Работа ккр по пресечению мошенничества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа ккр по пресечению мошенничества



Одним из приемов преступного вмешательства в бизнес и овладения имуществом и материальными ценностями ИКК является мошенничество персонала, в основе которого лежит умелое использование несовершенства законов и нормативно-правовых и финансовых документов, сложность и многоступенчатость финансово-экономических связей, некомпетентность и юридическая неосведомленность, беспечность и доверчивость руководителей ИКК, бесконтрольность их деятельности.

Мотивами мошеннических действий могут быть финансовые обстоятельства; пороки и пагубные пристрастия; давления обстоятельств, связанные с работой; прочие виды воздействий и сложившихся ситуаций. Внешними причинами являются долги, чрезвычайные обстоятельства, внутреннимистимулами – «комплексы» человека (недовольство зарплатой, низкая оценка профессионализма), когда люди мошенничают под предлогом возмещения пережитых несправедливостей. Опытный сотрудник ИКК видит ее слабые места и умеет грамотно замаскировать свои действия, он идет на воровство при сочетании двух факторов: желания украсть и возможности это сделать. В основе финансовых обстоятельств лежат жадность; привычка жизнь не по средствам; большие долги; отсутствие свободных средств; финансовые потери; неожиданные потребности в значительных суммах (стихийные бедствия, болезнь близких). Пороки и пагубные пристрастия определяются приверженностью к азартным играм, наркотикам, алкоголю и другим дорогим удовольствиям.

Давление обстоятельств, связанных с работой, приводит к тому, что сотрудники идут на мошенничество, чтобы «свести счеты» с начальниками или сослуживцами. Мотивами служат неудовлетворенность и недооценка их работы руководством; боязнь увольнения; ощущение, что платят меньше, чем заслуживаешь и т.п. Прочими видами воздействий и сложившихся ситуаций могут быть финансовые затруднения из-за рискованного размещения сбережений, семейные и личные проблемы.

Типичными для наемных работников, по данным зарубежной печати, являются следующие виды мошенничества.

1. Воровство наличности из кассы: воровство чеков; использование наличности не по назначению; фальсификация кассовых книг; фальсификация банковских счетов; подделка чеков; оплата личных счетов чеками ИКК.

2. Фальсификация счетов-фактур и транспортных накладных; завышение фактурирования; кражи имущества, продукции, инвентаря.

3. Сговор с клиентами или поставщиками: получение «благодарности» за услуги; искусственное завышение цен; использование подставных фирм; переплата «сверху»; выдача дутых векселей; использование имущества, оборудования и материалов ИКК в личных целях.

4. Представление заказов за взятки: мошенничество со страховками, с налоговыми декларациями, счетами, недекларируемыми доходами; фальсификация записей в бухгалтерских книгах.

5. Фальсификация отчетности о командировках: завышение расходов; включение в отчет личных затрат; невозвращение авансовых сумм; несанкционированная продажа имущества фирмы; компьютерные мошенничества.

6. Мошенничество с выплатой заработной платы: обналичивание невостребованных чеков; фальсификация часов переработки; оплата труда «мертвых душ».

Выделяют следующие способы и приемы мошенничества:

- совершаемые при участии лиц, состоящих в трудовых отношениях с ИКК: непосредственно работником ИКК; бывшим работником ИКК; посторонним субъектом с помощью работника ИКК;

- совершаемые посторонними субъектами: руководителями официально зарегистрированных и действующих предприятий (причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием; доведение до умышленного банкротства);

- совершаемые с использованием различных платежных документов.

Застраховаться от разновидностей мошенничества (хищение, растрата, присвоение, приобретение права на чужое имущество, в основе которых лежат обман, введение в заблуждение и злоупотребление доверием) собственных сотрудников руководству компании достаточно сложно. По данным статистики, 58 % известных случаев мошенничества и злоупотреблений совершаются рядовыми служащими, 30% – менеджерами среднего уровня и 12% – топ-менеджерами и собственниками компаний. Больше других мошенничают коллеги-родственники (72% случаев); потери от мошенничества мужчин вчетверо больше потерь от действий женщин.

Деятельность ККР призвана должна пресечь возможность (в идеале – создать условия, при которых человек не сможет и не захочет украсть) мошенничества и свести к минимуму потери компании от умышленных и неумышленных действий сотрудников. Система борьбы ККР с мошенничеством состоит из выявления мошенничества, противодействия ему и восстановления исходного состояния дел (компенсация ущерба).

Выявление мошенничества облегчается тем, что большая часть нарушений прогнозируема и выявляется путем всестороннего контроля за работой персонала – с грамотным анализом его результатов. Если ККР располагает данными о структуре и технологических процессах ИКК, а также четкими описаниями обязанностей каждого сотрудника, то, имея эту документированную информацию, нетрудно выявить отклонения от установленного порядка. Более сложно предотвратить (силами администрации, отдела кадров и СБ) проникновение в коллектив людей, склонных к мошенничеству, и создать микроклимат, исключающий обман.

Главный метод противодействия мошенничеству – это официальный и неофициальный многоуровневый контроль: от проверки времени прихода и ухода сотрудников, учета товарно-материальных ценностей, до контроля контактов (разговоры по ТФА, данные аудио- и видеозаписи) и адекватности поведения сотрудников (изменение благосостояния, ухудшение настроения, проявление замкнутости, рассеянности и т.п.).

Восстановление исходного состояния, включая компенсацию ущерба, предполагает, во-первых, юридическое воздействие при документальном фиксировании факта воровства и готовности к работе с правоохранительными органами. Во-вторых – психологическое давление, которое при полном или частичном документальном фиксировании воровства можно оказать на мошенника, используя его нежелание предавать огласке либо передавать по назначению информацию о содеянном (целью такого воздействия может быть возвращение утраченных сумм и восстановление имиджа предприятия).

Для эффективной борьбы с мошенничеством необходим комплекс конкретных действенных мер – возможно, с привлечением сторонних профессионалов для консультации.

Планирование деятельности ККР

Планирование ККР операций начинается с оценки угрозы промышленного шпионажа. Каждая ИКК располагает КИ, необходимой для выживания в рыночной обстановке, поэтому важно исследовать ситуацию (провести опрос руководства и ведущих специалистов, изучить положение на местах, оценить степень риска) и определить объем критической КИ, которая подлежит защите в первую очередь. Опрос руководителей необходим для выявления проблем и вопросов, которые могут быть целью шпионажа, а также для оценки вероятности раскрытия секретов и степени угрозы каждого такого события в случае его успешной реализации.

Затем следует проведение инспекции на местах с целью оценки состояния следующих объектов и процедур в ИКК:

- средства охраны и физической защиты по периметру, включая ограду, стены, ворота, барьеры, охранное освещение и охранников;

- стоянки автотранспорта, их местоположение, ограждение и освещение, система патрулей и караульной охраны служебными собаками;

- оконные стекла, покрытые специальными пленками, защитные ТС, телевизионная система наблюдения за персоналом и посетителями;

- замки и порядок хранения ключей, средства противопожарной безопасности и сигнализации;

- состояние ПЗП и зон ограниченного доступа, сейфов, камер и других ТС, обеспечивающих безопасность хранения КИ;

- возможность утечки КИ из департаментов ИКК – потенциальных целей промышленного шпионажа и других злоумышленников из числа криминальных элементов и террористов;

- контроль за работой сотрудников на участках, где возможны нарушения режимов работы (множительная техника, накладные и финансовые бланки и т.д.);

- контроль найма, продвижения по службе и назначения на участки, которые могут быть объектами шпионажа;

- проверка СБ под контролем руководства ИКК по всем аспектам обеспечения безопасности, включая порядок передачи донесений, наблюдение с помощью средств слежения, прослушивание разговоров и скрытное подключение к ТФА, использование осведомителей и агентов, ведение досье и записей, составление планов противопожарной безопасности и действий в чрезвычайных условиях, обучение персонала, несение караульной службы и наличие у СБ людских и технических ресурсов.

Для проведения инспекции целесообразно привлекать профессиональные фирмы, особенно если речь идет об ИКК, использующих высокие технологии – потенциальные объекты шпионажа.

Организация и планирование работы подразделения ККР в составе СБ предполагает разделение проводимых работ на индивидуальные задания с указанием полномочий и обязанностей непосредственных исполнителей; определение функциональных обязанностей сотрудников ККР и других подразделений СБ; установление с помощью инструкций по правилам и процедурам необходимых иерархических уровней и взаимосвязей; обеспечение работы каналов связи и обмена КИ; регулирование взаимодействия подразделений СБ.

Хотя операции ККР входят в общую сферу действия СБ, рассматривается возможность создания специального отдела или подразделения по борьбе с промышленным шпионажем – обусловленная спецификой данной работы и прямым подчинением руководителя ККР главе СБ компании.

Привлечение менеджеров ИКК к работе ККР возможно на всех уровнях: от высшего звена до руководителей функциональных подразделений. Формы взаимодействия здесь определяются степенью взаимного доверия и эффективностью совместных усилий, причем от того, в какой мере руководству удается улучшить производственные отношения и показатели бизнеса, зависит напряженность работы СБ.

Работа с персоналом ИКК

По данным статистики до 80% убытков многие современные фирмы несут из-за участия сотрудников в тех или иных неблаговидных деяниях. При этом степень лояльности характеризуют следующие данные: 34 % сотрудников абсолютно лояльны к компании; 8 % – скорее лояльны; 31 % – вынужденно лояльны; 27 % – нелояльны. Угрозы безопасности со стороны персонала возникают по причинам низкой квалификации, моральной неудовлетворенности работой, из-за наличия вредных привычек и др. (см. разделы 3.3-3.4). Каждый обиженный сотрудник – это «мина замедленного действия», которая рано или поздно срабатывает.

Универсальных рецептов, как обезопасить ИКК от негативных действий сотрудников, нет, однако возможности снизить такую опасность, держать ее под контролем и избежать нежелательных последствий, имеются. Эти возможности связаны с проведением осознанной, организованной, последовательной и целенаправленной кадровой политики в коллективе, которая базируется на трех основных принципах: прием и отбор персонала с помощью современных методов; продуманная и грамотно построенная система вознаграждения и служебного роста; организационная культура, поддерживающая климат взаимоотношений, благоприятный для совместной работы.

Обеспечение безопасности ИКК включает систематическую работу с персоналом, контроль сотрудников и управление их поведением. Возможные непреднамеренные или умышленные нанесения ущерба ИКК нельзя считать случайными актами – это достаточно сложные, обусловленные многими факторами негативные процессы. Необходимо проводить сбор и анализ информации о них, в том числе:

- организовать психодиагностику сотрудников с помощью собственных ресурсов или с привлечением внешних структур;

- инициировать наблюдение руководителей за поведением сотрудников и стандартизированное оформление отчетов для сбора и анализа информации о выполнении должностных обязанностей, дисциплине, профессионализме, контактах с коллегами и руководством, степени удовлетворенности результатами труда, конфликтах и проблемах, возникающих в коллективе, роли сотрудников в группе, влиянии на трудовую деятельность и психологический климат;

- собирать мнения коллег о сотрудниках (коммуникабельность, авторитет, конфликтность, личностные качества, профессионализм);

- собирать информацию о прежней трудовой деятельности сотрудников: местах и условиях работы, должностях, поведении, причинах увольнения;

- собирать информацию о жизни сотрудников вне ИКК (материальные условия, отношения в семье, интересы и увлечения, круг общения, связи, отношения с правоохранительными органами) – силами СБ и ККР в рамках обычной проверки сотрудников;

- собирать информацию об условиях труда сотрудников, их взаимоотношениях внутри коллектива, отношении к руководству, выполняемой работе.

Информация о сотруднике может быть получена из следующих источников:

- личные документы об образовании, трудовая книжка, автобиография, медицинские документы;

- результаты собеседования при приеме на работу в виде отчета;

- результаты тестов, психологические и профессиональные характеристики сотрудника;

- результаты опросов, полученные от руководителей и коллег с помощью опросных листов;

- отчеты руководителей или экспертов о сотрудниках, построенные в виде ответов на заранее сформулированные вопросы с индивидуальной направленностью (поскольку здесь представляет интерес определенный круг конкретных тем);

- текущие трудовые документы – поощрения и взыскания, приказы о повышении и перемещении по службе, предоставлении отпуска, оказании материальной помощи, медицинские документы;

- данные ККР – отчеты о финансовом положении, семейных делах, интересах и увлечениях, криминальных связях (эта КИ может быть получена с помощью наблюдения за жизнью сотрудника, контактов с соседями, бывшими коллегами и начальством, а также путем обмена КИ с правоохранительными органами).

Закрытый обмен данной КИ осуществляется между отделом кадров, информационной службой по работе с персоналом и аналитическим отделом ККР. В обмене принимают участие непосредственные руководители (управленцы нижнего и среднего звена) – распределение КИ должно удовлетворять принципу оптимальной достаточности, а условия обмена и хранения – отвечать режимным требованиям.

Отдел кадров хранит первичную КИ о сотрудниках: биографические и профессиональные данные, сведения о психофизическом состоянии, предварительную личностную информацию (круг интересов, представление о потребностях, ценностные ориентиры). Информационная служба собирает текущую КИ о сотрудниках: мотивация, отношения с коллегами и начальством, поощрения и взыскания, производственные достижения, должностные перемещения, удовлетворенность, интересы, проблемы, конфликты и т.п. Аналитический отдел получает первичные сведения и генерирует новую, более глубокую КИ, давая оценку личности каждого сотрудника с точки зрения угроз безопасности, решает вопрос о надежности и эффективности сотрудников ИКК.

Критериями надежности персонала являются:

- профессиональная надежность, которая обеспечивается квалификацией и опытом сотрудника, призванными соответствовать требованиям выполняемой работы;

- психологическая надежность, определяемая свойствами личности (характер, воспитание), которые позволяют работнику уверенно действовать в неожиданных и нештатных ситуациях, переносить стрессы и перегрузки, характерные для бизнеса;

- моральная надежность, имеющая в виду преданность сотрудника своему делу, лояльность и порядочность по отношению к ИКК, чувство ответственности перед коллегами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.019 с.)