Народники и социал–демократическое движение в Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народники и социал–демократическое движение в Беларуси



Народничество, характерное для революционного движения России конца 60–х – начала 90–х гг., получило распространение среди разночинной интеллигенции Беларуси. Идеология народничества зародилась в конкретных исторических условиях: нерешенность крестьянского вопроса после реформы 1861 г., вера в возможность непосредственного перехода к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину.

Революционное народничество 70–х – начала 80 гг. ХIХ в. проявилось теоретически и практически в трех программах: пропагандистской (П. Лавров), бунтарской (М. Бакунин), заговорщической (Л. Ткачев).

Народники Беларуси были идейно и организационно связаны с русским народничеством. Идеи А. Герцена, М. Чернышевского были известны К. Калиновскому, В. Врублевскому, З. Сераковскому и другим участникам восстания 1863–1864 гг. Среди известных пропагандистов – участников «хождения в народ» начала 70–х XIX в. были уроженцы Беларуси С. Ковалин, Н. Судиловский, К. Брешко–Брешковская. В 1874–1884 гг. землячества и нелегальные группы белорусских студентов существовали во многих учебных заведениях России. Члены этих организаций нередко были руководителями народнических кружков в Минске, Могилеве, Витебске, Пинске, Гродно, Слуцке и в других городах Беларуси. Они занимались самообразованием, изучали запрещенную литературу, пытались вести агитацию среди крестьян. Эти незрелые в политическом отношении кружки действовали полностью в русле общероссийских народнических организаций.

Народническое движение на территории Беларуси развивалось под непосредственным влиянием возникшей в Петербурге организации «Земля и воля» (1876). Центром движения становится Минск (кружок Н. Волера (1877)).

В 1879 г. «Земля и воля» раскололась на две организации: «Черный передел» и «Народную волю». Отказавшись от политической борьбы, «чернопередельцы» считали главной целью осуществление передела земли помещиков между крестьянами. «Народная воля» выступала против самодержавия, стояла за индивидуальный террор.

Значительная часть белорусских народников пошла за «чернопередельцами». Этому способствовал приезд Г. Плеханова в Минск, где была организована типография «Черного передела». Однако арест «чернопередельцев» в Москве и Петербурге, разгром типографии в Минске, вынужденная эмиграция ее руководителей отрицательно сказались на настроении «чернопередельцев» Беларуси. Значительная их часть перешла на позиции «Народной воли».

В 1882 г. «Северо–западная организация „Народной воли“» с центром в Вильно объединила народнические кружки Минской, Могилевской, Витебской, Гродненской, Виленской и Ковенской губерний.

В 1884 г. образовалась группа «Гомон». В нее входили белорусские студенты, которые учились в Петербурге. Они признавали программу «Народной воли», провозглашали право белорусского народа на национальную самостоятельность, впервые заговорили о существовании белоруской нации, представляли будущую свободную от социального и национального гнета страну как федерацию самоуправляющихся областей во главе с учредительным собранием. Организация издала два номера периодического издания «Гомон». «Гомоновцы» не смогли создать единую организацию: белорусское народничество, как и российское, переживало кризис, сходило с исторической арены и уступало место марксизму.

В 1884–1890 гг. господствующее направление в народничестве – либеральное. Народники сконцентрировали внимание на укреплении крестьянского землевладения, предлагали укрепить общинное землевладение, развивать крестьянские промыслы. Белорусские народники приветствовали проект отмены сервитутов и чиншевую реформу, открыли в Минске отделение Крестьянского поземельного банка. Взгляды белорусских либеральных народников оказали существенное влияние на развитие национальной истории и культуры Беларуси.

Развитие капиталистических отношений в экономике Беларуси, промышленный переворот, рост городов, промышленных центров привели к формированию рабочего класса. Рабочее движение 70-х–90 гг. XIX в. было направлено на улучшение материального положения рабочих, повышение зарплаты, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда.

В 80-х – начале 90 гг. начал распространяться марксизм: в Минске (З. Абрамович, И. Гурвич, С. Трусевич), Гродно (Н. Демьянович, С. Галюн), Витебске (Н. Саковкин–Заславский, П. Дубинская) организованы марксистские кружки и группы,которые, однако, слабо связаны с массовым рабочим движением.

В середине 90-х гг. ХIХ в. рабочее движение Беларуси объединилось с общероссийским социал–демократическим движением. Членами «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» (1895) были уроженцы Беларуси П. Лепешинский, Н. Левашкевич, Т. Максимов. Социал–демократические организации Минска, Гомеля, Витебска, Сморгони, Брест–Литовска, Гродно, Пинска проводили политическую пропаганду среди рабочих, распространяли революционную литературу, руководили стачечной борьбой.

Вывод. Во второй половине ХIХ в. революционное движение на Беларуси, как и во всей России, не достигло своей главной цели – самодержавие и связанная с ним социально–экономическая и политическая система продолжали существовать. Именно в это время были заложены идейные и организационные основы дальнейшей борьбы разных оппозиционных самодержавию сил, которые начали формироваться в партии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.004 с.)