Технология конструирования трудового коллектива. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология конструирования трудового коллектива.



 

В советскую пору много внимания уделялось проблемам идейно-воспитательной работы в социалистических коллективах – учебных, воинских, но, прежде всего, – трудовых. Трудовой коллектив, как основная ячейка советского социалистического общества, привлекал внимание философов, экономистов, социальных психологов, специалистов в области производственной педагогики и т.п.

С развитием рыночных отношений в отечественной экономике почти родное для нас понятие «коллектив» стало все чаще заменяться другим, непривычным пока понятием «персонал». К примеру, в одном из последних учебников для студентов вузов по специальности «государственное и муниципальное управление» трактуется как «штатный состав работников предприятия, организации, учреждения»; при этом упоминаются четыре разновидности персонала: административно-управленческий (АУП), инженерно-технический, обслуживающий и рабочий. Слово «коллектив» в перечне терминов и понятий отсутствует вовсе (60).

Иной подход к определению понятия «коллектив» встречаем у В. М. Шепеля.

«В современном научном менеджменте, – отмечает он, – высоко организованный деловой социум – важный фактор экономической и социальной эффективности предприятия. Важнейшими его составляющими являются отлаженность формальных и неформальных отношений, здоровый дух сплоченности, активно действующая позитивная социокритическая масса. Подобное состояние делового социума, плюс наличие «социальных колес» управления в отечественной литературе принято обозначать через понятие «трудовой коллектив» (61).

Из данного определения следует, что:

1. Трудовой коллектив должен быть высоко организованным;

2. Трудовой коллектив (разумеется, высоко организованный) – важнейший фактор экономической и социальной эффективности;

3. В трудовом коллективе должны быть отлажены формальные и неформальные отношения;

4. Коллективу (с отлаженными формальными и неформальными отношениями) должен быть присущ здоровый дух сплоченности;

5. В коллективе должна существовать активно действующая позитивная социокритическая масса.

Но какое отношение все это имеет к маркетингу? Оказывается, самое прямое.

Поступая на работу в то или иное учреждение культуры, специалист социально-культурной сферы, как субъект обменных (профессиональных) отношений, исходит из того, что ему будут созданы все необходимые условия для осуществления своих творческих замыслов, выполнения оговоренных при заключении трудового договора функций, для проявления ожидаемой от него деловой активности. А необходимые условия – это не только наличие репетиционного помещения и музыкального инструмента, но и определенный морально-психологический климат, желание и готовность уже работающих в учреждении людей сотрудничать с вновь принятым специалистом, их моральная и профессиональная поддержка, наконец, укомплектованность штатного расписания работниками соответствующей квалификации. Только тогда специалист сможет проявить свои личные способности, расти творчески, т.е. удовлетворять свои социальные потребности.

В этом смысле становятся понятными исходные положения, сформулированные В. М. Шепелем в качестве характеристик трудового коллектива:

1. Трудовой коллектив – своеобразный социоклей, скрепляющий организационную структуру, формирующий культурный слой ее деловых и межличностных отношений;

2. Трудовой коллектив с большей готовностью, чем отдельные работники, принимает на себя экономическую и социальную ответственность;

3. Трудовой коллектив – сфера активного проявления личных способностей, формирования характера и утверждения духовных ценностей работников;

4. Трудовой коллектив – социальная площадка противостояния отдельных личностей и индивидной массы, своеобразное сито для тех, кто получает людское признание (62).

Что же касается собственно технологий конструирования, то надо, прежде всего, назвать два их вида: вертикальное конструирование и горизонтальное конструирование. В первом случае речь идет о создании необходимого числа структурных подразделений в рамках общей организации (предприятия, учреждения, учебного заведения и др.)

Работающие в организации люди организуются в отделы, секторы, цеха, службы и т.п.

Пример подобного конструирования приведен нами на рис. 16.

 

Рис. 16. Вертикальное конструирование трудового коллектива театра.

С точки зрения маркетинга речь идет о сегментировании рынка профессиональных услуг. Сосредотачивая внимание на проблемах того или иного подразделения, администрация учреждения всякий раз выбирает целевой сегмент, принимая по отношению к работающим в этом сегменте людям те или иные маркетинговые шаги и меры.

Во втором случае (горизонтальное конструирование) усилия администрации направлены на тот или иной вид сегментов. Скажем, во дворце культуры это могут быть кружки, студии, любительские объединения, музыкальные классы и т.п. Даже в немногочисленных по числу работающих структурных подразделениях возникает немало проблем, связанных с распределением работ, урегулированием межличностных отношений, распределением каких-либо благ и т.п.

Вероятно, идеальной «конструкцией» трудового коллектива будет такая, при которой вертикальные и горизонтальные основания не противоречили бы друг другу. Но такая «идиллия» сама по себе не возникает. Гармония внутриколлективной жизни достигается кропотливой и целенаправленной организационно-воспитательной работой.

Необходимо подчеркнуть, что конструирование трудового коллектива требует не только организаторских усилий, но и материальных затрат на персонал. С точки зрения маркетинга – это адаптация товара для более удобной эксплуатации, его приспособление к конкретным условиям с целью наиболее эффективного использования.

При планировании расходов на персонал в первую очередь следует иметь в виду следующие статьи затрат:

– основная и дополнительная заработная плата;

– отчисления на социальное страхование;

– расходы на командировки и служебные разъезды;

– расходы на подготовку, переподготовку и повышение квали­фикации кадров;

– расходы, связанные с доплатами за общественное питание, жилищно-бытовым обслуживанием, культурой и физическим вос­питанием, здравоохранением и отдыхом, обеспечением детскими учреждениями, приобретением спецодежды;

– расходы на охрану труда и окружающей среды, на создание более благоприятных условий труда (соблюдение требований пси­хофизиологии и эргономики труда, технической эстетики), здоро­вого психологического климата в организации;

– расходы на создание рабочих мест (63)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.005 с.)