс - среднегодовая первоначальная стоимость основных производственных фондов, ден. ед.;

3.2. Фондоемкость рассчитывается по формуле:

Фе= или Фе=

 

3.3. Фондовооруженность рассчитывается по формуле:

в=

3.4. Рентабельность основных фондов рассчитывается по формуле:

Рф= 100 %,

где П - прибыль предприятия в базовом и отчетном годах, которая определяется следующим образом

П= Q – Спп - НДС,

где Спп - полная себестоимость произведенной продукции в отчетном и базовом годах, ден. ед.;

НДС – налог на добавленную стоимость в отчетном и базовом годах, ден. ед.

4. Определить показатели использования оборотных средств в базовом и отчетном годах:

4.1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств рассчитывается по формуле:

Коб= , оборотов в год,

где Q - годовой объем реализации продукции, принимаем равным объему произведенной продукции, ден. ед..;

ОСс - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, ден. ед.

4.2. Длительность одного оборота рассчитывается по формуле:

Доб = ,

где Т – продолжительность рассматриваемого периода (Т= 360 дней).

5. Определить показатели рентабельности в отчетном и базовом годах:

5.1. Общая рентабельность производства рассчитывается по формуле:

Ро= 100%.

5.2. Рентабельность продукции:

Рпр= 100%.

6. Определить процент снижения себестоимости продукции (затрат) в отчетном году по отношению к базовому году.

Для этого необходимо определить затраты на 1 рубль произведенной продукции по сравниваемым годам по формуле:

.

Процент снижения затрат на 1 рубль товарной продукции в плановом году по сравнению с предыдущим годом составит:

∆С= 100%

 

Контрольное задание №2. Оценка эффективности инвестиций в производство нового изделия

По исходным данным (табл.4) определить экономическую целесообразность инвестиционного проекта по производству нового изделия на основе расчета и оценки следующих показателей:

- чистой дисконтированной стоимости (ЧДД);

- срока окупаемости инвестиций (ТОК);

- рентабельности инвестиций (Ри).

Методические указания к выполнению контрольного задания № 2

 

При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо осуществить приведение затрат и результатов, полученных в разные периоды времени, к расчетному году.

Приведение осуществляется с помощью дисконтирования путем умножения затрат и результатов на коэффициент дисконтирования , который определяется для постоянной нормы дисконта следующим образом:

,

где - требуемая норма дисконта (выбирается студентом самостоятельно), (18-25%);

- порядковый номер года, затраты и результаты которого приводятся к расчетному году;

- расчетный год, в качестве расчетного года принимается год вложения инвестиций, = 1.

Коэффициенты дисконтирования рассчитываются по каждому году расчетного периода, который составляет 4 года для всех вариантов.


Исходные данные к контрольному заданию №1 по вариантам

Таблица 4 - Исходные данные для расчёта экономической эффективности от производства нового изделия

  Показатель Условное обозначение Варианты
                   
                       
1.Затраты на основные и вспомогательные материалы, руб. Рм                    
2.Затраты на комплектующие изделия, руб. Рк                    
3.Основная заработная плата основных производственных рабочих, руб. Зо                    
4.Норматив дополнительной зарплаты производственных рабочих, % НД                    
5.Норматив общепроизводственных расходов, % Нобп                    
6.Норматив общехозяйственных расходов, % Нобх                    
7.Норматив расходов на реализацию, %. Нреал 2,0 3,0 3,2 2,8 3,5 3,7 3,0 2,9 2,5 3,0

 

Продолжение табл. 4

                       
8. Производственная площадь, необходимая для производства нового изделия, м2 Sзд                      
9.Стоимость 1м2 производственной площади, тыс. руб. Цм                    
10.Норма прибыли на единицу изделия, % Нре                    
11.Годовая программа выпуска нового изделия, тыс. шт. N                    
12.Первоначальная стоимость основных фондов, необходимых для производства нового изделия, млн. руб. ОФс                    
13. Средняя норма амортизации, % На 9,4 8,5 9,2 7,5 8,1 9,8 7,2 8,5 6,5 7,2
                                   

1. Расчет стоимостной оценки затрат

Затраты представляют собой инвестиции в основной капитал, которые включают следующие составляющие

И = ИОБ + ИЗД,

где И – инвестиции в оборудование (первоначальная стоимость основных фондов), ден. ед. (табл. 3);

ИЗД – инвестиции в здания, ден. ед.

Инвестиции в здания определяются по формуле

ИЗД= SЗД * ЦМ,

где Sзд – производственная площадь, необходимая для производства нового изделия (табл. 3), м2;

ЦМ – цена одного м2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.115 с.)