Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь



Государственное регулирование инновационной деятельности требует четкого выделения объектов и субъектов регулирования.

Объекты – научно-техническая инновационная деятельность и отношение между ее участниками; отношение между органами государственной власти и управления и участниками инновационной научно-технической деятельности.

Субъекты – органы государственной власти и управления, юридические и физические лица, осуществляющие данную деятельность в РБ.

В системе государственного регулирования инновационной деятельности выделяют уровни:

1.На государственном уровне регулирование сосредоточено на определении стратегии развития науки и техники; в выборе и формировании национальных приоритетов; в разработке научно-технических программ.

2.На отраслевом уровне регулирование нацелено на конкретизации направлений НТП, формирование межотраслевых программ. Обеспечивается смешенным финансирование.

3.На исполнительном уровне (НИИ, конструкт бюро, научные организации и предприятия) выполняются научно-технической программы и изготавливается новая техника.

Основными составляющими государственного регулирования научной и инновационной деятельности являются:

1.Прогнозирование важных направлений научно-технической и структурно-инвестиционной политики.

2. Разработка научно-технических программ.

3.Финансирование и кредитование научно-технической деятельности.

4.Налогообложение.

5.Государственный заказ.

Опыт зарубежных стран показывает, что доля высокотехнологической продукции, поставляемой на мировые рынки, находится в прямой зависимости от развитости национальной инновационной инфраструктуры.

В связи с этим важная роль в государственном регулировании отводится участию государства в формировании инновационной инфраструктуры, которая включает четыре составляющие:

1. Правовая инфраструктура:

- комплекс законов об охране объектов интеллектуальной деятельности и защите прав;

- правовые акты, стимулирующие НИОКР в интересах промышленности и регулирующие процессы передачи результатов исследований в сферы их использования;

- комплекс законодательных актов, определяющих условия создания и деятельности институтов поддержки предпринимательского бизнеса;

- правовое обеспечение деятельности малого и среднего бизнеса.

2. Информационная инфраструктура: - справочная, патентная, конъюнктурная, аналитическая, техническая и рекламная информация.

 

3. Специализированные инновационные центры:

- Технопарки.

- Инкубаторы.

- Центры предпринимательства.

- Свободные экономические зоны.

- Центры трансфера технологий.

- Предприятия, работающие в сфере технологий.

 

4. Финансовые институты: - банки, инвестиционные институты, индивидуальные инвесторы, венчурные фонды, бюджет и др.

 

В настоящее время в республике принят ряд законодательных и нормативных актов, касающихся сферы малого инновационного предпринимательства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 244 предусмотрено существенное снижение налогов на прибыль и добавленную стоимость, таможенных пошлин и др. в случае производств и предприятий, основанных на новых и высоких технологиях.

Под технопарком понимается субъект инновационной инфраструктуры, способствующий развитию предпринимательства в научно-технической сфере путем создания благоприятных условий, включающих материально-техническую и информационную базу.

Технопарк обеспечивает условия для осуществления инновационного процесса - от поиска (разработки) новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации.

Предметом деятельности технопарка являются комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и доведение их до потребителя на коммерческой основе.

Положение «О научно-технологическом парке» от 31.07.97 г. № 998 устанавливает порядок создания и ликвидации технопарков, определяет основные направления их деятельности. Критерии и процедуры отнесения субъектов хозяйствования, действующих на территории Республики Беларусь, к технопаркам определяет «Порядок отнесения субъектов хозяйствования к научно-технологическим паркам», утвержден приказом ГКНТ от 27.11.97 г. № 95.

В Беларуси функции действующих технопарков, в основном, сведены к поддержке малых предприятий, уже наладивших выпуск своей продукции. В этом их отличие от зарубежных аналогов. В итоге результаты деятельности отечественных технопарков значительно скромнее, чем можно было бы ожидать от такого рода структур.

В настоящее время в РБ функционируют следующие технопарки.

1. Национальный инфопарк

2. Парк высоких технологий

3. Технологический парк «Метолит»

4. Технологический парк «Могилев»

 

Национальный инфопарк (ассоциация) - добровольное объединение предприятий – разработчиков информационных технологий, деятельность которого направлена на поддержку текущей деятельности своих членов и содействие их стратегическому развитию, которое предполагает формирование и становление конкурентоспособной национальной системы разработки информационных технологий.

Ассоциация проводит мероприятия по поиску внешних заказов и привлекает членов ассоциации к их совместной реализации в соответствии со специализацией и компетенцией. Ассоциация накапливает сведения о белорусских предприятиях ИКТ отрасли.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 234 от 3 мая 2001 г. «О государственной поддержке разработки и экспорта информационных технологий» члены ассоциации получают налоговые льготы, что повышает их конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках.

Деятельность Парка высоких технологий регулируется Положением о Парке высоких технологий (Декрет Президента Республики Беларусь 22.09.2005 № 12).

Направлениями деятельности Парка высоких технологий являются:

- разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики;

- экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения;

- другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В качестве резидентов Парка высоких технологий могут быть зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, представившие в администрацию Парка соответствующие документы и осуществляющие или планирующие осуществлять один или несколько следующих видов деятельности:

- анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем;

- деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения;

- фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка высоких технологий) и реализация результатов таких исследований и разработок;

- другие виды деятельности, определенные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Между резидентом Парка высоких технологий и администрацией Парка заключается договор, в котором устанавливаются права и обязанности резидента Парка высоких технологий. Администрации Парка, определяются сроки и условия предоставления резиденту зданий, сооружений, помещений, иного имущества на территории этого Парка, порядок их использования, иные положения по согласованию сторон.

Резиденты Парка высоких технологий освобождаются от:

- налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности);

- налога на прибыль;

- налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности).

- земельного налога земельные участки в границах Парка высоких технологий на период строительства на них резидентами этого Парка, но не более чем на три года, зданий и сооружений, предназначенных для осуществления их деятельности;

- налога на недвижимость;

- таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь для осуществления указанных выше видов деятельности;

- оффшорного сбора при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам).

Инкубатором малого предпринимательства (ИМП) является организация, которая создается на основе любых форм собственности и предоставляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела и приобретения ими финансовой самостоятельности. Основной задачей инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством создания организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность.

Инновационный центр ( ИЦ) представляет собой специализированный инкубатор малого предпринимательства, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность разрабатывать и использовать новые технологии и другие новшества, которые позволили бы им в будущем развивать собственное производство.

Правовые и экономические основы организации и функционирования инкубаторов в Республике Беларусь определяет Положение «Об инкубаторах малого предпринимательства», утвержденное Советом Министров Республике Беларусь от 04.06.1997 №640. Инкубаторы очень важны для нашей страны, потому что они покрывают раннюю, наиболее рисковую стадию разработки высокотехнологичного продукта, которая у нас является одним из наименее развитых этапов инновационного процесса.

Практически все ИЦ осуществляют информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства, занимаются поиском партнеров, инвесторов и кредиторов, оказывают содействие внедрению современных технологий, проводят маркетинговые исследования, оказывают консалтинговые услуги. Но ни один ИЦ не осуществляет финансовую поддержку, которая крайне необходима для инновационных предприятий.

Под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно–технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности (ст.1 Закона РБ «О свободных экономических зонах»).

Правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" и Законом Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 213-3 "О свободных экономических зонах" с последующими изменениями и дополнениями.

Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим Положением о СЭЗ. В основном это привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей.

Тем не менее, есть и специфические цели. Например, для СЭЗ "Гомель-Ратон" - это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ "Брест" - расширение производства потребительских товаров и услуг; для СЭЗ "Минск" - повышение загрузки аэропорта "Минск-2" и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ "Витебск" и "Могилев" - развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ "Гродноинвест" - трансформация в экономику региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) действуют в Республике Беларусь с 1996 г. В настоящее время уже создано шесть Свободных экономических зон:

1. Свободная экономическая зона «Брест».

2. Свободная экономическая зона «Витебск»

3. Свободная экономическая зона «Гомель - Ратон»

4. Свободная экономическая зона «Гродно»

5. Свободная экономическая зона «Минск»

6. Свободная экономическая зона «Могилев»

Резиденты СЭЗ имеют существенные таможенные преференции и налоговые льготы:

- в течение пяти лет освобождены от уплаты налога на прибыль с момента ее объявления, затем - в половинном размере;

- НДС уплачивается в половинном размере;

- налога на недвижимость не выплачивается.

Центр трансфера технологий – организация, содействующая реализации инноваций (ст.7 Законопроекта РБ «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в РБ»). ЦТТ создаются в кооперации с научными организациями республики для организации потока новых технологий от научных центров республики в производство.

Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ) – создан в мае 2003 г. при содействии Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ), Национальной академии наук Беларуси, Программы развития ООН (ПРООН) и Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

Региональные отделения РЦТТ.

1. Брестское областное отделение;

2. Гомельское региональное отделение;

3. Гродненское региональное отделение;

4. Могилевское региональное отделение;

5. Новополоцкое региональное отделение;

Главная цель РЦТТ – содействие сотрудничеству между разработчиками, предпринимателями и инвесторами.

РЦТТ оказывает следующие услуги субъектам инновационной деятельности Республики Беларусь:

- поиск технологий, специалистов, партнеров и инвесторов в республике и за рубежом, оказание помощи в подготовке контрактов и создании совместных предприятий;

- помощь в разработке инновационных и инвестиционных проектов. Размещение информации о проектах в форматах ЮНИДО и IRC на портале РЦТТ, международных базах данных, в частности, в «UNIDO Exchange», Российской сети трансфера технологий (RTTN), европейской сети IRC, зарубежных информационных агентствах и изданиях;

- разработка бизнес-планов и финансового обоснования инвестиционных проектов, отвечающих требованиям ЮНИДО и Министерства экономики Республики Беларусь;

- организация участия клиентов РЦТТ в выставках, конференциях, семинарах и др. мероприятиях в области инновационной деятельности;

- организация и проведение курсов и семинаров по повышению квалификации в области инновационной деятельности для персонала научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, малых и средних предприятий.

Услуги, оказываемые РЦТТ зарубежным фирмам и инвесторам:

- поиск технологий, партнеров и специалистов требуемой квалификации на территории Беларуси, оказание помощи в подготовке контрактов и создании совместных предприятий;

- предоставление информации о проектах, предлагаемых белорусскими организациями;

- размещение информации о проектах, предлагаемых зарубежными партнерами на портале РЦТТ в форматах ЮНИДО и IRC;

- организация переговоров с белорусскими партнерами;

- подготовка индивидуальных программ для деловых поездок в Беларусь.

Для усиления государственной поддержки инновационной деятельности в республике образован Белорусский инновационный фонд постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.1998г. №1739, который является государственной, некоммерческой организацией в ведении Государственного комитета по науке и технологиям. Белинфонд входит в состав НАН Беларуси с правами юридического лица.

Белинфонд осуществляет:

- финансовую поддержку инновационных проектов на возвратной основе;

- финансирование промышленного освоения результатов исследований и разработок, высокоэффективных изобретений, имеющих важное народнохозяйственное значение;

- содействие организации эффективного взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики в развитии научно-технического потенциала Республики Беларусь;

- повышение экономической эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектов и разработок на основе использования современных организационно-финансовых методов управления развитием науки и техники;

- содействие созданию и развитию в стране производств, основанных на новых и высоких технологиях;

- поддержку развития инфраструктуры рынка технологий, научно-инновационного предпринимательства;

- стимулирование внешнеэкономической деятельности, включая участие в реализации лицензионных соглашений;

- проведение выставок, ярмарок научно-технической продукции, семинаров, конференций, симпозиумов и др. научно-практических мероприятий;

- финансовую поддержку информационного обеспечения инновационной деятельности, издание научно-технической и научно-методической литературы (включая периодические издания, каталоги инновационных проектов).

Формирование средств Белинфонда производится за счет: бюджетных средств, добровольных взносов министерств, органов государственного управления, объединений, предприятий, организаций, вкладов иностранных фирм и организаций, поступлений от уставной деятельности, других доходов, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Инновационные проекты субъектов хозяйствования различных форм собственности финансируются из средств фонда на конкурсной основе.

 

Тема 13. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.37.56 (0.056 с.)