Принципы организации противодействия КР конкурентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации противодействия КР конкурентов



Организация системы противодействия КР недобросовестного конкурента базируется на понимании факторов экономической безопасности ИКК и представлении возможных угроз безопасности со стороны злоумышленника. Как и при организации работы службы КР, системный характер противодействия означает концентрацию усилий в данном направлении всех специализированных подразделений ИКК: оперативных сил СБ, собственной КР, центра информационно-аналитической работы (ИАР) и др. Коммерческая контрразведка (ККР) и КР совместно решают общую задачу обеспечения экономической безопасности ИКК.

Особенно велика роль ККР при противодействии промышленному шпионажу, с помощью которого недобросовестные конкуренты стремятся устранить или нейтрализовать своих оппонентов – особенно в условиях криминализации населения, создающей почву для действий представителей бизнеса, привыкших решать проблемы преступным путем. Целью деятельности ККР является противодействие КР злоумышленника и пресечение правонарушений со стороны противоправных групп или отдельных лиц, посягающих на интересы ИКК или его сотрудников.

В отличие от КР, главным объектом ККР является не внешняя, а внутренняя среда функционирования компании. Эта среда включает следующие элементы:

- руководящий состав (директор, его заместители, главбух и т.д.) как потенциальные объекты КР конкурентов;

- вспомогательный персонал, имеющий доступ к КИ (секретари, работники канцелярии и т.д.);

- сотрудники ИКК, способные предоставить злоумышленнику сведения, помогающие совершить преступление (сторожа, охранники, водители персональных машин и т.д.);

- сотрудники СБ,

- ранее судимые лица из числа работников ИКК;

- сотрудники ИКК, родственники которых работают у конкурентов;

- бывшие работники и лица, уволившиеся из ИКК;

- работники ИКК, в силу своих должностных обязанностей регулярно принимающие посетителей.

Круг задач ККР включает обеспечение экономической безопасности ИКК; борьбу с промышленным шпионажем; прекращение мошеннических действий сотрудников ИКК; пресечение преступлений против групп или отдельных сотрудников на рабочих местах; оказание содействия правоохранительным, судебным и контрольно-надзорным органам в документировании действий лиц, совершающих уголовные преступления и административные проступки.

Подразделения ККР можно разделить на основные (их сотрудники проводят расследования, работают с информаторами и т.д.) и вспомогательные, задачами которых является содействие основным подразделениям (центр ИАР, группы технического обеспечения операций и т.д.). Главным документом, регламентирующим деятельность ККР, является закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», разрешающий указанную деятельность для сыска (в том числе добывания КИ) с осуществлением следующих видов действий:

- изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

- установление обстоятельств неправомерного использования фирменных знаков и наименований, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

- выяснение биографических и других данных о гражданах (с их согласия) при заключении ими трудовых или иных контрактов;

- поиск без вести пропавших граждан;

- поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества и т.д.

Разрешенные виды деятельности по сбору КИ реализуются путем устного опроса граждан и должностных лиц (с их согласия); наведения справок, изучения предметов и документов (с письменного согласия владельцев); внешнего осмотра строений, помещений и других объектов; наблюдения для получения КИ. Допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, ТС и других средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств радио- и телефонной связи.

Закон запрещает собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями граждан; осуществлять аудио- и видеозапись, фото- и видеосъемку в служебных и иных помещениях без письменного согласия соответствующих должностных лиц; применение действий, посягающих на права и свободы, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан; фальсификацию материалов и введение в заблуждение клиента; разглашение КИ и использование ее в интересах третьих лиц вопреки желанию клиента.

Важной функцией ККР является к онсультирование по вопросам безопасности ИКК и его персонала. Среди персонала ИКК выделяют группы лиц, которые необходимо инструктироватьи обучать на специализированных курсах. Цели, задачи, функции и другие вопросы деятельности ККР отражаются в положениях о СБ ИКК.

Методы и средства ККР

Наиболее распространенными методами работы сотрудников ККР являются скрытое наблюдение; открытый и зашифрованный опрос; наведение справок; изучение предметов и документов; внешний и внутренний осмотр зданий, строений, помещений и других объектов. Скрытое наблюдение (физическое, электронное) – метод негласного сбора КИ, основанный на визуальном и слуховом восприятии процессов и явлений, а также приемов их регистрации, касающихся объекта ККР. При соблюдении норм закона согласие наблюдаемого на использование этого метода на территории ИКК не требуется. Перечень ТС для наблюдения включает бинокли, стереотрубы и другие системы, позволяющие контролировать объект при обычном освещении в пределах зоны видимости; видеосистемы для наблюдения; инфракрасные системы и приборы ночного видения, используемые в условиях ограниченной видимости или в темное время суток (см. разделы 2.4-2.5). Для наблюдения за подвижными объектами возможен скрытый монтаж радиомаяков, которые позволяют определять их координаты и пеленговать с необходимой точностью.

Открытый или зашифрованный опрос – это устная беседа сотрудника ККР с намеченным (изучаемым) лицом для сбора фактов о событии или причастных к нему людях. Опрос может быть зашифрован, согласие на его проведение с сотрудником ИКК не требуется, если он при поступлении на работу давал письменное согласие на применении к нему законных методов (согласие других граждан обязательно). По результатам опроса возможна согласованная фиксация полученных сведений в письменном виде, на видеомагнитофон и т.п.

Наведение справок представляет собой устное или письменное обращение к гражданам с просьбой о предоставлении сведений, интересующих ККР, и их получение (в том числе в форме документов). Для сотрудников ИКК это является обязанностью, для должностных лиц – обязанностью в случаях, установленных законом, для остальных граждан – правом, но не обязанностью.

Изучение предметов и документов означает ознакомление и всестороннее исследование их с целью получения КИ. В отношении оригиналов предметов и документов, принадлежащих ИКК, требуется согласие собственника, зафиксированное в уставе ИКК; для других предметов и документов – предварительное письменное согласие владельцев. На предоставление копий документов и предметов (макетов, моделей и т.д.) согласия владельцев и собственников не требуется. Для изучения предметов и документов (оригиналов и копий) ККР вправе привлекать экспертов и консультантов.

Внешний и внутренний осмотр строений, помещений и других объектов предполагает визуальное (гласное и негласное) их обследование для фиксации необходимых ККР сведений. Согласие собственника на внешний осмотр законом не предусмотрено; право СБ на внутренний осмотр фиксируется в уставе ИКК. При осмотре допускается применение ТС средств и участие специалистов. Из перечисленных методов наиболее эффективным считается опрос, поскольку в рамках этого метода возможна деятельность информаторов ККР, которых можно разделить на следующие группы:

- работники ИКК, осведомляющие о действиях потенциальных источников утечки КИ в силу своего служебного положения (секретари, водители персональных машин и т.д.);

- соседи, знакомые и друзья, осведомляющие о правонарушениях в отношении охраняемых сотрудников ИКК во внеслужебное время;

- лица, не работающие на ИКК, но имеющие близкие контакты с сотрудниками ИКК, которые являются потенциальными объектами разработки со стороны КР конкурентов (см. раздел 2.6);

- сотрудники ККР, негласно внедренные в качестве работников ИКК.

Для оценки эффективности работы ККР необходимо определить критерии и показатели ее деятельности. Критериями эффективности ККР могут быть степень противодействия мероприятиям КР конкурентов и преступникам, а также уровень предотвращенных и пресеченных правонарушений на объектах ИКК. Показателями работы ККР являются:

- число лиц, привлеченных к ответственности за разглашение КИ;

- число лиц, причастных к промышленному шпионажу;

- количество (число и объем) реализованных информационных материалов о причинах и условиях совершения правонарушений в ИКК;

- число выигранных судебных процессов по гражданским и уголовным делам на основании материалов ККР;

- количество (число и объем) рассмотренных материалов, подготовленных ККР, по административным правонарушениям;

- число служебных расследований, проводимых в отношении персонала ИКК;

- число разысканных без вести пропавших сотрудников ИКК;

- статистика и результаты проверок сотрудников ИКК;

- количество (объем и стоимость) утраченного сотрудниками и возвращенного ИКК имущества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.211.23 (0.01 с.)