Создание белорусской советской государственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание белорусской советской государственности



Позиция в отношении белорусской нации и государства. Руководство Северо-Западного обкома РКП(б), Облисполкомзапа, Областного Совета Народных Комиссаров считали, что Беларусь должна быть территори-льной административно-хозяйственной единицей РСФСР, так как белорусы, с их точки зрения, не являются нацией. Хотя, например, В. И. Ленин считал, что Беларусь имеет право на самоуправление и самостоятельное государственное существование. Он писал о немедленном «восстановлении свободы для Финляндии, Украины, Белоруссии, для мусульман …».

Белорусский национальный комиссариат, созданный 31 января 1918 г. при комиссариате по делам национальностей РСФСР, настаивал на необходимости создания БССР и установления тесных связей с Россией на принципах автономии. Но эта идея с большими трудностями пробивала себе дорогу.

Вопрос о судьбе Беларуси стал предметом экстренного рассмотрения в ЦК РКП(б). 24 декабря 1918 г. Пленум ЦК РКП(б) принял постановление о создании БССР.

Таким образом, все существовавшие на территории Беларуси органы советской власти изменили позиции в отношении юридического статуса Беларуси и даже пошли на признание ее самостоятельности, а не только автономии.

Международная обстановка накануне создания БССР. После освобождения Беларуси от немецких оккупантов, возобновления деятельности советской власти на этих территориях, в связи с притязаниями Польши на восстановление исторической Речи Посполитой в границах 1772 г. вопрос об образовании белорусской национальной государственности вновь встал острейшим образом.

Страны Антанты, дипломатически дистанцируясь от польских притязаний на востоке, фактически поощряли эти устремления. По сути поляки получили от стран Запада и США карт-бланш на агрессию, целью которой являлось всемерное ослабление Советской России. В этих условиях западные национальные окраины бывшей Российской империи стали восприниматься как своеобразный буфер между Россией и Центральной Европой. Поэтому в Москве приходят к выводу и о необходимости самоопределения для Беларуси.

Вывод. Решающим фактором изменения позиции центра в отношнии статуса Беларуси стали внешнеполитические обстоятельства, это во-первых. Во-вторых, деятельность БНР способствовала, в определенной степени, росту национального самосознания и повлияла на решения правительства В. И. Ленина.

Провозглашение БССР. Большую подготовительную работу проводят Белнацком, Центральное Бюро белорусских коммунистических секций, Комитет московских белорусских секций РКП(б). Решаются вопросы о составе правительства и его председателя, о примерных границах нового государственного образования, готовится проект Манифеста Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси.

30 декабря 1918 г. в Смоленске открылась шестая Северо-Западная областная конференция РКП(б). Она постановила переименовать Северо-Западную организацию РКП(б) в Коммунистическую партию (большевиков) Беларуси, а себя соответственно провозгласила I съездом КП(б)Б. В последующие два дня шла напряженная работа по формированию состава правительства и принятию окончательного варианта Манифеста, который явился первым конституционным актом Советской Беларуси.

Белорусское государство в 19191921 гг. Свою деятельность правительство БССР начало в очень сложных экономических и политических условиях.

На освобожденной от немецких оккупантов белорусской земле было разрушено все то, что можно было уничтожить и разрушить. Ситуация осложнялась гражданской войной и приближающейся военной угрозой с Запада.

По инициативе В. И. Ленина 16 января 1919 г. ЦК РКП(б) принял решение, в котором предлагалось Смоленской, Витебской и Могилевской губерниям выйти из состава БССР, а Минской и Гродненской – объединиться с Литовской Советской Республикой. С этим Постановлением не была согласна большая часть правительства Беларуси. 2–3 февраля 1919 г. был созван I Всебелорусский съезд Советов. Он принял следующие декларации:

– ко всем народам и правительствам, где призывал признать независимость БССР и установить с ней дипломатические отношения;

– об установлении федеративных связей с РСФСР;

– об объединении советских социалистических республик в одно государство.

На I Всебелорусском съезде Советов была принята Конституция БССР, утверждены герб и флаг республики. Съезд принял решение об образовании объединенной Литовско-Белорусской Республики (ЛитБел). 27 февраля 1919 г. в Вильно состоялось объединенное заседание ЦИК Литовской и Белорусской Советских Республик, которое приняло решение о создании Советской Социалистической Республики Литвы и Беларуси (ЛитБел ССР). Официальное название – «ССРЛиБ». В связи с началом польско-советской войны (1919–1921) к лету 1919 г. ЛитБел оказалась оккупированной Польшей и 16 июля СНК ЛитБел прекратил свою деятельность.

Вывод. Несмотря на все сложности и ошибки принятого решения, в начальный период военных действий ЛитБел выполнила свою роль буфера между изнемогавшей в кольце фронтов Центральной Россией и Польшей.

В мае-июне 1920 г. Красная Армия перешла в контрнаступление и на освобожденной части шести поветов (уездов) Минской губернии 31 июля 1920 г. была повторно провозглашена Советская Социалистическая Республика Беларусь. В Декларации указывалось, что республика является самостоятельным, суверенным государством, определялась ее территория. До первого укрупнения в 1924 г. в составе БССР оставалось шесть уездов с населением 1,6 млн человек.

В результате подписанного 18 марта 1921 г. мирного договора между РСФСР, Украиной и Польшей Беларусь потеряла 108 тыс. км2 собственной территории с населением более 4 млн человек. Целесообразно еще раз отметить, что земли Витебщины, Гомельщины, западные уезды Смоленщины находились под юрисдикцией РСФСР.

Новые взаимоотношения между БССР и РСФСР законодательно закреплены в Союзном договоре от 16 января 1921 г., ратифицированном в июле 1921 г. В нем признавалась «независимость и суверенность каждой из договаривающихся сторон». Этот договор свидетельствовал о расширении полномочий БССР. В марте 1921 г. правительство Беларуси открыло в Москве свое представительство, которое сыграло большую роль между двумя странами.

Мирное строительство в БССР показало, что многие экономические задачи невозможно решить без объединения всей территории, без консолидации нации как единой исторической общности. Поэтому в марте 1924 г. было принято Постановление о передаче БССР территории с преимущественно белорусским населением. В результате этого решения территория увеличилась до 110 тыс. км2, а население до 4 млн человек. В ноябре 1926 г. произошло еще одно укрупнение территории и населения.

После двух укрупнений БССР ее территория составляла 125 950 км2 с населением около 5 млн человек. В границах республики сложился единый в экономическом, культурно-бытовом и национальном отношении регион.

Вывод. Создание БССР юридически явилось началом действительной государственности Беларуси, ее полной независимости и суверенитета. Это важнейшее в истории белорусского народа событие произошло в обстановке бурных государственно-политических преобразований в Европе в результате Первой мировой войны. Они привели к распаду всех европейских империй, созданию и восстановлению государственности Беларуси и других стран.

 

39 Конституционное оформление общественно-политической системы БССР и ее основные характеристики в 20–30-е гг. XX в.

В белорусском обществе в первой половине 20-х гг. целесообразно выделить две противостоящие тенденции.

Первая была направлена на демократизацию общественно-политических, экономических и духовных отношений, что соответствовало целям и условиям проведения НЭПа. Эта тенденция находила проявление в существовании разных форм собственности, расширении компетенции Советов как органов власти. В самом начале 20-х гг. компартия еще признавала возможность некоторых политических партий участвовать в возрождении белорусской национальной государственности, при условии, что они находились на платформе советской власти.

Вторая связана с продолжением политики «военного коммунизма», что предполагало монополизацию всей общественно-политической, экономической и духовной жизни, противостояние коммунистической партии другим политическим объединениям, применение силовых методов разрешения противоречий. Данная тенденция стала постепенно проявляться, а затем и доминировать уже с середины 20-х гг. Усиливается директивная система управления всеми сферами, а не только экономикой.

Общественные организации собирались лишь для передачи указаний и распоряжений вышестоящих органов власти или критики, так называемых «врагов народа».

Вывод. Режим демократического централизма, преобладавший в начале 20-х гг., трансформировался с середины 20-х гг. в режим авторитарного централизма. Значительную роль в правовом оформлении общественно-политической системы БССР принадлежит Конституциям 1927 и 1937 гг.

На рубеже 20–30-х гг. для общественно-политической системы Беларуси становится характерным усиление административно-командных методов управления, демократическая система управления была полностью исключена из общественно-политической жизни. Бюрократический аппарат превращается в самостоятельный класс, который реализовывал свои интересы и спекулировал на энтузиазме масс. Советы создавали видимость власти. Большие потери понесли профсоюзы: были ликвидированы их территориальные советы, вводились должности уполномоченных ВЦСПС на общественных началах. Административно-командные методы управления дополнялись государственным террором, вплоть до организации массовых репрессий. Народ не принимал участие в управлении и не влиял на формирование органов власти. Происходит сращивание партийного и государственного аппарата, формируется культ личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.006 с.)